March 25, 2023
Яхта «Лейтенант Шмидт» («Маяна»)
Одесса
Оба имени отлично известны многим любителям истории яхтинга. До Октябрьской революции яхта носила имя «Маяна» (Mayna-англ.) была построена в 1910 году в Великобритании по проекту Альфреда Милна. Парусное вооружение — тендер. Яхта находилась в составе Черноморского яхт-клуба и принадлежала семье Фальц-Фейн, одесским обладателям консервных заводов и поместья на местности сегодняшнего заповедника Аскания-Нова.
Капитаном яхты «Маяна» был Н.Я. Анашкин. «Маяна» 20 раз участвовала во глобальных гонках, восемь раз занимала 1-ое место и два раза 2-ое. Эта яхта была наилучшим гонщиком на Черном море.
После Октябрьской революции яхта была переименована в «Лейтенант Шмидт», в честь российского морского офицера Павла Петровича Шмидта, возглавевшего вооруженная восстание на крейсере «Очаков».
При новейшей власти яхта была национализирована и стала принадлежать Пролетарскому яхт-клубу. Начиная с 1923 года на яхте в составе экипажа был тогда учащийся Стройпрофшколы № 1, а в последствии основоположник русской астронавтики, Сергей Павлович Цариц.
В период Величавой Российскей войны, фашистские оккупанты перегнали яхту в Румынию. После окончания войны «Лейтенант Шмидт» был возвращен в Одессу. Капитаном яхты стал Киселев Миша Иванович, старшим помошником Кондрашихин В.И., ассистентом капитана Чесноков Б.А.
В 1974 году яхту серьезно модернизировали. Сгнившие детали набора были изменены, фактически вся обшивка корпуса была сделана поновой. Установлены две новые мачты грот и бизань из магниевоаллюминиевого сплава. Яхта стала иметь новое парусное вооружение — бермудский кеч. Были пошиты новые паруса — грот, стаксель, бизань, спинакер. Основной цвет парусов — оранжевой. Установлен свинцовый фальшкиль массой 7 тонн. Поставили новый дизельный движок. В комплектацию входили два адмиралтейских якоря. Спаск яхты на воду стал величайшим событием для Черноморского яхт-клуба.
Главные технические свойства:
Длина — 23,17 м
Ширина — 3,93 м
Осадка — 3,10 м
Водоизмещение — 50 тн
Парусность — 360 м.кв.
Яхта «Лейтенант Шмидт» стояла в Черноморском яхт-клубе и являлась учебным судном Одесского Высшего инженерного мореходного училища имени Ленинского Комсомола. Долгие и длительные годы капитаном яхты был Артем Гаврилович Пономаренко. На яхте был неизменный состав проф моряков и курсанты, проходящие практику.
В 1957 году яхта возглавила парад посвященный открытию Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Парад яхт проходил в Одессе.
Яхта совершала крейсерские плавания в северо-западной части Темного моря. По приглашению музея Петра Петровича Шмидта в Севастополе яхта сделала поход маршруту: Одесса — полуостров Березань — Очаков — Скадовск — Черноморское — Евпатория — Севастополь — Одесса. Если в Одессе кому-либо посчастливилось побывать на этой исторической яхте, то они с гордостью ведали об этом. Яхта участвовала в съемках кинофильма «Капитан «Пилигрима».
10 октября 1987 года в жизни Одессы вышло знаменательное событие в родной порт приписки в первый раз пришел учебный парусник «Дружба», который вошел во флотилию учебных судов Одесского высшего мореходного училища. Для встречи в море вышло несколько яхт Черноморского яхт-клуба, в том числе и яхта принадлежащая высшей мореходки. На ее борту не считая экипажа были знатные гости и сотрудники ОВИМУ. Встреча прошла в приподнятом настроении.
А на последующий денек 11 октября 1987 года случилось неисправимое. Одесса, Черноморский яхт-клуб. Воскресенье, середина октября, как нередко бывает, выдался красивый теплый денек. На аква базе Одесского Высшего инженерного мореходного училища имени Ленинского Комсомола (ОВИМУ) много курсантов. Здесь же принято решение выйти в море на «Лейтенанте Шмидте». Собралась компания, курсанты 2-ух мореходок, в главном первокурсники, одна женщина и увязались два школьника. На борту яхты оказались только старпом и внук капитана яхты, тогда еще курсант ОВИМУ, у неизменного состава экипажа был выходной. Опытнейшего мореплавателя, по квалификации яхтенного капитана длительно уговаривать не пришлось. Звонок капитану Артему Пономаренко, и разрешение на выход получено. Начальник аква станции ОВИМУ В.А. Свиридов тоже отдал добро. Около 15 часов яхта «Лейтенант Шмидт» под движком вышла из гавани яхт-клуба. Всего вышло в море 13 человек под командой исполняющего обязанности капитана Владимира Дондика. Погода была отменная, все шло отлично. Пошли повдоль побережья в сторону Фонтана. Практически сходу заглушили движок и подняли паруса. Не доходя мыса Большой Фонтан ветер стих и яхта тормознула. Решили ворачиваться в яхт-клуб. Пробы запустить движок не увенчались фуррором. Владимир Дондик по радио связался с капитаном Пономаренко, тот посоветовал стать на якорь и ждать ветра. Начало вечереть, разношерстная команда стремилась быстрее добраться до берега. На воду спустили тузик, с его помощью решили буксировать яхту к причалу на 16 станции Б. Фонтана. По радио на водную станцию Владимир Дондик передал о намерениях швартоваться к пассажирскому причалу для катеров. Но маленький тузик с 2-мя гребцами не сумел буксировать пятидесятитонную яхту. Течением яхту сносило к