Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Posted on 28.06.2013 in Плавание | by

Построение годичной подготовки пловцов высокой квалификации — исключительно сложный процесс подбора и определения оптималь­ного соотношения средств трениро­вочного воздействия, построения и сочетания различных структурных образований тренировочного про­цесса: макроциклов, периодов и этапов, мезоциклов, микроциклов и тренировочных занятий.

Практика последних лет показа­ла, что достижению максимально доступного уровня результатов для конкретного этапа тренировки пловца, благоприятному развитию подготовленности и демонстрации ее высших показателей к моменту основных соревнований способ­ствует двух — или трехцикловое пла­нирование тренировочного процес­са.

При подготовке пловцов высо­кого класса к Играм Олимпиады, чемпионатам мира и Европы в пос­ледние годы обычно выделяют до­полнительный макроцикл, который, чаще всего, оказывается третьим или даже четвертым в течение года. Цель этого макроцикла — непос­редственная подготовка пловца к крупнейшим соревнованиям года и он обычно длится не более 6 — 8 нед. Специфика построения этого макроцикла нередко позволяет до­биться наивысших достижений именно в крупнейших соревнова­ниях.

Если в течение года планирует­ся два макроцикла или более, про­должительность и содержание каж­дого из них существенно различа­ются. Например, при трехцикловом планировании продолжительность первых двух макроциклов обычно составляет 3 — 4 мес, а третьего, включающего серию основных со­ревнований и переходный период, — до 5 мес. При этом первый мак­роцикл является, в основном, базо-

Вым и предполагает комплексную подготовку к выступлению на раз­личных дистанциях, во втором — тренировочный процесс становится более специфическим и предусмат­ривает направленную подготовку к выступлению в ответственных со­ревнованиях на основных дистан­циях. В третьем макроцикле, наце­ленном на достижение наивысших результатов в кульминационных со­ревнованиях года, объем специфи­ческих нагрузок достигает макси­мума.

В структуре каждого макроцик­ла Принято выделять подготови­тельный, соревновательный и пере­ходный периоды.

С первых дней Подготовитель­ного периода Тренировка пловцов высокого класса строится на основе упражнений, создающих физичес­кие, психические и технические предпосылки для последующей спе­циальной тренировки. Они по ха­рактеру и структуре могут значи­тельно отличаться от соревнова­тельных, так как основная задача подготовки на этом этапе — не соб­ственно развитие комплекса ка­честв, определяющих уровень спор­тивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это пред­полагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально-подготовительных уп­ражнений, в значительной мере приближенных к общеподготови­тельным. На последующих стадиях подготовительного периода состав средств и методов изменяется: уве­личивается доля соревновательных и специально-подготовительных уп­ражнений, приближенных к сорев­новательным по форме, структуре и характеру воздействия на орга­низм пловца.

Подготовительный период при­нято делить на два этапа: общепод­готовительный и специально-подго­товительный. Основные задачи общеподготовительного этапа — повышение уровня об­щей физической подготовленности

205

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИСпортсмена, увеличение возмож­ностей основных функциональных систем его организма, развитие не­обходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается фундамент для последующей рабо­ты над непосредственным повыше­нием спортивного результата. Спе­циальная часть подготовки заклю­чается в повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного ре­зультата. Особое внимание уделя­ется избирательному воздействию на возможности к аэробному и ана­эробному ресинтезу АТФ, разви­тию скоростно-силовых параметров рабочих движений, совершенство­ванию техники движений, продук­тивности дыхания, экономичности работы и др. Важная задача специ­альной подготовки на первом этапе подготовительного периода — по­вышение способности спортсмена переносить большие нагрузки.

В соответствии с современными требованиями к специальной подго­товке пловцов высокого класса, на этом этапе уже могут превалировать специально-подготовительные уп­ражнения, в определенной мере приближенные к соревновательным.

