Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

Posted on 27.06.2013 in Плавание | by

Этап начальной подготовки. Подго­товка начинающих пловцов характе­ризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, а также игрового метода.

При обучении технике плавания они должны освоить многообраз­ные подготовительные упражнения. И при этом ни в коем случае не следует добиваться стойкого двига­тельного навыка. У юного спорт­смена должна формироваться раз­носторонняя техническая база, предполагающая овладение широ­ким комплексом разнообразных двигательных действий. Это основа для последующего эффективного технического совершенствования. Соответствующий подход в опреде­ленной мере распространяется и на последующие два этапа многолет­ней подготовки.

Тренировочные занятия продол­жительностью 45 — 90 мин на этом этапе должны проводится не чаще 2 — 3 раз в неделю.

Годовой объем работы пловцов на этапе начальной подготовки не­велик — в пределах 100—150 ч и в значительной мере зависит от про­должительности начальной подго­товки, которая, в свою очередь, связана с возрастом начала заня­тий. Если это 6 — 7 лет, то начальная подготовка может длиться 3 года, с относительно небольшим объемом работы в течение каждого из них (например, первый год — 80— 100 ч, второй — 100—120, третий — 120 — 150). Если занятия плаванием начи­нают в 9—10лет, то первый этап многолетней подготовки длится 1,5 — 2 года.

Характерен опыт начальной подготовки М. Гросса, который в течение нескольких первых лет за­нимался в воде 2 — 3 раза в неделю

Не более чем по 45 — 50 мин, про­плывая при этом от 1 до 2 км. Заня­тия на суше проводились в виде игр — футбола, тенниса, а также крос­сового бега. На вопрос о характере своей начальной подготовки М. Гросс ответил, что тренировоч­ная программа составлялась с учетом его заинтересованности и настроения, а обучение технике способов плавания осуществлялось в основном с помощью специально подобранных игр.

Примечательно, что наиболее опытные и дальновидные специа­листы различных стран все настоя­тельнее подчеркивают, что игровой метод наиболее оправдан в работе с юными спортсменами и что ее эф­фективность тесно связана с посто­янным поиском путей создания на занятиях положительного эмоцио­нального фона.

У выдающихся пловцов игровая направленность начальной подго­товки обычно сочеталась с неболь­шим суммарным объемом работы. На начальном этапе они работали менее интенсивно, чем их свер­стники, не добившиеся впослед­ствии высоких результатов.

Примечательна "щадящая" на­чальная подготовка всех представ­лявших бывший СССР пловцов, которые стали олимпийскими чем­пионами в индивидуальных дисцип­линах (табл. 15.13). У большинства из них объем тренировочной рабо­ты не превышал и половины харак­терного для тех, кто ограничился успехами в юношеских соревнова­ниях.

Следующие данные (табл. 15.14) позволяют оценить, за счет каких усилий преодолевали первые "вехи" на пути к высшему мастерству сильнейшие пловцы. Динамика наг­рузок у них в основном планомер­ная, но несколько "круче" у тех, кто позже начал спортивную подготов­ку. Примечательно, что трехкрат­ные олимпийские чемпионы Роуди Тайнее и Джон Набер, приступив­шие к подготовке в плавании в 11 — 13-летнем возрасте, уже на первом

194

ГЛАВА 15 Построение Многолетней Подготовки

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

ТАБЛИЦА 15.13

Тренировочные Нагрузки

Олимпийских Чемпионов

На Этапе Их Начальной

Подготовки (70 80-Е Гг.)

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

ТАБЛИЦА 15.14

Возрастная Динамика

Мастерства И Объема

Тренировочной Работы

Сильнейших Пловцов

На Этапе Начальной

Подготовки (70 80-Е Гг.)

Ее году тренировались по 5 — 6 раз в неделю, проплывая до 20 км. Обра­щает на себя внимание и то, что у ряда сильнейших пловцов ограни­ченные нагрузки были во многом связаны с отклонениями в состоя­нии здоровья. Как ни парадоксаль-

195

Но, это явилось одним из факторов, позволивших талантливым в двига­тельном отношении спортсменам сохранить функциональные и пси­хологические резервы для последу­ющего после выздоровления стре­мительного совершенствования.

