Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ШЕСТИ — И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Posted on 30.06.2013 in Плавание | by

Эффективной может оказаться б — 7-цикловая система построения го­дичной подготовки, в основе кото­рой б1— 12-недельные относительно самостоятельные макроциклы, за­вершающиеся главными соревнова­ниями макроцикла. Заключитель­ный (шестой или седьмой) макро­цикл завершается главными сорев­нованиями года.

В каждом из макроциклов реша­ются две, казалось бы, взаимоис­ключающие задачи: обеспечение планомерной подготовки к главным соревнованиям года и достижение высокого уровня готовности к ус­пешному выступлению в главных соревнованиях макроцикла.

Рациональное соотношение раз­личных видов подготовки, сложная динамика нагрузок, изменение со­отношения работы различной нап­равленности и многообразие трени­ровочных средств, умелое исполь­зование внетренировочных факто­ров (специальные тренажеры, под­готовка в условиях высокогорья и среднегорья и т. п.) в каждом макро­цикле позволяет обеспечить посту­пательное повышение подготовлен­ности от макроцикла к макроциклу при достаточно высоких и стабиль­ных результатах в главных сорев­нованиях, относительно равномер­но распределенных в течение 9 — 10 мес.

На рис 16.17—16.19 соответ­ственно представлены общая струк­тура и содержание 6-цикловой системы построения годичной под­готовки: соотношение; динамика

ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Рис. 16.17

Общая структура и содер­жание шестицикловой сис­темы годичной подготовки спортсменов высокого клас­са, специализирующихся в циклических видах спорта. Виды подготовки: 1 — общая; 2 — вспомогательная; 3 — специальная; 4 — активный отдых. Микроциклы: В — втяги­вающий; Б — базовый; КП — контрольно-подготовительный; ПС — предсоревновательный; С — соревновательный; ВС — восстановительный. Соревнова­ния: тонкие стрелки — кон­трольные и подводящие, утол­щенные — главные

Рис. 16.18

Соотношение общей, вспо­могательной, специальной подготовки и активного отдыха в общем объеме тренировочной работы в течение года (1200 ч)

Общей, вспомогательной и специ­альной подготовки в течение года. Даже на основе этих наиболее об­щих характеристик легко просмат­риваются принципиальные особен­ности рекомендуемой системы. Уже в первом макроцикле отмечается повышенный объем вспомогатель­ной и специальной подготовки, поз­воляющий достичь высокого уровня готовности к главным соревновани­ям цикла уже через 10—11 нед. Форсирование специальной подго­товки в первом макроцикле требует изменения традиционного отноше­ния к объему общей подготовки в последующих макроциклах. Напри-

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Мер, в третьем и пятом макроциклах объем общей подготовки исключи­тельно высок и немногим отличает­ся от планировавшегося в первом макроцикле. Это позволяет поддер­живать необходимый уровень базо­вой подготовленности и на этой ос­нове успешно решать специфичес­кие задачи.

Решение задач в каждом макро­цикле осуществляется при относи­тельно стабильном объеме работы в недельных микроциклах, колеба­ния которого находятся в пределах 22 — 25 ч. В то же время от макро­цикла к макроциклу просматрива­ется тенденция к увеличению сум­марного объема работы в ударных микроциклах. Например, если в первом (12-недельном) макроцикле лишь один микроцикл предусмат­ривает большой суммарный объем работы (32 ч), то в пятом (8-недель-ном) объем работы в микроциклах дважды достигает 36 ч и один раз — 32 ч.

Ориентация на достижение на­ивысшего уровня готовности к главным соревнованиям года четко

246

ГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАРис. 16.19

Динамика общей (1), Вспомогательной (2) и специальной (3) подготов­Ки в различных макроциклах Шестицикловой системы годичной подго­товки (средние данные од­ного недельного микроцикла)

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Проявляется уже по такому показа­телю, как объем специальной под­готовки в первом и втором мезо-циклах заключительного, шестого, макроцикла. Как видим, объем спе­циальной подготовки в ударных микроциклах в 1,5 — 3 раза превы­шает планировавшийся в каждом из 10 недельных микроциклов, предшествовавших главным сорев­нованиям года и составляет в сред­нем 65 %, в то время как среднего­довой объем такой подготовки зна­чительно ниже — 45 %.

