May 31, 2023
Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства и методы, направленные на решение задач физической, технико-тактической, психической и специальной волевой подготовки. Структура трениРовочных занятий Определяется различными факторами, в числе которых — закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха.
В Вводно-подготовительной часТи Занятия осуществляются организационные мероприятия и непосредственная подготовка спортсмена к выполнению программы основной части занятия. Четко проведенное начало занятия концентрирует внимание на предстоящей деятельности. При правильной настройке на выполнение программы возникает так называемое предстартовое состояние, которое заключается в повышении активности основных функциональных систем организма, что способствует его подготовке к предстоящей работе. Применение в этой части занятия хорошей разминки оптимизирует подготовку спортсмена к предстоящей работе.
Разминку принято делить на две части: общую и специальную. Первая содействует активизации важнейших функциональных систем — центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем. Вторая часть разминки направлена на обеспечение оптимального состояния центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, определяющих эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций. Подбор упражнений и их соотношение зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.
В Основной части Занятия, собственно, и решается его главная задача. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивать повышение различных сторон специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование техники, тактики и т. д. Продолжительность этой части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем средств, величины нагрузки. Подбор упражнений и их количество определяют направленность занятия и его нагрузку. Поэтому далее будут рассмотрены вопросы, связанные прежде всего с построением именно этой части занятия.
В Заключительной части Занятия постепенно снижают интенсивность работы, чтобы привести организм спортсмена в состояние по возможности близкое к дорабочему
274
ГЛАВА 1 8
Построение Программ Тренировочных Занятий
И создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов.
Нагрузка в тренировочных занятиях. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена, является величина нагрузки. Чем она выше, тем больше утомление спортсмена и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы. Величина нагрузки влияет и на характер восстановительных процессов: после незначительных нагрузок они протекают в течение десятков минут или нескольких часов, большие нагрузки могут вызвать длительный период последействия, достигающий нескольких суток.
Краткие характеристики основных видов нагрузки, применяемые в процессе тренировки квалифицированных пловцов приведены в табл. 18.1.
Большая нагрузка Сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена и снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения болыйой нагрузки пловцу необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной
Уровню его подготовленности. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы, однако соответствующая оценка доступна только опытному тренеру, хорошо знающему возможности воспитанника. При планировании программы того или иного занятия, можно использовать тренировочные средства разной сложности, чтобы тренировочная программа была, во-первых, достаточно трудной и стимулировала мобилизацию функциональных возможностей спортсмена; а во-вторых, адекватной его подготовленности и функциональному состоянию. Пловец, к которому предъявлены требования, превышающие его возможности, будет вынужден отказаться от предлагаемой работы уже в самом начале занятия. Причем отказ произойдет вследствие нарушения гомеостаза организма, а не в результате длительного и интенсивного воздействия на его функциональные системы, определяющие работоспособность при выполнении конкретной работы. Естественно, в этом случае нельзя говорить о том, что спортсмен получил большую нагрузку.
