May 31, 2023
Работа над повышением скоростных качеств пловца может быть подразделена на два взаимосвязанных этапа: этап дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (время реакции, время одиночного движения, частота движений и др.) и этап интегральной подготовки, на котором происходит объединение локальных способностей в целостных двигательных актах — старте, повороте, отдельных частях дистанции. Вполне понятно, что это подразделение условно, однако оно позволяет обеспечить
348
Единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при совершенствовании скоростных качеств спортсменов.
Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности пловца предельно мобилизоваться при этом. Именно умение пловца в процессе тренировочных занятий выполнять скоростные упражнения на предельном и околопредельном уровнях, по возможности более часто превышать личные рекорды в отдельных упражнениях служит основным стимулом повышения его скоростной подготовленности. Однако в практике подготовки квалифицированных спортсменов, даже ведущих, необходимость вы-
ГЛАВА 21
Скоростная Подготовка
Полнения упражнении на предельном уровне часто игнорируется и заменяется большими объемами скоростной работы с интенсивностью, значительно уступающей максимально доступной. В качестве примеров можно рассмотреть программы скоростных занятий отдельных пловцов-спринтеров. Наиболее ярким примером могут быть задания типа 40 — 80 х 25 м со старта с полной координацией движений, с максимально доступной скоростью и паузами 1 — 2 мин. Длительность, монотонность и однообразие подобных заданий приводят к тому, что спортсмены, лучший результат которых на 25-метровом отрезке 10,6—10,8 с, проплывают отрезки в среднем за 11,3— 11,5 с, т. е. со скоростью на 6 — 7 % Ниже максимально доступной в данном упражнении. Естественно, что такая тренировочная программа может в большей мере воспрепятствовать приросту скоростных возможностей пловца, чем способствовать их развитию, поскольку в соответствии с известными закономерностями такая работа приводит к образованию «скоростного барьера» — жесткого стереотипа, трудно преодолимого и препятствующего росту скоростных возможностей спортсмена (Зациорский,’ 1980; Платонов, 1997).
Уровень проявления скоростных качеств при тренировке квалифицированных пловцов во многом зависит от подбора таких средств и методических приемов, которые позволили бы обеспечить предельное их проявление. Эффективным здесь является использование различных средств предварительной стимуляции работоспособности (педагогических, физических, психологических), как при изолированном, так и при комплексном их применении. Возможно большое количество вариантов: средства предварительной стимуляции могут носить избирательный (например, только педагогические или физические) или комплексный (различные средства в одном стимулирующем комплексе)
Характер; планироваться перед комплексом скоростных упражнений или вводиться отдельными порциями между скоростными упражнениями. Приведем несколько примеров применения средств предварительной стимуляции скоростных возможностей в процессе тренировки пловцов высокой квалификации.
Выполнение перед тренировочной серией прыжков вверх взрывного характера, требующих мобилизации возможностей мышц нижних конечностей, приводит к существенному повышению эффективности старта (рис. 21.1). Уменьшается время старта и после предварительного применения физических средств — гидромассажа в хвойной горячей ванне — 5 — 7 мин. Наибольший тренировочный эффект наблюдается при комплексном применении педагогических и физических средств, однако при условии их рационального объема. Излишнее увлечение средствами предварительной стимуляции может угнетать скоростные возможности пловцов.
Как изолированное, так и комплексное применение средств предварительной стимуляции работоспособности в программах занятий, направленных на повышение дистанционной скорости, ведет к существенному повышению скоростных возможностей. В качестве педагогических средств наиболее эффективно вариативное проплывание коротких отрезков (10—15м), предполагающее чередование упражнений с дополнительным сопротивлением (растягивание резинового шнура) и принудительным лидированием (скорость 110—120%) при помощи этого же шнура, которое благодаря двусторонней стимуляции скоростных и силовых качеств приводит к увеличению скорости проплывания коротких отрезков при помощи рук и ног и с полной координацией движений; плавание с буксировкой (скорость 105—115%); плавание на привязи (5—Юс) И с большими лопатками (10—15м). В программу физических средств могут включаться прогрева-
ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
Рис. 21.1
Влияние педагогических (а) и физических (б) средств предварительной стимуляции работоспособ-ностии, а также комплексного их применения (в) на эффективность старта: I — без предварительной стимуляции, II — с предварительной стимуляцией
Ние в сауне (10 мин), тонизирующее растирание, локальный массаж, гидромассаж (3 — 5 мин), горячая хвойная ванна (3 — 5 мин). При рациональном сочетании все эти средства существенно повышают результаты проплывания коротких отрезков.
Среди эффективных педагогических средств стимуляции скоростных качеств следует отметить выполнение кратковременных упражнений в конце занятий, после длительной работы в аэробном режиме. Результаты научных исследований и опыт передовой практики свидетельствуют о том, что в этом случае спортсменам часто удается
350
Проявить скоростные возможности на уровне, недоступном в начале тренировочного занятия, непосредственно после разминки. Обусловлено это, прежде всего, положительным влиянием длительного выполнения относительно малоинтенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, повышением экономичности работы, налаживанием оптимального соотношения в деятельности двигательных и вегетативных функций. Не менее перспективный вариант связан с повышением скоростных показателей движеций после предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями. Например, перед спринтерскими упражнениями выполняется 15-20-секундная работа на силовых тренажерах, позволяющих имитировать рабочие движения. В этом случае спортсменам часто удается добиться более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения упражнений с повышенной силовой нагрузкой (Зенов, Кошкин, Вайцеховский, 1986).
Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Необходимость этого в тренировке квалифицированных спортсменов вызвана прежде всего тем, что большие объемы и интенсивность работы, характерные для современного тренировочного процесса, часто обусловливают выполнение программ занятий и микроциклов в условиях постоянно возрастающего утомления. Это значительно сдерживает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной направленности. Планирование отдельных микроциклов скоростной направленности в определенной степени позволяет устранить данное противоречие. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов возможен лишь тогда, когда они
ГЛАВА 21
Скоростная Подготовка
Планируются после восстановительных микроциклов, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.
Эффективными могут оказаться и некоторые технические средства и приемы, применяемые для стимуляции скоростных способностей при выполнении различных упражнений. В качестве примера можно привести использование специального буксировочного устройства, которое помогает пловцу продвигаться со скоростью, на 5 — 20 % превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движения с максимальной интенсивностью, стараясь привести их в соответствие с новым, более высоким уровнем скорости. К этой же группе следует отнести скоростное плавание в гидродинамическом бассейне, в котором скорость встречного потока превышает доступную пловцу на 10-25%.
Проявлению спринтерских качеств способствует правильная психологическая мотивация к выполнению тренировочной работы, применение соревновательного и игрового методов при выполнении различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии.
Существует ряд требований к компонентам нагрузки (характеру и продолжительности упражнений, интенсивности работы при их выполнении, продолжительности и характеру отдыха между упражнениями, количеству повторений), которые должны быть учтены в процессе скоростной подготовки.
Для повышения скоростных возможностей пловцов высокого класса наиболее широко используются специально-подготовительные и соревновательные упражнения: старт или поворот, их узловые компоненты, выполняемые в различных условиях, с ориентацией на общий результат или на совершенствование скоростных способностей при выполнении различных
Фаз; проплывание коротких отрезков (продолжительность работы 5 — 15с), кратковременные упражнения, основанные на различных сочетаниях движений рук, ног и дыхания. Широко применяются упражнения с разными дополнительными средствами: плавание с тормозными устройствами или на привязи, плавание в гидроканале или с принудительным лидированием; имитация гребковых движений на силовых тренажерах.
Одно из основных требований к скоростным упражнениям — хорошее владение их техникой. При этом условии пловцы в состоянии сконцентрировать основное внимание и волевые усилия не на технике, а на скорости выполнения упражнений.
Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их характером и необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (например, время реакции, скорость одиночного движения) отдельные упражнения очень непродолжительны — менее секунды, а при нескольких повторениях — до 10—15с; очень непродолжительны — до 5—Юс и упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении старта и поворота. При работе над повышением уровня дистанционной скорости продолжительность отдельных упражнений может колебаться в более широких пределах — от 5 — 6 с до 1 мин и более при проп-лывании с максимально доступной скоростью дистанции 100 м. Однако наиболее широко при работе над повышением уровня дистанционной скорости используются упражнения, продолжительность которых не превышает 30 с (плавание на отрезках протяженностью от 10—15 до 50 м). Это обусловлено тем, что при однократном выполнении упражнений продолжительностью до 25 —
351
ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
30 с не наблюдается падения работоспособности вследствие прогрессирующего утомления.
При планировании интенсивности работы или скорости преодоления отрезков и дистанций следует исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособительные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен должен стремиться обеспечить максимальный уровень проявления скорости за счет предельной мобилизации сил и соответствующих его морфологическим особенностям частоты и амплитуды движений.
Скоростная подготовка не может быть ограничена скоростными упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсивности. Совершенствованию различных скоростных способностей и их составляющих помогают упражнения, выполняемые с интенсивностью 85 — 95 % максимально доступной. И именно широкая вариативность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений со значительным использованием средств, требующих предель-
Ной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения скоростных возможностей пловцов.
При развитии скоростных способностей продолжительность пауз планируется так, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы. В табл. 21.3 приведены примерные интервалы отдыха, соответствующие этой задаче и рекомендуемые для использования в тренировке квалифицированных пловцов.
Если паузы будут короче, то в организме спортсмена произойдет относительно быстрое накопление продуктов распада, что приведет к снижению работоспособности при выполнении последующих упражнений. Дальнейшее продолжение работы при выполнении этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствовать скоростные возможности.
Многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов и снижение психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы,
|
ТАБЛИЦА 21.3 Примерная продолжительность пауз между отдельными упражнениями при работе по повышению скоростных возможностей
352
ГЛАВА 21
Скоростная Подготовка
Выполняемой в оптимальных для развития скоростных возможностей условиях, способствует серийное выполнение упражнений: 5 — 6×5 — Юс; 3-4×15- 20 с; 2-3×25 -30 с. Продолжительность пауз между сериями обычно от 2 до 5 мин, что зависит от характера упражнений, продолжительности и интенсивности работы.
Повышению уровня скоростных качеств способствует периодическое выполнение нескольких упражнений продолжительностью от 5 до 30 с с паузами до 10 — 20 мин. В паузах планируется комплекс восстановительных и тонизирующих процедур: массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психологическая настройка, цель которых — обеспечить оптимальные условия для выполнения упражнений на пределе скоростных возможностей. Эпизодическое применение таких упражнений позволяет пловцу перейти скоростной барьер и выйти на более высокий уровень скоростных возможностей.