Акваскипер — всё про новый водный велосипед

РЭКИ КРЫМА

Posted on 04.06.2015 in Водный туризм | by

Грузо-пассажирский пароход «Цесаревич Алексей Николаевич», мыс Тарханкут
РЭКИ КРЫМА
Глубина: 52 метров.
Год затопления: 1916

«Цесаревич Алексей» затонул 16 июня 1916 г. от взрыва на мине, выставленной германо-турецким крейсером «Мдилли» («Бреслау»). По сведениям гидрографической службы в русское время предпринимались пробы поднять транспорт. Были заведены понтоны, какой-то из них лежит по носу корабля. Но поднятие судна не состоялось по неведомым причинам. Груз транспорта, если судить по находкам, мука и шампанское, встречаются прекрасные тарелки с королевским гербом. Возвышение над грунтом 6 м, глубина 52 метра. 

Место смерти район мыса Тарханкут. 

РЭКИ КРЫМА
«Судьба российского транспорта «Цесаревич Алексей» 

Погружения на затонувшие корабли любимы дайверами всех государств. Беря во внимание энтузиазм подводников к рэкам, спецы за рубежом составляют подробные картотеки с описанием доступных туристам затонувших объектов. Хоть какой дайвер перед экскурсионным спуском может ознакомиться с историей посещаемого объекта. Другое дело — у нас. Отсутствие и доступных систем определения координат, общая путаница с документацией, секретность, привели к тому, что туристам для идентификации затонувшего судна приходится наслаждаться байками местных обитателей и непонятными рассказами инструкторов, к счастью, есть в нашей стране люди, которым мы должны быть признательны за бережное отношение к истории. 

 
РЭКИ КРЫМА
Игорь Викторович Алексеев из Одессы — какой-то из них. Он собирает и классифицирует материалы о судах, затонувших в Черном море. Его рассказ о пароходе «Цесаревич Алексей Николаевич» мы хотим предложить нашим читателям. О судьбе линейного корабля «ЦЕСАРЕВИЧ», внесшего большой вклад в историю российского флота, написано огромное количество статей и книжек, но о смерти большого грузопассажирского парохода РОПИТ «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» если и писалось, то очень жадно. Перед создателем стояла достаточно непростая задачка: собрать информацию об этом судне и узнать причину смерти парохода, служившего Отечеству всего три года. 
 
Русское общество пароходства и торговли, сокращенно именовавшееся РОПИТ, сначала двадцатого века было наикрупнейшим в Русской империи. Общество обладало не только лишь судами всех предназначений, да и богатой береговой инфраструктурой, разбросанной по всем портам не только лишь в Рф, да и за ее рубежами. Удачная многогранная деятельность позволяла судоходной компании повсевременно обновлять собственный флот. Последнее (на кануне Первой мировой войны) пополнение флота пароходство произвело в 1912 году. Тогда 6 новейших пароходов, построенных по последнему слову техники, пришли в порт приписки — Одессу. В числе их был «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ», созданный для рейсов из Одессы в порты Крыма и Кавказа. О судьбе этого парохода, которому довелось остаться в водах Темного моря навечно, и речь пойдет. 
 

Это был двухвинтовой, двухпалубный, двухмачтовый товаропассажирский пароход, построенный в бельгийском городке Хобокен (Hoboken) компанией «SA John Cockerill», который при длине 90,6 метров, ширине 12,6 метров и осадке 6,6 метров имел водоизмещение 5472 тонн. Паровые машины суммарной мощностью 3000 лошадиных сил позволяли судну развивать скорость до 12 узлов, совершать достаточно длительные рейсы. Экипаж судна состоял из 58 человек, на пароходе могли с комфортом поместиться 20 пассажиров в каютах 1 класса, 32 — в каютах 2 класса и около 900 — на палубах. Грузы располагались в 4 трюмах. 
 
 
«ЦЕСАРЕВИЧ», как его сокращенно назвали мореплаватели и мещанины, за год постоянных рейсов стал вожделенным гостем во всех портах Черноморья. Но 1-ая глобальная война была уже на пороге… До Темного моря военная волна докатилась в октябре 1914 года Союзники королевской Рф — Великобритания и Франция — были обязаны на выходе из пролива Дарданеллы с первых дней держать большие корабельные силы. Союзники, зная о вековых рвениях Рф (как выразился У. Черчилль, «сесть металлическим задом на проливы»), старались прорваться к Константинополю через Дарданеллы ранее и лучше без роли российских войск со стороны Босфора. Российское же командование не вожделело допускать взятие проливной зоны Турции союзными армиями без собственного роли и усиленно готовило Босфорскую десантную операцию. В одесском порту началось формирование Транспортной флотилии Правительского Черноморского флота. Мобилизации подлежали самые современные суда, они становились военными транспортами и получали номера, которые были нанесены белоснежной краской на бортах судов в районе средней надстройки. «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» стал транспортом № 78 Правительского Черноморского флота Рф. 
 