В процессе выполнения упражнений утомление нарастает посте-
ТАБЛИЦА 18.1 Характеристика Нагрузок В Тренировочных занятиях КвалифицированНых Пловцов
Нагрузка |
Критерий величины нагрузки |
Задача |
Малая |
Наступление 1-й фазы периода |
Поддержание достигнутого |
Устойчивой работоспособности |
Уровня тренированности, |
|
(10—15 % Объема работы, |
Ускорение процессов вос- |
|
Выполняемой до наступления |
Становления после предше- |
|
Явного утомления) |
Ствовавших нагрузок |
|
Средняя |
Наступление 2-й фазы устойчивой |
Поддержание достигнутого |
Работоспособности (40 — 60 % |
Уровня тренированности, |
|
Объема работы, выполняемой |
Решение частных задач |
|
До наступления явного утомления) |
Подготовки |
|
Значительная |
Наступление фазы скрытого |
Стабилизация и дальней- |
(компенсированного) утомления |
Шее повышение уровня |
|
(60 — 75 % объема работы, выполняемой до наступления явного утомления) |
Тренированности |
|
Большая |
Наступление явного утомления |
Повышение уровня тренированности |
18*
275
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
Пенно. Когда оно переходит границу компенсированного, происходит снижение работоспособности, что свидетельствует о явном утомлении. Но и в этой стадии работоспособность снижается постепенно и некоторое время может сохраняться на довольно высоком уровне. Момент прекращения работы в каждом конкретном случае должен определяться в зависимости от направленности занятия, построения его программы и подготовленности спортсмена. При этом необходимо выдержать два находящихся в естественном противоречии условия. Во-первых, обеспечить существенный объем работы, выполненной при прогрессирующем утомлении, так как именно это обусловливает стрессовый характер и высокий тренирующий эффект занятий с большими нагрузками. Во-вторых, продолжительность работы в состоянии явного утомления не должна быть настолько большой, чтобы негативно повлиять на техническую подготовленность спортсмена и его психическое состояние. Опыт подготовки пловцов высокого класса свидетельствует о том, что в занятиях с большими нагрузками скоростно-сило-вой направленности, а также способствующих повышению выносливости к скоростной работе, объем упражнений не должен более чем на 5 % превышать величины, зарегистрированные до наступления явного утомления. В занятиях, направленных на повышение различных видов выносливости, связанных с преимущественной мобилизацией аэробных механизмов обмена, соответствующее превышение может достигать 10— 15 %. Значительная нагрузка Характеризуется большим суммарным объемом работы в условиях устойчивого состояния и не сопровождается снижением работоспособности. В этом случае работа завершается при проявлении стойких признаков компенсированного утомления. Ее объем в занятиях со значительны-
Ми нагрузками обычно составляет 70 % объема, выполняемого до наступления явного утомления.
Средняя нагрузка Соответствует началу 2-й фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы обычно 40 — 50 % от выполняемого до наступления явного утомления.
Малая нагрузка Значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Объем работы обычно 20-25 % выполняемого до наступления явного утомления.
Направленность занятий Обусловливается подбором и методикой применения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. При подготовке пловцов используются занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности, которые проводятся на суше и в воде. Программа занятий избирательной направленности планируется так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение максимальной силы), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.
Занятия избирательной направленности. В практике находят широкое применение занятия, способствующие преимущественному развитию различных сторон подготовленности пловцов: скоростных или силовых качеств, анаэробной или аэробной производительности, специальной выносливости и др. Совершенствование экономичности работы, повышение эффективности использования функциональных возможностей важнейших систем в соревновательной деятельности, психической устойчивости к ощущениям утомления обычно осуществляется параллельно с разви-
276
ГЛАВА 1 8
Построение Программ Тренировочных Занятий
Тием других качеств с использованием отдельных специфических приемов. Это же можно сказать о совершенствовании спортивной техники.
Существуют различные варианты построения занятий избирательной направленности. Например, занятия в воде строятся с использованием однообразных, наиболее широко рекомендуемых в специальной литературе или полюбившихся тренеру средств. При этом тренировочная программа в однотипных занятиях весьма стабильна на протяжении определенного этапа. Примером программы такого занятия, направленного, например, на развитие аэробно-анаэробных возможностей пловца, может служить следующая: стандартная разминка — 600-800 м; 20 х 200 м со скоростью 80 — 85 % максимально доступной (ЧСС после каждого повторения
27 — 28 ударов за 10 с) и с паузами 45 с; 200 м — свободное плавание. В другом случае занятия строятся по такому же принципу, однако на различных этапах тренировки в занятиях одной направленности применяются различные методы и средства. И, наконец, третий вариант предполагает использование в каждом занятии ^весьма обширного комплекса различных однонаправленных средств, применяемых в рамках нескольких методов. При этом программа занятий, также направленных на повышение аэробно-анаэробных возможностей пловца, может выглядеть так: стандартная разминка — 600 — 800 м; 4 х 400 м со скоростью 85 — 90 % Максимально доступной (ЧСС — 165—170уд-мин~’) и паузами 1 мин; 8 х 200 м — при помощи ног со скоростью 85 — 90 % максимально доступной (ЧСС — 28 — 30 ударов за 10 с) и паузами 45 с; 4 х 200 м — при помощи рук со скоростью 90 % максимально доступной (ЧСС — 26 —
28 ударов за 10 с); 1000 м — переменное плавание дополнительным способом (100м со скоростью 90% максимально доступной, 100 м сво —
Бодно и т. д.; 1000 — со скоростью 80 — 85 % максимально доступной (ЧСС — 160-170 уд-мин-1); отдых 2 мин; 600 м — со скоростью 90 % Максимально доступной (ЧСС 170 — 175 уд-мин-1): 200 м — компенсаторное плавание.
