Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ОБГОНЯЮЩИЕ ВЕТРА

Posted on 16.03.2015 in Яхты | by

ОБГОНЯЮЩИЕ ВЕТРА

Который десяток лет не дает покоя всем любителям парусного спорта этот брутальный, оживленный и зрелищный класс парусных судов, поначалу основная глобальная регата «Кубок Америки» пересела на эти суда, позже его возвратили в олимпийскую семью, сейчас волна докатилась и до Рф. Естественно, мы говорим о катамаранах – многокорпусных парусных судах. Русская и русская история парусного спора и наши успехи в олимпийском парусе неразрывно связаны с катамараном, у нас есть русская школа катамарана, есть традиции, нам есть кем гордиться. Фактически, об этом и пойдет наш рассказ сейчас.

С началом нового года произошел ряд событий, которые вновь принудили заговорить об очень стремительных и прекрасных парусных лодках – катамаранах. Стало понятно, что четвертый этап парусных гонок Extreme Sailing Series пройдет в Санкт-Петербурге с 26 по 29 июня. Русская команда Gazprom Team Russia из Санкт-Петербурга уже заявилась на Extreme Sailing Series на полный сезон. Шкипером первой русской команды в классе Extreme 40 станет участник 2-ух Олимпийских игр в классе Laser Игорь Лисовенко, на позиции бакового будет соревноваться Алексей Кулаков, управляющим русской команды приглашен два раза фаворит серии с командами The Wave, Muscat и Luna Rossa Пол Кемпбелл-Джеймс, на позиции триммера грота участник проекта Luna Rossa в 34-ом «Кубке Америки» Элистер Ричардсон, а управлять стакселем будет Пит Камминг, в резюме которого победы в Extreme Sailing Series 2009 и 2010, менеджмент команды Oman Air, тренерская работа с Nice 4U Team и роль в проекте AC45 Green Comm.

ОБГОНЯЮЩИЕ ВЕТРА

Новенькая русская команда Gazprom Team Russia станет 11 командой сегодняшнего сезона Extreme Sailing Series, где уже заявлены такие гранды проф паруса, как владельцы Кубка Америки – швейцарская команда Alinghi, фаворит Volvo Ocean Race – французская Groupama и четырехкратный олимпийский фаворит сэр Бен Эйнсли с командой BAR Racing, а так же Emirates Team New Zealand, The Wave, Muscat и Alinghi.

На русском шаге к соревнующимся подключится двенадцатый участник серии, русский звездный экипаж серебряного призера Игр в Атланте 1996 года, чемпиона мира и Европы, опытнейшего матчевого гонщика Жору Шайдуко. Это вправду будет звездная команда, по слухам, туда войдут опытные русские катамаранисты, участник Олимпиады Павел Калинчев, фаворит мира Сергей Волчков, гоняющийся в олимпийском классе Nacra17 Сергей Джиенбаев, не считая того, ведутся переговоры с призерами чемпионата мира в классе катамаран «Торнадо» Андреем Кирилюком и Валерием Ушковым. Команду на Питерском шаге поддерживает компания «Баркли», но ребята интенсивно отыскивают средства для предстоящего роли в престижной интернациональной серии гонок на катамаранах.

ОБГОНЯЮЩИЕ ВЕТРА

Роль в этом масштабном проекте не смотрится случайным, какое еще парусное соревнование может так ярко и чувственно открыть для всего проф парусного мира Россию. Это будет просто классный праздничек скорости и адреналина. А, если учитывать, что гонки в Питере будут проходить прямо напротив Зимнего дворца, на акватории реки Нева, то колебаний не остается, что зрителей будет сильно много.

Этой публикацией мы открываем серию статей, в каких познакомим читателей с историей русского и русского катамарана, вспомнить превосходных русских конструкторов, которые увлеченно развивали этот класс. Итак, начнем.

Есть различные версии, где появился катамаран. Кто-то утверждает, что он должен своим происхождением жителям Французской Полинезии, и конкретно так они и называли свое средство передвижения меж островами. Кто-то считает, что его изобрели рыбаки на южном побережье штата Тамил Наду в Индии.

Еще в 1663 году в Великобритании проводились 1-ые опыты с катамаранами, а в 1834 году в королевской Рф был построен 1-ый пароход-катамаран, ходивший по Неве. В 1850 году вошел в строй пассажирский паром-катамаран, а в 1874 году — катамаран «Каталия», который перевозил через Ла-Манш 1000 пассажиров. Но этим, равно как и построенным позже катамаранам не судьба было достигнуть огромных фурроров, и им не выпала честь открыть эру многокорпусных судов.

