May 31, 2023
Современная система подготовки пловцов высокого класса характеризуется исключительно высокими нагрузками (табл. 15.5). И несмотря на то, что многие выдающиеся
Пловцы добились побед на Играх Олимпиады и чемпионатах мира при значительно меньших нагрузках, использование индивидуально адекватного максимума тренировочных и соревновательных нагрузок является одним из важнейших принципов спортивной тренировки. Подведение пловцов к максимальным нагрузкам в процессе многолетней подготовки во многом определяет ее эффективность. В числе направлений интенсификации тренировочного процесса на всем протяжении спортивного совершенствования:
• планомерное увеличение суммарного объема тренировочной работы, выполняемой в течение отдельного тренировочного года или макроцикла;
• своевременная узкая спортивная специализация, находящаяся в соответствии с границами этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей;
• постепенное, из года в год, увеличение общего количества тренировочных занятий в микроциклах;
• планомерное увеличение в микроциклах тренировочных занятий с большими нагрузками;
• планомерное увеличение в тренировочном процессе количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию функциональных возможностей организма;
• широкое использование жестких тренировочных режимов, способствующих приросту специальной выносливости, а также значительное расширение соревновательной практики на завершающих этапах спортивного совершенствования;
• увеличение количества основных соревнований, отличающихся высоким психологическим накалом, жесткой конкуренцией;
• постепенное введение дополнительных средств, стимулирующих работоспособность, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок, увеличивающих реакцию организма на нагрузки;
186
ГЛАВА 15
Построение Многолетней Подготовки
ТАБЛИЦА 15.5
Максимальные
Параметры
Тренировочной Работы
Пловцов Высокого Класса
Параметры |
Мужчины |
Женщины |
||
За недельный микроцикл |
За год |
За Недельный микроцикл |
За год |
|
Общий объем работы, ч |
30-35 |
1300-1400 |
30-35 |
1200-1300 |
Объем тренировки на суше, ч |
8-10 |
300-350 |
7-9 |
290-320 |
Объем плавания, км |
110-120 |
3200-3500" |
90-110 |
1700-2900х |
Объем силовой подготовки, ч |
5-7 |
170-190 |
4-6 |
140-160 |
Количество дней занятий |
7 |
290-310 |
7 |
270-290 |
Количество тренировочных занятий |
18-22 |
550-600 |
18-20 |
500-550 |
Количество соревновательных стартов |
5-6 |
110-120 |
4-6 |
90-100 |
* Указанные величины встречаются при подготовке специализирующихся на средние и длинные дистанции; у спринтеров максимальный объем плавания — около 70 % представленных величин.
• увеличение объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности;
• планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. К сожалению, это правило зачастую игнорируется на практике. Стремление многих тренеров и организаторов спорта любыми путями добиться высоких результатов у юных спортсменов в угоду решению частных задач (выполнение классификационных нормативов, победы в юношеских соревнованиях и т. п.) приводит к тому, что пловцы, начиная с 11 —13 лет, постоянно, нередко по нескольку раз в году, выступают в соревнованиях, к которым организуется специальная подготовка. Такой путь глубоко ошибочен, поскольку предполагает наиболее мощные средства воздействия на юный организм. В процессе подготовки юных пловцов по существу копируется методика тре-
Нировки сильнейших спортсменов мира с характерным для нее арсеналом средств и методов. Итогом форсирования обычно является бурный рост результатов в подростковом и юношеском возрасте и успехи в юношеских соревнованиях. Вместе с тем результаты юных пловцов по вполне естественным причинам, связанным с морфологическими и функциональными особенностями юного организма, далеки от мирового уровня, и они не в состоянии конкурировать с взрослыми спортсменами, сформировавшимися в морфологическом, функциональном и психическом отношениях.
Опасность форсирования подготовки состоит прежде всего в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту результатов. Причин здесь много, отметим лишь основную. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но главное — он перестает
187
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
Реагировать и на меньшие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестоких режимов. Разумеется, отказ от форсирования обычно связан с менее успешными выступлениями в юношеских соревнованиях, однако совершенно необходим, если ставить задачу достижения вершин мастерства. Анализ подготовки выдающихся пловцов в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о том, что у них на протяжении ряда лет создавалась разносторонняя функциональная база и лишь при ее наличии и с достижением оптимального для демонстрации высших достижений возраста реализовыва-лись наиболее мощные резервы усложнения подготовки.