Установлено, что при построении программ с использованием разнообразных однонаправленных упражнений спортсмены проявляют значительно большую работоспособность, чем при использовании однообразных средств (в среднем на 25 — 30%). Программы занятия с разнообразными средствами оказывают более широкое воздействие на организм пловцовг мобилизуя различные функции, определяющие проявление соответствующих качеств. Повышение работоспособности в зависимости от задач тренировочного занятия и его организации происходит за счет увеличения либо объема выполняемой работы, либо средней ее интенсивности.
Принципиально важным для спортивной практики является то, что более высокая работоспособность в занятиях избирательной направленности с разнообразной программой не сопровождается большим утомлением по сравнению с занятиями, программа которых однообразна. Согласно данным, характеризующим работоспособность спортсменов и функциональные возможности важнейших систем их организма, после занятий с большими нагрузками, построенных по различному принципу, утомление выражено примерно одинаково. Это позволяет сделать важный для практики вывод о целесообразности внедрения в тренировочные микроциклы занятий избирательной направленности с разнообразной программой, без уменьшения их количества и величины нагрузки, что позволит повысить объем тренировочной работы без риска переутомления.
Высокая эффективность занятий с разнообразной программой, обусловлена рядом причин. К ос-
277
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
Новным следует отнести значительно больший суммарный объем работы, который могут выполнить пловцы при одних и тех же объективных и субъективных показателях утомления. Нельзя не учитывать, что спортсмены, применяющие ограниченное количество тренировочных средств, быстро адаптируются к ним, и через определенное время эти средства уже не могут предъявить организму требования, стимулирующие эффективное протекание приспособительных процессов. Кроме того, различные упражнения, направленные на развитие одного и того же качества, имеют свои специфические особенности, выражающиеся в преимущественном воздействии на отдельные локальные свойства и способности, в сумме его определяющие. Распространено мнение о том, что с равным успехом можно добиться повышения аэробных возможностей, используя определенные режимы дистанционной, интервальной или переменной тренировки. Это служит основанием для отдельных специалистов рекомендовать одностороннее использование одного из методов. Однако здесь не принимается во внимание сложная структура аэробной производительности и то, что различные методы и средства не в равной мере способствуют совершенствованию ее различных свойств. Потому односторонний подход, заключающийся в преимущественном использовании для повышения аэробных возможностей какого-либо одного метода, нельзя считать эффективным.
Высокая эффективность занятий, основанных на использовании разнообразных однонаправленных средств, не означает необходимости исключения занятий с однообразной программой. Такие занятия могут, например, применяться, когда ставится задача совершенствования способностей спортсмена экономично выполнить заданную работу или повышения психологической устойчивости к длительному выпол-
Нению монотонной и напряженной работы, что весьма важно для проявления специальной выносливости на длинных дистанциях.
Занятия комплексной направ
ленности. Существует два варианта
построения занятий, предусматри
вающих одновременное развитие
различных качеств и способностей.
Первый заключается в том, что
программа отдельного занятия де
лится на две или три относительно
самостоятельные части. Например,
в первой применяются средства по
вышения скоростных возможнос
тей, во второй и третьей — сред
ства повышения выносливости при
работе соответственно анаэробного
и аэробного характера. Другой ва
риант предполагает не последова
тельное, а параллельное развитие
двух, а иногда и нескольких ка
честв. Например стандартная серия
— 20 х 100 м со скоростью 85-90 %
максимально возможной на этой
дистанции и паузами отдыха 45 с, с
одной стороны, имеет много обще
го с интервальной тренировкой,
способствующей повышению
Уровня аэробной производительности, а с другой — предъявляет высокие требования к анаэробному (гликолитическому) пути энергообеспечения, стимулируя повышение выносливости при работе анаэробного характера.
