May 30, 2023
В наиболее общем виде процесс совершенствования технического мастерства может быть представлен в виде схемы (рис. 7.16). В первом контуре осуществляется сознательная переработка пловцом разнообразной информации, вытекающей из плана тренировочных воздействий и управляющих воздействий (в частности, со стороны тренера). В результате спортсмен планирует свои двигательные действия.
По
ГЛАВА 7 Техническое Совершенствование Пловцов
|
|
Под влиянием выработанной программы действий и установки осуществляется двигательная деятельность и соответствующим образом изменяется состояние организма. Пловец овладевает движениями, совершенствует техническое мастерство и через ряд последовательных приспособительных перестроек приводит свой организм в заданное состояние. Осуществлению программы действий способствует поступление и использование информации двух видов — основной и дополнительной. Основная информация идет от двигательного аппарата — рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, в расположении различных звеньев тела и т. д. Сюда же относится и информация о структуре движений и взаимодействий организма с внешней средой, поступающая от органов зрения, слуха, вестибулярного анализатора, рецепторов кожи. Дополнительная информация адресована сознанию обучаемого и позволяет ему составить представление о совершаемых
111
Движениях, возникающих ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, о результативности двигательных действий в целом.
В процессе управления техническим мастерством из разнообразия двигательных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. Повторяясь, эти движения образуют прочный навык, в то время как остальные, не являющиеся (согласно обобщенному анализу основной и дополнительной информации) эффективными, не закрепляются и отпадают.
Известно, что наряду с сознательным управлением движениями имеется кольцо автоматизированного управления ими, которое работает тем эффективнее, чем выше квалификация спортсмена. Чем больше автоматизирован навык, тем в большей мере сознание может вмешиваться в его совершенствование и реализацию в конкретных условиях. На рис. 7.16 показана тенденция перехода сознательно управляемых компонентов техники движения в группу автоматизированных навыков. Также
ЧАСТЬ 1 Техника Спортивного Плавания
|
Учтена возможность влияния на двигательную деятельность спортсмена стимулирующих и сбивающих факторов, которые могут носить как внешний, так и внутренний характер.
Перечислим основные стадии, в соответствии с которыми строится процесс становления и совершенствования технического мастерства, подразделив их так, как это сделал Штарк (1971):
1. Стадия, в которой создается первое представление о двигательном действии и формируется установка на обучение ему. Возникающие при этом психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия создают соответствующую физиологическую и психическую настройку.
2. Стадия формирования первоначального умения, соответствующая первому этапу освоения действия. В этой стадии формируется умение выполнять движения в наиболее общем виде. Здесь отмечается генерализация двигательных реакций, нерациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с
112
Иррадиацией процессов возбуждения в коре больших полушарий головного мозга.
Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса — овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению ненужных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения должен быть сконцентрирован во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии нецелесообразны, поскольку образование новых навыков связано с преодолением трудностей, угнетающих нервную систему.
3. Стадия, в которой формируется умение совершенного выполнения двигательного действия. Она связана с концентрацией нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабилизируются, ведущая роль в управлении движениями переходит к проп-риорецепторам.
ГЛАВА 7
Техническое Совершенствование Пловцов
Педагогический процесс направлен на детальное изучение двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных восприятий.
4. Стадия полного образования
навыка. Она соответствует этапу
закрепления двигательного дей
ствия. По мере того как рациональ
ная система движений закрепляет
ся, определяются характерные чер
ты навыка — автоматизация и ста
билизация действия.
Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. Для этого широко используется многократное повторение упражнений в стандартных условиях.
5. Стадия достижения вариатив
ного навыка и его реализации. Она
охватывает весь период, пока спорт
смен ставит задачу выполнения
данного двигательного действия.
Благодаря его применению в раз
ных условиях и при различных
функциональных состояниях орга
низма развивается гибкий, подвиж
ный навык. У спортсменов, достиг
ших этой стадии технического со
вершенства, наблюдается высокая
степень совершенства специализи
рованных восприятий (чувство вре
мени, чувство темпа, чувство раз
виваемых усилий и др.), а также
способность к совершенному уп
равлению за счет реализации ос
новной информации о движениях,
поступающей от рецепторов мышц,
связок, сухожилий.
Педагогические задачи, стоящие на этом этапе, сводятся к следующим: 1) совершенствованию технического мастерства с учетом индивидуальных особенностей пловцов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности; 2) обеспечению максимальной степени согласованности двигательных и вегетативных функций, совершенствованию способностей к максимальной реализации функционального потенциала
(скоростного, силового, энергетического и др.) при выполнении соответствующих двигательных действий; 3) эффективному усвоению действий при изменяющихся внешних условиях и при различном функциональном состоянии организма.
Основные педагогические задачи, которые приходится решать в процессе технического совершенствования пловцов высокого класса, преимущественно связаны со становлением технического мастерства в пятой и в некоторой мере четвертой стадии. Однако отдельные двигательные действия, связанные с освоением новых деталей спортивной техники, могут охватывать все указанные стадии.