Не менее перспективной пред­ставляется система многоциклового планирования годичной подготовки на основе рационального сочетания макроциклов с преимущественно базовой и полуспециальной направ­ленностью подготовки с макроцик­лами специальной направленности. На рис. 16.20 представлена схема семициклового построения годич­ной подготовки с двумя макроцик­лами базового и полуспециального (вспомогательного) характера и пятью специальными макроцикла­ми. Базовые макроциклы (первый и четвертый) продолжительны (10 и 9 нед соответственно), специальные значительно короче — три макро­цикла по 6 нед и два по 7 нед.

В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготови­тельный период включает 3 мезо-цикла: втягивающий, базовый — общеподготовительной направлен-

247

Ности, базовый — полуспециальной направленности. Соревнователь­ный период непродолжителен и включает 2-недельный предсорев-новательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен чет­вертый базовый макроцикл с тем лишь отличием, что в нем не плани­руется втягивающий мезоцикл, первый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле прово­дится в условиях среднегорья. Это, в свою очередь, требует более про­должительного последующего пред-соревновательного мезоцикла, за­вершающегося главными соревно­ваниями макроцикла.

Второй и седьмой соревнова­тельные макроциклы разделены на два 3-недельных периода — подго­товительный и соревновательный, первый из которых планируется в условиях среднегорья. Отсутствие тренировки в горных условиях в остальных трех соревновательных макроциклах позволяет укоротить соревновательные периоды.

Макроциклы заметно различа­ются по динамике нагрузок различ­ной направленности, объему обще­подготовительных, полуспециаль­ных и специальных средств. От макроцикла к макроциклу возрас­тает суммарный объем работы, суммарная величина нагрузки в недельных микроциклах, а также повышается доля средств специаль­ной направленности. Поэтому наи­более высокие показатели нагруз­ки, общего объема работы и объ­ема средств специальной подготов­ки планируются в макроциклах, за­вершающихся наиболее ответ­ственными соревнованиями. В этом легко убедиться, если мы сравним содержание одинаковых по продолжительности и общей структуре макроциклов, но распо­ложенных на разных этапах трени­ровочного года (например, второго и седьмого, третьего и шестого). Как седьмой по сравнению со вто­рым, так и шестой по сравнению с третьим характеризуются не толь-

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАРис. 16.20

Динамика нагрузки (1) и соотношение работы об­щей (2), вспомогательной (3) и специальной (А) направленности в общем объеме тренировочной работы в сходных по структуре макроциклах. Мезоциклы: В — втягивающий; Б — базовый; КП — контроль­но-подготовительный; ПС — предсоревновательный; С — соревновательный. Периоды: ПГ — подготовитель­ный, С — соревновательный, П — переходный

Ко большим суммарным объемом работы, наличием в их структуре микроциклов с максимально воз­можными нагрузками, но и осо­бенно значительным увеличением средств специальной направлен­ности (рис. 16.21).

В том, что увеличивается объем специальной подготовки и умень­шается объем общей, можно убе­диться, ознакомившись с рисунком 16.22, на котором представлена ди­намика различных видов подготов­ки в течение года. Как видим, кри­вые, обрамляющие динамику и со­отношение общей и специальной подготовки во многом напоминают те, которые характерны для одно-цикловой системы построения го­дичной подготовки.

В конце каждого макроцикла планируется недельный восстано­вительный микроцикл который в этих случаях играет роль кратко­временного переходного периода.

248

Исключение составляет заключи­тельный, седьмой, макроцикл, кото­рый завершается 2-недельным ме-зоциклом, являющимся, по сущес­тву, переходным периодом.

Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла

Характер соревновательной дея­тельности пловцов с наличием ком­понентов скоростно-силового и ко­ординационного характера (старт, поворот), а также циклической ра­боты обусловливают сложную структуру подготовленности плов­ца, которую необходимо сформиро­вать в течение годичной подготовки для достижения высоких результа­тов в главных соревнованиях.