Таким образом, занятия комплексной направленности можно разделить на две группы: с последовательным и с параллельным решением задач.
К первой группе относятся занятия на суше, в которых последовательно применяются упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах и максимальной силы; максимальной силы и силовой выносливости т. д. Занятия этой группы проводимые в воде, могут быть направлены на повышение: скоростных возможностей, выносливости при работе анаэробного и аэробного характера; ско-ростно-силовых возможностей и выносливости при работе аэроб-
278
ГЛАВА 18
Построение Программ Тренировочных Занятий
Ного характера; выносливости при работе смешанного характера и т. д.
В процессе построения таких занятий возникают два основных вопроса. Первый заключается в определении рациональной последовательности применения средств, способствующих развитию различных качеств, второй — в выборе рационального соотношения этих средств. При планировании программ комплексных занятий целесообразно в первой части предусмотреть развитие скоростных качеств, подвижности в суставах, максимальной силы, а во второй — развитие выносливости. Если, например, в одном занятии ставится задача повышения скоростных возможностей и развития различных видов выносливости, то последовательность распределения средств должна быть такой: сначала применяются средства скоростной направленности, затем соответственно средства, повышающие гликолити-ческую и аэробную производительность, поскольку работа по повышению скоростных возможностей требует силовых затрат, тонкой нервно-мышечной координации и напряженного внимания к характеру динамических и кинематических движений. Обеспечить это, естественно, можно лишь в начале занятия, когда пловец находится в состоянии устойчивой работоспособности. В дальнейшем, по мере нарастания утомления, следует переходить к упражнениям способствующим развитию выносливости. В этом случае дальнейшая работа выполняется при прогрессирующих изменениях в состоянии различных функциональных систем, в условиях компенсированного, а затем и явного утомления, что создает хорошие предпосылки для развития различных видов выносливости.
Указанная выше последовательность распределения средств не является единственно возможной. Многими ведущими специалистами успешно применены иные сочетания средств в занятиях комплексной
Направленности. Каунсилмен (1982), например, рекомендует в начале занятий широко использовать дистанционное и интервальное плавание в различных режимах, способствующих повышению аэробной производительности за счет широкого воздействия на кислородтранспортную систему. Он считает возможным повышение скоростно-силовых качеств в последней части занятия. Эта тренировочная программа при кажущейся нелогичности имеет определенный смысл. Дело в том, что основной объем работы, предшествующей чисто спринтерской работе, оказывает глубокое воздействие на функциональные системы организма и их звенья, связанные с поступлением, транспортом и утилизацией кислорода. В то же время такая работа не оказывает значительного воздействия на мышечную систему. В итоге к началу скоростных упражнений функциональные возможности систем, определяющих эффективность их выполнения, находятся на достаточно высоком уровне, а предварительное преодоление значительного количества отрезков и дистанций с повышенной интенсивностью способствует эко-номизации работы, налаживанию оптимальной координации движений и координации двигательной и вегетативных функций. Это, в конечном счете, позволяет выполнять работу, направленную на повышение скоростных возможностей, в оптимальных условиях.
Однако скоростные упражнения в конце занятий оправданы лишь когда им предшествует работа по повышению аэробной производительности. Если же основными средствами стремятся повышать выносливость, связанную с мобилизацией анаэробных поставщиков энергии, то такая последовательность нецелесообразна из-за определенной общности механизмов утомления в обоих видах работы.
Вопрос о соотношении средств в занятиях должен решаться в каждом конкретном случае с учетом их
279
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
Характера и последовательности применения, функционального состояния, уровня подготовленности, индивидуальных особенностей пловцов, этапа и периода их подготовки и т. д.
