Акваскипер — всё про новый водный велосипед

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Posted on 15.07.2013 in Плавание | by

В процессе работы над развитием выносливости часто возникает проблема углубленного совершен­ствования отдельных компонентов, определяющих уровень этого качес­тва — аэробных или анаэробных возможностей, экономичности ра­боты и др. Научные исследования и данные практики показывают, что в процессе целостного развития об­щей и специальной выносливости часто не удается обеспечить равно­мерное совершенствование всех важнейших составляющих этого ка­чества, некоторые из них трудно поддаются развитию и требуют уз­конаправленной специальной тре­нировки.

В первую очередь речь идет о повышении мощности и емкости анаэробных и аэробных процессов энергообеспечения,

Повышение анаэробных воз­можностей организма пловцов предполагает совершенствование двух основных путей энергообеспе­чения работы в анаэробных услови­ях: 1) увеличение количества мак-роэргических соединений в мыш­цах (алактатные возхможности); 2) повышение возможностей глико­лиза (лактатные возможности).

Для повышения анаэробных возможностей используются уп­ражнения:

365

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Рис. 22.6

Зависимость между Восстановлением АТФ и креатинфосфата (КрФ) и продолжительностью па­уз отдыха при выполнении работы с максимальной интенсивностью и продол­жительностью 15—20 с (по обобщенным литера­турным данным)

• преимущественно способству­ющие повышению алактатных ана­эробных возможностей; продолжи­тельность работы — 5— 15 с, интен­сивность — максимальная;

• позволяющие параллельно со­вершенствовать алактатные и лак-татные анаэробные способности; продолжительность работы — 15 — 30с, интенсивность — 95—100% максимально доступной;

• способствующие повышению лактатных анаэробных возможнос­тей; продолжительность работы — 30 —60 с, интенсивность — 85 — 90% максимально доступной;

• позволяющие параллельно со­вершенствовать лактатные анаэ­робные и аэробные возможности; продолжительность работы — 1 — 5 мин, интенсивность — 85 — 95% максимально доступной.

Планируя тренировку, направ­ленную на совершенствование раз­личных сторон анаэробной произво­дительности, очень важно правиль­но определить продолжительность интервалов отдыха между отдельны­ми упражнениями и количество их повторений.

При включении упражнений, способствующих повышению алак-татной производительности, нес­мотря на кратковременность их выполнения, необходимо, чтобы интервалы отдыха были значитель­ными и достаточными для устране­ния большей части образовавшего­ся алактатного кислородного долга

(рис. 22.6). Так, длительность пауз между 25-метровыми отрезками может достигать 1,5 —2 мин. Рабо­ту желательно выполнять сериями по 3 — 4 повторения в каждой. Между сериями предусматривают продолжительный (до 2 — 3 мин) отдых. Потребность в нем объяс­няется тем, что запасы макроэрги-ческих соединений в мышцах не­велики и для их восстановления требуется значительное время. Та­ким образом, методика повышения алактатной анаэробной производи­тельности имеет много общего с методикой совершенствования скоростных возможностей. Поэто­му работа, "направленная на уве­личение уровня алактатной произ­водительности, способствует при­росту скоростных способностей пловцов, и, наоборот, при совер­шенствовании скоростных качеств повышаются запасы макроэргичес-ких соединений в мышцах.

Применяя упражнения для по­вышения возможностей гликолиза, следует исходить из необходимости выполнения работы в условиях вы­соких величин кислородного долга. Решению этой задачи способству­ют непродолжительные интервалы отдыха, при которых очередное повторение выполняется на фоне значительных сдвигов в организме пловца. Продолжительность пауз между упражнениями может быть постоянной, а может сокращаться по мере увеличения объема выпол­няемой работы. Если между повто­рениями планируются непродолжи­тельные паузы (5 —20 с), то работу целесообразно производить в пос­тоянном режиме. Если же интерва­лы между первыми повторениями значительно больше, то по мере вы­полнения работы нужно их сокра­щать, что позволит поддерживать высокие величины кислородного долга. В противном случае работа будет стимулировать дыхательные процессы и затормаживать глико­лиз.

Выполнение упражнений при повышении возможностей гликоли-

366

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИГЛАВА 22 Развитие Выносливости

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Рис. 22.7

Барокамера

С гидродинамическим

Бассейном (схема),

Функционирующая

На олимпийской базе

Подготовки пловцов США

В Колорадо Спринте

Тической системы может быть не­прерывным и серийным. Хорошо тренированные пловцы могут про­плывать в занятии до 20 — 30 отрез­ков по 50 м, 10 — 20 по 100 м. Одна­ко с увеличением* объема выполня­емой работы гликолитический путь ресинтеза АТФ постепенно сменя­ется аэробным и воздействие тре­нировочного режима приобретает смешанный характер. При серий­ном планировании упражнений со значительными интервалами отды­ха между сериями этого не проис­ходит и работа выполняется преи­мущественно за счет анаэробных источников энергии.

