Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Posted on 17.07.2013 in Плавание | by

Под Координационными способ­Ностями Следует понимать способ­ность человека быстро, точно, целе­сообразно и экономно, т. е. наибо­лее совершенно решать двигатель­ные задачи. Существует много ви­дов координационных способнос­тей. Применительно к спортивному плаванию следует выделить два, во многом определяющих уровень мас­терства пловцов.

Первый из них — Способность к Оценке и регуляции динамических и пространственно-временных пара­Метров движений — Отражает со­вершенство таких специализиро­ванных восприятий как чувство развиваемых усилий, времени, тем­па, ритма, воды.

Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных па­раметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной ско­ростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при ра­боте на тренажерах или при плава­нии на привязи с ошибкой не пре­вышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при раз­личном темпе движений и шаге гребков.

Способность к оценке и регуля­ции динамических и простран­ственно-временных характеристик движений особенно важна в плава­нии, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности ис­пользования в процессе технико-тактической и физической подго­товки зрительного и слухового ана­лизаторов.

Второй вид координационных способностей, существенно влияю­щий на эффективность трениро­вочной и соревновательной дея­тельности пловцов, — Способность К произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой спо­собности создает хорошие предпо­сылки для синхронизации деятель­ности мышц (синергистов и антаго­нистов) при выполнении разнооб­разных тренировочных и соревно­вательных упражнений.

Уровень развития координаци­онных способностей пловцов зави­сит от многих компонентов, совер­шенствованию которых должно быть уделено необходимое внима­ние в процессе спортивной подго­товки.

Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные дви­жения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характерис­тик движений всего тела и его от­дельных частей, планировать кон­кретные способы выполнения дви­жений в строгом соответствии с характером поставленной двига­тельной задачи. При наличии этих

Умений спортсмен может обес­печить эффективную импульса-цию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.

Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память — свойство центральной нервной системы запоминать дви­жения и воспроизводить их при не­обходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков раз­личной сложности, с помощью которых могут быть решены разно­образные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.

Большая роль отводится и мы-шечно-тактильной чувствительнос­ти, которая отличается избиратель­ностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подго­товительных упражнений, вовлека­ющих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.

Высокий уровень координаци­
онных способностей позволяет
спортсмену быстро овладевать
новыми двигательными навыками;
рационально использовать имею­
щийся запас навыков и двигатель­
ных качеств — силовых, скорос­
тных возможностей, выносливости,
гибкости, обеспечивать необходи­
мую вариативность движений в со­
ответствии с требованиями, возни­
кающими в конкретных ситуациях
тренировочной и соревновательной
деятельности (Лях, 1989; Hirtz, 1994;
Платонов, 1997).

Координационные способности проявляются в целесообразном вы­боре двигательных действий из объема освоенных навыков, их оп­тимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эф-

Фективнее он решает задачи, воз­никающие в тренировочной и со­ревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возника­ющие ситуации. Быстрота и эффек­тивность решения двигательных за­дач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.

Виды координационных способ­ностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования дан­ного качества.

Основной особенностью уп­ражнений, направленных на со­вершенствование координацион­ных способностей, является их сложность, нетрадиционность, но­визна, возможность многообраз­ных и неожиданных решений дви­гательных задач. При определении средств повышения координацион­ных способностей следует пом­нить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двига­тельных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные дейст­вия.

Все это обусловливает необхо­димость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообраз­ных упражнений и методических приемов.

Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для пла­вания, создает трудности для пол­ноценного развития координацион­ных способностей преимуществен­но за счет выполнения специально-подготовительных и соревнователь­ных упражнений. Поэтому в подго­товке пловцов широко используют­ся сложные в координационном от­ношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительно­го характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и водно-

Лыжного спорта). Применяются
также различные гимнастические
упражнения, элементы акробати­
ки. Однако эти упражнения созда­
ют лишь основу для проявления
координационных способностей
при выполнении специально-
подготовительных упражнений. Их
реализация в специфических усло­
виях плавания и дальнейшее со­
вершенствование применительно к
кругу задач, характерных для со­
ревновательной деятельности
пловцов, требует целенаправлен­
ной работы с использованием спе­
циальных методов и средств. В свя­
зи с тем, что круг специальных
средств развития координацион­
ных способностей весьма ограни­
чен, основной направленностью
методики их совершенствования
по мере углубления спортивной
специализации становится введе­
ние разнообразия при выполнении
привычных действий, обеспечива­
ющего возрастающие требования
к координации движений. Это дос­
тигается различными методически­
ми приемами, в основе которых
может быть введение необычных
исходных положений; вариатив­
ность динамических, временных и
пространственных характеристик
движений; создание неожиданных
ситуаций за счет изменения места
занятий и условий их проведения;
использование тренажерных ус­
тройств и специального оборудо­
вания для расширения диапазона
вариативности двигательных навы­
ков. Следует учитывать, что при
совершенствовании координаци­
онных способностей заученные
движения практически перестают
оказывать тренирующее воздей­
ствие и в лучшем случае позволя­
ют удерживать координационные
способности на достигнутом
уровне.

В тренировке квалифицирован­ных пловцов не планируется от­дельных занятий, способствующих развитию координационных спо­собностей. Комплексы упражне­ний, направленных на их совер-

Шенствование, должны ежедневно и органически вписываться в прог­раммы тренировочных занятий, ут­реннюю зарядку.

Известно, что для пловцов высо­кого класса характерна большая ва­риативность динамических, прос­транственных и временных харак­теристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.

Способность к выбору опти­мального варианта двигательных действий в зависимости от ситуа­ции, сложившейся в соревновани­ях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномер­ной скорости.

Способность пловца к эффек­тивному варьированию основными характеристиками движений в зна­чительной мере обусловливается как уровнем совершенства коорди­национных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это опре­деляет одно из существенных тре­бований к методике: выполнять ра­боту, направленную на совершен­ствование координационных спо­собностей, не только в условиях ус­тойчивого состояния, но и в состо­янии скрытого или явного утом­ления.

Развитие координационных способностей тесно связано с со­вершенствованием специализиро­ванных восприятий — чувства во­ды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представ­лены упражнения для совершен­ствования специализированных восприятий.

При развитии координацион­ных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограни­чение зрительного и слухового кон­троля за двигательными действия­ми предъявляет повышенные

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙТребования к мышечному чувству, активизирует функцию проприо-цептивной чувствительности и спо­собствует повышению эффектив­ности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений. Целесооб­разно и акцентированное воздей­ствие на один из анализаторов для принудительного формирования чувства темпа и ритма. Например, в последние годы в плавании широко используются звуковые и световые темпо — и ритмолидеры, способству­ющие выработке оптимального темпа и ритма движений и способ­ности к его регулированию.

398

При совершенствовании спо­собности пловца к произвольному расслаблению мышц следует ис­пользовать следующие методичес­кие приемы:

• формировать у спортсменов установку на необходимость рас­слабления мышц, быстрый переход от напряжения к расслаблению;

• максимально разнообразить методику выполнения упражнений — в широком диапазоне варьиро­вать интенсивность работы, резко переходить от одного уровня ин­тенсивности к другому, использо­вать упражнения различной про­должительности ;

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙГЛАВА 24

Развитие Координационных Способностей

• выполнять упражнения с ак­центом на максимальное расслабле­ние мышц при различном функцио­нальном состоянии организма — устойчивом, компенсированном утомлении, явном утомлении;

• акцентировать внимание на расслабление мышц лица во время выполнения упражнений — это способствует снижению общей напряженности мышц.

При планировании работы, нап­равленной на совершенствование координационных возможностей, надо учитывать разные компоненты нагрузки: сложность заданий, ин­тенсивность и продолжительность выполнения отдельных упражне­ний, продолжительность пауз меж­ду упражнениями.

