Акваскипер — всё про новый водный велосипед

150 миль без киля

Posted on 05.06.2015 in Яхты | by

Совсем неописуемая история произошла с яхтой Polbrem, которая прошла 150 миль в море, после того, как ее киль был потерян, но этого никто не увидел! Cюрвейер David Cox ведает о “более экстраординарном случае», который он когда или изучил за последние 20 лет.

150 миль без киля

37-футовая яхта, потерявшая киль, сделала три круизных плавания, до того как данный факт был установлен. Polbream, Jeanneau Sun Odyssey 37, построенная в 2001, году находилась в недельном чартере на Хелфорд Ривер, когда получила сильный брочинг в 5-балльный ветер. Испуганный экипаж опустил паруса и под движком возвратился в Фалмут. «Мы задумывались у нас трудности с рулем» — говорил шкипер домашнего экипажа. Чартерная компания в Фалмуте предложила другую лодку, и они могли продолжить собственный круиз. Тем временем Polbream была поднята на сберегал, и ко всеобщему изумлению оказалась без киля… До того как это обнаружилось, она в таком состоянии сделала с различными экипажами три чартера – на острова Силли, на Плимут и на Хелфорд Ривер.

150 миль без киля

Как это оказалось вероятным, что парусная яхта без киля прошла в общей трудности 150 миль по морю не перевернувшись? Как мог шкипер и экипаж не увидеть, что лодка не имела достаточной остойчивости, оставшись без балласта? Почему никто не направил внимания, что яхта существенно изменила осадку, и посиживала на воде очевидно выше, чем обычно?

Моим заданием было составить отчет для страховой компании Polbream о случае утраты яхтой киля, и причинах, приведших к этой аварии.

В августе Polbream был нанят в чартер шкипером с 30-летним опытом, который прошел на ней к островам Силли, и собирался назад. В его послужном перечне не было ни 1-го варианта посадки на мель либо вовлечения яхт  в страшную ситуацию. 14 августа он со своим экипажем вышел из Олд Гримсби, следуя по северному каналу под движком на скорости 4-5 узла. Практически никто не увидел какого или значимого понижения скорости, тогда, когда яхта немного приподнялась, так, как будто она получила касательный контакт с грунтом. Экипаж проверил трюмы, и довольный отсутствием течи и каких-то структурных повреждений, последовал дальше в Фалмут под движком и Генуей с 12 узловым вымпельным ветром с кормы.

Шкипер отметил, что управление яхтой было несколько затруднено для тех критерий, но продвижение было удачным, и он не имел особенных заморочек, не считая как на участке хаотического волнения на траверзе мыса Лизард. Возвращая яхту чартерной кампании Корниш Круизинг, шкипер не счел нужным отметить имевший место инцидент. Позднее он признал, что видимо приуменьшил значения того касания грунта, но так как видимых повреждений не было, он не мог полагать их наличие, основываясь на «мягкости» контакта с грунтом.

Когда двухтонный киль был в последствии найден и поднят при помощи дайверов, место удара было приметно на середине высоты фронтальной кромки киля. Киль отвалился от корпуса не из-за коррозии килевых болтов, а так как удар пришелся как раз на высоте центра масс лодки, и сила удара действовала на болты в срезающем направлении. В этом случае не было плеча меж точкой приложения силы и центром масс судна, потому лодка и не «клюнула» носом. Хоть какое приметное изменение скорости судна либо «клевок» носом при ударе «растянули» бы время приложения силы удара, что содействовало бы к перераспределению нагрузки на силовые элементы конструкции яхты, которые адсорбируя ее, могли бы в свою очередь повредиться либо нет – это другой вопрос. Но с отсутствием какого или времени на замедление, одномоментно приложенная сила была очень велика, и вся она сконцентрировалась на килевых болтах.

Много людей недоумевают, как экипаж яхты не понял, что киль яхты оторвался. Показания шкипера обрисовывают поведение яхты тогда так, как будто она, немного приподнявшись,  вроде бы проскочила через несущественное препятствие. По сути она приподнялась поэтому, что киль оторвался, и утратив балласт, яхта изменила свою осадку на наименьшую. Но самым экстраординарным было то, что никто из юзеров так и не сообразил, что они прогуливаются на килевой парусной яхте, на которой нет киля!

Корпус хоть какой яхты сам по для себя обладает той либо другой степенью остойчивости формы. И в общем, чем обширнее корпус, тем эта остойчивость больше. Jeanneau Sun Odyssey 37 относительно широкая лодка, и ее остойчивость формы достаточно высока. Яхты такового класса владеют положительной остойчивостью до угла наклона 120 градусов, с килем, естественно. Без него остойчивость много меньше, но тем не мене она была достаточная, чтоб задерживать корпус в прямом положении без воздействия ветра на паруса. Фортуна сыграла не последнюю роль в том, что яхта не перевернулась после утраты киля. Ветра на переходах всегда были попутными, не считая варианта, когда в последнем чартере лодка испытала глубочайший брочинг на Хелфорд Ривер. Большая ширина и полные водяные танки в роли балласта совместно с движком и томным пером руля обеспечили ту степень остойчивости, которая при подходящих обстоятельствах, позволили избежать катастрофы.

