Акваскипер — всё про новый водный велосипед

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Posted on 17.06.2013 in Плавание | by

В наиболее общем виде процесс со­вершенствования технического мастерства может быть представ­лен в виде схемы (рис. 7.16). В пер­вом контуре осуществляется созна­тельная переработка пловцом разнообразной информации, выте­кающей из плана тренировочных воздействий и управляющих воз­действий (в частности, со стороны тренера). В результате спортсмен планирует свои двигательные дей­ствия.

По

ГЛАВА 7 Техническое Совершенствование Пловцов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Под влиянием выработанной программы действий и установки осуществляется двигательная дея­тельность и соответствующим обра­зом изменяется состояние организ­ма. Пловец овладевает движения­ми, совершенствует техническое мастерство и через ряд последова­тельных приспособительных пере­строек приводит свой организм в заданное состояние. Осущес­твлению программы действий спо­собствует поступление и использо­вание информации двух видов — основной и дополнительной. Ос­новная информация идет от двига­тельного аппарата — рецепторов, расположенных в мышцах, сухожи­лиях, связках, и отражает измене­ния в длине мышц, степени их нап­ряжения, направлении и скорости движений, в расположении различ­ных звеньев тела и т. д. Сюда же от­носится и информация о структуре движений и взаимодействий ор­ганизма с внешней средой, посту­пающая от органов зрения, слуха, вестибулярного анализатора, ре­цепторов кожи. Дополнительная информация адресована сознанию обучаемого и позволяет ему соста­вить представление о совершаемых

111

Движениях, возникающих ошиб­ках, расхождении фактического состояния с заданным, о результа­тивности двигательных действий в целом.

В процессе управления техни­ческим мастерством из разнообра­зия двигательных действий отбира­ются и закрепляются только те, которые приводят к заданному ре­зультату. Повторяясь, эти движе­ния образуют прочный навык, в то время как остальные, не являющи­еся (согласно обобщенному анализу основной и дополнительной инфор­мации) эффективными, не закреп­ляются и отпадают.

Известно, что наряду с созна­тельным управлением движениями имеется кольцо автоматизирован­ного управления ими, которое ра­ботает тем эффективнее, чем вы­ше квалификация спортсмена. Чем больше автоматизирован навык, тем в большей мере сознание мо­жет вмешиваться в его совершен­ствование и реализацию в кон­кретных условиях. На рис. 7.16 показана тенденция перехода соз­нательно управляемых компонен­тов техники движения в группу ав­томатизированных навыков. Также

ЧАСТЬ 1 Техника Спортивного Плавания

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Учтена возможность влияния на двигательную деятельность спорт­смена стимулирующих и сбиваю­щих факторов, которые могут но­сить как внешний, так и внутрен­ний характер.

Перечислим основные стадии, в соответствии с которыми строится процесс становления и совершен­ствования технического мастерства, подразделив их так, как это сделал Штарк (1971):

1. Стадия, в которой создается первое представление о двигатель­ном действии и формируется уста­новка на обучение ему. Возникаю­щие при этом психомоторные реак­ции и направленность воли на вы­полнение действия создают соот­ветствующую физиологическую и психическую настройку.

2. Стадия формирования перво­начального умения, соответствую­щая первому этапу освоения дей­ствия. В этой стадии формируется умение выполнять движения в наиболее общем виде. Здесь отме­чается генерализация двигатель­ных реакций, нерациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с

112

Иррадиацией процессов возбужде­ния в коре больших полушарий го­ловного мозга.

Эти особенности определяют ориентацию тренировочного про­цесса — овладение основами тех­ники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению ненужных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения должен быть сконцентрирован во времени, так как длительные пере­рывы между занятиями снижают его действенность. Слишком час­тые повторения осваиваемого уп­ражнения в занятии нецелесооб­разны, поскольку образование новых навыков связано с преодо­лением трудностей, угнетающих нервную систему.

