May 31, 2023
В результате объемной и напряженной работы силовой направленности, выполняемой на суше с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возмож-
328
Ностей и выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий, характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического характера. Поэтому в силовой подготовке выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания.
Наши многолетние наблюдения показывают, что в пределах тренировочного макроцикла, не зависимо от структуры тренировочного процесса и особенностей силовой подготовки, просматриваются 3 фазы взаимоотношений между уровнем силовых возможностей, являющих-
ГЛАЬА 20
Силовая Подготовка
Ся следствием тренировки на суше, и способностью к реализации силовых качеств в процессе плавания:
1 — фаза сниженной реализации,
2 — приспособительная фаза, 3 — фаза параллельного развития (Платонов, Вайцеховский, 1985; Платонов, 1997).
Фаза сниженной реализации Обычно охватывает период от 4 до 6 нед после начала интенсивной силовой подготовки. Резко возрастающие силовые качества в результате широкого применения средств общей и вспомогательной подготовки входят в противоречие со сложившейся координационной структурой движений, нарушаются межмышечная и внутримышечная координация, сложившиеся механизмы регуляции движений, снижается эластичность мышц и связок, ухудшаются чувства темпа, ритма, развиваемых усилий, воды и т. п. Все это приводит к снижению максимальной скорости плавания, стабилизации или даже ухудшению (несмотря на возросший уровень силовых качеств) мощности гребковых движений, силы тяги, развиваемой при плавании, силовой выносливости при тестировании в специфических условиях (плавание на привязи).
Начало Приспособительной фаЗы Следует связывать с постепенным возрастанием возможностей к реализации силовых качеств, что проявляется в повышении максимальной силы тяги при плавании, силовой выносливости при плавании на привязи, постепенном увеличении коэффициента использования силовых качеств. В этой фазе восстанавливаются специализированные восприятия — чувства времени, воды, развиваемых усилий; постепенно возрастает абсолютная скорость плавания с полной координацией движений, при помощи рук и ног. В течение этой фазы постепенно улучшается динамическая и кинематическая структура движений, техника все в большей мере соответствует постепенно возрастающему уровню силовых качеств. Про-
Должительность указанной фазы может достигать 3 — 4 нед.
Фаза параллельного развития Наиболее продолжительна и обычно охватывает заключительную часть общеподготовительного и весь специально-подготовительный этап подготовительного периода. В этой фазе совершенствование силовых качеств осуществляется параллельно со становлением технического мастерства. Широкое использование специальных силовых упражнений в воде позволяет довольно быстро и эффективно увязывать возрастающий уровень силовых ^возможностей со всем комплексом других компонентов, обеспечивающих в конечном счете высокий уровень скоростных возможностей и специальной выносливости при плавании.
Продолжительность каждой из первых двух фаз, а также эффективность совершенствования способностей пловцов к реализации силового потенциала во многом определяются их индивидуальными способностями. Однако основной является рациональная методика тренировки. При этом следует учитывать необходимость: 1) рационального подбора упражнений силового характера, выполняемых на суше; 2) использования тренажеров и оборудования, позволяющих обеспечить совмещенное развитие силовых качеств и совершенствование технического мастерства; 3) целесообразного соотношения объемов работы общего, вспомогательного и специального характера, а также средств силовой подготовки на суше и в воде; 4) учета индивидуальной структуры силовой подготовленности конкретного пловца; его способностей быстро перестраивать структуру движений, тонко дифференцируя усилия по времени, в пространстве; скорости адаптационных перестроек; особенностей технического мастерства и т. д.
При планировании программ занятий силовой направленности во
329
ЧАСТЬ 5
Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
Всех случаях, когда это возможно, надо стремиться к такому построению тренировки, которое наряду с повышением уровня максимальной силы, силовой выносливости или взрывной силы способствовало бы и совершенствованию способностей к реализации силовых качеств при плавании. Кроме этого, целесообразно планировать специальные программы, направленные на повышение эффективности реализации силового потенциала.
