Акваскипер — всё про новый водный велосипед

МЕТОДИКА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Posted on 14.07.2013 in Плавание | by

Работа над повышением скорост­ных качеств пловца может быть подразделена на два взаимосвязан­ных этапа: этап дифференцирован­ного совершенствования отдельных составляющих скоростных способ­ностей (время реакции, время оди­ночного движения, частота движе­ний и др.) и этап интегральной под­готовки, на котором происходит объединение локальных способнос­тей в целостных двигательных ак­тах — старте, повороте, отдельных частях дистанции. Вполне понятно, что это подразделение условно, од­нако оно позволяет обеспечить

348

Единство и взаимосвязь аналити­ческого и синтезирующего подхо­дов при совершенствовании ско­ростных качеств спортсменов.

Эффективность скоростной под­готовки во многом зависит от интен­сивности выполнения упражнений, способности пловца предельно моби­лизоваться при этом. Именно умение пловца в процессе тренировочных занятий выполнять скоростные уп­ражнения на предельном и околоп­редельном уровнях, по возможности более часто превышать личные ре­корды в отдельных упражнениях служит основным стимулом повыше­ния его скоростной подготовленнос­ти. Однако в практике подготовки квалифицированных спортсменов, даже ведущих, необходимость вы-

МЕТОДИКА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИГЛАВА 21

Скоростная Подготовка

Полнения упражнении на предель­ном уровне часто игнорируется и за­меняется большими объемами ско­ростной работы с интенсивностью, значительно уступающей максималь­но доступной. В качестве примеров можно рассмотреть программы ско­ростных занятий отдельных пловцов-спринтеров. Наиболее ярким приме­ром могут быть задания типа 40 — 80 х 25 м со старта с полной коорди­нацией движений, с максимально доступной скоростью и паузами 1 — 2 мин. Длительность, монотонность и однообразие подобных заданий при­водят к тому, что спортсмены, луч­ший результат которых на 25-метровом отрезке 10,6—10,8 с, проплывают отрезки в среднем за 11,3— 11,5 с, т. е. со скоростью на 6 — 7 % Ниже максимально доступной в данном упражнении. Естественно, что такая тренировочная программа может в большей мере воспрепят­ствовать приросту скоростных воз­можностей пловца, чем способство­вать их развитию, поскольку в соот­ветствии с известными закономер­ностями такая работа приводит к об­разованию «скоростного барьера» — жесткого стереотипа, трудно преодо­лимого и препятствующего росту скоростных возможностей спортсме­на (Зациорский,’ 1980; Платонов, 1997).

Уровень проявления скоростных качеств при тренировке квалифици­рованных пловцов во многом зави­сит от подбора таких средств и ме­тодических приемов, которые поз­волили бы обеспечить предельное их проявление. Эффективным здесь является использование различных средств предварительной стимуля­ции работоспособности (педагоги­ческих, физических, психологичес­ких), как при изолированном, так и при комплексном их применении. Возможно большое количество ва­риантов: средства предварительной стимуляции могут носить избира­тельный (например, только педаго­гические или физические) или ком­плексный (различные средства в одном стимулирующем комплексе)

Характер; планироваться перед ком­плексом скоростных упражнений или вводиться отдельными порция­ми между скоростными упражнени­ями. Приведем несколько примеров применения средств предваритель­ной стимуляции скоростных воз­можностей в процессе тренировки пловцов высокой квалификации.

Выполнение перед тренировоч­ной серией прыжков вверх взрыв­ного характера, требующих мобили­зации возможностей мышц нижних конечностей, приводит к существен­ному повышению эффективности старта (рис. 21.1). Уменьшается вре­мя старта и после предварительного применения физических средств — гидромассажа в хвойной горячей ванне — 5 — 7 мин. Наибольший тренировочный эффект наблюдает­ся при комплексном применении педагогических и физических средств, однако при условии их ра­ционального объема. Излишнее ув­лечение средствами предваритель­ной стимуляции может угнетать скоростные возможности пловцов.