Так почему же никто не увидел отсутствия киля? Одни неверно сравнивают малую остойчивость с  высочайшей скоростью движения, а малую скорость рассматривают как неопасную во всем. Невзирая на очевидные трудности с маневренностью, большой период качки, вызванный отсутствием киля, рассматривался другими как признак комфорта. Почему никто не направил внимания, что яхта посиживает на воде выше, чем должна бы? И этому есть логичное разъяснение. Когда яхта ошвартована у причала, вы обычно не видите ее ватерлинию, как не видите ее, находясь на борту. В этом случае разница должна была составлять около 10см.

Огромные уроки должны быть извлечены из этого варианта. Проверка киля и флор должна быть проведена после хоть какой посадки на мель. Никогда не считайте, что легкая посадка на мель неопасна для яхты. Хоть какой контакт с подводным предметом, в особенности на яхтах с плавниковым килем огромного удлинения, может привести к суровым повреждениям. Существует пролонгированная возможность повреждений киля и структуры лодки от старости и вялости материала, когда он уже не в состоянии противостоять стандартным нагрузкам от хода под парусами, и тем паче от посадки на мель. Нередкие «мелкие» посадки копят неприметные на глаз повреждения, и хоть какое последующее легкое касание грунта может стать фатальным.

Технический анализ

150 миль без киля

Когда оторвавшийся киль был найден на подводных горах дайверами и поднят, то оказалось, что все три килевых болта были срезаны в плоскости стеклопластиковой обшивки днища. Их остатки были посланы на анализ в лабораторию технологии материалов в Гемпшире.

Тип деформации болтов и картина среза соответствовали тому, что должно было случится при лобовом ударе килем о недвижное препятствие. Коррозия не имела места. Материал болтов соответствовал требованиям и прочностным чертам, заложенным в проект.

Несколько нужных советов

— Когда яхта в конце сезона поднята на сберегал, пристально осмотрите место соединения киля с корпусом и проверьте, нет ли какого или движения киля относительно корпуса. Маленький зазор меж днищем и верхней шайбой киля у задней кромки может быть допустим, в особенности, если задний килевой болт размещен на неком расстоянии вперед от задней кромки. Корпуса современных пластмассовых яхт легкого водоизмещения могут немного деформироваться, когда стоят на 2-ух поперечных опорах, но таковой извив маловероятен на воде.

— Когда яхта в кильблоке, попытайтесь покачать киль вправо-влево. Если вам это удается, то у вас трудности. Скорее всего – деламинация флор.

— Имеется ли течь через килевые болты? Это неприемлимо, плотность должна быть восстановлена. Если морская вода контактирует с килевыми болтами коррозия неминуема. Протестируйте, соленая ли это (забортная) вода в трюме либо имеется течь в водяных танках.

— Если имеются следы ржавчины выясните, что заржавевает – килевые болты либо металлическая отливка киля вследствие утраты герметика на краях верхней плоскости киля. Последнее не так небезопасно, но просит устранения. В случае колебаний, попеременно дайте гайки килевых болтов и проверьте их состояние. Затяжку гаек производите в согласовании с требуемым аннотацией вращающим моментом. Перетянутые килевые болты при большой наружной нагрузке разрушатся быстрее, чем затянутые по норме. Не забудьте о герметике.

Более звучные катастрофы с потерей киля

Drum
Эта 77-футовая яхта растеряла собственный 14-тонный киль и перевернулась в Фастнетской гонке 1985 гола в 35-узловой ветер. 6 членов экипажа оказались в ловушке в перевернутом корпусе, и пробыли в воде около 40 минут, пока не подоспели спасатели.

Exide Challenger
Шкипер этой яхты провел 5 суток в воздушном мешке снутри перевернутой 60-футовой яхты в Южном океане во  время кругосветной гонки одиночек Vendee Globe 1996-1997 года. Ее карбоновый плавниковый киль отвалился в шторм. 57-летний шкипер выжил на плитке шоколада и галлоне воды, страдая от гипотермии, пока не был спасен австралийским военно-морским флотом.

Hooligan V

В феврале 2007 яхта Hooligan, Max Fun 35, растеряла собственный киль в 25-узловой ветер. Один член экипажа оказался в ловушке снутри корпуса и утоп. Строитель яхты использовал неконтрактный киль, сделанный с нарушением технологии, который вследствие коррозии растерял крепкость и отвалился на волнении. Подмена киля преследовала цель удешевления постройки, что в конце-концов привело к катастрофы.

TAGS: , ,

TITLE

TITLE