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

При анализе начальной подго­товки ряда выдающихся пловцов, в том числе неоднократных олим­пийских чемпионов Д. Монтгомери и М. Мигер (ее мировой рекорд на 200 м баттерфляем удерживается уже 19 (!) лет), выявлена следующая любопытная тенденция; они в зна­чительном объеме преодолевали ко­роткие отрезки с интенсивностью, близкой к максимальной (часто в форме игр и эстафет). Это требует, на наш взгляд (особенно если дело касается подготовки юных пловцов, проявляющих предраспо­ложенность к спринту), пересмотра широко распространенных реко­мендаций по построению начальной подготовки в основном на базе дли­тельного равномерного плавания.

Ведущие тренеры мира в основ­ном придерживаются единой пози­ции в отношении структуры и со­держания этапа начальной подго­товки, в соответствии с которой она должна быть подчинена укреп­лению здоровья детей, устранению недостатков в их физическом раз­витии, разносторонней физической подготовке, формированию интере­са к занятиям плаванием, обучению всевозможным двигательным уме­ниям и навыкам, основам техники избранного вида спорта. Причем, чем меньше возраст начинающих пловцов, тем менее целенаправлено и на более разнообразном материа­ле решаются эти задачи.

Этап предварительной базовой подготовки. Разносторонняя подго­товка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последую­щего спортивного совершенствова­ния, чем специализированная. Стремление увеличить объем спе­циально-подготовительных упраж­нений, как правило, приводит к быстрому росту результатов юных пловцов, но в дальнейшем неиз­бежно негативно сказывается на становлении их спортивного мас­терства.

Важнейшим принципом подго­товки на втором этапе является

Доступность для подростка трени­ровочных и соревновательных на­грузок и развитие его физических качеств и функциональных воз­можностей в строгом соответствии с особенностями возраста. При этом очень важно учитывать темпы биологического развития юного спортсмена.

Суммарный объем тренировоч­ной работы в начале рассматривае­мого этапа не должен превышать 25 %, а к его окончанию 50 % харак­терного для этапа максимальной реализации индивидуальных воз­можностей.

На втором этапе многолетнего совершенствования многие пловцы приступали к ежедневным, а неко­торые — и к двухразовым трениро­вочным занятиям в течение дня. При этом некоторые выдающиеся стайеры (например, В. Сальников), тренируясь уже 10—11 раз в неде­лю, проплывали при этом 50-60 км. Основное внимание в про­цессе их подготовки уделялось по­вышению аэробных возможностей организма и развитию силовой вы­носливости. Для спринтеров же ха­рактерен существенно меньший объем плавания — 20 — 35 км в не­делю. При этом в процессе их под­готовки основное внимание уде­лялось повышению скоростных и координационных способностей, а также развитию скоростной силы, что во многом обеспечивалось ши­роким применением элементов раз­ных видов спорта и подвижных игр.

Это еще раз убеждает в том, что
на втором этапе многолетнего со­
вершенствования уже необходима
дифференциация подготовки плов­
цов, предрасположенных к спринту
и к длинным дистанциям. При под­
готовке первых необходимо такое
соотношение тренировочных

Средств, которое позволяло бы раз­вить функциональные возможнос­ти спортсменов и создать фунда­мент для их дальнейшего роста и не повредило бы наследственно обус­ловленной предрасположенности к

196

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВГЛАВА 1 5

Построение Многолетней Подготовки

Работе скоростно-силового харак­тера.

На этапе предварительной базо­вой подготовки техническое совер­шенствование пловцов должно быть направлено не на скорейшее освоение относительно узкого кру­га специально-подготовительных упражнений, а на выполнение раз­нообразных упражнений общего, вспомогательного и специального характера, способствующих раз­носторонней технической подго­товленности.

На рассматриваемом этапе осва­ивается техника различных спосо­бов плавания, старта, поворотов, упражнений, направленных на со­вершенствование техники движе­ний руками, ногами, техники дыха­ния и т. п. Такой подход способству­ет быстрому освоению вариантов техники плавания, соответствую­щей морфофункциональным воз­можностям пловцов и в дальней­шем формированию у них умения варьировать основными параметра­ми технического мастерства в зави­симости от условий соревнований и функционального состояния в раз­личных стадиях соревновательной деятельности.