3. Стадия, в которой формиру­ется умение совершенного выпол­нения двигательного действия. Она связана с концентрацией нервных процессов в коре больших полуша­рий головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабили­зируются, ведущая роль в управле­нии движениями переходит к проп-риорецепторам.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВАГЛАВА 7

Техническое Совершенствование Пловцов

Педагогический процесс нап­равлен на детальное изучение дви­гательного действия. Особое внима­ние уделяется методам, основан­ным на использовании двигатель­ных восприятий.

4. Стадия полного образования
навыка. Она соответствует этапу
закрепления двигательного дей­
ствия. По мере того как рациональ­
ная система движений закрепляет­
ся, определяются характерные чер­
ты навыка — автоматизация и ста­
билизация действия.

Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного дей­ствия и в дальнейшем совершен­ствовании его отдельных деталей. Для этого широко используется многократное повторение упражне­ний в стандартных условиях.

5. Стадия достижения вариатив­
ного навыка и его реализации. Она
охватывает весь период, пока спорт­
смен ставит задачу выполнения
данного двигательного действия.
Благодаря его применению в раз­
ных условиях и при различных
функциональных состояниях орга­
низма развивается гибкий, подвиж­
ный навык. У спортсменов, достиг­
ших этой стадии технического со­
вершенства, наблюдается высокая
степень совершенства специализи­
рованных восприятий (чувство вре­
мени, чувство темпа, чувство раз­
виваемых усилий и др.), а также
способность к совершенному уп­
равлению за счет реализации ос­
новной информации о движениях,
поступающей от рецепторов мышц,
связок, сухожилий.

Педагогические задачи, стоящие на этом этапе, сводятся к следую­щим: 1) совершенствованию техни­ческого мастерства с учетом инди­видуальных особенностей пловцов и всего многообразия условий, ха­рактерных для соревновательной деятельности; 2) обеспечению мак­симальной степени согласованнос­ти двигательных и вегетативных функций, совершенствованию спо­собностей к максимальной реализа­ции функционального потенциала

(скоростного, силового, энерге­тического и др.) при выполнении соответствующих двигательных действий; 3) эффективному усвое­нию действий при изменяющихся внешних условиях и при различ­ном функциональном состоянии организма.

Основные педагогические зада­чи, которые приходится решать в процессе технического совершен­ствования пловцов высокого клас­са, преимущественно связаны со становлением технического мастер­ства в пятой и в некоторой мере четвертой стадии. Однако отдель­ные двигательные действия, связан­ные с освоением новых деталей спортивной техники, могут охваты­вать все указанные стадии.

В настоящее время специалиста­ми различных стран разработаны и успешно реализуются подходы к управлению совершенствованием технического мастерства, в основе которых использование кино — и ви­деотехники, точных методов изу­чения динамической и кинемати­ческой структуры движений, мате­матических методов и вычислитель­ной техники. В частности, можно сказать, что успехи практически всех сильнейших пловцов мира пос­ледних лет связаны с широким ис­пользованием объективных методов контроля и управления в процессе технического совершенствования.

В частности, в международном центре исследований водных видов спорта при олимпийском центре в Колорадо-Спрингс (США) в послед­ние годы большое внимание уделя­ется исследованиям динамической и кинематической структуры важ­нейших параметров техники плава­ния. Используется современная подводная видеосистема с примене­нием видеокамер с высокой разре­шающей способностью и последую­щим преобразованием информации в цифровую форму. Изучаются сле­дующие параметры: 1) сила рук (об­щая и эффективная); 2) скорость движения рук; 3) угол погружения рук; 4) дистанция, проплываемая за

О

0-128

113

ЧАСТЬ 1

Техника спортивного плавания

ТАБЛИЦА 7.2 Пространственно-времен­ные и динамические характеристики движений спринтеров и стайеров при одинаковой скорости плавания (Troup, 1990)

Цикл движений; 5) положение рук при подтягивании; 6) общий пока­затель эффективности (отношение эффективной силы к общей).