На общеподготовительном этапе подготовительного периода в комплексных занятиях значительное место часто занимают средства, направленные на повышение уровня выносливости при работе аэробного характера (до 60 — 70 % Общего "полезного" объема в метрах). В дальнейшем, с ростом тренированности, это соотношение может изменяться в пользу средств, повышающих скоростные возможности и специальную выносливость. Если спринтерские упражнения применяются в первой части занятия непосредственно после разминки, на них может затрачиваться до 40 — 50% времени. Когда скоростные упражнения планируются в конце занятий, их объем не должен быть большим — обычно не более 10—15% общего времени.
При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть положительным, при этом очередная нагрузка*усиливает сдвиги, вызванные предыдущей; нейтральным — очередная нагрузка существенно не изменяет характера и величины ответных реакций; отрицательным — нагрузка уменьшает сдвиги, вызванные предыдущим воздействием. Например, эффект упражнений гликолитической анаэробной направленности заметно усиливается, если им предшествует алактатная анаэробная работа и существенно снижается после длительной аэробной нагрузки.
Применение в занятиях на суше упражнений на гибкость перед упражнениями силового характера обеспечивает эффективное развитие гибкости и положительно сказывается на процессе силовой подготовки. Если же упражнения, направленные на развитие силовых
Качеств и гибкости, чередуются, это оказывается эффективным для силовой подготовки, но одновременно сводит к минимуму эффективность работы по повышению подвижности в суставах.
Вторая группа занятий комплексной направленности обычно предполагает параллельное повышение скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера и выносливости при работе анаэробного и аэробного характера. В занятиях на суше может быть обеспечено параллельное развитие максимальной силы или силовой выносливости и подвижности в суставах. Занятия комплексной направленности с параллельным решением задач в основном применяются в базовых мезоциклах, т. е. в период так называемой фундаментальной подготовки. Целесообразность этих занятий объясняется большим суммарным объемом работы, который можно выполнить с помощью средств, составляющих их программы, относительной широтой воздействия и соответствием задач, стоящим перед спортсменами, их возможностям на данном этапе подготовки. При построении комплексных занятий этого типа вполне правомерно использовать все рекомендации, приведенные для занятий избирательной направленности.
Сочетание занятий избирательной и комплексной направленности в тренировочном процессе. Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от многих факторов: этапа многолетней и годичной подготовки, квалификации и подготовленности пловца, задач занятия и др. Наиболее мощное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, позволяющие сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия. Именно поэтому они наиболее широко применяются при подготовке пловцов высокого класса,
280
Построение Программ Тренировочных Занятий
Хорошо адаптированных к различным тренировочным воздействиям. Особенно велика роль таких занятий при развитии специальной выносливости применительно к средним и длинным дистанциям, повышении аэробной и анаэробной (гликолитическои) производительности.
Занятия комплексной направленности обычно применяются для поддержания уровня подготовленности, что особенно важно при длительном соревновательном периоде. Такие занятия позволяют разнообразить тренировочный процесс и выполнить значительный объем разнообразной работы при относительно небольшой суммарной нагрузке. Комплексные занятия более эмоциональны, меньше воздействуют на психическую и функциональную сферу спортсменов.
Наиболее широко занятия комплексной направленности с применением разнонаправленных средств используется при построении занятий на суше. В ходе этих занятий решаются разнообразные задачи общей и вспомогательной физической подготовки, развития силовых качеств, гибкости, общей выносливости.
Комплексные занятия с разнообразной эмоционально насыщенной программой и незначительной суммарной нагрузкой являются хорошим средством активного отдыха и могут использоваться для ускорения восстановления после занятий с большими и значительными нагрузками избирательной направленности, а также занимать важное место в содержании восстановительных микроциклов.
Неоднозначна роль занятий избирательной и комплексной направленности на различных этапах макроцикла. На первом этапе подготовительного периода, когда пловцы еще недостаточно адаптированы к большим нагрузкам, занятия комплексной направленности могут не только оказаться эффективными для планомерного
Возрастания функциональных возможностей, но и обеспечить профилактику переутомления и перенапряженности функциональных систем.
Ниже представлены типичные программы занятий с большими нагрузками, применяемые сильнейшими пловцами мира в различные периоды макроцикла.