May 31, 2023
Под Координационными способНостями Следует понимать способность человека быстро, точно, целесообразно и экономно, т. е. наиболее совершенно решать двигательные задачи. Существует много видов координационных способностей. Применительно к спортивному плаванию следует выделить два, во многом определяющих уровень мастерства пловцов.
Первый из них — Способность к Оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параМетров движений — Отражает совершенство таких специализированных восприятий как чувство развиваемых усилий, времени, темпа, ритма, воды.
Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных параметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной скоростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при работе на тренажерах или при плавании на привязи с ошибкой не превышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при различном темпе движений и шаге гребков.
Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных характеристик движений особенно важна в плавании, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности использования в процессе технико-тактической и физической подготовки зрительного и слухового анализаторов.
Второй вид координационных способностей, существенно влияющий на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловцов, — Способность К произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой способности создает хорошие предпосылки для синхронизации деятельности мышц (синергистов и антагонистов) при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений.
Уровень развития координационных способностей пловцов зависит от многих компонентов, совершенствованию которых должно быть уделено необходимое внимание в процессе спортивной подготовки.
Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характеристик движений всего тела и его отдельных частей, планировать конкретные способы выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи. При наличии этих
Умений спортсмен может обеспечить эффективную импульса-цию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.
Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память — свойство центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их при необходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков различной сложности, с помощью которых могут быть решены разнообразные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.
Большая роль отводится и мы-шечно-тактильной чувствительности, которая отличается избирательностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, вовлекающих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.
Высокий уровень координаци
онных способностей позволяет
спортсмену быстро овладевать
новыми двигательными навыками;
рационально использовать имею
щийся запас навыков и двигатель
ных качеств — силовых, скорос
тных возможностей, выносливости,
гибкости, обеспечивать необходи
мую вариативность движений в со
ответствии с требованиями, возни
кающими в конкретных ситуациях
тренировочной и соревновательной
деятельности (Лях, 1989; Hirtz, 1994;
Платонов, 1997).
Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из объема освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эф-
Фективнее он решает задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возникающие ситуации. Быстрота и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.
Виды координационных способностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования данного качества.
Основной особенностью упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, является их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении средств повышения координационных способностей следует помнить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия.
Все это обусловливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и методических приемов.
Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для плавания, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке пловцов широко используются сложные в координационном отношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительного характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и водно-
Лыжного спорта). Применяются
также различные гимнастические
упражнения, элементы акробати
ки. Однако эти упражнения созда
ют лишь основу для проявления
координационных способностей
при выполнении специально-
подготовительных упражнений. Их
реализация в специфических усло
виях плавания и дальнейшее со
вершенствование применительно к
кругу задач, характерных для со
ревновательной деятельности
пловцов, требует целенаправлен
ной работы с использованием спе
циальных методов и средств. В свя
зи с тем, что круг специальных
средств развития координацион
ных способностей весьма ограни
чен, основной направленностью
методики их совершенствования
по мере углубления спортивной
специализации становится введе
ние разнообразия при выполнении
привычных действий, обеспечива
ющего возрастающие требования
к координации движений. Это дос
тигается различными методически
ми приемами, в основе которых
может быть введение необычных
исходных положений; вариатив
ность динамических, временных и
пространственных характеристик
движений; создание неожиданных
ситуаций за счет изменения места
занятий и условий их проведения;
использование тренажерных ус
тройств и специального оборудо
вания для расширения диапазона
вариативности двигательных навы
ков. Следует учитывать, что при
совершенствовании координаци
онных способностей заученные
движения практически перестают
оказывать тренирующее воздей
ствие и в лучшем случае позволя
ют удерживать координационные
способности на достигнутом
уровне.
В тренировке квалифицированных пловцов не планируется отдельных занятий, способствующих развитию координационных способностей. Комплексы упражнений, направленных на их совер-
Шенствование, должны ежедневно и органически вписываться в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.
Известно, что для пловцов высокого класса характерна большая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.
Способность к выбору оптимального варианта двигательных действий в зависимости от ситуации, сложившейся в соревнованиях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномерной скорости.
Способность пловца к эффективному варьированию основными характеристиками движений в значительной мере обусловливается как уровнем совершенства координационных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это определяет одно из существенных требований к методике: выполнять работу, направленную на совершенствование координационных способностей, не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого или явного утомления.
Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий — чувства воды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представлены упражнения для совершенствования специализированных восприятий.