Целесообразное соотношение общей, вспомогательной и специ­альной подготовки на рассматрива­емом этапе примерно 45:45:10, что подтверждает анализ предваритель­ной базовой подготовки многих сильнейших пловцов мира 80 —90-х годов.

Особенностью рассматриваемо­го этапа подготовки сильнейших пловцов является значительный объем плавания с помощью одних ног, а также плавания вольным сти­лем и баттерфляем. Последнее рас­сматривается многими тренерами как средство силовой подготовки, что особенно характерно для подго­товки выдающихся американских пловцов 80 — 90-х годов М. Мигер, П. Моралеса, М. Бионди, Р. Кейри, С. Лундквиста, знаменитого запад­ногерманского пловца — М. Гросса. В то же время практически никто

Из них широко не использовал так называемую интервальную трени­ровку, направленную на развитие специальной выносливости и повы­шение анаэробных и анаэробно-аэробных возможностей, часто приводящую к перенапряжению функциональных систем организма юных спортсменов.

На этом этапе многолетнего со­вершенствования уже просматри­ваются элементы периодизации го­дичной подготовки.

Характерной особенностью яв­ляется и большое количество дней активного и пассивного отдыха — до 60 — 80, что обеспечивает профи­лактику переутомления юных плов­цов и поддерживает их интерес к занятиям спортом.

Этап специализированной базо­вой подготовки. Подготовка плов­цов на данном этапе должна обес­печить предпосылки для максималь­ной реализации их индивидуальных возможностей на следующем этапе многолетнего спортивного пути. Это требует создания прочного фунда­мента специальной подготовленнос­ти и формирования устойчивой мо­тивации к достижению высокого мастерства. Возрастные границы этапа обусловлены полом и специа­лизацией пловцов, возрастом начала ими спортивной подготовки, инди­видуальными особенностями биоло­гического развития. В большинстве случаев у девушек они составляют 14—17 лет, а у юношей — 15—19.

На третьем этапе многолетнего совершенствования пловцов трене­рам приходится решать непростую задачу: с одной стороны, создавать предпосылки для очень напряжен­ной подготовки на следующем этапе, а с другой — оставить значительные резервы для ее усложнения.

Мировая практика свидетель­ствует, что наилучшим образом этому способствует объем трениро­вочной работы, не превышающий к окончанию рассматриваемого этапа 80 % того, что характерно для сле­дующего этапа многолетней подго­товки (табл. 15.15).

197

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

ТАБЛИЦА 15.15 Примерный Объем Тренировочной Работы и Соревновательной Практики На Этапе Специ­Ализированной Базовой Подготовки (За Год)

Параметры

Мужчины

Женщины

50, 100, 200 м

400, 1500 м

50, 100, 200 м

400, 800 м

Общий объем работы, ч

400-700

450-800

400-700

450-800

Объем работы на суше, ч

150-200

150-200

150-200

150-200

Объем работы в воде, ч

300-500

350-700

300-500

350-700

Объем плавания, км

800-1800

1200-2000

1000-1800

1300-2000

Количество

300-450

300-450

300-450

350-500

Тренировочных занятии

Количество соревнова-

30-60

30-40

30-60

30-40

Тельных стартов

Примечание. Нижняя граница характерна для начала этапа, верхняя — для его окончания.

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВВ начале третьего этапа преиму­щественное место еще занимает общая и вспомогательная подготов­ка, а во второй его половине подго­товка в значительной мере специа­лизируется и примерное соотноше­ние ее общего, вспомогательного и специализированного компонентов составляет 20:40:40. На рассматри­ваемом этапе уже, как правило, окончательно определяется специа­лизация пловца.