Упражнения на суше предполагают возможно более полное соответствие специфическим требованиям и условиям скоростного плавания на той или иной дистанции. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, координационная структура и др.), кроме величины отягощений, упражнения должны максимально приближаться к основным специально-подготовительным и соревновательным. Величина отягощений существенно превышает (обычно в 1,3—1,5 раза) имеющую место при скоростном плавании. Например, специально-подготовительные упражнения, выполняемые в изокинетическом режиме с высокой скоростью движений в примерно равном темпе, предполагают различную продолжительность работы: для специализирующихся на 100 м — 15 повторений за 30 с; на 200 м — 30 повторений за 60 с; на 400 м — 45 повторений за 90 с; на 800-1500 м -60 повторений за 120 с.
Силовые качества, приобретаемые в результате такой тренировки, сугубо специфичны и проявляются при тестировании в том режиме работы, в котором осуществлялась тренировка. Например, пловцы, тренировавшиеся при 30-секундных подходах, добиваются наивысшего прироста силы при 30-секундном тестировании, а тренировавшиеся при 120-секундных подходах — при 120-секундном тестировании. Это находит отражение и в спортивных результатах: непродолжительные силовые упражнения способствуют
Приросту результатов на спринтерских дистанциях, а продолжительные — на средних и длинных.
Реализация этой идеи примени
тельно к построению программ тре
нировочных занятий в отдельном
микроцикле четко прослеживается,
например, в практической работе
Каунсилмена, который рекоменду
ет специфическую программу сило
вой подготовки для второго этапа
подготовительного периода. Эта
программа на протяжении ряда лет
успешно применялась пловцами
Индианского университета, где вос
питана плеяда выдающихся плов
цов. Основные положения програм
мы сводятся к следующему: 1) заня
тия продолжительностью по 25 мин
проводятся 5 раз в неделю; 2) прог
рамма выполняется на 24 станциях:
на 6 применяются упражнения со
штангой и блочными устройствами,
на 4 — упражнения на развитие
гибкости, на 14 — упражнения на
изокинетических тренажерах;
3) упражнения на развитие силовых качеств должны вовлекать в работу мышцы рук и ног, несущие основную нагрузку при плавании; широко используются упражнения, в которых имитируются гребковые движения кролем, баттерфляем, брассом и родственные им упражнения; 4) в понедельник и четверг выполняется программа, направленная на развитие силовой выносливости — упражнение на каждой станции выполняется в течение 50 с с 15-секундным перерывом; 5) во вторник и пятницу программа носит комплексный характер: повышение взрывной силы и развитие силовой выносливости — на каждой станции пловец находится 50 с. За это время он выполняет два подхода по 20 с с 10-секундным перерывом, после чего следует 15-се-кундная пауза; 6) программа, выполняемая в среду, носит скорост-но-силовой характер — за 50 с нахождения на станции пловец выполняет три подхода по 10 с с 10-секундными перерывами, после чего следует 15-секундная пауза.