Как изолированное, так и ком­плексное применение средств пред­варительной стимуляции работо­способности в программах занятий, направленных на повышение дис­танционной скорости, ведет к сущес­твенному повышению скоростных возможностей. В качестве педагоги­ческих средств наиболее эффектив­но вариативное проплывание корот­ких отрезков (10—15м), предполага­ющее чередование упражнений с дополнительным сопротивлением (растягивание резинового шнура) и принудительным лидированием (ско­рость 110—120%) при помощи этого же шнура, которое благодаря двусто­ронней стимуляции скоростных и силовых качеств приводит к увели­чению скорости проплывания корот­ких отрезков при помощи рук и ног и с полной координацией движений; плавание с буксировкой (скорость 105—115%); плавание на привязи (5—Юс) И с большими лопатками (10—15м). В программу физических средств могут включаться прогрева-

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Рис. 21.1

Влияние педагогических (а) и физических (б) средств предварительной стимуляции работоспособ-ностии, а также комп­лексного их применения (в) на эффективность старта: I — без предварительной стимуляции, II — с предварительной стимуляцией

МЕТОДИКА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ние в сауне (10 мин), тонизирующее растирание, локальный массаж, гид­ромассаж (3 — 5 мин), горячая хвой­ная ванна (3 — 5 мин). При рацио­нальном сочетании все эти средства существенно повышают результаты проплывания коротких отрезков.

Среди эффективных педагоги­ческих средств стимуляции скорост­ных качеств следует отметить выполнение кратковременных уп­ражнений в конце занятий, после длительной работы в аэробном ре­жиме. Результаты научных исследо­ваний и опыт передовой практики свидетельствуют о том, что в этом случае спортсменам часто удается

350

Проявить скоростные возможности на уровне, недоступном в начале тренировочного занятия, непосред­ственно после разминки. Обуслов­лено это, прежде всего, положи­тельным влиянием длительного выполнения относительно малоин­тенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, повышением эконо­мичности работы, налаживанием оптимального соотношения в дея­тельности двигательных и вегета­тивных функций. Не менее пер­спективный вариант связан с повы­шением скоростных показателей движеций после предварительного выполнения родственных упражне­ний с дополнительными отягощени­ями. Например, перед спринтерски­ми упражнениями выполняется 15-20-секундная работа на силовых тренажерах, позволяющих имити­ровать рабочие движения. В этом случае спортсменам часто удается добиться более высоких показате­лей скорости в основных упражне­ниях, чем без предварительного применения упражнений с повы­шенной силовой нагрузкой (Зенов, Кошкин, Вайцеховский, 1986).

Одним из путей повышения эф­фективности скоростной подготов­ки является планирование в трени­ровочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Не­обходимость этого в тренировке квалифицированных спортсменов вызвана прежде всего тем, что боль­шие объемы и интенсивность рабо­ты, характерные для современного тренировочного процесса, часто обусловливают выполнение прог­рамм занятий и микроциклов в ус­ловиях постоянно возрастающего утомления. Это значительно сдер­живает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной нап­равленности. Планирование отдель­ных микроциклов скоростной нап­равленности в определенной степе­ни позволяет устранить данное про­тиворечие. Однако высокий трени­рующий эффект таких микроцик­лов возможен лишь тогда, когда они

МЕТОДИКА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИГЛАВА 21

Скоростная Подготовка

Планируются после восстановитель­ных микроциклов, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных уп­ражнениях.

Эффективными могут оказаться и некоторые технические средства и приемы, применяемые для стиму­ляции скоростных способностей при выполнении различных упраж­нений. В качестве примера можно привести использование специаль­ного буксировочного устройства, которое помогает пловцу продви­гаться со скоростью, на 5 — 20 % превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движе­ния с максимальной интенсивнос­тью, стараясь привести их в соот­ветствие с новым, более высоким уровнем скорости. К этой же груп­пе следует отнести скоростное пла­вание в гидродинамическом бассей­не, в котором скорость встречного потока превышает доступную плов­цу на 10-25%.

Проявлению спринтерских ка­честв способствует правильная психологическая мотивация к вы­полнению тренировочной работы, применение соревновательного и игрового методов при выполнении различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии.

Существует ряд требований к компонентам нагрузки (характеру и продолжительности упражнений, интенсивности работы при их вы­полнении, продолжительности и характеру отдыха между упражне­ниями, количеству повторений), которые должны быть учтены в процессе скоростной подготовки.

Для повышения скоростных возможностей пловцов высокого класса наиболее широко использу­ются специально-подготовительные и соревновательные упражнения: старт или поворот, их узловые ком­поненты, выполняемые в различ­ных условиях, с ориентацией на об­щий результат или на совершен­ствование скоростных способнос­тей при выполнении различных

Фаз; проплывание коротких отрез­ков (продолжительность работы 5 — 15с), кратковременные упражне­ния, основанные на различных сочетаниях движений рук, ног и дыхания. Широко применяются уп­ражнения с разными дополнитель­ными средствами: плавание с тор­мозными устройствами или на при­вязи, плавание в гидроканале или с принудительным лидированием; имитация гребковых движений на силовых тренажерах.