На этом этапе широко использу­ются средства, позволяющие повы­сить функциональный потенциал организма пловцов без применения большого объема работы, макси­мально приближенной по характе­ру к соревновательной деятельнос­ти, еще больше дифференцируется подготовка пловцов, предрасполо­женных к спринту и длинным дис­танциям. В юношеском возрасте пловцы легко справляются с рабо­той аэробной направленности, в ре­зультате чего у них резко повыша­ются возможности соответствую­щего энергообеспечения и на этой основе спортивные результаты. Од­нако для тех, кто морфофункцио-нально предрасположен к скорост-но-силовой и координационной ра­боте, такая подготовка часто стано­вится непреодолимым барьером на пути к высокому мастерству. Соот­ветствующее препятствие во мно­гом создает перестройка мышечной ткани, в связи с которой повыша­ются способности к работе на вы-

Носливость и угнетаются способ­ности к проявлению скоростных качеств. Поэтому функциональная подготовка на рассматриваемом этапе предполагает тщательный учет специализации пловца, что, например, обеспечивает трениро­вочная программа, приведенная в табл. 15.16.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Основное содержание этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать предельную мобилизацию функциональных возможностей организма пловцов. Суммарные ве­личины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15 и более, резко расширяется сорев­новательная практика и объем спе­циальной психической, тактичес­кой и интегральной подготовки.

У большинства пловцов резко возрастает (до 70 % и более) доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной рабо­ты и максимума достигают парамет­ры тренировочной работы и сорев­новательной практики (табл. 15.17).

Еще более выражены различия в тренировке спринтеров и стайе­ров. Следует заметить, что некото­рые пловцы достигли высот мастер­ства при значительно меньших

198

ГЛАВА 15 Построение Многолетней Подготовки

ТАБЛИЦА 15.16 Основные Характеристики 12-Недельных Тренировоч­Ных Программ Различной Преимущественной Направленности (Этап Специализированной Базовой Подготовки, Юноши)

Параметр подготовки

Программа

Спринтерская

Стайерская

Количество дней занятий

72

72

Количество занятий в воде

72

72

Количество занятий на суше

60

60

Общий объем работы, ч

ПО

120

В том числе в воде, ч

90

80

Общий объем плавания, км

170

220

В том числе

Аэробной направленности, км аэробно-анаэробной, км анаэробной гликолитической, км анаэробной алактатной, км Общий объем работы на суше, ч

100 (58,8 %)

36 (21,2 %)

22 (12,9 %)

12 (7,1 %)

90

160 (72,7 %)

40 (18,2 %)

15 (6,8 %)

5 (2,3 %)

80

В том числе для развития

Аэробной выносливости (бег, гребля и

Т. п.), ч

20 (22,2 %)

40 (50 %)

Скоростных способностей, ч скоростной силы, ч максимальной силы, ч

8 (8,8 %) 4 (4,4 %) 4 (4,4 %)

2 (2,5 %)

Силовой выносливости, ч гибкости, ч

Координационных возможностей (в ос­новном спортивные и подвижные игры), ч

4 (4,4 %) 20 (22,2 %) 30 (33,3 %)

8 (10,0 %) 20 (25,0 %) Ю (12,5 %)

ТАБЛИЦА 15.17 Параметры Тренировоч­ной Работы И Соревнова­Тельной Практики На Этапе Максимальной Реа­Лизации Индивидуальных Возможностей (По Данным Опроса 200 Сильнейших Пловцов Мира 1980-2000 Гг.)

Параметр

Мужчины

Женщины

За неделю

За год

За неделю

За год

Общий объем работы, ч

35-38

1400-1550

36-40

1400-1600

Объем тренировки на суше, ч

8-10

300-350

8-10

300-350

Объем плавания, км

100-120

2900-3200"

100-110

2800-3000х

Объем силовой подготовки, ч

6-8

180-200

5-7

150-170

Количество дней занятий

6-7

290-310

6-7

290-310

Количество тренировочных

15-18

550-600

15-18

550-600

Занятии

Количество соревновательных

6-7

120-150

6-7

120-150

Стартов, включая тестовые

Упражнения, выполняемые с

Соревновательной скоростью

"Указанные величины характерны для специализирующихся на средние и длинные дистанции; у спринтеров максимальный объем плавания составляет 70 — 80 % представленных величин.

Нагрузках. Этому способствовало рациональное использование их природных данных и существенное сокращение работы, которая не могла привести к ощутимому росту функциональных возможностей конкретного пловца. Например, чемпион Европы С. Карон (Фран­ция) выполнял в два раза меньший объем тренировочной работы, чем

Олимпийские чемпионы М. Бионди (США) и Й. Войте (ГДР), чемпион мира Р. Хенкель существенно мень­ший, чем олимпийский чемпион В. Сальников (рис. 15.17).