Для этого пловцы вынуждены выполнять огромный объем трени-

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Рис. 16.21

Соотношение общей, вспомогательной, специаль­ной подготовки и активно­го отдыха в общем объеме тренировочной работы в сходных по структуре макроциклах: A — II макроцикл (139 ч); б — VII макроцикл (150 ч); в — III макроцикл (108 ч); г — VI макроцикл (117 ч)

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАРис. 16.22

Динамика общей (1)

И специальной (2)

Подготовки при семицикло-

Вом построении годичной

Подготовки

Ровочной и соревновательной рабо­ты, максимально разнообразить процесс подготовки, применяя сот­ни упражнений на суше и в воде, способствующих локальному совер­шенствованию тех или иных ка­честв и способностей или их ин­теграции применительно к задачам эффективной соревновательной де­ятельности.

Распределение работы различ­ной направленности в течение года и каждого макроцикла в интересах планомерной подготовки к главным соревнованиям является сложной научно-практической проблемой. Становление рациональной струк­туры подготовленности пловца в течение года и каждого макроцик-

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Ла формируется поэтапно, что обусловлено рядом объективных факторов.

Опыт подготовки пловцов вы­сокого класса убедительно свиде­тельствует о том, что увеличение суммарного объема работы в тече­ние года — один из важнейших факторов роста их достижений (табл. 16.20). Вместе с тем в 80 —90-е годы отмечалась стабилизация объе­ма выполняемой работы и особенно количества тренировочных занятий и тренировочных дней.

При этом у многих сильнейших пловцов отмечались параметры тре­нировочной работы существенно меньше указанных. Например, от­дельные выдающиеся спринтеры проплывали в течение года 1300 — 1600 км.

Для формирования готовности пловца к высоким достижениям в течение года и отдельного трениро­вочного макроцикла необходимо определенное время для становле­ния всего комплекса адаптаци­онных реакций. Специфика кон­кретной дистанции, выражающаяся в оптимальной структуре подготов-

249

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАЛенности к соревновательной дея­тельности пловцов, и их индивиду­альные особенности существенно влияют на темпы формирования адаптационных реакций, необходи­мых для достижения наивысших спортивных результатов.

Практика подготовки пловцов высокого класса и специальные ис­следования показывают, что для достижения пика готовности к со­ревнованиям обычно требуется подготовка в течение 7—10 месяцев при суммарном объеме работы 900— 1100 ч и общем количестве за­нятий 380-420.

Пловцы, имеющие большое ко­личество специфических для их специализации мышечных волокон адаптируются медленнее тех, у кого таких волокон меньше. При одина­ковых объемах работы нагрузка на специфические двигательные еди­ницы значительно меньше у спорт­сменов, имеющих больше таких единиц, что связано с их взаимоза­меняемостью в процессе работы. Отсюда и более длительное форми­рование долговременной адаптации мышц. Однако именно в этом слу­чае формируется более высокий и устойчивый уровень адаптации мышц к специфическим нагрузкам. Например, стайеры, у которых в

Мышцах, несущих основную на­грузку, не более 55 — 60 % МС-воло-кон, нередко достигают лучших результатов года уже в весенних стартах, после 5 — 6 мес подготовки. Однако затем их результаты ста­билизируются или даже несколько ухудшаются. Пловцы, у которых не менее 70 — 75 % благоприятных для их специализации волокон, по­казывают лучшие результаты ле­том, в главных соревнованиях, для чего им требуется 9—10 мес подго­товки.

Чем ниже исходный уровень подготовленности пловца в начале тренировочного года или макроцик­ла, тем продолжительнее период формирования высокой подготов­ленности.

Выбор оптимального в течение года соотношения работы различ­ной преимущественной направлен­ности существенно влияет на эф­фективность процесса подготовки. На рис. 16.23 видно, что с увеличе­нием объема аэробной работы воз­растает уровень максимального потребления кислорода (МПК), од­нако когда ее время достигает 800 ч в год, рост МПК резко замед­ляется, а при дальнейшем увели­чении объема работы вообще прек­ращается. Одновременно с повы-

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

ТАБЛИЦА 16.20 Динамика максимальных параметров тренировоч­ной работы (за год) у пловцов высокого класса (1968-2000 гг.)