Повышению анаэробных глико-литических возможностей пловцов способствует использование так называемой гипоксической трени­ровки. В ее основе лежит ухуд­шение снабжения кислородом работающих тканей. Достигается это различными путями: трениров­кой в условиях среднегорья, дыха­нием через дополнительное «мер-

367

Твое» пространство (обычно через трубку длиной 25 —30 см), ограни­чением актов дыхания при про-плывании отрезков и дистанции и др. (Моногаров, 1994; Булатова, Платонов, 1996). В последние годы в крупнейших центрах подготов­ки пловцов высокого класса в раз­ных странах (Германия, США) построены специальные барокаме­ры с гидродинамическими бассей­нами (рис. 22.7), позволяющие выполнять специфические нагруз­ки в различных гипоксических ус­ловиях.

Тренировка в гипоксических ус­ловиях при одних и тех же характе­ристиках тренировочной работы вызывает значительно более глубо­кие изменения во внутренней сре­де организма квалифицированных пловцов (табл. 22.8).

В процессе гипоксической тре­нировки рекомендуется учитывать следующие положения:

1. Тренировка с задержкой ды­хания является средством интен-

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Сивного воздействия на организм, поэтому применять ее нужно пла­номерно и осторожно. Следует проплывать с задержкой дыхания отрезки не максимально доступной длины, а близкие к ним.

2. Спринтерские упражнения (старты, повороты, отрезки 12,5 — 25 м) в значительном объеме вы­полняются при задержке дыхания.

3. Соревновательные заплывы не следует проводить в гипоксичес-ком режиме дыхания, а надо ис­пользовать наиболее эффективный вариант дыхания для данных спосо­ба плавания и дистанции.

Чем короче тренировочные от­резки, тем большее количество циклов движений может быть вы­полнено без дыхания. Например, при проплывании серии 10 х 50 м

Можно делать один вдох на 3-4 цикла, а при проплывании 4 х 500 м — один вдох на 2 — 3 цикла.

Для пловцов высокого класса ха­рактерно применение разнообраз­ных упражнений, способствующих приросту анаэробных возможнос­тей. В качестве примера приведены упражнения, широко применяющи­еся сильнейшими спринтерами США (табл. 22.9, 22.10).

В процессе работы над повыше­нием аэробных возможностей пловцов следует учитывать необ­ходимость совершенствования со­ставляющих: 1) мощности аэроб­ных процессов, выражаемой вели­чинами МПК; 2) быстроты врабаты-вания системы аэробного энерго­обеспечения работы, выражаемой во времени достижения величины МПК, необходимой для работы; 3) емкости аэробных процессов — способности к длительному удер­жанию высоких показателей аэ­робной производительности, опре­деляемой по продолжительности удержания величины МПК, доступ­ной для данной работы.

Для совершенствования аэроб­ных возможностей используются интервальный и дистанционный методы, проплывание дистанций осуществляется как в равномерном, так и в переменном режиме.

Применяя интервальный метод для повышения аэробной произ-

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

368

ГЛАВА 22 Развитие Выносливости

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

ТАБЛИЦА 22.10 Упражнения, Направ­Ленные На Повышение Лактатных Анаэробных возможностей (Т. Джегер, М. Бионди, Э.В. Дайкен, Д. Худпол, Г. Холл, Д. Томпсон, Н. Уолкер, Л. Крайзельбург И Др.)

Водительности, необходимо руко­водствоваться принципами, осно­ванными на физиологическом под­ходе:

1) продолжительность отдель­ных упражнений не должна превы­шать 1 — 2 мин;

2) в зависимости от длины тре­нировочного отрезка продолжи­тельность интервалов отдыха, как правило, находится в диапазоне 45-90 с;

3) определяя интенсивность ра­боты при выполнении упражнений и продолжительность пауз, надо ориентироваться на ЧСС 170 — 180 уд-мин-1 в конце работы и 120—130 в конце паузы. Увели­чение ЧСС более 180 уд-мин-1 во время работы и снижение ее более 120 в конце паузы нецелесообраз­но, так как в том и другом случае наблюдается уменьшение ударного объема сердца и снижение эффек­тивности тренировки.

