Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

Posted on 11.07.2013 in Плавание | by

В результате объемной и напря­женной работы силовой направлен­ности, выполняемой на суше с применением разнообразных тре­нажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой вы­носливости, взрывной силы. Одна­ко возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и усло­виях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень силовых качеств в резуль­тате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возмож-

328

Ностей и выносливости при выпол­нении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей силовой подготовки плов­цов является именно достижение высоких показателей силы и мощ­ности движений при выполнении основных двигательных действий, характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического ха­рактера. Поэтому в силовой подго­товке выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализа­ции имеющегося силового потенци­ала в процессе плавания.

Наши многолетние наблюдения показывают, что в пределах трени­ровочного макроцикла, не зависимо от структуры тренировочного про­цесса и особенностей силовой под­готовки, просматриваются 3 фазы взаимоотношений между уровнем силовых возможностей, являющих-

ГЛАЬА 20

Силовая Подготовка

Ся следствием тренировки на суше, и способностью к реализации сило­вых качеств в процессе плавания:

1 — фаза сниженной реализации,

2 — приспособительная фаза, 3 — фаза параллельного развития (Пла­тонов, Вайцеховский, 1985; Плато­нов, 1997).

Фаза сниженной реализации Обычно охватывает период от 4 до 6 нед после начала интенсивной си­ловой подготовки. Резко возрастаю­щие силовые качества в результате широкого применения средств об­щей и вспомогательной подготовки входят в противоречие со сложив­шейся координационной структу­рой движений, нарушаются межмы­шечная и внутримышечная коорди­нация, сложившиеся механизмы регуляции движений, снижается эластичность мышц и связок, ухуд­шаются чувства темпа, ритма, раз­виваемых усилий, воды и т. п. Все это приводит к снижению макси­мальной скорости плавания, стаби­лизации или даже ухудшению (нес­мотря на возросший уровень сило­вых качеств) мощности гребковых движений, силы тяги, развиваемой при плавании, силовой выносливос­ти при тестировании в специфичес­ких условиях (плавание на привязи).

Начало Приспособительной фа­Зы Следует связывать с постепен­ным возрастанием возможностей к реализации силовых качеств, что проявляется в повышении макси­мальной силы тяги при плавании, силовой выносливости при плава­нии на привязи, постепенном уве­личении коэффициента использо­вания силовых качеств. В этой фазе восстанавливаются специали­зированные восприятия — чувства времени, воды, развиваемых усилий; постепенно возрастает абсолютная скорость плавания с полной коорди­нацией движений, при помощи рук и ног. В течение этой фазы посте­пенно улучшается динамическая и кинематическая структура движе­ний, техника все в большей мере со­ответствует постепенно возрастаю­щему уровню силовых качеств. Про-

Должительность указанной фазы мо­жет достигать 3 — 4 нед.

Фаза параллельного развития Наиболее продолжительна и обычно охватывает заключитель­ную часть общеподготовительного и весь специально-подготовитель­ный этап подготовительного перио­да. В этой фазе совершенствование силовых качеств осуществляется параллельно со становлением тех­нического мастерства. Широкое ис­пользование специальных силовых упражнений в воде позволяет довольно быстро и эффективно увязывать возрастающий уровень силовых ^возможностей со всем комплексом других компонентов, обеспечивающих в конечном счете высокий уровень скоростных воз­можностей и специальной вынос­ливости при плавании.

Продолжительность каждой из первых двух фаз, а также эффек­тивность совершенствования спо­собностей пловцов к реализации силового потенциала во многом оп­ределяются их индивидуальными способностями. Однако основной является рациональная методика тренировки. При этом следует учи­тывать необходимость: 1) рацио­нального подбора упражнений си­лового характера, выполняемых на суше; 2) использования тренажеров и оборудования, позволяющих обеспечить совмещенное развитие силовых качеств и совершенство­вание технического мастерства; 3) целесообразного соотношения объемов работы общего, вспомога­тельного и специального характера, а также средств силовой подготов­ки на суше и в воде; 4) учета инди­видуальной структуры силовой под­готовленности конкретного пловца; его способностей быстро перестра­ивать структуру движений, тонко дифференцируя усилия по време­ни, в пространстве; скорости адап­тационных перестроек; особен­ностей технического мастерства и т. д.