При развитии координационных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограничение зрительного и слухового контроля за двигательными действиями предъявляет повышенные
ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
|
Требования к мышечному чувству, активизирует функцию проприо-цептивной чувствительности и способствует повышению эффективности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений. Целесообразно и акцентированное воздействие на один из анализаторов для принудительного формирования чувства темпа и ритма. Например, в последние годы в плавании широко используются звуковые и световые темпо — и ритмолидеры, способствующие выработке оптимального темпа и ритма движений и способности к его регулированию.
398
При совершенствовании способности пловца к произвольному расслаблению мышц следует использовать следующие методические приемы:
• формировать у спортсменов установку на необходимость расслабления мышц, быстрый переход от напряжения к расслаблению;
• максимально разнообразить методику выполнения упражнений — в широком диапазоне варьировать интенсивность работы, резко переходить от одного уровня интенсивности к другому, использовать упражнения различной продолжительности ;
ГЛАВА 24
Развитие Координационных Способностей
• выполнять упражнения с акцентом на максимальное расслабление мышц при различном функциональном состоянии организма — устойчивом, компенсированном утомлении, явном утомлении;
• акцентировать внимание на расслабление мышц лица во время выполнения упражнений — это способствует снижению общей напряженности мышц.
При планировании работы, направленной на совершенствование координационных возможностей, надо учитывать разные компоненты нагрузки: сложность заданий, интенсивность и продолжительность выполнения отдельных упражнений, продолжительность пауз между упражнениями.
При совершенствовании координационных возможностей планируются задания разной сложности: от простых, стимулирующих деятельность нервно-мышечного аппарата и готовящих организм пловца к более сложным заданиям, — до сложнейших упражнений, требующих полной мобилизации координационных возможностей спортсменов в диапазоне 75 — 90% максимального уровня сложности. Работа в указанном диапазоне Сложности, с одной стороны, предъявляет организму спортсмена достаточно высокие требования, стимулирующие реакции адаптации, лежащие в основе прироста координационных способностей, а с другой стороны, не приводит к быстрому утомлению анализаторов и снижению способностей к эффективной работе, что обеспечивает выполнение большого суммарного объема работы.
Задания относительно невысокой (40 — 60% максимального уровня) и умеренной (60 — 75%) сложности применяются при подготовке юных пловцов. Пловцы высокого класса в небольшом объеме (10—15% общего объема) могут использовать упражнения околопредельной и предельной сложности.
Интенсивность работы при выполнении отдельных упражнений и их продолжительность могут колебаться в широком диапазоне. В отношении интенсивности применительно к самым разнообразным упражнениям и заданиям, существует общая тенденция: планирование невысокой интенсивности на начальных этапах совершенствования координационных способностей применительно к конкретным двигательным действиям до использования околопредельной и предельной интенсивности, когда речь идет о совершенствовании координационных способностей4 в непосредственной взаимосвязи с достижением высоких показателей при выполнении стартов, поворотов, проплывании отрезков дистанции в условиях соревнований.
Продолжительность отдельных упражнений невелика, когда ставится задача решения сложных в координационном отношении задач, например, освоения новых элементов техники скоростного поворота, совершенствования способности к расслаблению мышц в условиях плавания с максимально доступной скоростью и т. п.
Когда же ставится задача формирования оптимального ритма движений при плавании с умеренной скоростью или совершенствования способностей к эффективной регуляции важнейшими параметрами движений в условиях утомления, то продолжительность отдельных упражнений может достичь 10—15 мин и более.
Следует всегда помнить, что у пловцов высокой квалификации процесс совершенствования координационных способностей органически увязан с решением задач технико-тактического совершенствования, развитием скоростно-силовых качеств и выносливости. Поэтому интенсивность работы и ее длительность определяется необходимостью комплексного решения задач специальной подготовки.
399
ЧАСТЬ 5
Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
Продолжительность пауз между упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координационных способностей. Например, при выполнении новых сложных заданий паузы достаточно велики (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособности пловцов, а также их психологическую настройку на эффективное выполнение очередного задания. В отдельных случаях, например, когда ставится задача выполнения работы в условиях утомления, паузы могут быть очень короткими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.
Для совершенствования координационных способностей эффективно использование идеомо-торной и аутогенной тренировки.
Идеомоторная тренировка позволяет пловцу многократно мысленно воспроизводить мышечные ощущения соответствующие разной степени напряжения и расслабления, разным темпу движений, времени проплывания отрезков, развивающим усилиям и т. д. Мысленное восприятие движений на основе кинестетических, слуховых ощущений и двигательной информации является эффективным средством совершенствования координационных способностей пловца.
Из методов аутогенной тренировки в практике подготовки пловцов используются формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции и эмоционального состояния. Формулы, ориентированные на расслабление всей мышечной системы, выборочное расслабление отдельных мышц и мышечных групп, регуляцию психической напряженности, весьма эффективны для совершенствования координационных способностей квалифицированных пловцов.