Интервальная тренировка нап­равлена в основном на повышение функциональных возможностей сердца, которые являются важней­шим фактором, лимитирующим уровень аэробной производитель­ности. Однако воздействие этого

369

Метода не ограничивается увеличе­нием объема сердечной мышцы. Его применение развивает способ­ность к интенсивной утилизации кислорода тканями, благоприятно сказывается на уровне анаэробной производительности.

В качестве примера напряжен­ной программы с применением ин­тервального метода приведена дневная программа чемпиона Игр XXIV Олимпиады на дистанции 200 м вольным стилем Д. Армстрон­га (табл. 22.11).

Применение дистанционного метода способствует совершенство­ванию всех основных свойств орга­низма, обеспечивающих поступле­ние, транспорт и утилизацию кис­лорода. Особое значение специа­листы придают этому методу как способу улучшения капилляриза-ции мышц и совершенствования способностей, связанных с потреб­лением кислорода непосредственно в мышцах (Costil, Fink, Hargeaves, 1985; Wilmore, Costil, 1994).

Дистанционная работа обычно осуществляется во временном диа­пазоне от 10 мин до 1,5 ч при ЧСС в 1 мин от 145 до 170, что осо­бенно эффективно для повышения

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

ТАБЛИЦА 22.11

Программы Занятий

Олимпийского

Чемпиона 1988 Г.

Д. Армстронга

(Австралия)

370

Функциональных возможностей сердца.

Однако наиболее широко в процессе подготовки сильнейших пловцов мира используется однора­зовое проплывание дистанций 1500 —2000 м, а также серий дис­танций меньшей протяженности — 2-3×1000, 3-4 х 600-800 м, 4-8 х 400 м. При этом, наряду с про-плыванием дистанций с полной ко­ординацией, широко используется плавание при помощи одних рук или ног, с использованием лопаток и ласт.

Наряду с этими методами для повышения выносливости к нагруз­ке аэробного характера широко ис­пользуется дистанционная работа с переменной скоростью (перемен­ный метод). В этом случае чередо­вание отрезков, преодолеваемых с относительно высокой и низкой скоростью, предполагает увели­чение ЧСС к концу «интенсивного» отрезка до 170— 175 уд-мин-1 и сни­жение ее к концу «малоинтенсив­ного» отрезка до 140—145. Длина дистанций в этом случае обычно составляет 800 — 2000 м, чередова­ние интенсивно и малоинтенсивно проплываемых отрезков может быть следующим: 25 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 50 м интен­сивно + 100 м компенсаторно, 50 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 100 м интенсивно + 50 м компенса­торно и т. д.

Не зависимо от метода, применя­емого для повышения аэробных воз­можностей, интенсивность работы должна планироваться на основании реакции организма пловцов на пред­лагаемые упражнения и их комплек­сы. В практике реакция организма оценивается по показателям лактата в крови или по данным ЧСС. Напри­мер, ориентируясь на показатели ЧСС, тренировочную работу можно подразделить на три зоны:

1) зону поддержания уровня аэ­
робных возможностей (ЧСС —
130-145);

2) зону повышения аэробных
возможностей (ЧСС — 145—165);

371

3) зону максимального повыше­ния аэробных возможностей (ЧСС — 165-180).

Тренировка с преимуществен­ным использованием каждого из указанных методов имеет характер­ные особенности. Они по-разному влияют на время развертывания функциональных возможностей системы кровообращения и дыха­ния, способность к длительному удержанию высоких величин пот­ребления кислорода. Например, применение интервального и пере­менного дистанционного плавания очень эффективно для увеличения способности пловцов к максималь­но бьТстрому развертыванию воз­можностей функциональных сис­тем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методи­ческие условия проведения интер­вальной и переменной тренировок предполагают смену интенсивной работы соответственно пассивным отдыхом или плаванием с относи­тельно невысокой интенсивностью. Поэтому при использовании таких методов на протяжении одного за­нятия многократно активизируется до околопредельных величин дея­тельность систем кровообращения и дыхания, что сказывается на раз­витии способности этих функцио­нальных систем к укорочению периода врабатывания. При дистан­ционном методе этого не происхо­дит, так как пловец на протяжении занятия проходит фазу врабатыва­ния обычно не более 3 — 5 раз.

Выделять работу над повышени­ем экономичности и эффективнос­ти использования квалифицирован­ными пловцами функционального потенциала в процессе соревнова­тельной деятельности в отдельный раздел нет необходимости. Однако при решении других задач спортив­ной тренировки необходимо посто­янно совершенствовать и ука­занные способности. Например, увеличение подвижности в суста­вах в значительной мере определя­ет эффективность работы мышц в процессе выполнения основных

Двигательных действии; увели­чение аэробных возможностей яв­ляется основой для возрастания доли экономичных источников энергообеспечения при выполне­нии соревновательных упражне­ний; совершенствование техники дыхания и связанное с ним уве­личение минутного объема дыха­ния определяют увеличение доли аэробных источников в обеспе­чении работы и т. д.