Началом современного катамараностроения можно считать 1876 год, когда янки Нэт Херрешофф выиграл парусную регату на катамаране своей постройки, яхтсмены тогда очень скептически отнеслись к этому типу парусных яхт, и они не получили широкого распространения. Посреди недочетов катамаранов можно выделить то, что сооружать их было довольно трудно, и при строительстве достаточно тяжело было обеспечить крепкость соединительного моста катамарана. После того, как стали использовать более новые и надежные технологии, строительство катамаранов вновь возобновилось.

Сравнивая катамараны и классические яхты, молвят, что: обычная яхта безопасней, она либо вообщем не перевернется, либо, если перевернется, то встанет на ровненький киль, и пойдет далее, а вот катамаран, если перевернется, больше не встанет, в особенности, если через нос… Молвят, что катамараны плохо лавируются на ветер, что у него большой дрейф. А еще «руление катамараном, совершенно не такое, как на яхте, в особенности в волну».

Мы спросили у нашего профессионала, заслуженного спортсмена Жору Шайдуко, и он не согласился со скептиками: «Есть непонимание. Катамаран – это рядовая лодка, на которой можно гоняться. Есть специфичность на вымпельном ветру, но это обычная лодка со всеми принципами характерными парусному болиду».

Еще к преимуществам катамаранов нужно отнести их малую осадку, что дает значительно больше способностей. Но главное качество – это, естественно, скорость, которая существенно превосходит скорость ветра. Так именуемый «вымпельный ветер», который появляется в итоге движения и сам начинает разгонять парусное судно — это просто фантастика. Мы отлично знакомы с вымпельным ветром, сначала из-за активного развития буерного спорта (ледовые яхты) в нашей стране.

Но вернемся вспять, к первым еще советским катамаранам класса «B». 1-ые катамараны появились в СССР в 1960-ые годы. Владимир Алексеев, один из создателей первых русских катамаранов, намеревался спроектировать катамаран в КБ на Судоверфи ВЦСПС, но управление было против этой затеи.

Конструктор первых русских катамаранов В.М. Алексеев.

Бывалые гонщики-яхтсмены, которые работали на верфи, посреди их: Сергей Витт, Жора Щеглов, Николай Красноперов, Борис Мордовский, Владимир Романов, предложили Алексееву выстроить катамаран по его наброскам, но в «нерабочее» время. Зимой 1962 года построен на верфи 1-ое судно, которое весило около 180 кг.

1-ые тесты прошли успешно, катамаран просто поворачивал, просто разгонялся. При общем старте со швертботами класса «M» Владимир Романов, выступавший на катамаране, «привез» отрыв 40 минут наилучшему ленинградскому гонщику в классе «М» Сергею Ухину, гонявшемуся под лавсановыми парусами.

Крейсерский катамаран братьев Эглайс «Каупо».

Сразу строили свои катамараны в Москве — Летунов, Рослов, Дякин, Николаев, в Риге — братья Эглайс.

Управление Судоверфи ВЦСПС приняло решение о постройке поначалу 4 катамаранов, а потом их стали строить по 36 штук в год в течение 11 лет.

Всесоюзной федерации парусного спорта СССР (Москва) допустила катамараны класса «B» (ширина — 3,05 м, парусность — 20 кв.м) к гонкам в классе «M» (однокорпусные швертботы длиной 6,5 м, парусность — 20 кв.м).

1-ый серийный гоночный катамаран.

Для гонок в группе двухкорпусных яхт (катамаранов) на 1964—1968 год рекомендовались к постройке гоночные катамараны в группах государственных классов «В» и «С», соответственных по ограничениям группам В и С Интернационального парусного гоночного союза (IYRU). Класс «В» в СССР являлся свободным.

Президиум Федерации парусного спорта СССР на заседании 9 апреля 1964 года утвердил следующие Правила классификации гоночных катамаранов в СССР.

О конструкциях катамаранов много писали в журнальчике «Катера и яхты». Туристские катамараны собирали сами и отчаливали в путешествия. В 1960 году Ю. И. Коноплевым был спроектирован и построен маленький крейсерский парусный катамаран. 1-ые ходовые тесты катамарана были проведены в пятидневном плавании по южной части Ладожского озера. Этот поход показал, что при всех конструктивных недочетах катамаран вышел все-же достаточно мореходным судном. В 1960 году с 15 июля по 10 августа был совершен 2-ой поход в северо-западную часть Ладожского озера.

Катамаран «Спрей».

В 1964 году Ю. И. Коноплев спроектировал и выстроил новый катамаран «Спрей», в конструкции которого постарался учитывать недочеты первого судна, выявленные во время походов. В 1965 году на «Спрее» было совершено далекое плавание по маршруту: Ленинград — Ладожское озеро — река Свирь — Онежское озеро — Беломорско-Балтийский канал — Соловецкие острова Белоснежного моря — Ленинград. Экипаж катамарана состоял из 3-х человек.