Принципиально обеспечение условий, при которых период мак­симальной предрасположенности пловца к достижению наивысших результатов (подготовленный ходом

199

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

Рис. 15.17

Объем тренировочной рабо­ты (за год): 1 — олимпий­Ского чемпиона В. Сальнико­Ва (результат на 400 м вольным стилем — 3.48,10) и 2 — чемпиона мира Р. Хенкеля (результат 3.48,30)

Естественного развития организма и адаптационных преобразований в результате многолетней подготовки) совпадает с периодом наибольших нагрузок.

Продолжительность и особен­ности подготовки на рассматривае­мом этапе во многом зависят от особенностей формирования мас­терства пловцов различного пола и специализации. Мастерство спорт­сменок возрастает несколько быс­трее, чем у спортсменов и при этом у стайеров несколько быстрее, чем у спринтеров, что находит наи­более емкое отражение в упомя­нутых отличиях возраста наивыс­ших достижений.

В каждом отдельном случае продолжительность этапа является основой для выбора стратегии подготовки к высшим достиже­ниям, особенно в тех случаях, где достижению вершин мастерства предшествуют, как правило, че­тырех—пятилетние, а иногда и бо­лее длительные выступления на высоком уровне, и в тех видах, где пловцы нередко в течение двух— трех лет переходят от уровня мас­тера спорта до мировых рекордов и побед в крупнейших соревнова­ниях.

Характеризуя особенности под­готовки пловцов высокого класса в течение года, следует отметить тен­денции ее изменения в 80-е и осо­бенно в 90-е годы.

200

Прежде всего увеличилось ко­личество макроциклов в течение го­да, а период непосредственной под­готовки к главным соревнованиям года приобрел черты отдельного макроцикла. Существенно сократи­лись подготовительные периоды (в особенности их общеподготови­тельные этапы) и возросла продол­жительность соревновательных. У большинства сильнейших пловцов общая продолжительность соревно­вательных и подготовительных пе­риодов примерно сравнялась. При­чем даже на общеподготовительном этапе подготовительного периода основное место занимают средства вспомогательной и специальной подготовки.

Все чаще сильнейшие пловцы в качестве подготовки к главному старту сезона используют серии со­ревновательных стартов. Большин­ство сильнейших пловцов 80 —90-х годов участвовали за год в 60 — 70 соревнованиях, стартуя при этом от 100 до 140 раз.

На этапе максимальной реали­зации индивидуальных возможнос­тей широко планируются уже ударные микроциклы с особенно большой нагрузкой на организм и серии соревновательных микроцик­лов, в ходе которых пловец практи­чески беспрерывно участвует в сос­тязаниях. Распространенным вари­антом планирования мезоциклов является чередование серий ударных или соревновательных микроциклов с восстановительны­ми, в которых широко применяют­ся средства восстановления и ак­тивного отдыха.

На этом этапе широко реализу­ются всевозможные внетрениро-вочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффектив­ность подготовки пловцов — раз­личные средства восстановления и стимуляции работоспособности, в том числе горная подготовка и под­готовка в условиях искусственной гипоксии (ее, в частности, широко использовали сильнейшие пловцы ГДР и СССР и теперь используют

ГЛАВА 15

Построение Многолетней Подготовки

Многие сильнейшие пловцы разных стран, в том числе и Украины, Рос­сии, США).

Техническое совершенствова­ние пловцов на рассматриваемом этапе во многом связано с исполь­зованием средств объективной оценки структуры движений, в ос­нове которых — применение кино-и видеотехники.

Значительные резервы дальней­шего совершенствования системы подготовки пловцов высокого клас­са таятся в управлении процессом их подготовки с тщательным учетом особенностей структуры со­ревновательной деятельности и подготовленности, индивидуальных особенностей, а также привлече­нии к этому процессу специалистов из смежных областей науки для обеспечения научно обоснованной системы подготовки к крупнейшим соревнованиям.