Рациональное выделение всех основных способностей, определя­ющих экономичность работы, и их направленное совершенствование в комплексе с другими составляю­щими мастерства является важным разделом в развитии выносливос­ти. Особое внимание следует обра­тить на то, что экономичность ра­боты прямо зависит от доли участия аэробных механизмов об­мена в обеспечении ее энергией. Здесь решающую роль играет спо­собность пловца эффективно ис­пользовать в специфических усло­виях работы имеющийся уровень аэробной производительности. Затрудненность внешнего дыхания и периферического кровообраще­ния в силу специфических особен­ностей техники и напряженной ра­боты мышц не* позволяет спорт­смену в полной мере использовать в соревнованиях имеющиеся аэ­робные возможности. У многих квалифицированных пловцов уро­вень потребления кислорода при проплывании даже средних и длинных дистанций составляет 50 — 60 % максимально доступных им величин. Столь низкие величи­ны связаны в основном с относи­тельно невысокими величинами легочной вентиляции, которые ли­митируются особенностями техни­ки плавания и спецификой работы в водной среде. Поэтому эконо­мичность работы во многом опре­деляется рациональной техникой движений и дыхания, которую не­обходимо постоянно совершен­ствовать при плавании с различной скоростью как в устойчивом состо-

Янии, так и при различных степе­нях утомления.

Доля аэробного обеспечения ра­боты, а следовательно, и ее эконо­мичность обусловливаются быстро­той развертывания функциональ­ных возможностей кислородтранс-портной системы на максимально доступном уровне и длительностью их удержания, что важно для дости­жения высоких показателей вынос­ливости на длинных дистанциях. Совершенствованию первой из этих способностей содействуют ин­тервальное плавание и плавание с переменной скоростью, а совер­шенствованию второй — дистанци­онное плавание. Кроме того, дис­танционное плавание с равномер­ной скоростью содействует форми­рованию экономного режима рабо­ты, так как при длительной работе спортсмен от цикла к циклу умень­шает количество внешних и внут­ренних помех.

Экономичность работы тесно связана с тем, насколько эффектив­но реализуется в процессе соревно­ваний имеющийся уровень различ­ных физических качеств, прежде всего силовых. В процессе трени­ровки очень важно добиться опти­мального соотношения между мак­симальным уровнем развития сило­вых возможностей основных групп мышц, проявляемым при трениров­ке на суше, и ее уровнем, развива­емым в воде. Увлечение работой над развитием силовых качеств при недостаточном внимании к их реа­лизации в процессе соревнований неизбежно приводит к снижению экономичности работы. Поэтому уместно еще раз напомнить, что высокие показатели экономичности и использования функциональных резервов организма могут быть ус­пешно реализованы пловцом в про­цессе соревнований в том случае, если указанные способности явились результатом применения специфических средств трениро­вочного воздействия. Если же они были приобретены путем использо­вания неспецифических упражне-

Ний, то на последующих этапах подготовки с помощью комплекса специально-подготовительных средств они должны быть преобра­зованы в специфические, соответ­ствующие особенностям конкрет­ной соревновательной дистанции.

Существенной составной час­тью повышения экономичности яв­ляется техническое совершенство­вание для уменьшения внутрицик-ловых колебаний скорости, кото­рые существенно отличаются при различных способах плавания (рис. 22.8). Например, для баттер­фляя и брасса перепады внутри­цикловой скорости составляют 45 — 55 % ее среднего значения, что от­рицательно сказывается на эконо­мичности работы.

Работа по совершенствованию координации движений рук и ног, техники дыхания позволяют су­щественно снизить колебания внут­рицикловой скорости, сделать продвижение пловца более равно­мерным и экономичным.

Эффективным путем повыше­ния экономичности работы являет­ся целенаправленная работа над со­вершенствованием способностей к произвольному напряжению и рас­слаблению мышц. В результате пло­вец приобретает очень важную способность контролировать сте­пень напряжения работающих мышц, максимально расслаблять не участвующие в работе. При этом основное внимание следует обра­щать на работу ключевых групп мышц. Так, специализирующиеся в плавании вольным стилем и на спи­не, обучаются способности пооче­редно напрягать и расслаблять мышцы левой и правой рук; спе-

373

Циализирующиеся в брассе и бат­терфляе, совершенствуют способ­ность поочередно напрягать мыш­цы обеих рук или обеих ног. Такой подход позволяет оптимизировать координацию работы мышц конеч­ностей во время рабочих и подгото­вительных движений.