И в мире развитие катамаранов шло своим чередом.

В1960 году группа британских яхтсменов, энтузиастов гонок на парусных катамаранах, предложила янки устроить типичный матч на двухкорпусных яхтах. В 1961 году английские яхтсмены Род Дауни и Джон Фиск получили приглашение южноамериканского яхт-клуба «Клифф» (New-york) принять роль в серии гонок катамаранов с наибольшей площадью парусов 28 м2.

Южноамериканский катамаран класса «С».

Америкосы организовали приз, который позже назвали Малым кубком Америки, и уже в будущем году организовали 1-ые соревнования в Лонг-Айленд Саунде. Это была серия гонок меж английским и южноамериканским катамаранами интернационального класса С. Британский катамаран «Хеллкэт» выиграл поединок с южноамериканским катамараном «Уайлдкэт». Было решено провести очередные гонки. Так появилась традиция фактически каждогодних встреч.

Гонки на Малый кубок Америки дали значимый толчок развитию конструкции высокоскоростных катамаранов вообщем и класса «С» в особенности. Если для большинства презентабельных интернациональных соревнований по парусному спорту, таких как Олимпийская парусная регата, вопрос о выборе типа судна для гонок решается в пользу яхт-монотипов, то к роли в гонках на Малый кубок допускались катамараны случайной конструкции, удовлетворяющие только нескольким требованиям класса С, принятым Интернациональным парусным союзом в 1962 году.

Австралийский катамаран «Квест-II» на дистанции.

Таким макаром, для конструкторов катамаранов класса «С» были самые широкие способности — можно экспериментировать и с корпусами, и с парусным вооружением. Полигоном для испытаний новейших высокоскоростных конструкций и стали дистанции каждогодних поединков на Малый кубок Америки. За свою долгую историю катамараны класса С перетерпели очень огромные конфигурации.

С возникновением на Олимпийских играх гоночного катамарана «Торнадо» отношение к многокорпусникам стало изменяться. Французы первыми освоили технологии сотворения быстроходных океанских катамаранов и тримаранов, на которых и установили огромную часть рекордов скорости под парусами в океане во время скрещения Атлантики и в кругосветных гонках.

Прошлый олимпийский класс катамаранов «Торнадо» был спроектирован в 1966 году британцами Роднеем Мачем, Терри Пирсом и Регом Уайтом — потом управляющим компании «Сайлкрафт», первой освоившей серийный выпуск этого типа судов. «Торнадо» ее окрестили за скорость и силу движения. 1-ая лодка была построена в 1967 году.

Через год, благодаря победе Уайта в отборочных соревнованиях посреди полутора 10-ов катамаранов аналогичного типа и измерений, «Торнадо» получил статус интернационального класса — монотипа IYRU, а в 1972 году, когда общее число зарегистрированных катамаранов превысило 1000 единиц, гонки на «Торнадо» были включены в программку Олимпийской регаты 1976 году в Кингстоне. Первыми олимпийскими чемпионами стали англичане Реджинальд Уайт и Джон Осборн. На Олимпийское регате в Кингстоне (1976 года) нашу страну в классе «Торнадо» представлял экипаж Владимир Васильев – Вячеслав Тинеев. Они заняли 12 место.

В СССР 1-ые «Торнадо» появились в 1973 году, хотя и ранее времени наши яхтсмены с гоночными катамаранами уже были отлично знакомы: с 1965 года у нас проводились соревнования всесоюзного масштаба на катамаранах класса «В».

На интернациональной арене наши гонщики достигнули больших фурроров в 1978 -1980 году, когда экипаж В. Потапов — А. Зыбин два раза завоевывал звания чемпионов мира.

Первую победу в этом классе на интернациональных соревнованиях в Хельсинки летом 1978 года захватил экипаж Владимир Ляпунов – Валерий Пильчин. В том же году Виктор Потапов с Александром Зыбиным стали чемпионами мира и спустя два года повторили фуррор.

После Олимпийских игр 1980 года в русской команде в классе «Торнадо» появились новые имена: Сергей Приймак, Виктор Кривошей, браться Сергей и Жора Кравцовы, Юрий Коновалов, Сергей Кузовов, Владимир Костров.

В 1986 году на Играх хорошей воли в Таллине победу праздновал экипаж Юрий Коновалов — Сергей Кузовов. В 1990 году на чемпионате Европы экипаж Сергей Приймак — Сергей Кузовов занял 2-ое место. Традиции гонщиков СССР были удачно подхвачены русским яхтсменами.

В 2003 году на чемпионате Европы в Италии экипаж Андрея Кирилюка и Валерия Ушкова захватили бронзу, а в 2007 году они заняли на чемпионате Европы в Испании 2-ое место.