При планировании программ за­нятий силовой направленности во

329

ЧАСТЬ 5

Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Всех случаях, когда это возможно, надо стремиться к такому построе­нию тренировки, которое наряду с повышением уровня максимальной силы, силовой выносливости или взрывной силы способствовало бы и совершенствованию способнос­тей к реализации силовых качеств при плавании. Кроме этого, целесо­образно планировать специальные программы, направленные на повы­шение эффективности реализации силового потенциала.

Упражнения на суше предпола­гают возможно более полное соот­ветствие специфическим требова­ниям и условиям скоростного пла­вания на той или иной дистанции. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, коорди­национная структура и др.), кроме величины отягощений, упражнения должны максимально приближать­ся к основным специально-подгото­вительным и соревновательным. Величина отягощений существенно превышает (обычно в 1,3—1,5 раза) имеющую место при скоростном плавании. Например, специально-подготовительные упражнения, вы­полняемые в изокинетическом ре­жиме с высокой скоростью движе­ний в примерно равном темпе, предполагают различную продол­жительность работы: для специали­зирующихся на 100 м — 15 повто­рений за 30 с; на 200 м — 30 повто­рений за 60 с; на 400 м — 45 повто­рений за 90 с; на 800-1500 м -60 повторений за 120 с.

Силовые качества, приобретае­мые в результате такой тренировки, сугубо специфичны и проявляются при тестировании в том режиме ра­боты, в котором осуществлялась тренировка. Например, пловцы, тре­нировавшиеся при 30-секундных подходах, добиваются наивысшего прироста силы при 30-секундном тестировании, а тренировавшиеся при 120-секундных подходах — при 120-секундном тестировании. Это находит отражение и в спортивных результатах: непродолжительные силовые упражнения способствуют

Приросту результатов на спринтер­ских дистанциях, а продолжитель­ные — на средних и длинных.

Реализация этой идеи примени­
тельно к построению программ тре­
нировочных занятий в отдельном
микроцикле четко прослеживается,
например, в практической работе
Каунсилмена, который рекоменду­
ет специфическую программу сило­
вой подготовки для второго этапа
подготовительного периода. Эта
программа на протяжении ряда лет
успешно применялась пловцами
Индианского университета, где вос­
питана плеяда выдающихся плов­
цов. Основные положения програм­
мы сводятся к следующему: 1) заня­
тия продолжительностью по 25 мин
проводятся 5 раз в неделю; 2) прог­
рамма выполняется на 24 станциях:
на 6 применяются упражнения со
штангой и блочными устройствами,
на 4 — упражнения на развитие
гибкости, на 14 — упражнения на
изокинетических тренажерах;

3) упражнения на развитие сило­вых качеств должны вовлекать в работу мышцы рук и ног, несущие основную нагрузку при плавании; широко используются упражнения, в которых имитируются гребковые движения кролем, баттерфляем, брассом и родственные им упраж­нения; 4) в понедельник и четверг выполняется программа, направ­ленная на развитие силовой вынос­ливости — упражнение на каждой станции выполняется в течение 50 с с 15-секундным перерывом; 5) во вторник и пятницу программа но­сит комплексный характер: повы­шение взрывной силы и развитие силовой выносливости — на каж­дой станции пловец находится 50 с. За это время он выполняет два подхода по 20 с с 10-секундным пе­рерывом, после чего следует 15-се-кундная пауза; 6) программа, вы­полняемая в среду, носит скорост-но-силовой характер — за 50 с нахождения на станции пловец выполняет три подхода по 10 с с 10-секундными перерывами, пос­ле чего следует 15-секундная пауза.