330
ГЛАВА 20 Силовая Подготовка
ТАБЛИЦА 20.12. Упражнения На Суше, Применяемые Сильнейшими Пловцами ГДР, Для Повышения Способности К Реализации Силовых Качеств В Плавании
Упражнение |
Характеристики упражнений в зависимости от длины дистанции |
|||||
50 и 100 м |
200 и 400 м |
800 и 1500 м |
||||
Продолжительность работы в подходе, с |
Величина сопротивления, % |
Продолжительность работы в подходе, с |
Величина сопротивления, % |
Продолжительность работы в подходе, с |
Величина сопротивления, % |
|
Имитация гребковых движений |
2×30 |
75 |
2×60 |
65 |
2×90 |
55 |
Баттерфляем с использованием тренажера |
||||||
«Мини-Джим» |
||||||
Лежа на спине на скользящей тележке, |
2×30 |
— |
2×60 |
— |
2×90 |
— |
Гребковые движения баттерфляем, угол |
||||||
Наклона тележки, для спринтеров — 55°, |
||||||
«средневиков» — 50° и стайеров — 45° |
||||||
Стоя лицом к блочному устройству, руки |
2×30 |
65 |
2×60 |
55 |
2×120 |
45-50 |
Вытянуты — опускание штока, гребковые |
Е |
|||||
Движения баттерфляем |
||||||
Лежа на спине, руки вытянуты вверх, |
2×60 |
80 |
2×120 |
65 |
2×360 |
55 |
Растягивание резинового амортизатора, |
||||||
Закрепленного за гимнастическую стенку |
||||||
Имитация гребковых движений кролем |
2×45 |
70 |
2×90 |
60 |
2×120 |
50 |
На груди, с использованием тренажера |
||||||
«Мини-Джим» |
||||||
Сгибание и разгибание ног с использова- |
2×60 |
65 |
2×90 |
55 |
2×120 |
45 |
Нием тренажера «Геркулес» |
||||||
Имитация гребковых движений кролем |
6×30 |
70 |
6×90 |
55 |
6×360 |
45 |
На спине с использованием тренажера |
||||||
«Мертенса — Хюттеля» |
||||||
Имитация гребковых движений брассом |
4×45 |
65 |
4×60 |
55 |
4×90 |
50 |
С использованием тренажера |
||||||
«Мини-Джим» |
* |
Примечание. После выполнения упражнений 15 мин отводится на выполнение комплекса специальных упражнений на поддержание и развитие подвижности в плечевых суставах.
Нетрудно заметить, что программа каждого задания предполагает выполнение упражнений, соответствующих по времени про-плыванию 25, 50 и 100 м, что, по мнению Каунсилмена, позволяет обеспечить соответствие программы силовой подготовки на суше требованиям плавания не только по характеру, но и по продолжительности работы.
С этой же целью сильнейшие пловцы ГДР большое внимание уделяли силовым упражнениям, выполняемым на изокинетических тренажерах, скользящей тележке, тренажерах «Мертенса —Хюттеля»,
«Экзер-Джени», блочных устройствах, с резиновыми амортизаторами. При работе на них строго учитываются:
• группы мышц, участвующие в плавании основным способом;
• пространственно-временное и динамическое согласование избранных специальных физических упражнений со структурой движений пловца в соревнованиях;
• соответствие механизмов энергообеспечения работы на суше соревновательным требованиям.
Необходимость реализации силового потенциала применительно к условиям спортивного плавания
331
ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
Рис. 20.10
Зависимость мощности и силы от частоты движений, имитирующих гребки, при работе на тренажерах: 1 — кроль на груди; 2 — баттерфляй; 3 — кроль на спине
Постоянно учитывалась и при подготовке сильнейших советских пловцов. Например, четырехкратный чемпион Олимпийских игр
B. Сальников в тренировочных прог
раммах на суше широко использо
вал тренажер «Биокинетик», работа
на котором велась круглогодично.
При этом учитывалась специфика
проплывния его основной соревно
вательной дистанции 1500 м. Так,
при выполнении 15 повторений про
должительностью по 1 мин, что в
сумме, примерно, соответствовало
времени проплывания основной со
ревновательной дистанции, контро
лировался темп выполнения греб
ковых движений, учитывалась мощ
ность каждого цикла, отдельного
гребкового движения. После окон
чания каждого и всех повторений
регистрировался объем проделан
ной работы.
В подготовке призера чемпионата мира и чемпионата Европы
C. Заболотного широко использо
вался спаренный тренажер «Мер
тенса—Хюттеля». Работа на нем
соответствовала не только характе
ру выполняемых спортсменом дви
жений в воде, но и продолжитель
ности проплывания основной со
ревновательной; дистанции 200 м
на спине. Например, в 20 подходах
пловец выполнял в различных со
четаниях серии упражнений, в
сумме соответствующих продол-
Жительности проплывания основной соревновательной дистанции: 2 подхода по 1 мин с паузой Юс; 4 подхода по 30 с с паузой 5 с; 2 подхода — 1 мин 30 с + 30 с с паузой 10 с и другие.