250

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА

Рис. 16.23

Зависимость прироста

Величины МПК (А)

И измерение показателя

Прироста величины

КД макс (Б) от объема

Аэробной тренировочной

Работы (Волков, 1986)

Шением объема работы аэробной направленности снижаются показа­тели максимального кислородного долга (КД макс), характеризующего максимальную анаэробную емкость организма, угнетаются скоростно-силовые качества. В связи с этим возникает задача выбрать опти­мальное соотношение работы раз­личной направленности в течение года с тем, чтобы добиться наиболь­шего прироста спортивного резуль­тата. При этом следует учесть спе­циализацию, уровень подготов­ленности, индивидуальные особен­ности спортсмена. Так, пловец, обладающий высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным природными дан­ными или предшествующей трени­ровкой, может основное внимание уделить работе анаэробного харак­тера. Есть выдающиеся пловцы, специализирующиеся на дистанци­ях 100 и 200 м, у которых уровень МПК без большого объема работы достигает 5,0 —6,0 л в 1 мин. И им, естественно, следует сместить ос­новной акцент тренировки на раз­витие спринтерских качеств, повы­шение анаэробных возможностей, экономичности работы и др.

При рациональной подготовке уже через 3 — 4 мес достигается максимум потребления кислорода. Показатели же функциональной экономичности оказываются наи­высшими в соревновательный пе­риод, что свидетельствует о бес­перспективности применения на специально-подготовительном эта­пе подготовительного и в сорев­новательном периоде нагрузок,

251

Направленных на повышение мощ­ности функциональной системы энергообеспечения.

С подобным положением мы сталкиваемся и при выборе рацио­нальной динамики нагрузок иной направленности, связанных с по­вышением функциональных воз­можностей других систем. Напри­мер, при развитии силовых качеств у пловцов широко используются разнообразные тренажеры и обо­рудование, в высшей степени эф­фективные для повышения макси­мальной силы, но недостаточно отвечающие специфике силовых проявлений в процессе соревнова­тельной деятельности. В результате их использования уже через 1,5 — 2 мес существенно возрастает мак­симальная сила, прирост которой в зависимости от ее исходного уровня, объема и интенсивности применяемых силовых нагрузок, эффективности методики и ряда других факторов колеблется от 10 до 40 % и более.

Однако интенсивный прирост максимальной силы сопровождает­ся снижением способности к реали­зации силового потенциала в про­цессе соревновательной деятельнос­ти. Фаза сниженной реализации силовых качеств обычно длится от 4 до б нед после начала интенсив­ной силовой подготовки (Платонов, 1997). Резко возрастающие силовые возможности входят в противоре­чие со сложившейся координацион­ной структурой движений, наруша­ется внутримышечная и межмы­шечная координация, сложившиеся механизмы регуляции движений,

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

Снижается эластичность мышц и Связок. Это приводит к снижению мощности основных движений в со­ревновательной деятельности, нес­мотря на возрастающий уровень максимальной силы.

В дальнейшем при рациональ­ном сочетании средств силовой и специальной подготовки постепен­но возрастают возможности к реа­лизации силовых качеств, что вы­ражается в повышении силовых проявлений при выполнении спе­циальных упражнений, постепен­ном увеличении коэффициента использования силовых качеств, восстановлении уровня специали­зированных восприятий — чувства времени, воды, развиваемых усилий, темпа и др. Поэтому раци­ональная система силовой подго­товки пловцов в течение года дол­жна обеспечивать как повышение максимального уровня силовых качеств, так и способности к их реализации в процессе соревнова­тельной деятельности.

Прирост нагрузок в течение тренировочного года и макроцикла, так же как и при многолетнем пла­нировании подготовки пловцов, мо­жет носить равномерный и скачко­образный характер. Равномерная динамика нагрузок характерна для пловцов невысокой квалификации, а также для спортсменов высокого класса на первом этапе подготови­тельного периода. На втором этапе подготовительного периода, а так­же на этапе непосредственной под­готовки к главным соревнованиям более эффективной часто оказыва­ется скачкообразная динамика на­грузок. Так, на этапе непосред­ственной подготовки к главным стартам сезона многие сильнейшие

Спортсмены применяют методичес­кий прием, суть которого сводится к тому, что за 6 — 8 недель до ответ­ственных стартов применяется ме-зоцикл с исключительно высоким объемом и интенсивностью работы, воздействие которых усилено усло­виями среднегорья и жестокой кон­куренцией в занятиях и т. п. При этих условиях скачкообразность нагрузок является фактором интен­сивной стимуляции адаптационных реакций, обеспечивающих выход на уровень высших достижений ко времени главных стартов сезона.