Одно из основных требований к скоростным упражнениям — хоро­шее владение их техникой. При этом условии пловцы в состоянии сконцентрировать основное внима­ние и волевые усилия не на техни­ке, а на скорости выполнения упражнений.

Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их харак­тером и необходимостью обес­печить высокий уровень скорост­ных способностей. При совершен­ствовании отдельных компонентов скоростных способностей (напри­мер, время реакции, скорость оди­ночного движения) отдельные уп­ражнения очень непродолжительны — менее секунды, а при нескольких повторениях — до 10—15с; очень непродолжительны — до 5—Юс и упражнения, направленные на со­вершенствование комплексных ско­ростных способностей при выполне­нии старта и поворота. При работе над повышением уровня дистанци­онной скорости продолжительность отдельных упражнений может коле­баться в более широких пределах — от 5 — 6 с до 1 мин и более при проп-лывании с максимально доступной скоростью дистанции 100 м. Однако наиболее широко при работе над повышением уровня дистанционной скорости используются упражне­ния, продолжительность которых не превышает 30 с (плавание на отрез­ках протяженностью от 10—15 до 50 м). Это обусловлено тем, что при однократном выполнении упражне­ний продолжительностью до 25 —

351

ЧАСТЬ 5 Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

30 с не наблюдается падения работо­способности вследствие прогресси­рующего утомления.

При планировании интенсив­ности работы или скорости преодо­ления отрезков и дистанций следу­ет исходить из того, что трениро­вочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособитель­ные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сум­ме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражне­ний спортсмен должен стремиться обеспечить максимальный уровень проявления скорости за счет пре­дельной мобилизации сил и соот­ветствующих его морфологическим особенностям частоты и амплитуды движений.

Скоростная подготовка не мо­жет быть ограничена скоростными упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсив­ности. Совершенствованию различ­ных скоростных способностей и их составляющих помогают упражне­ния, выполняемые с интенсивнос­тью 85 — 95 % максимально доступ­ной. И именно широкая вариатив­ность интенсивности работы при выполнении отдельных упражне­ний со значительным использова­нием средств, требующих предель-

Ной мобилизации скоростных ка­честв, является одним из непремен­ных условий планомерного повы­шения скоростных возможностей пловцов.

При развитии скоростных спо­собностей продолжительность пауз планируется так, чтобы к началу оче­редного упражнения возбудимость центральной нервной системы бы­ла повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значи­тельной мере нейтрализованы. В табл. 21.3 приведены примерные интервалы отдыха, соответствую­щие этой задаче и рекомендуемые для использования в тренировке квалифицированных пловцов.

Если паузы будут короче, то в ор­ганизме спортсмена произойдет от­носительно быстрое накопление продуктов распада, что приведет к снижению работоспособности при выполнении последующих упражне­ний. Дальнейшее продолжение рабо­ты при выполнении этих условиях будет в большей мере повышать ана­эробную (гликолитическую) произ­водительность, чем совершенство­вать скоростные возможности.

Многократное выполнение ско­ростных упражнений с высокой ин­тенсивностью даже при оптималь­ных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов и сни­жение психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы,

МЕТОДИКА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТАБЛИЦА 21.3 Примерная продолжитель­ность пауз между отдель­ными упражнениями при работе по повышению скоростных возможностей

352

ГЛАВА 21

Скоростная Подготовка

Выполняемой в оптимальных для развития скоростных возможностей условиях, способствует серийное выполнение упражнений: 5 — 6×5 — Юс; 3-4×15- 20 с; 2-3×25 -30 с. Продолжительность пауз меж­ду сериями обычно от 2 до 5 мин, что зависит от характера упражне­ний, продолжительности и интен­сивности работы.

Повышению уровня скоростных качеств способствует периодичес­кое выполнение нескольких упраж­нений продолжительностью от 5 до 30 с с паузами до 10 — 20 мин. В па­узах планируется комплекс восста­новительных и тонизирующих про­цедур: массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психологическая настройка, цель которых — обеспечить оптималь­ные условия для выполнения уп­ражнений на пределе скоростных возможностей. Эпизодическое при­менение таких упражнений позво­ляет пловцу перейти скоростной барьер и выйти на более высокий уровень скоростных возможностей.

TITLE

TITLE