Выдающиеся спортсмены отли­чаются способностью сохранять достаточно высокий уровень силы на всех отрезках дистанции, у них в меньшей мере, по сравнению с остальными участниками соревно­ваний, уменьшается длина подтяги­вания в конце дистанции по мере развития утомления. Установлено, что работа над техникой гребка в условиях утомления способствует возрастанию величины эффектив­ной силы и длины подтягивания в конце дистанций.

Представляют интерес и факти­ческие данные, отражающие разли­чия в технике пловцов, специализи­рующихся на разных дистанциях (табл. 7.2).

В практике подготовки сильней­ших советских пловцов на протя­жении ряда лет с успехом приме­нялась видекомпьютерная система, позволяющая зарегистрировать важнейшие параметры спортивной техники. Для построеннной на ее основе методики характерно стремление раскрыть смысл каждо­го движения, согласования движе­ний, которые являются ориенти­рами при работе над техникой и подборе приемов самоконтроля при ее совершенствовании.

Показатель

Стайеры

Спринтеры

Ширина

27,1

29,0

Гребка, см

Длина гребка,

155,5

160,6

См

Глубина

81,1

77,4

Гребка, см

Скорость рук,

283,5

286,8

См-с"!

Угол погру-

35,2

36,7

Жения, град.

Общая сила, кг

6,6

7,0

Эффективная

5,1

5,4

Сила, кг

При разработке оптимальной координационной структуры дви­жений в процессе технического со­вершенствования учитывалась не­обходимость обеспечения единства смысловой и двигательной сторон совершенствования движений, удобство реализации ориентиров и требований в педагогическом про­цессе. Достижение этого осущес­твлялось путем учета следующих положений:

• цикл движений в каждом спо­собе плавания рассматривался как система движений, состоящая из фаз;

• фазы устанавливались с уче­том их направленности (т. е. с изме­нением фазы изменялась цель), це­лостности (одна фаза охватывает движения всего тела, а не только рук, ног или туловища), определяе­мое™ (конец и начало выделяются по конкретному признаку);

• все фазы могут сравниваться друг с другом; все граничные мо­менты перехода движений из одной фазы в другую рассматриваются как граничные позы пловца, характери­зующие согласование движений;

• модель спортивной техники каждого способа предполагает нали­чие двух частей: а) формальной, ос­нованной на цифровых и графичес­ких характеристиках; б) логической, включающей описание техники на макро — и микроуровнях, раскрытие смысловой и двигательной сторон движений, определение ориентиров и требований для обучения, совер­шенствования и контроля.

Учет указанных положений кла­дется в основу процесса техничес­кой подготовки пловцов, который подразделяется на четыре этапа: 1 Проведение специальных теорети­ческих занятий, 2) выполнение на суше специальных имитационных упражнений, 3) разучивание специ­альных упражнений в воде, 4) со­вершенствование техники плавания тем или иным способом с использо­ванием приемов самоконтроля.

На каждом из указанных этапов используется исключительно широ-

114

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВАГЛАВА 7

Техническое Совершенствование Пловцов

Кий круг средств и методов, позво­ляющих: 1) избегать излишних дви­жений; 2) добиваться оптимального сочетания напряжения и расслабле­ния работающих мышц; 3) обес­печить соответствие движений и дыхательных действий; 4) усилить действие продвигающих сил; 5) уменьшить действие тормозящих сил; 6) обеспечить рациональную пе­редачу сил с одной части тела на другую; 7) соблюдать динамическое равновесие движений.

В основе методики повышения технического мастерства, предло­женной Хальядом (1986) — ком-

Плексные модели техники, разрабо­танные для каждого способа плава­ния. Отличительной особенностью предлагаемых моделей является то, что в них детально изложены тре­бования и ориентиры, относящиеся к основным двигательным действи­ям пловца, к граничным положе­ниям фаз, к движениям в каждой фазе отдельно и к согласованию движений. Кроме количественной стороны в моделях раскрывается смысловая сторона техники, т. е. це­ли и задачи, и двигательная сторо­на, с помощью которой они реали­зуются.

TITLE

TITLE