Очень велик объем работы на суше — до б — 8 ч в неделю. Основ­ная ее направленность — повыше­ние силовых качеств и подвижнос­ти в суставах, координационных способностей и общей выносливос­ти. Силовая подготовка предполага­ет широкое применение как тради­ционных отягощений (штанга, тренажеры типа "Геркулес", эспан­деры и т. п.), так и специфического для спортивного плавания трена­жерного оборудования, обеспечи­вающего совмещенное развитие различных двигательных качеств и совершенствование технического мастерства пловцов.

Доля соревновательных упраж­нений в общем объеме выполняе­мой работы низка. Эффективность тренировки на общеподготовитель­ном этапе подготовительного пери-

Ода не находится в прямой зависи­мости от объема соревновательных упражнений. Более того, излишнее их использование в это время в ущерб вспомогательным и специ­ально-подготовительным может иметь негативные последствия.

Тренировка на специально-подготовительном этапе подготовительного периода направ­лена на непосредственное станов­ление спортивной формы, что дос­тигается широким применением специально-подготовительных уп­ражнений, приближенных к сорев­новательным, и собственно сорев­новательных.

Содержание тренировки предпо­лагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специ­альной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на обще­подготовительном этапе. Значитель­ное место в общем объеме трениро­вочной работы отводится узкоспе­циализированным средствам, спо­собствующим повышению качества отдельных компонентов специаль­ной работоспособности.

По-прежнему велик объем тре­нировочной работы, выполняемой на суше, однако ее направленность изменяется: силовая подготовка осуществляется преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования, уп­ражнения предполагают вовлече­ние в работу мышц, несущих ос­новную нагрузку в процессе сорев­новательной деятельности. Упраж­нения для развития гибкости акцентированы на повышении под­вижности в плечевых и голеностоп­ных суставах.

Большое внимание уделяется совершенствованию соревнова­тельной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершен­ствование качественных особен­ностей двигательного навыка (фор­мы и структуры движений) как ос­новы повышения скоростных воз­можностей; 2) выработка эконо-

206

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИГЛАВА 16

Построение Подготовки В Течение Года

Мичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости.

Направленность средств и мето­дов тренировки на этом этапе спо­собствует улучшению координации двигательных и вегетативных фун­кций, чему во многом способствует возросшая доля соревновательных упражнений. Их количество посте­пенно возрастает к окончанию вто­рого этапа подготовительного перио­да. Это же касается и различных спе­циально-подготовительных упражне­ний. В начале этапа они еще весьма далеки от соревновательных и спо­собствуют избирательному воздей­ствию на различные стороны специ­альной работоспособности, однако по мере повышения специальной подготовленности приобретают вы­раженный "интегральный" характер.

На рассматриваемом этапе, од­нако, не следует забывать и о необ­ходимости сохранения достигнуто­го уровня общей физической под­готовленности. Поддержание этого уровня — одна из важнейших пред­посылок неуклонного роста специ­альной подготовленности.

T Основной задачей Соревнова­тельного периода Является дальней­шее повышение»уровня специаль­ной подготовленности и возможно более полная ее реализация в со­ревнованиях, что достигается ши­роким применением соревнова­тельных и близких к ним специаль­но-подготовительных упражнений.

Специальная подготовка плов­цов в соревновательный период осуществляется с учетом календаря основных соревнований, которых обычно от двух до четырех в тече­ние макроцикла, при этом главны­ми являются только одни.

В процессе специальной подго­товки учитываются все конкретные особенности главных соревнова­ний: от задач, стоящих перед плов­цом, до состава предполагаемых участников.

Остальные соревнования сами являются важным звеном подготов­ки к главным соревнованиям.

На методику непосредственной подготовки к основным соревнова­ниям влияют и их продолжитель­ность, и количество стартов, обус­ловленное длиной дистанции, и ин­дивидуальные особенности спорт­сменов.

Следует помнить о том, что ве­личина соревновательных нагрузок во многом определяется уровнем соревнований и, естественно, более ответственные оказывают более глубокое воздействие на организм.