Соотношение в течение года объема работы различной преиму­щественной направленности во многом обусловлено специализаци­ей пловцов на определенной сорев­новательной дистанции. У специа­лизирующихся на дистанциях 200 и 400 м, связанных с проявлением выносливости, при смешанном (аэробно-анаэробном) энергообес­печении объем работы аэробной направленности обычно составляет 50 — 60 % общего годового объема, аэробно-анаэробной — 30 — 40%, анаэробной (гликолитической) -5— 10 %, анаэробной (алактатной) -2-4%.

У специализирующихся на дис­танциях 50 и 100 м отмечается зна­чительно более высокий процент ра­боты алактатной анаэробной нап­равленности. При этом объем рабо­ты аэробного и аэробно-анаэроб­ного характера у современных спринтеров даже несколько снизил­ся. Увеличение длины соревнова­тельных дистанций связано с воз­растанием объема работы аэробной направленности и уменьшением ра­боты, способствующей повышению возможностей анаэробных лактат-

ТАБЛИЦА 16.21 Соотношение объема работы различной преимущественной направленности у квали­фицированных пловцов, % общего объема работы

Дистанция

Аэробная

Аэробно-анаэробная

Анаэробная алактатная

Анаэробная лактатная

Аэробная восстанови­тельная

50 и 100 м 200 и 400 м 800 и 1500 м

25-30 30-35 40-45

25-30 35-40 35-40

4-7 2-5 1-2

8-12 6-10 3-6

25-30 15-20 10-15

252

ШЕСТИ - И СЕМИЦИКЛОВАЯ СИСТЕМАГЛАВА 16

Построение Подготовки В Течение Года

Ных и алактатных источников (табл. 16.21).

В разные периоды тренировоч­ного макроцикла соотношение объ­ема работы различной направлен­ности существенно изменяется. На общеподготовительном этапе подго­товительного периода велик объем работы аэробной направленности. В дальнейшем постепенно возрас­тает объем аэробно-анаэробной, а затем и анаэробной гликолитичес-кой работы. Упражнения, направ­ленные на совершенствование ана­эробных гликолитических возмож­ностей, наиболее широко применя­ются на специально-подготови­тельном этапе подготовительного периода и в соревновательный период.

Здесь следует отметить, что у многих тренеров сложилось оши­бочное представление о необходи­мости непрерывно, в течение не­скольких месяцев первого этапа подготовительного периода заклады­вать у спортсменов прочную аэ­робную базу. На практике это часто сводится к тому, что почти ежед­невно пловцы выполняют исключи­тельно большой объем работы аэ­робной направленности, что неред­ко приводит к предпатологическим изменениям во внутренних органах. В результате резко участились слу-

Чаи хронического перенапряжения миокарда у квалифицированных пловцов: 3 % — в 1960 г., 14-16 % — в 1968 г., 25-30% — в 90-е годы.

Увлечение работой аэробной направленности часто заканчива­лось неудачей не только отдельных спортсменов, но и целых команд. Например, резкое увеличение сум­марного объема работы сильней­шими советскими пловцами в 1973-1980 гг. (с 800-1000 до 2000 — 3200 км в год) в целом приве­ло к успеху сборную команду СССР, а отдельных спортсменов — к выдающимся достижениям, побе­дам на Играх XXII Олимпиады и чемпионате мира. Однако эти ре­зультаты относились прежде всего к пловцам, специализирующимся на средние и длинные дистанции (400 и 1500 м вольный стиль муж­чин), а также к тем, кто целеус­тремленно работал над спринтер­скими качествами, скоростной тех­никой, специальной силой (дистан­ции 100 и 200 м брассом — женщи­ны; 200 и 400 м комплексное плава­ние — мужчины). В тех случаях, когда увеличение суммарного объе­ма работы стало самоцелью и было осуществлено в ущерб специфичес­кой работе, не только не отмечался прогресс, но во многих случаях ре­зультаты заметно снизились.

ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов

TITLE

TITLE