При совершенствовании коор­динационных возможностей пла­нируются задания разной слож­ности: от простых, стимулирую­щих деятельность нервно-мышеч­ного аппарата и готовящих орга­низм пловца к более сложным заданиям, — до сложнейших уп­ражнений, требующих полной мобилизации координационных возможностей спортсменов в диа­пазоне 75 — 90% максимального уровня сложности. Работа в ука­занном диапазоне Сложности, с од­ной стороны, предъявляет организ­му спортсмена достаточно высокие требования, стимулирующие реак­ции адаптации, лежащие в основе прироста координационных спо­собностей, а с другой стороны, не приводит к быстрому утомлению анализаторов и снижению способ­ностей к эффективной работе, что обеспечивает выполнение большо­го суммарного объема работы.

Задания относительно невысо­кой (40 — 60% максимального уровня) и умеренной (60 — 75%) сложности применяются при под­готовке юных пловцов. Пловцы высокого класса в небольшом объ­еме (10—15% общего объема) могут использовать упражнения околопредельной и предельной сложности.

Интенсивность работы при вы­полнении отдельных упражнений и их продолжительность могут ко­лебаться в широком диапазоне. В отношении интенсивности приме­нительно к самым разнообразным упражнениям и заданиям, сущес­твует общая тенденция: планиро­вание невысокой интенсивности на начальных этапах совершен­ствования координационных спо­собностей применительно к кон­кретным двигательным действиям до использования околопре­дельной и предельной интенсив­ности, когда речь идет о совершен­ствовании координационных спо­собностей4 в непосредственной взаимосвязи с достижением высо­ких показателей при выполнении стартов, поворотов, проплывании отрезков дистанции в условиях со­ревнований.

Продолжительность отдельных упражнений невелика, когда ста­вится задача решения сложных в координационном отношении за­дач, например, освоения новых элементов техники скоростного по­ворота, совершенствования способ­ности к расслаблению мышц в ус­ловиях плавания с максимально доступной скоростью и т. п.

Когда же ставится задача фор­мирования оптимального ритма движений при плавании с уме­ренной скоростью или совершен­ствования способностей к эффек­тивной регуляции важнейшими па­раметрами движений в условиях утомления, то продолжительность отдельных упражнений может дос­тичь 10—15 мин и более.

Следует всегда помнить, что у пловцов высокой квалификации процесс совершенствования коор­динационных способностей органи­чески увязан с решением задач технико-тактического совершен­ствования, развитием скоростно-силовых качеств и выносливости. Поэтому интенсивность работы и ее длительность определяется необ­ходимостью комплексного решения задач специальной подготовки.

399

ЧАСТЬ 5

Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙПродолжительность пауз меж­ду упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координаци­онных способностей. Например, при выполнении новых сложных заданий паузы достаточно велики (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособнос­ти пловцов, а также их психологи­ческую настройку на эффектив­ное выполнение очередного зада­ния. В отдельных случаях, напри­мер, когда ставится задача выпол­нения работы в условиях утом­ления, паузы могут быть очень ко­роткими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.

Для совершенствования коор­динационных способностей эф­фективно использование идеомо-торной и аутогенной тренировки.

Идеомоторная тренировка поз­воляет пловцу многократно мыс­ленно воспроизводить мышеч­ные ощущения соответствующие разной степени напряжения и расслабления, разным темпу дви­жений, времени проплывания от­резков, развивающим усилиям и т. д. Мысленное восприятие движе­ний на основе кинестетических, слуховых ощущений и двигатель­ной информации является эффек­тивным средством совершенство­вания координационных способ­ностей пловца.

Из методов аутогенной трени­ровки в практике подготовки пловцов используются формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции и эмоционального сос­тояния. Формулы, ориентиро­ванные на расслабление всей мышечной системы, выборочное расслабление отдельных мышц и мышечных групп, регуляцию психической напряженности, весь­ма эффективны для совершенство­вания координационных способ­ностей квалифицированных плов­цов.


TITLE

TITLE