При подготовке к ответствен­ным стартам происходит значитель­ное снижение общего объема тре­нировочной работы.

Вместе с тем, при длительном соревновательном периоде необхо­димо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому ши­роко применяются специально-под­готовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревнователь­ных.

При подготовке к ответствен­ным соревнованиям следует обра­щать внимание еще на один сущес­твенный момент. В процессе тре­нировки у пловца вырабатывается определенный ритм колебаний спе­циальной работоспособности в те­чение дня, причем ее наивысший уровень отмечается в обычное вре­мя тренировочных занятий. Поэто­му важно организовать основные занятия и контрольные старты в то время дня, когда предполагается проведение основных соревнова­ний.

Географическое положение места соревнований может потре­бовать от спортсмена изменения суточного режима. И в этом случае следует заранее изменить кривую суточной работоспособности, что­бы ее "пик" приходился на время проведения соревнований. Если оно заранее неизвестно или пловец стартует несколько раз в течение дня, то имеет смысл планировать основные тренировочные занятия и контрольные соревнования в раз­личное время, а также неожиданно изменять время их проведения.

207

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

Особенно тщательно следует
планировать подготовку в дни, не­
посредственно предшествующие
ответственным соревнованиям. Она
строится сугубо индивидуально, не
вписывается в стандартные схемы
и на ее организацию влияют мно­
гие факторы: функциональное сос­
тояние пловца и уровень его подго­
товленности, устойчивость сорев­
новательной техники, текущее пси­
хическое состояние, реакция на
тренировочные и соревнователь­
ные нагрузки и т. д. Однако не­
смотря на индивидуальный харак­
тер подготовки, ее рациональная
организация обусловлена рядом об­
щих положений. На данном этапе, в
частности, не следует добиваться
дальнейшего повышения функцио­
нальных возможностей основных
систем и механизмов, определяю­
щих уровень специальной выносли­
вости, а лишь поддерживать их
уровень, что, естественно, не требу­
ет большого объема интенсивной
работы. Ё

Особую сложность соревнова­тельный период приобретает у пловцов международного класса, готовящихся к олимпийским стар­там, чемпионатам мира, Европы, другим крупнейщим соревновани­ям. У них, как правило, два кульми­национных соревнования: чемпио­нат страны, являющийся обычно отборочным для комплектования сборной команды, и непосредствен­но крупнейшие соревнования года. После чемпионата страны перед спортсменом, попавшим в состав команды, и его тренером стоит сложная задача так построить зак­лючительный этап подготовки, что­бы по возможности существенно превзойти прежние достижения. Практика 70 — 90-х годов дала нема­ло примеров тому, что рациональ­ным этапом непосредственной под­готовки к основным соревнованиям можно не только добиться личных достижений, но и сделать это скач­кообразно.

В числе основных задач Пере­Ходного периода — Полноценный

Отдых после тренировочных и со­ревновательных нагрузок прошед­шего года и макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обес­печения оптимальной готовности пловца к началу очередного макро­цикла. Особое внимание должно быть обращено на физическое и особенно психическое восстанов­ление. Эти задачи переходного пе­риода определяют его продолжи­тельность, состав применяемых средств и методов, динамику наг­рузок и т. д.

Переходный период обычно длится 1 — 4 нед, что зависит от планирования подготовки в течение года, продолжительности соревно­вательного периода, сложности и уровня основных соревнований, индивидуальных особенностей пловца.

В практике сложились различ­ные подходы к построению пе­реходного периода. Один из вари­антов — сочетание активного и пассивного отдыха, и его часто применяют, например, сильнейшие американские пловцы, которые после основных соревнований прекращают тренировку и отды­хают. Другой вариант, после не­скольких дней активного или пас­сивного отдыха, предполагает дос­таточно напряженную тренировку, построенную по принципу втягива­ющего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Третий вариант является промежуточным между первыми двумя и связан с использованием средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, обеспечивающих поддер­жание основных компонентов тре­нированности.

Каждый из указанных вариан­тов может оказаться эффектив­ным. Например, первый, связан­ный с длительным отдыхом, приве­дет к угасанию функциональных возможностей спортсмена, требу­ющих в дальнейшем достаточно продолжительной работы для их восстановления, но он способству-

208

ГЛАВА 16

Построение Подготовки В Течение Года

Ет восстановлению психической сферы пловца и повышению его мотивации к дальнейшей трени­ровке. Этот вариант целесообраз­но использовать на этапе сохране­ния достижений. Второй вариант могут использовать пловцы, кото­рые по каким-либо причинам (нап­ример, в связи с травмой) не вы­полнили программу предыдущего макроцикла и не получили запла­нированных нагрузок. Однако применение этих вариантов пере­ходного периода целесообразно в частных случаях. При закономер­ном процессе подготовки наиболее рациональным и широко применя­емым является третий вариант, преимущества которого обуслов­лены возможностью эффективного решения основных задач переход­ного периода — обеспечения пол­ноценного восстановления физи­ческих и психических возможнос­тей и поддержания достаточно высокого уровня развития двига­тельных качеств и функциональ­ных возможностей основных сис­тем организма.

Тренировка в переходный пе­риод характеризуется небольшим суммарным объемом работы и не­значительными нагрузками. Объем работы по сравнению*, например, с подготовительным периодом со­кращается примерно в 3 — 4 раза; количество занятий в течение не­дельного микроцикла, как правило, не превышает 4 — 6; занятий с большими нагрузками не планиру­ются. Резко изменяется направлен­ность работы. Основное содержа­ние переходного периода составля­ют разнообразные средства актив­ного отдыха и общеподготовитель­ные упражнения, которые ранее не применялись. Занятия жела­тельно проводить в лесу, на берегу моря, реки или иного водоема в зо­нах отдыха.

При подборе средств трениров­ки следует стремиться к широкому использованию упражнений, нап­равленных на развитие двигатель­ных качеств, что позволило бы, из-

Менив характер тренировки, сохра­нить их высокий уровень. В пере­ходный период целесообразно ис­пользовать занятия комплексной направленности с применением средств, способствующих развитию различных двигательных качеств. Такие занятия помогают сохранить подготовленность, достаточно эмо­циональны и не перегружают пси­хику спортсмена.

Правильное построение пере­ходного периода позволяет пловцу не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и наст­роится на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на бо­лее высокий уровень подготовлен­ности по сравнению с аналогич­ным периодом предшествовавшего года.

Тренировочный Макроцикл

Может быть представлен также и как система средних циклов (мезо-циклов) — структурных образова­ний тренировочного процесса, сос­тоящих из 3 — 8 микроциклов об­щей продолжительности от 3 до 6 — 8 нед. Следует различать втяги­вающие, базовые, контрольно-под­готовительные, предсоревнова-тельные и соревновательные мезо-циклы.

Основной задачей втягиваю­щих мезоциклов является постепенное подведение пловцов к эффективному выполнению специ­фической тренировочной работы путем применения общеподготови­тельных упражнений, направлен­ных на повышение возможностей систем кровообращения и дыха­ния. В определенной мере можно использовать вспомогательные и специально-подготовительные уп­ражнения для повышения возмож­ностей систем и механизмов, опре­деляющих уровень разных видов выносливости, избирательного со­вершенствования скоростно-сило-вых качеств и гибкости, становле­ния двигательных навыков и умений, обусловливающих эффек­тивность последующей специфи­ческой работы.

14

0-128

209

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

В базовых мезоциклах внимание уделяется повышению функциональных возможностей ор­ганизма пловца, развитию его физи­ческих качеств, становлению техни­ческой и психологической подготов­ленности. Тренировочная програм­ма характеризуется разнообразием средств и большими по объему и ин­тенсивности нагрузками.

В контрольно-подгото­вительных мезоциклах син­тезируются (применительно к спе­цифике соревновательной деятель­ности) возможности пловца, достиг­нутые в предыдущих мезоциклах, т. е. выполняется большой объем так называемой интегральной под­готовки. Широко применяются со­ревновательные и специально-под­готовительные упражнения, ис­пользуются большие тренировоч­ные и соревновательные нагрузки.

В предсopeвнователь-ных мезоциклах устраняются мелкие недостатки в подготовлен­ности пловца, совершенствуются

Его технико-тактические возмож­ности, в определенном объеме пла­нируется работа по совершенство­ванию различных компонентов со­ревновательной деятельности, при­росту скоростных качеств и специ­альной выносливости. Однако ос­новное внимание уделяется полно­ценному физическому и психичес­кому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процес­сов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов.

Соревновательные ме-з о ц и к л ы строятся в строгом соответствии с календарем сорев­нований и отличаются невысокой тренировочной и высокой соревно­вательной нагрузкой, широким использованием средств восстанов­ления.

Направленность тренировочно­го процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Реализуется это постепенным изменением нап­равленности микроциклов в преде-

ТАБЛИЦА 16.1. Сочетание недельных микроциклов и их суммарная нагрузка в мезоциклах различного типа при подготовке пловцов высокой квалификавции

Микроциклы

Мезоциклы

I

11

III

IV

Втягивающий

Втягивающий. Сред-

Втягивающий. Сред-

Ударный. Значитель-

Восстановительный.

Няя нагрузка (занятия

Няя нагрузка (одно

Ная нагрузка (три

Малая нагрузка

С большими нагруз-

Занятие с большой

Занятия с большими

Ками не планируются)

Нагрузкой)

Нагрузками)

Базовый

Ударный. Большая

Ударный. Значитель-

Ударный. Большая

Восстановительный.

Нагрузка (четыре

Ная нагрузка (три

Нагрузка (пять заня-

Малая нагрузка

Занятия с большими

Занятия с большими

Тий с большими

Нагрузками)

Нагрузками)

Нагрузками)

Контрольно-

Ударный. Большая

Восстановительный.

Ударный. Большая

Восстановительный.

Подготови-

Нагрузка (пять

Малая нагрузка

Нагрузка (пять заня-

Малая нагрузка

Тельный

Занятий с большими нагрузками)

Тий с большими нагрузками)

Предсорев-

Ударный. Большая

Ударный. Значитель-

Подводящий. Средняя

Восстановительный.

Новательный

Нагрузка (четыре

Ная нагрузка (два

Нагрузка (одно заня-

Малая нагрузка

Занятия с большими

Занятия с большими

Тие с большой

Нагрузками)

Нагрузками)

Нагрузкой)

Соревнова-

Подводящий. Средняя

Соревновательный.

Подводящий. Малая

Соревновательный.

Тельный

Нагрузка (одно

Малая тренировочная

Нагрузка

Тренировочная на-

Занятие с большой

Нагрузка. Соревнова-

Грузка — малая. Со-

Нагрузкой)

Тельная зависит от уровня и программы соревнований

Ревновательная зави­сит от уровня и про­граммы соревнований

210

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Лах мезоцикла. Например, втягива­ющие мезоциклы обычно начина­ются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким ис­пользованием упражнений, далеких по характеру и структуре от сорев­новательных. Это способствует по­вышению общей физической под­готовленности пловцов и созданию предпосылок развития отдельных сторон их специальной подготов­ленности. В конце втягивающего мезоцикла возрастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, значительно изменяется их преиму­щественная направленность в сто­рону развития качеств и способнос­тей, определяющих специальную подготовленность пловцов. Таким образом, типом мезоцикла опреде­ляются сочетание и суммарная на­грузка отдельных микроциклов в мезоциклах, основные количес­твенные характеристики их прог­рамм (табл. 16.1, 2).

211


TITLE

TITLE