330

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕГЛАВА 20 Силовая Подготовка

ТАБЛИЦА 20.12. Упражнения На Суше, Применяемые Сильнейшими Пловцами ГДР, Для Повышения Способности К Реализации Силовых Качеств В Плавании

Упражнение

Характеристики упражнений в зависимости от длины дистанции

50 и 100 м

200 и 400 м

800 и 1500 м

Продолжи­тельность работы в подходе, с

Величина сопротив­ления, %

Продолжи­тельность работы в подходе, с

Величина сопротив­ления, %

Продолжи­тельность работы в подходе, с

Величина сопротив­ления, %

Имитация гребковых движений

2×30

75

2×60

65

2×90

55

Баттерфляем с использованием тренажера

«Мини-Джим»

Лежа на спине на скользящей тележке,

2×30

2×60

2×90

Гребковые движения баттерфляем, угол

Наклона тележки, для спринтеров — 55°,

«средневиков» — 50° и стайеров — 45°

Стоя лицом к блочному устройству, руки

2×30

65

2×60

55

2×120

45-50

Вытянуты — опускание штока, гребковые

Е

Движения баттерфляем

Лежа на спине, руки вытянуты вверх,

2×60

80

2×120

65

2×360

55

Растягивание резинового амортизатора,

Закрепленного за гимнастическую стенку

Имитация гребковых движений кролем

2×45

70

2×90

60

2×120

50

На груди, с использованием тренажера

«Мини-Джим»

Сгибание и разгибание ног с использова-

2×60

65

2×90

55

2×120

45

Нием тренажера «Геркулес»

Имитация гребковых движений кролем

6×30

70

6×90

55

6×360

45

На спине с использованием тренажера

«Мертенса — Хюттеля»

Имитация гребковых движений брассом

4×45

65

4×60

55

4×90

50

С использованием тренажера

«Мини-Джим»

*

Примечание. После выполнения упражнений 15 мин отводится на выполнение комплекса специальных упражнений на поддержа­ние и развитие подвижности в плечевых суставах.

Нетрудно заметить, что прог­рамма каждого задания предпола­гает выполнение упражнений, соответствующих по времени про-плыванию 25, 50 и 100 м, что, по мнению Каунсилмена, позволяет обеспечить соответствие програм­мы силовой подготовки на суше требованиям плавания не только по характеру, но и по продолжитель­ности работы.

С этой же целью сильнейшие пловцы ГДР большое внимание уде­ляли силовым упражнениям, вы­полняемым на изокинетических тренажерах, скользящей тележке, тренажерах «Мертенса —Хюттеля»,

«Экзер-Джени», блочных устрой­ствах, с резиновыми амортизато­рами. При работе на них строго учитываются:

• группы мышц, участвующие в плавании основным способом;

• пространственно-временное и динамическое согласование из­бранных специальных физических упражнений со структурой движе­ний пловца в соревнованиях;

• соответствие механизмов энергообеспечения работы на суше соревновательным требованиям.

Необходимость реализации си­лового потенциала применительно к условиям спортивного плавания

331

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Рис. 20.10

Зависимость мощности и силы от частоты движе­ний, имитирующих гребки, при работе на тренажерах: 1 — кроль на груди; 2 — баттерфляй; 3 — кроль на спине

Постоянно учитывалась и при под­готовке сильнейших советских пловцов. Например, четырехкрат­ный чемпион Олимпийских игр

B. Сальников в тренировочных прог­
раммах на суше широко использо­
вал тренажер «Биокинетик», работа
на котором велась круглогодично.
При этом учитывалась специфика
проплывния его основной соревно­
вательной дистанции 1500 м. Так,
при выполнении 15 повторений про­
должительностью по 1 мин, что в
сумме, примерно, соответствовало
времени проплывания основной со­
ревновательной дистанции, контро­
лировался темп выполнения греб­
ковых движений, учитывалась мощ­
ность каждого цикла, отдельного
гребкового движения. После окон­
чания каждого и всех повторений
регистрировался объем проделан­
ной работы.

В подготовке призера чемпио­ната мира и чемпионата Европы

C. Заболотного широко использо­
вался спаренный тренажер «Мер­
тенса—Хюттеля». Работа на нем
соответствовала не только характе­
ру выполняемых спортсменом дви­
жений в воде, но и продолжитель­
ности проплывания основной со­
ревновательной; дистанции 200 м
на спине. Например, в 20 подходах
пловец выполнял в различных со­
четаниях серии упражнений, в
сумме соответствующих продол-

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

Жительности проплывания основ­ной соревновательной дистанции: 2 подхода по 1 мин с паузой Юс; 4 подхода по 30 с с паузой 5 с; 2 подхода — 1 мин 30 с + 30 с с паузой 10 с и другие.