В настоящее время специалистами различных стран разработаны и успешно реализуются подходы к управлению совершенствованием технического мастерства, в основе которых использование кино — и видеотехники, точных методов изучения динамической и кинематической структуры движений, математических методов и вычислительной техники. В частности, можно сказать, что успехи практически всех сильнейших пловцов мира последних лет связаны с широким использованием объективных методов контроля и управления в процессе технического совершенствования.
В частности, в международном центре исследований водных видов спорта при олимпийском центре в Колорадо-Спрингс (США) в последние годы большое внимание уделяется исследованиям динамической и кинематической структуры важнейших параметров техники плавания. Используется современная подводная видеосистема с применением видеокамер с высокой разрешающей способностью и последующим преобразованием информации в цифровую форму. Изучаются следующие параметры: 1) сила рук (общая и эффективная); 2) скорость движения рук; 3) угол погружения рук; 4) дистанция, проплываемая за
О
0-128
113
ЧАСТЬ 1
Техника спортивного плавания
ТАБЛИЦА 7.2 Пространственно-временные и динамические характеристики движений спринтеров и стайеров при одинаковой скорости плавания (Troup, 1990)
Цикл движений; 5) положение рук при подтягивании; 6) общий показатель эффективности (отношение эффективной силы к общей).
Выдающиеся спортсмены отличаются способностью сохранять достаточно высокий уровень силы на всех отрезках дистанции, у них в меньшей мере, по сравнению с остальными участниками соревнований, уменьшается длина подтягивания в конце дистанции по мере развития утомления. Установлено, что работа над техникой гребка в условиях утомления способствует возрастанию величины эффективной силы и длины подтягивания в конце дистанций.
Представляют интерес и фактические данные, отражающие различия в технике пловцов, специализирующихся на разных дистанциях (табл. 7.2).
В практике подготовки сильнейших советских пловцов на протяжении ряда лет с успехом применялась видекомпьютерная система, позволяющая зарегистрировать важнейшие параметры спортивной техники. Для построеннной на ее основе методики характерно стремление раскрыть смысл каждого движения, согласования движений, которые являются ориентирами при работе над техникой и подборе приемов самоконтроля при ее совершенствовании.
Показатель |
Стайеры |
Спринтеры |
Ширина |
27,1 |
29,0 |
Гребка, см |
||
Длина гребка, |
155,5 |
160,6 |
См |
||
Глубина |
81,1 |
77,4 |
Гребка, см |
||
Скорость рук, |
283,5 |
286,8 |
См-с"! |
||
Угол погру- |
35,2 |
36,7 |
Жения, град. |
||
Общая сила, кг |
6,6 |
7,0 |
Эффективная |
5,1 |
5,4 |
Сила, кг |
При разработке оптимальной координационной структуры движений в процессе технического совершенствования учитывалась необходимость обеспечения единства смысловой и двигательной сторон совершенствования движений, удобство реализации ориентиров и требований в педагогическом процессе. Достижение этого осуществлялось путем учета следующих положений:
• цикл движений в каждом способе плавания рассматривался как система движений, состоящая из фаз;
• фазы устанавливались с учетом их направленности (т. е. с изменением фазы изменялась цель), целостности (одна фаза охватывает движения всего тела, а не только рук, ног или туловища), определяемое™ (конец и начало выделяются по конкретному признаку);
• все фазы могут сравниваться друг с другом; все граничные моменты перехода движений из одной фазы в другую рассматриваются как граничные позы пловца, характеризующие согласование движений;
• модель спортивной техники каждого способа предполагает наличие двух частей: а) формальной, основанной на цифровых и графических характеристиках; б) логической, включающей описание техники на макро — и микроуровнях, раскрытие смысловой и двигательной сторон движений, определение ориентиров и требований для обучения, совершенствования и контроля.
Учет указанных положений кладется в основу процесса технической подготовки пловцов, который подразделяется на четыре этапа: 1 Проведение специальных теоретических занятий, 2) выполнение на суше специальных имитационных упражнений, 3) разучивание специальных упражнений в воде, 4) совершенствование техники плавания тем или иным способом с использованием приемов самоконтроля.
На каждом из указанных этапов используется исключительно широ-
114
ГЛАВА 7
Техническое Совершенствование Пловцов
Кий круг средств и методов, позволяющих: 1) избегать излишних движений; 2) добиваться оптимального сочетания напряжения и расслабления работающих мышц; 3) обеспечить соответствие движений и дыхательных действий; 4) усилить действие продвигающих сил; 5) уменьшить действие тормозящих сил; 6) обеспечить рациональную передачу сил с одной части тела на другую; 7) соблюдать динамическое равновесие движений.
В основе методики повышения технического мастерства, предложенной Хальядом (1986) — ком-
Плексные модели техники, разработанные для каждого способа плавания. Отличительной особенностью предлагаемых моделей является то, что в них детально изложены требования и ориентиры, относящиеся к основным двигательным действиям пловца, к граничным положениям фаз, к движениям в каждой фазе отдельно и к согласованию движений. Кроме количественной стороны в моделях раскрывается смысловая сторона техники, т. е. цели и задачи, и двигательная сторона, с помощью которой они реализуются.