мысу Большой Фонтан. Около 20 часов появился ветер. Тузик подняли на борт, поставили паруса. Солнце зашло, небо затянуло тучами и стало совершенно мрачно. Яхта пошла в направлении яхт-клуба, а ветер тем временем все креп. В осеннее время отход давали до 18 часов, «Лейтенанта Шмидта» в яхт-клубе не было. Последние переговоры с Владимиром Дондиком успокаивали вахтенного, что яхта ошвартована у причала 16-й станции Б. Фонтана. Но яхта уже в штормовом море шла к яхт-клубу. При подходе ветер достигал уже 7 баллов. Фактически, катастрофы никакой не было, большая довольно мореходная яхта могла расслабленно выдержать и больший шторм. Но команда очевидно стремилась домой. Капитан тоже нервничал, с неопытным экипажем, тем паче на борту малыши, штормовать было рискованно. Ветер был с востока, самый противный для входа в гавань Черноморского яхт-клуба. Волна ударяется о брекватер отражается, сталкивается с очередной — в итоге выходит толчия, да и это не жутко для яхты водоизмещением 50 тонн. При слаженном экипаже можно было зайти в гавань яхт-клуба даже под рангоутом либо опустить парус на самом входе. Инерции и попутный ветер давали бы движение и яхта была бы управляемая. При заходе в бухту дать с кормы якорь и растравливать его по мере продвижения. Может быть такие планы и были у капитана на борту. Но экипаж был не обученный. Яхта шла под одним гротом. При заходе она увалилась и при курсе фордевинд начала набирать ход. В таковой ситуации большой площади грот опускать нельзя, ну и нереально. Перед самым входом Владимир Дондик оценил скорость очень высочайшей, сделал перекладку руля на правый борт. Яхта привелась к ветру и капитан выполнил поворот овершатаг. Произвели полную циркуляцию и уменьшили парусность, но продолжали нести грот. Яхта опять пошла к входу в гавань. Да и сейчас скорость была велика, при фордевинде яхту разгоняло больше. Вторично маневр повторился — яхта была приведена к ветру, потом поворот оверштаг и здесь необходимо было грот поменять на стаксель самой малой площади. Может быть так и желал капитан, но для этого необходимо было отступить далее от берега привестись в ливентик тогда и опускать грот. Все таки пошло совершенно не так — яхта не успела отступить на неопасное расстояние, при курсе бакштаг, начали опускать грот. В итоге передняя шкаторина заклинила в ликпазе, и не туда, не сюда.
Парус наполовину спущенный придавило к мачте и вантам и с ним уже нереально было ничего сделать. Капитан в то время пробовал навести яхту далее в море, но ход был потерян и судно не слушалось. Дали якорь, но он вообщем не держал. Капитан по радио подал сигнал о бедствии, который приняли в порту. Большущее полотнище грота хлестало по мачте, яхту дрейфовало в направлении берега.
На схеме показан дрейф яхты перед смертью
1 — вход в гавань
2 — Черноморский яхт-клуб
3 — подводный волнолом пляжа Отрада
Может быть было поставить стаксель, но капитан осознавал, что неопытный экипаж с этим стремительно не совладать и команды таковой не последовало. Из порта вышли три буксира «Стивидор», «Леопард» и «Водолаз -1», но подойти к терпящей бедствие яхте было уже нереально, не позволяли глубины и был сильный навальный ветер. Тем временем яхту несло на подводный волнолом пляжа Отрада. Спустили шлюпку, но ее здесь же перевернуло волной. Вот уже 1-ый удар о подводный волнолом. Яхту очень сотрясло, потом положило лагом на волнолом, она накренилась и при каждом ударе за борт летело все что не было закреплено, в том числе и люди. Видимо пробило корпус и яхта начала тонуть. Приблизительно в 21 положение было уже катастрофичным. Никаких команд уже не поступало, каждый спасался как мог. Один спасательный плот унесло. 2-ой оказался не герметичным из него травило воздух и он начал тонуть прямо с людьми. Но те кто там был все-же смогли выдержать некое время. Люди вплавь добирались до берега, благо вода еще не была таковой прохладной. На пляже потерпевших бедствие приняли вахтенные со спасательной станции. Не досчитались 2-ух человек, 1-го из мальчишек и капитана. Молвят капитан прыгнул в воду сам, в попытке найти мальчугана. Скоро приехала скорая мед помощь и забрали всех кому нужна была помощь. А знаменитая яхта «Лейтенант Шмидт» продолжала гибнуть под сокрушительными ударами волн. Нутро подошел стотонный плавкран, но было уже поздно, весь пляж был усыпан древесными осколками. Подняли только практически разрушенный остов и фальшкиль. На урезе воды было найдено тело Владимира Дондика.
Вот так грустно завершилась история наикрасивейшей в Одессе яхты.
Жалко что основная часть повествования представлена тут описанием катастрофического конца яхты «Лейтенант Шмидт» («Маяны»). Но ведь наверное есть и славные истории об этой восхитительной яхте, имеющей по тем годам очень хорошие скоростные данные.
Дорогие читатели, если у кого то сохранились в памяти такие истории прошу сказать их на мой адресок, мы пополним историю этой восхитительной яхты.
Фото из архива семьи Пономаренко. Большая благодарность Анатолию Артемовичу Пономаренко, отпрыску капитана, который прогуливался в составе экипажа на яхте «Лейтенант Шмидт» и предоставил эти фото.
Заглавное цветное фото — создатель Натан Гонопольский