Большое внимание планирова­нию силовой работы на суше, которая наряду с повышением си­ловых качеств способствует и со­вершенствованию способности к реализации силовых качеств при плавании, уделяли специалисты ГДР (табл. 20.12).

При выполнении упражнений имитационного характера на трена­жере «Мертенса —Хюттеля» и изо-кинетических тренажерах очень важно работать в темпе, обеспечи­вающем движения с максимальной мощностью, а излишняя погоня за скоростью движений неизбежно связана с потерей мощности (рис. 20.10). Часто пловцы оши­бочно считают, что при имитации гребковых движений выгоднее ра­ботать в низком темпе, так как при низкой скорости движений удается приложить большие усилия. В дей­ствительности же наибольшее ко­личество работы производится в том случае, когда имеет место опре­деленное соответствие между тем­пом и величиной развиваемых усилий, характерное для соревнова­тельной деятельности.

Программы, которые выполня­ются в воде, основаны на использо­вании большого круга специальных средств и методических приемов, направленных на создание предпо­сылок для преобразования широкого спектра разнообразных силовых ка­честв и способностей в специфичес­кие, характерные для эффективного выполнения основных специально-подготовительных и соревнователь­ных упражнений в воде. В этом пла­не особенно эффективно плавание на привязи (рис. 20.11); с растяжени­ем резинового шнура (рис. 20.12) (для стайеров — более эластичного — 10—15 кг, для спринтеров — ме­нее эластичного — 20 —25 кг); в гид­родинамическом бассейне со ско-

332

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕГЛАВА 20_________ Силовая Подготовка

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

Рис. 20.11

Плавание на привязи

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ
ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ
ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

333

Рис. 20.12

Эластичный шнур Для плавания на привязи

Рис. 20.13

Приспособления для Выполнения специально-Подготовительных упражнений в воде: А, б — лопатки различной площади; в — тормозной пояс; г — специальный плавательный костюм

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

Ростью, превышающей на 5-15% максимально доступную; с лопатка­ми различной площади; с тормозны­ми поясами в специальном плава­тельном костюме и др. (рис. 20.13). При выполнении названных упраж­нений нужно стремиться обеспечить возможно большее соответствие вы­полняемой работы специфическим требованиям конкретной дистанции и способа плавания. Осуществляется это путем рационального подбора

Различных по характеру и продол­жительности упражнений, варьиро­ванием интенсивности работы, ре­жима рабЪты и отдыха, умелым че­редованием работы с отягощениями, обычного скоростного плавания и проплывания отрезков с принуди­тельным лидированием.

Сильнейшие пловцы мира стре­мятся использовать по возможнос­ти более широкий комплекс средств силовой подготовки в воде. Р. Тайнее, Д. Зибен, Й. Бернд, Т. Делби и другие известные плов­цы, тренировавшиеся в плаватель­ном клубе университета штата Ала­бама, для силовой подготовки в воде применяли большой объем уп­ражнений, выполняемых в специ­альном плавательном костюме.

В качестве примера приведем программу одного из занятий Р. Гайнеса:

Разминка — 500 ярдов;

10 х 100 ярдов вольным стилем (в спе­циальном костюме), режим 1.15;

10 х 100 ярдов вольным стилем, режим 1,15;

8х 100 ярдов с помощью ног (в специ­альном костюме), режим 2 мин;

4×100 ярдов с помощью ног, режим 2 мин;

Б х 200 ярдов с помощью рук (в специ­альном костюме), режим 3 мин;

4×500 ярдов вольным стилем, чередуя плавание в специальном костюме и без него.

Как видим, все тренировочные серии построены на контрасте ощу­щений проплывания отрезков с доба­вочным сопротивлением и без него.