Очень важно научить спортсме­нов расслаблять мышцы лица. Если спортсмен умеет плавать с макси­мальной скоростью и расслаблен­ными мышцами лица, то меньшее напряжение будут испытывать и многие другие мышцы, не принима­ющие участия в работе. Тогда пло­вец более экономно расходует энергию, медленнее утомляется, лучше восстанавливает силы по хо­ду работы. Упражнения, направлен­ные на совершенствование способ­ности расслаблять мышцы, являют­ся еще и эффективным средством ускорения процессов восстановле­ния после напряженных комплек­сов упражнений и программ трени­ровочных занятий.

В табл. 22.12 приведены упраж­нения, наиболее широко используе­мые пловцами высокого класса для совершенствования экономичности работы и повышения эффективнос­ти использования функционального потенциала.

При рассмотрении структуры специальной выносливости отмеча­лось, что устойчивость двигатель­ных навыков и вегетативных функ­ций в стандартных условиях и их вариативность при изменении внешних условий и внутренней среды организма являются важным фактором, определяющим уровень специальной выносливости пловца. Это должно находить отражение в процессе подбора средств и мето­дов, а также при планировании ра­боты, направленной на развитие специальной выносливости. К со­жалению, на практике в процессе физической подготовки пловцов моделирование условий соревнова­ний осуществляется в основном по наиболее общим характеристикам упражнений: длине дистанций и от-

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

ТАБЛИЦА 22.12 Упражнения, Направ­Ленные На Повышение Экономичности Работы И Эффективности Исполь­Зования Функционального Потенциала, Используе­Мые В Тренировке сильнейших Пловцов Мира

374

ГЛАВА 2 2 Развитие Выносливости

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Рис. 22.9

Изменение количества лак-тата в крови (прерывистая линия) с изменением скорости проплывания в сериях 100-метровых отрезков (сплошная линия): 1-я серия — стандартный режим, 2-я и 3-я серии — прогрессирующие режимы (по данным Pfeifer, 1982, переработано)

Резков, скорости их преодоления. Не отрицая такого подхода, в систе­ме педагогических воздействий следует обратить внимание еще и на необходимость моделирования всех многообразных изменений техники движений и активности функциональных систем, которые имеют место при преодолении дис­танций в условиях соревнований.

Решению этой задачи способ­ствует преодоление дистанций в ус­ловиях соревнований, а также пла­нирование в тренировочных заня­тиях различных комплексов, предъ­являющих требования, максималь­но приближенные к возможностям организма спортсмена и к условиям соревнований. Например, если пло­вец готовится к дистанции 100 м, то он может использовать такой ком­плекс: 50 м — отдых 20 с — 100 м

— отдых 15 с — 50 м — отдых 10 с

— 50 м. Скорость плавания должна строго соответствовать планируе­мой соревновательной. При этом ориентировать спортсмена надо не на удержание стабильного темпа и шага гребка при проплывании от­резков, а на достижение заданной скорости.

375

На практике часто оказывается, что спортсмены не в состоянии вы­держивать заданную скорость во второй половине соревновательной дистанции или на заключительных отрезках тренировочных серий. Причину этого, как правило, ищут в недостаточной функциональной подготовленности, но фактически она часто таится в неспособности спортсменов оптимально увя­зывать динамические, временные и пространственные параметры тех­ники с функциональными возмож­ностями организма в конкретный момент преодоления дистанции или выполнения тренировочных упражнений. Поэтому важным раз­делом совершенствования специ­альной выносливости пловцов яв­ляется становление спортивной техники с достаточно широким ди­апазоном колебаний основных ха­рактеристик при стабильном уровне скорости. Здесь особое внимание следует обратить на ста­новление оптимального навыка в условиях прогрессирующего утом­ления и при существенных колеба­ниях скорости плавания.

Например, при рациональном планировании режима работы и от­дыха можно добиться идентичных реакций вегетативных систем при существенной вариативности ско­рости плавания (рис. 22.9). Такой подход позволяет создать условия для совершенствования способнос­ти пловца к варьированию основ­ными характеристиками движений при одних и тех же сдвигах во внут­ренней среде организма.

Специальный раздел трениров­ки должен быть посвящен совер­шенствованию смены характера ра­боты в процессе соревнований: старт — переход к дистанционному плаванию — дистанционное плава­ние — финиш. Быстрый и эффек­тивный переход с одного вида рабо­ты на другой с обеспечением опти­мального уровня функциональной активности в значительной мере определяет уровень специальной выносливости спортсменов.

ЧАСТЬ 5

Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE