Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Общая характеристика этапов отбора и ориентации ПЛОВЦОВ

Posted on 22.06.2013 in Плавание | by

Отбор и ориентация пловцов, как впрочем и спортсменов любой иной специализации, не одномо­ментное событие, а практически непрерывный процесс, включаю­щий пять основных этапов, связан­ных с определенными этапами мно­голетней спортивной подготовки (табл. 11.1). (

В разных "дисциплинах плавания благоприятный возраст для наивыс­ших результатов, продолжитель­ность многолетней подготовки и, естественно, каждого из ее этапов существенно отличаются. Соответ­ствующие отличия отмечаются и в сроках различных этапов отбора. Например, в женском плавании весь период спортивной подготовки (от начала занятий до достижения высших результатов) обычно длит­ся не более 10 лет и каждый оче­редной этап многолетней подготов­ки и этап отбора наступают с ин­тервалом примерно в два года. В мужском плавании на короткие дистанции продолжительность под­готовки, предшествующей наивыс­шему достижению спортсмена, обычно не менее 13—15 лет, в соот­ветствии с чем до 3 — 4 лет возрас-

Тает продолжительность этапов многолетней подготовки и перио­дичность этапов отбора.

На каждом этапе отбора должен осуществляться «отсев» пловцов, не способных к эффективному ре­шению задач последующих этапов многолетней подготовки. К началь­ному обучению плаванию и пер­вичному отбору допускаются все дети, не имеющие серьезных от­клонений в состоянии здоровья и с достаточным уровнем физического развития. Опыт показывает, что та­ких детей около 80 %. После пер­вичного отбора к последующей на­чальной подготовке целесообразно привлечь 10—12% наиболее спо­собных детей. В результате следую­щего этапа — предварительного от­бора — должно остаться 15 — 20%, прошедших начальную подготовку. После промежуточного отбора к специализированной базовой под­готовке допускается 15 — 20% тех, кто был привлечен к предваритель­ной базовой подготовке. После ос­новного отбора должно остаться 10—12% прежнего контингента. В примерном соответствии с такой динамикой «отсева» находилась ор-

146

Общая характеристика этапов отбора и ориентации ПЛОВЦОВГЛАВА 1 1

Общая Характеристика Этапов Отбора И Ориентации Пловцов

Ганизация отбора пловцов в быв­шей ГДР: после первичного отбора оставалось около 800 из каждых 10 тысяч привлеченных к нему де­тей, после предварительного отбо­ра — 130—150, после промежуточ­ного — 20 — 30, после основного — 2 — 3, из которых впоследствии обычно лишь один добивался успе­ха на Играх Олимпиады и чемпио­нате мира.

При осуществлении спортивно­го отбора необходимо обеспечить комплексность оценки перспектив­ности с использованием морфо-функциональных, социально-психо­логических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют гене­тически детерминированные приз­наки, характерные небольшой из­менчивостью под влиянием трени­ровки. На последующих этапах их роль снижается и возрастает значе­ние подверженных влиянию трени­ровки спортивно-технических, пси­хологических и функциональных признаков ( Платонов, 1997, Волков, 1997, Матвеев, 1999 и др.).

В полной мере это, конечно, от­носится и к отбору перспективных пловцов. Охарактеризуем в наибо­лее общем виде задачи и критерии каждого этапа их многолетнего от­бора.

Первичный отбор. Задача — Оп­ределить для каждого конкретного ребенка целесообразность занятий плаванием. Основные критерии: 1) возраст, благоприятный для нача­ла занятий плаванием; 2) отсут­ствие серьезных отклонений в сос­тоянии здоровья и склонности к за­болеваниям, препятствующим заня­тиям спортом; 3) соответствие мор-фотипа требованиям плавания; 4) соответствие уровня двигатель­ных способностей требованиям плавания.

Предварительный отбор. Зада­ча — оценка способностей юных пловцов к эффективному спортив­ному совершенствованию. Основ­ные критерии: 1) отсутствие пре­пятствующих этому отклонений в состоянии здоровья; 2) соответ­ствие структуры и потенциальных возможностей мышечной системы, энергетического потенциала, анали­заторных систем и двигательных способностей требованиям плава­ния; 3) подверженность основных функциональных систем и меха­низмов адаптационным перестрой­кам под влиянием рациональной тренировки.

Промежуточный отбор. Задача — оценка возможностей достиже­ния пловцами высокого мастерства в конкретных соревновательных дисциплинах. Основные критерии:

Общая характеристика этапов отбора и ориентации ПЛОВЦОВТАБЛИЦА И.1

Связь Этапов Отбора

Пловцов С Этапами

Их Многолетней Подготовки

Спортивный отбор

Этап многолетней подготовки

Этап

Задача

Первичный

Предварительный

Промежуточный

Основной Заключительный

Определение целесообразности занятий плаванием для конкретного ребенка

Оценка способностей к эффективному спортивному совершенствованию

Оценка возможностей достижения высокого мастерства в конкретных дисциплинах плавания

Оценка перспектив достижения результатов международного класса

Прогнозирование продолжительности сохранения пловцом достигнутого мастерства

Начальный

Предваритель­ный базовый

Специализиро­ванный базовый

Максимальной реализации индивидуальных возможностей

Сохранения достижений

10*

147

ЧАСТЬ 3

Отбор И Ориентация Пловцов В Системе Многолетней Подготовки

1) устойчивая мотивация к дости­жению высокого мастерства; 2) от­сутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепят­ствовать успешному спортивному совершенствованию; 3) психологи­ческая и функциональная готов­ность к перенесению больших на­грузок; 4) резервы дальнейшей адаптации функциональных сис­тем и механизмов, прироста дви­гательных качеств, совершенство­вания важнейших элементов тех­ники, составляющих тактической и психологической подготовленнос­ти, определяющих результатив­ность в конкретных дисциплинах плавания.

Основной отбор. Задача — Оценка перспектив достижения пловцом результатов международ­ного класса. Основные критерии: 1) степень мотивации к достиже­нию вершин мастерства и отсут­ствие препятствий к этому по состоянию здоровья; 2) психологи­ческая и функциональная подготов­ленность к перенесению трениро­вочных и соревновательных нагру­зок, в том числе в различных слож­ных условиях — непривычном или неблагоприятном климате, смене часовых поясов, условиях средне-горья, психологически напряжен­ной атмосферы ответственных со-

Ревнований и др.; 3) способность к максимальной реализации достиг­нутой подготовленности в условиях жесткой конкуренции на главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных ре­кордов; 4) способность к адекват­ному восприятию соревнователь­ной ситуации, варьированию раз­личными компонентами техничес­кой, физической, тактической и других видов подготовленности.

Заключительный отбор. Задача Оценка целесообразности про­должения пловцом занятий спор­том и прогнозирование продолжи­тельности сохранения им высокого мастерства. Основные критерии: 1) наличие соответствующей моти­вации и отсутствие препятствую­щих сохранению мастерства откло­нений в состоянии здоровья; 2) воз­раст спортсмена и его соответствие оптимальному для наивысших ре­зультатов в дисциплинах, избран­ных для специализации, а также продолжительность сохранения им высокого мастерства; 3) наличие необходимых для сохранения дос­тигнутой подготовленности резерв­ных возможностей организма; 4) благоприятствующее продолже­нию занятий спортом высших дос­тижений социальное и материаль­ное положение.

Щ 12 Первичный Отбор И Ориентация Пловцов

TITLE

TITLE