Но про «Торнадо» хотелось бы побеседовать раздельно. Столько всего увлекательного в нашей стране было связано с этим классом, и мы это непременно создадим в последующей статье.

В мае 2012 года Интернациональная федерация парусного спорта избрала для роли в Олимпийской парусной регате 2016 и летних Олимпийских играх в Токио в 2020 году Nacra 17, катамаран спроектированный в согласовании с требованиями ИСАФ к многокорпусным судам со смешанным экипажем.

Для проектирования этой лодки команда Nacra соединила свои силы со всемирно известной группой по проектированию Morrelli & Melvin из Хантингтон-Бич, штат Калифорния, потому что они уж в течение многих лет известны своими успешными проектами, связанными с многокорпусными судами и на Кубке Америки и многими другими.

Кстати, в 2010 году 33 Кубок Америки проходил на циклопических многокорпусниках, южноамериканский был под 90-футов. Не так давно состоявшийся 34-ый Кубок проходил на катамаранах AC72, и то, что 35-ый будет на катамаранах, сейчас уже не вызывает колебаний. Остается открытым вопрос о конструкции лодки и длине. AC72 – высокоскоростная, управляемая и очень брутальная, но устроители озабочены безопасностью гонок, потому катамаран может значительно поменяться.

Говоря о катамаранах, можно вспомнить не только лишь про Кубок Америки, да и одиночные гонки через Атлантику, в том числе и Кубок Жюль Верна. Число интернациональных соревнований в катамаранах неописуемо подросло. Сначала многокорпусные яхты допускались только к гонкам яхтсменов-одиночек через Атлантику, проводимых каждые три года. Сейчас раз в год проводится от 10 до 15 соревнований различного ранга. Это стимулировало расширение выпуска на рынок огромного числа тримаранов и катамаранов. К примеру, во Франции потребителю раз в год предлагается около 110 разных типов крейсерско-гоночных и крейсерских многокорпусных яхт и около 70 типов спортивных катамаранов и тримаранов.

Проектированием и строительством многокорпусных судов занимаются самые известные конструкторы и верфи, многие из сделанных ими судов, в каких употребляются самые современные материалы и совершенные технологии, стали реальными шедеврами.

Одним из соревнований, показавшихся в последнее десятилетие, являются гонки Extreme Sailing Series, 4 шаг которых пройдет в Санкт-Петербурге. Создатели Extreme 40 за базу взяли наибольший, самый резвый парусник в Олимпийских играх «Торнадо» и сделали его вдвое больше и еще резвее.

«Концепция Extreme 40 заключается в том, чтоб приблизить парусный спорт к зрителям», — растолковал Герберт Дерксен, генеральный директор компании TornadoSport, которая в 2005 году разработала и выстроила эти 40-футовые катамараны. – Extreme 40 неописуемо любопытно глядеть, и мы уделяет огромное внимание тому, чтоб зрители получили наслаждение, чтоб они испытали острые чувства и ощутили, что же все-таки это такое идти на Extreme 40.

Мистика многокорпусников заключается в отсутствии балласта, что делает их очень легкими и отзывчивыми. Стабильность обеспечивается за счет их формы. Extreme 40 представляет собой «прямоугольник», вроде бы сидячий на воде. Но ситуация изменяется очень стремительно: вот задул ветер, и один корпус начинает летать. Зрители получают большущее наслаждение, а задачка экипажа в этот момент задерживать баланс, чтоб лодка показала все на что способна! Extreme 40 способен развивать скорость 30 узлов… Не считая того, у Extreme 40 один корпус просто летит, время от времени на высоте более 3-х метров, и это похоже на птицу, которая скользит над водой.

Большая площадь парусности позволяет Extreme 40 идти резвее ветра: всего при 15 узлах, Extreme 40 способен развивать скорость более чем 25 узлов, что кажется неописуемым, но» — разъясняет Герберт, — «если вы, к примеру, едите на велике и крутите педали, чем резвее вы едите, тем больше ветра вы чувствуете. Этот ветер создается вашей скоростью; мореплаватели именуют это вымпельный ветер. Паруса спроектированы и настраиваются экипажем так, чтоб использовать этот ветер для ускорения лодки».

«Катамаран набирает популярность. Изменяется вся философия, подход к парусу, к использованию ветра. Благодаря новым технологиями, конструкциями происходит сдвиг. Катамаран цепляет прогресс и продвигает его, и если мы желаем оставаться рядом с фаворитами, нужно двигаться в этом направлении, набираться опыта и в конечном итоге побеждать», -резюмировал все произнесенное выше Жора Шайдуко.

Продолжение следует…

В статье применены материалы и фото из открытых источников.

Алексей Жиров
Мария Абашкина

TAGS: , ,

TITLE

TITLE