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

Пловцы, тренировавшиеся в университете штата Флорида под руководством тренера Р. Рииса, использовали большой объем уп­ражнений, выполняемых на блоч­ных устройствах, установленных непосредственно на бортике бас­сейна (рис. 20.14). Приведем не­которые упражнения, выполняе­мые с помощью блочных ус­тройств К. Бирдсли, Т. Колкинз, Б. Савчуком, Дж. Вассальо и други­ми известными пловцами:

1. Плавание в полной координации с преодолением отягощения массой 4 — 8 кг: 3 — 5 повторений по 3 мин — для спринте­ров, 2 — 3 повторения по 8—10 мин — для стайеров.

2. Плавание на «рекордный груз» — 6 — 8 повторений по 30 — 45 с с добавлени­ем после каждого повторения по 0,5 — 1 кг до тех пор, пока спортсмен способен удерживаться на месте. Паузы отдыха между упражнениями от 30 до 60 с.

Венгерские пловцы К. Эгерсеги, Н. Роша, Т. Дарньи, Й. Сабо, А. Же­не круглогодично в большом объе­ме выполняли работу с использова­нием лопаток, эластичных шнуров, надувных резиновых кругов. Эти приспособления применяют и при проплывании длинных дистанций, и для отработки скоростных ка­честв при выполнении спринтер­ских упражнений.

В тренировке сильнейших со­ветских пловцов В. Сальникова,

A. Сидоренко, И. Полянского, С. Фе-
сенко, А. Марковского, Г. Пригоды,

B. Ярощука, П. Хныкина и других в
большом объеме применялись элас­
тичные резиновые шнуры для пла­
вания, канат, лопатки разных раз­
меров, ласты, отягощения. Приве­
дем упражнения, наиболее часто
используемые В. Сальниковым:

1. Плавание с растягиванием шнура на 25 м (с лопатками, с помощью рук, в полной координации), постепенно укора­чивая шнур, — 10 — 20 повторений в ре­жиме 1 мин — 1 мин 30 с.

2. Плавание основным и дополнитель­ным способами с лопатками и без них, в полной координации и по элементам. За­дача — в 10—15 повторениях удержаться на месте в течение заданного времени.

3. Переменное плавание (6—12 повто­рений по 50 м): в одну сторону спортсмен плывет, растягивая шнур, а возвращаясь, старается развить максимальную скорость, используя дополнительную тягу шнура.

При плавании на канате (рис. 20.15) чаще используются длин­ные дистанции 2000 — 3000 м. Плывя в одном направлении, спортсмен де­лает ускорение, а в обратном — от­рабатывает технику плавания.

Интересно использовали канат пловцы Джермантаунского уивер-ситета (США) М. Стюарт, Б. Мит-

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

334

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕГЛАВА 20 Силовая Подготовка

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

Рис. 20.16

Гидродинамический бассейн, установленный в спортклу­бе «Хеми» в Галле: 1 — ванна, 2 — направляющие лопасти, 3 — смотровое окно, 4 — оградительная сетка, 5 — турбины, 6 — привод гидравлики, 7 — электронная система управления, 8 — дистанцион­ное управление, 9 — дно гидродинамического бассейна, 10 — генератор пульса

Чел, Р. Зигер, Д. Витч — сильней­шие пловцы США в плавании бат­терфляем и на спине. Их тренер Дж. Трембли размещал на дорожке два каната параллельно друг другу на расстоянии 1 м 30 см. Каждые три дня он предлагал ученикам устанавливать личные рекорды в серии 10 х 100 м (плавание на спи­не с помощью каната). Как прави­ло, скорости, демонстрируемые пловцами в этом упражнении, вы­ше их личных рекордов. Такое уп­ражнение, по мнению тренера, со­вершенствует кинестатические ощущения при плавании со скорос­тью, превышающей соревнователь­ную. Развиваемая с помощью опоры на канат, скорость позволяет эффективно совершенствовать по­вороты при плавании на спине.

К. Отто, П. Шнайдер, У. Гевени-гер, Д. Рихтер, Й. Войте, С. Лодзи-евский и другие сильнейшие плов­цы ГДР в своей подготовке широко применяли плавание в гидродина­мическом бассейне (рис. 20.16).

TITLE

TITLE