Долгие месяцы судам Транспортной флотилии приходилось отстаиваться в одесском порту, где их модернизировали, потом на их проводились учения десантных частей российской армии. Так длилось до начала 1915 года. Но из-за принужденной необходимости прирастить грузооборот, с части судов, в том числе и с парохода «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ», было снято десантное оборудование, и экипажи судов занялись перевозками разных грузов. Мореплаватели занялись своим обычным трудом, ставшим в военное время очень рискованным. Практически каждый выход в море неприятельских кораблей прерывал судьбу 1-го либо нескольких российских пароходов и парусников. 
 

Так «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» с красовавшимися на борту под надстройкой в районе миделя большими белоснежными цифрами «78» вновь стал курсировать в водах Темного моря. Транспорты плавали поодиночке, но выпускали их в море из порта только при условии, если на их предполагаемом маршруте не обнаруживались подводные лодки противника. Капитаны водили свои суда в обход собственных минных полей, надеясь, что фортуна поможет миновать неприятельские мины, перескочить мимо засад подводных лодок и убережет от снарядов неприятельских крейсеров. В 1915 году фортуна сопутствовала мореплавателям парохода «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ». 

Весной 1916 года реорганизованная Транспортная флотилия прирастила войсковую вместимость многих из собственных пароходов, и была готова вновь к выполнению боевых задач. В итоге боевых действий на юге моря стали гибнуть суда и транспорты флота, сражавшаяся под Трапезундом, армия добивалась запасов, сосредоточенных в северных портах моря, и суда транспортной флотилии стали совершать постоянные рейсы из Одессы, Николаева и других портов в Батуми, и оккупированные русскими войсками турецкие порты. Людей они уже не возили, а трюмы забивались интендантскими грузами, в большинстве случаев — продовольствием. На эту «линию» и был поставлен транспорт № 78 (прошлый «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ»). 

 

Один из рейсов стал для судна последним. 16 июня 1916 года, как обычно, следуя по знакомому маршруту, в тихую погоду в районе мыса Тарханкут, когда судно совершало очередной поворот, под кормой раздался мощный взрыв неприятельской мины. Экипаж не растерялся, пробовал биться с распространяющейся водой, но повреждения были значительными, и транспорт, принимая воду, медлительно погружался. Новое судно 1-ое время сумело противостоять стихии и не лишилось хода и маневренности. Капитан, развернув судно, пробовал довести его до берега, но двери в водонепроницаемых переборках закрыть не успели, и вода распространялась по судну очень стремительно. Скоро было залито машинное отделение, но машинная команда, потушив котлы, предупредила их взрыв и полное разрушение судна. «ЦЕСАРЕВИЧ», имея видимый дифферент на корму, застыл и чуть покачивался на волнах. На верхней палубе равномерно погружающего в бездну судна собрался весь экипаж. Под командованием офицеров без паники и утрат все смогли бросить гибнущее судно и сесть в шлюпки. Потому что «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» был грузопассажирским судном, то шлюпок на нем было много, часть из их ушла на дно совместно с судном. Транспорт погружался медлительно и скоро скрылся в бездне, а люди благополучно догребли до берега. 
 

Пароход «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» в русское время пробовали поднять, и даже отчасти его разгрузили, а из его трюмов поднимали муку в мешках. Эту муку даже можно было использовать в еду, но только после взлома корки, образовавшейся снутри каждого мешка от контакта с водой. Говорят, что так и делали местные обитатели и водолазы, работавшие на судне в очень голодные годы. 
Любопытно, что по официальной версии на борту транспорта в последнем рейсе было 1120 тонн сахара в мешках для нужд Кавказской армии. Разумеется, мука и шампанское, являющиеся «трофеями» сегодняшних «черных» дайверов, извлечены из судовых кладовых (припасов судна). Русские флотские гидрографы часто проводили обследования затопленного судна, ниже приводятся данные из рапорта, датированного 1949 годом. 
 

«ТР «Цесаревич Алексей Николаевич», координаты 45-18-11,8 и 32-31-14,2. Глубина — по верхней мачте — 39 метров, зона поиска — 47,5—49,2 метра. Объект обследован водолазами АСС ЧФ в декабре 1949 года. По имеющейся «карте кладов» — 2,7 кабельтовых курсом SSE от м. Тарханкут. Судно — грузопассажирский пароход, глубина у дна— 52 метра, по мачтам — 39 метров, судно лежит носом к берегу, наклон 40 градусов на правый борт и сильный дифферент на нос. В ПБ в районе кормы большая пробоина, по ПБ в 1-ой трети размещены 3 судоподъемных понтона на 200 т. Судно очень заилено. Палуба на баке древесная, очень разрушена. Грунт — ил с песком. Ряд помещений можно использовать для образования воздушных полостей. Видимость 15-20 метров». 
Итак, почетаемый читатель, сейчас Вам известны некие подробности из истории жизни и смерти транспорта Правительского Черноморского флота. «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» навечно остался на деньке Темного моря, и наше с Вами, господа дайверы, дело сохранить его для последующих поколений.» 

 
Источник: Журнальчик Нептун №4, 2006
фото Александра Мариничева и журнальчика Octopus

TAGS: , ,

TITLE

TITLE