Этап сохранения достижений. Мировая практика дает все больше примеров тому, что подолгу, иногда в течение десятка лет, не удается подготовить пловцов равных по классу тем, кто уже завершил спор­тивную карьеру. И одновременно свидетельствует о возрастании зна­чимости (социальной, экономи­ческой, политической) успехов ли­деров мирового плавания и анализа факторов, способствующих увели­чению продолжительности заклю­чительного этапа их многолетней подготовки.

Одним из факторов, наиболее действенно способствующих про­должительному сохранению спорт­сменами высокого мастерства, яв­ляется привнесение в систему их подготовки на заключительном этапе существенных отличий по сравнению с предыдущим этапом, и определение характера этих отли­чий на основе тщательного учета индивидуальности пловца, глубоко­го знания особенностей его подго­товленности, четкого представле­ния о степени исчерпанности адап­тационных ресурсов в различных функциональных системах орга-

Низма, о еще не использованных резервах.

Привнесение отличий в систему подготовки на рассматриваемом этапе может быть обеспечено нес­колькими основными путями. Один из них — значительные изменения по сравнению с предшествующим этапом соотношения объема трени­ровочной работы различной преи­мущественной направленности. Это использовали в процессе подготов­ки ряд олимпийских чемпионов. Впервые преодолевший 50-секунд-ный рубеж на дистанции 100 м вольным стилем трехкратный олим­пийский чемпион Джим Монтгоме­ри на этапе сохранения мастерства более чем в три раза уменьшил объем плавания, но в полтора раза увеличил объем работы силовой направленности на суше, что впол­не объяснимо с учетом определен­ной монотонности работы в воде. Монтгомери почти до 30 лет демон­стрировал результаты, близкие к личному рекорду. Существенные изменения в соотношении объема различных видов тренировочной работы на этапе сохранения высо­кого мастерства были характерны для подготовки четырехкратного олимпийского чемпиона Владимира Сальникова, олимпийских чемпио­нов Сергея Фесенко и Александра Сидоренко, четырехкратного олим­пийского чемпиона Александра По­пова.

Другой распространенный путь изменений в системе подготовки пловцов на рассматриваемом этапе связан с более резкими, чем на предшествующем, колебаниями ве­личины и характера нагрузок в рамках, прежде всего, макро — и ме-зоциклов подготовки, что оправда­но необходимостью некоторого снижения постоянной нагрузки на организм и эффективностью кон­трастности нагрузок для поддержа­ния спортивной формы.

Следующий путь предполагает планирование длительного периода снижения объема тренировочной работы с резким уменьшением до-

201

ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов

Ли ее специального компонента после успешного выступления в крупнейших соревнованиях, сокра­щением и даже временным прекра­щением соревновательной практи­ки. Это было характерно для подго­товки Владимира Сальникова в 1986 г. и особенно 1987 г., который в предолимпийском году явно себя берег для целенаправленной подго­товки к последним в своей карьере Играм Олимпиады, для олимпий­ского чемпиона 1996 г. и чемпиона мира 1998 г. на дистанции 100 м брассом Фредерика Дебургрейва, который дал себе отдохнуть в 1997 г. и не вошел по итогам года даже в число 50 сильнейших в мире.

И наконец еще один путь, не очень распространенный, но ока­завшийся результативным для не­которых пловцов, связан с исполь­зованием благоприятного эффекта своеобразного двигательного пе­реключения, при котором пловцы, успешно выступающие в несколь­ких дисциплинах в разные годы, "переключались" на другие дисцип­лины. Это, например, было харак­терно для олимпийской чемпионки Кристин Отто. Она в течение дли­тельного времени "переключалась" с вольного стиля, в ротором доби­лась наибольших успехов, на плава­ние на спине или баттерфляем, что несомненно препятствовало накоп­лению психологической усталости.

Подобные "переключения" были, характерны и для олимпийского чемпиона Мэтью Бионди, причем он применял длительные периоды одновременной тренировки в пла­вании и водном поло и достаточно

Продолжительные периоды преиму­щественных занятий водным поло.