Большое внимание планированию силовой работы на суше, которая наряду с повышением силовых качеств способствует и совершенствованию способности к реализации силовых качеств при плавании, уделяли специалисты ГДР (табл. 20.12).
При выполнении упражнений имитационного характера на тренажере «Мертенса —Хюттеля» и изо-кинетических тренажерах очень важно работать в темпе, обеспечивающем движения с максимальной мощностью, а излишняя погоня за скоростью движений неизбежно связана с потерей мощности (рис. 20.10). Часто пловцы ошибочно считают, что при имитации гребковых движений выгоднее работать в низком темпе, так как при низкой скорости движений удается приложить большие усилия. В действительности же наибольшее количество работы производится в том случае, когда имеет место определенное соответствие между темпом и величиной развиваемых усилий, характерное для соревновательной деятельности.
Программы, которые выполняются в воде, основаны на использовании большого круга специальных средств и методических приемов, направленных на создание предпосылок для преобразования широкого спектра разнообразных силовых качеств и способностей в специфические, характерные для эффективного выполнения основных специально-подготовительных и соревновательных упражнений в воде. В этом плане особенно эффективно плавание на привязи (рис. 20.11); с растяжением резинового шнура (рис. 20.12) (для стайеров — более эластичного — 10—15 кг, для спринтеров — менее эластичного — 20 —25 кг); в гидродинамическом бассейне со ско-
332
ГЛАВА 20_________ Силовая Подготовка
|
Рис. 20.11
Плавание на привязи
![]() |
![]() |
![]() |
|
333 |
Рис. 20.12
Эластичный шнур Для плавания на привязи
Рис. 20.13
Приспособления для Выполнения специально-Подготовительных упражнений в воде: А, б — лопатки различной площади; в — тормозной пояс; г — специальный плавательный костюм
Ростью, превышающей на 5-15% максимально доступную; с лопатками различной площади; с тормозными поясами в специальном плавательном костюме и др. (рис. 20.13). При выполнении названных упражнений нужно стремиться обеспечить возможно большее соответствие выполняемой работы специфическим требованиям конкретной дистанции и способа плавания. Осуществляется это путем рационального подбора
Различных по характеру и продолжительности упражнений, варьированием интенсивности работы, режима рабЪты и отдыха, умелым чередованием работы с отягощениями, обычного скоростного плавания и проплывания отрезков с принудительным лидированием.
Сильнейшие пловцы мира стремятся использовать по возможности более широкий комплекс средств силовой подготовки в воде. Р. Тайнее, Д. Зибен, Й. Бернд, Т. Делби и другие известные пловцы, тренировавшиеся в плавательном клубе университета штата Алабама, для силовой подготовки в воде применяли большой объем упражнений, выполняемых в специальном плавательном костюме.
В качестве примера приведем программу одного из занятий Р. Гайнеса:
Разминка — 500 ярдов;
10 х 100 ярдов вольным стилем (в специальном костюме), режим 1.15;
10 х 100 ярдов вольным стилем, режим 1,15;
8х 100 ярдов с помощью ног (в специальном костюме), режим 2 мин;
4×100 ярдов с помощью ног, режим 2 мин;
Б х 200 ярдов с помощью рук (в специальном костюме), режим 3 мин;
4×500 ярдов вольным стилем, чередуя плавание в специальном костюме и без него.
Как видим, все тренировочные серии построены на контрасте ощущений проплывания отрезков с добавочным сопротивлением и без него.
ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
|
Пловцы, тренировавшиеся в университете штата Флорида под руководством тренера Р. Рииса, использовали большой объем упражнений, выполняемых на блочных устройствах, установленных непосредственно на бортике бассейна (рис. 20.14). Приведем некоторые упражнения, выполняемые с помощью блочных устройств К. Бирдсли, Т. Колкинз, Б. Савчуком, Дж. Вассальо и другими известными пловцами:
1. Плавание в полной координации с преодолением отягощения массой 4 — 8 кг: 3 — 5 повторений по 3 мин — для спринтеров, 2 — 3 повторения по 8—10 мин — для стайеров.
2. Плавание на «рекордный груз» — 6 — 8 повторений по 30 — 45 с с добавлением после каждого повторения по 0,5 — 1 кг до тех пор, пока спортсмен способен удерживаться на месте. Паузы отдыха между упражнениями от 30 до 60 с.
Венгерские пловцы К. Эгерсеги, Н. Роша, Т. Дарньи, Й. Сабо, А. Жене круглогодично в большом объеме выполняли работу с использованием лопаток, эластичных шнуров, надувных резиновых кругов. Эти приспособления применяют и при проплывании длинных дистанций, и для отработки скоростных качеств при выполнении спринтерских упражнений.
В тренировке сильнейших советских пловцов В. Сальникова,
A. Сидоренко, И. Полянского, С. Фе-
сенко, А. Марковского, Г. Пригоды,
B. Ярощука, П. Хныкина и других в
большом объеме применялись элас
тичные резиновые шнуры для пла
вания, канат, лопатки разных раз
меров, ласты, отягощения. Приве
дем упражнения, наиболее часто
используемые В. Сальниковым:
1. Плавание с растягиванием шнура на 25 м (с лопатками, с помощью рук, в полной координации), постепенно укорачивая шнур, — 10 — 20 повторений в режиме 1 мин — 1 мин 30 с.
2. Плавание основным и дополнительным способами с лопатками и без них, в полной координации и по элементам. Задача — в 10—15 повторениях удержаться на месте в течение заданного времени.
3. Переменное плавание (6—12 повторений по 50 м): в одну сторону спортсмен плывет, растягивая шнур, а возвращаясь, старается развить максимальную скорость, используя дополнительную тягу шнура.
При плавании на канате (рис. 20.15) чаще используются длинные дистанции 2000 — 3000 м. Плывя в одном направлении, спортсмен делает ускорение, а в обратном — отрабатывает технику плавания.
Интересно использовали канат пловцы Джермантаунского уивер-ситета (США) М. Стюарт, Б. Мит-
334
ГЛАВА 20 Силовая Подготовка
|
Рис. 20.16
Гидродинамический бассейн, установленный в спортклубе «Хеми» в Галле: 1 — ванна, 2 — направляющие лопасти, 3 — смотровое окно, 4 — оградительная сетка, 5 — турбины, 6 — привод гидравлики, 7 — электронная система управления, 8 — дистанционное управление, 9 — дно гидродинамического бассейна, 10 — генератор пульса
Чел, Р. Зигер, Д. Витч — сильнейшие пловцы США в плавании баттерфляем и на спине. Их тренер Дж. Трембли размещал на дорожке два каната параллельно друг другу на расстоянии 1 м 30 см. Каждые три дня он предлагал ученикам устанавливать личные рекорды в серии 10 х 100 м (плавание на спине с помощью каната). Как правило, скорости, демонстрируемые пловцами в этом упражнении, выше их личных рекордов. Такое упражнение, по мнению тренера, совершенствует кинестатические ощущения при плавании со скоростью, превышающей соревновательную. Развиваемая с помощью опоры на канат, скорость позволяет эффективно совершенствовать повороты при плавании на спине.
К. Отто, П. Шнайдер, У. Гевени-гер, Д. Рихтер, Й. Войте, С. Лодзи-евский и другие сильнейшие пловцы ГДР в своей подготовке широко применяли плавание в гидродинамическом бассейне (рис. 20.16).