Акваскипер — всё про новый водный велосипед

МАКСИМАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ И ПОДВЕДЕНИЕ К НИМ ПЛОВЦА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Posted on 27.06.2013 in Плавание | by

Современная система подготовки пловцов высокого класса характе­ризуется исключительно высокими нагрузками (табл. 15.5). И несмотря на то, что многие выдающиеся

Пловцы добились побед на Играх Олимпиады и чемпионатах мира при значительно меньших нагруз­ках, использование индивидуально адекватного максимума тренировоч­ных и соревновательных нагрузок является одним из важнейших принципов спортивной тренировки. Подведение пловцов к макси­мальным нагрузкам в процессе многолетней подготовки во многом определяет ее эффективность. В числе направлений интенсифика­ции тренировочного процесса на всем протяжении спортивного со­вершенствования:

• планомерное увеличение сум­марного объема тренировочной ра­боты, выполняемой в течение от­дельного тренировочного года или макроцикла;

• своевременная узкая спортив­ная специализация, находящаяся в соответствии с границами этапа максимальной реализации индиви­дуальных возможностей;

• постепенное, из года в год, уве­личение общего количества трени­ровочных занятий в микроциклах;

• планомерное увеличение в микроциклах тренировочных заня­тий с большими нагрузками;

• планомерное увеличение в тренировочном процессе количес­тва занятий избирательной направ­ленности, вызывающих глубокую мобилизацию функциональных возможностей организма;

• широкое использование жест­ких тренировочных режимов, спо­собствующих приросту специальной выносливости, а также значитель­ное расширение соревновательной практики на завершающих этапах спортивного совершенствования;

• увеличение количества основ­ных соревнований, отличающихся высоким психологическим накалом, жесткой конкуренцией;

• постепенное введение дополни­тельных средств, стимулирующих работоспособность, ускоряющих про­цессы восстановления после напря­женных нагрузок, увеличивающих реакцию организма на нагрузки;

186

МАКСИМАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ И ПОДВЕДЕНИЕ К НИМ ПЛОВЦА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИГЛАВА 15

Построение Многолетней Подготовки

МАКСИМАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ И ПОДВЕДЕНИЕ К НИМ ПЛОВЦА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИТАБЛИЦА 15.5

Максимальные

Параметры

Тренировочной Работы

Пловцов Высокого Класса

Параметры

Мужчины

Женщины

За недельный микроцикл

За год

За

Недельный микроцикл

За год

Общий объем работы, ч

30-35

1300-1400

30-35

1200-1300

Объем тренировки на суше, ч

8-10

300-350

7-9

290-320

Объем плавания, км

110-120

3200-3500"

90-110

1700-2900х

Объем силовой подготовки, ч

5-7

170-190

4-6

140-160

Количество дней занятий

7

290-310

7

270-290

Количество тренировочных занятий

18-22

550-600

18-20

500-550

Количество соревнователь­ных стартов

5-6

110-120

4-6

90-100

* Указанные величины встречаются при подготовке специализирующихся на средние и длинные дистанции; у спринтеров максимальный объем плавания — около 70 % представленных величин.

• увеличение объема технико-тактической подготовки в услови­ях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности;

• планомерное увеличение пси­хической напряженности в трени­ровочном процессе, создание мик­роклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.

Подводить спортсменов к пара­метрам тренировочной работы, ха­рактерным для этапа максимальной реализации индивидуальных воз­можностей, необходимо постепен­но, на протяжении ряда лет. К со­жалению, это правило зачастую игнорируется на практике. Стрем­ление многих тренеров и организа­торов спорта любыми путями до­биться высоких результатов у юных спортсменов в угоду реше­нию частных задач (выполнение классификационных нормативов, победы в юношеских соревновани­ях и т. п.) приводит к тому, что пловцы, начиная с 11 —13 лет, пос­тоянно, нередко по нескольку раз в году, выступают в соревнованиях, к которым организуется специаль­ная подготовка. Такой путь глубоко ошибочен, поскольку предполагает наиболее мощные средства воздей­ствия на юный организм. В процес­се подготовки юных пловцов по су­ществу копируется методика тре-

Нировки сильнейших спортсменов мира с характерным для нее арсе­налом средств и методов. Итогом форсирования обычно является бурный рост результатов в подрост­ковом и юношеском возрасте и ус­пехи в юношеских соревнованиях. Вместе с тем результаты юных пловцов по вполне естественным причинам, связанным с морфоло­гическими и функциональными особенностями юного организма, далеки от мирового уровня, и они не в состоянии конкурировать с взрослыми спортсменами, сформи­ровавшимися в морфологическом, функциональном и психическом отношениях.

Опасность форсирования подго­товки состоит прежде всего в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически от­резает им путь к дальнейшему рос­ту результатов. Причин здесь мно­го, отметим лишь основную. При­менение в тренировке юных плов­цов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адап­тации и исчерпанию приспособи­тельных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следу­ющем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен сла­бо реагирует на такие же воздей­ствия. Но главное — он перестает

187

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

Реагировать и на меньшие нагруз­ки, которые могли быть весьма эф­фективными, не применяй тренер ранее самых жестоких режимов. Разумеется, отказ от форсирования обычно связан с менее успешными выступлениями в юношеских со­ревнованиях, однако совершенно необходим, если ставить задачу достижения вершин мастерства. Анализ подготовки выдающихся пловцов в подавляющем большин­стве случаев свидетельствует о том, что у них на протяжении ряда лет создавалась разносторонняя фун­кциональная база и лишь при ее на­личии и с достижением оптималь­ного для демонстрации высших достижений возраста реализовыва-лись наиболее мощные резервы ус­ложнения подготовки.

TITLE

TITLE