Таким образом, можно с уве­ренностью отметить, что реали­зация на этапе сохранения дости­жений той системы подготовки, ко­торая была характерна для этапа максимальной реализации пловца­ми индивидуальных возможностей, непродуктивна. На рассматривае­мом этапе пловцы хорошо адапти­рованы к разнообразным трениро­вочным воздействиям. Поэтому следует применять не практиковав­шиеся ранее средства и методы, комплексы упражнений, варианты занятий, малых, средних, больших циклов подготовки, обоснованные перемены в реализации внетрене-ровочных и внесоревновательных факторов, а процесс подготовки сделать максимально индивидуали­зированным.

Следующий фактор, способству­ющий длительному сохранению пловцами высокого мастерства — постепенное уменьшение объема тренировочной работы при сохраня­ющейся на прежнем уровне ее сред­ней интенсивности (табл. 15.18). Ни у одного из выдающихся пловцов длительное сохранение мастерства не было связано с повышением объ­ема тренировочной работы, а в от­дельных случаях отмечалось дву­кратное уменьшение ее основных параметров. И это вполне объясни­мо, поскольку неизбежное исчерпа­ние адаптационного ресурса и свя­занное с ним снижение функцио­нального потенциала, во многом обусловленное предшествующей напряженнейшей подготовкой к высшим достижениям, не позволило

ТАБЛИЦА 15.18

Типичный Для Сильнейших

Пловцов Годовой Объем

Плавания, Км

Специализация

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей

Этап сохранения достижений

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

50 м

50, 100 м

100, 200 м

400, 800, 1500 М

1800-2000 1900-2100 2200-2400 2600-2800

1600-1800 1800-2000 2000-2200 2300-2500

1500-1700 1600-1800 1700-1900 2100-2300

1400-1600 1500-1700 1600-1800 2000-2200

202

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВГЛАВА 15

Построение Многолетней Подготовки

Осваивать прежние по объему наг­рузки.

Увеличению продолжительности заключительного этапа многолет­ней подготовки пловцов способ­ствует и их преимущественная ори­ентация на одни главные соревно­вания в течение года, что обычно сопровождается некоторым умень­шением интенсивности соревнова­тельной практики и увеличением продолжительности переходных пе­риодов тренировочных макроцик­лов, в ходе которых особое внима­ние уделяется восстановлению спортсменов и профилактике забо­леваний.

Особое значение профилактики заболеваний и травм на заключи­тельном этапе многолетней подго­товки пловцов обусловлено тем, что пловцы в течение предыдущих этапов уже, обычно, перенесли травмы и заболевания, последствия которых повышают вероятность по­лучения новых.

Важнейшей предпосылкой дли­тельного сохранения пловцом высо­кого мастерства является его благо­получное психическое состояние. На рассматриваемом этапе оно во многом зависит от уважительного и, в известной мере, бережного от­ношения к спортсмену, от ощу­щения им своей полезности, вос­требованности, от оценки его пер­спективности не по возрасту, а по мастерству, от корректного и ува­жительного к нему отношения тре­неров и функционеров. * Психическое состояние пловца на рассматриваемом этапе обуслов-

Лено уверенностью в завтрашнем дне, уверенностью, что после за­вершения спортивной карьеры он не окажется один на один с жиз­ненными проблемами. Лучшей га­рантией этому является начало ре­шения таких проблем еще в период занятий спортом.

Физическая подготовка плов­цов на заключительном этапе осу­ществляется с доминирующей до­лей специально-подготовительных упражнений. И вместе с тем в под­готовке ряда ведущих пловцов оп­равдало себя некоторое возраста­ние доли ее общеподготовительно­го компонента, что согласуется с необходимостью уделять больше внимания активному отдыху, неко­торым увеличением длительности переходных и подготовительных периодов и оправданностью кон­трастности нагрузок и характера тренировочной работы.

В процессе физической, техни­ческой и тактической подготовки пловцов основное внимание уделя­ется тем сторонам, которые отра­жают индивидуальность спортсме­на. У пловцов на заключительном этапе многолетней подготовки, как правило, адаптационные ресурсы во многом исчерпаны, дают знать о себе перенесенные травмы и забо­левания, поэтому для них особое, даже большее чем на предшествую­щем этапе, значение имеет эффек­тивная реализация всех тех внетре-нировочных и внесоревнователь-ных факторов, которые способны радикально повлиять на эффектив­ность процесса подготовки.

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

TITLE

TITLE