January 27, 2023
При оценке координационных способностей пловцов в основном ориентируются на относительно стереотипные движения, предусматривающие выполнение заранее известных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Оценивается соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, по ее рациональной структуре, стабильности навыков при наличии сбивающих факторов (утомление?- неожиданные сигналы к выполнению движений, выполнение упражнений в усложненных условиях, например, при плавании на дорожке одновременно с • 8 — 10 спортсменами и т. п.), вариативность навыков в зависимости от ситуации и т. п.
При осуществлении контроля за развитием координационных способностей следует учитывать, что единого критерия его оценки данного качества нет. Это связано с многофакторной структурой, а также с тем, что они проявляются в комплексе с другими качествами и способностями. Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют от пловца развития определенных физических качеств и совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия заданию результатов выполнения сложных в координационном отношении упражнений.
Об уровне координационных способностей можно судить по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или соревнователь-
400
ГЛАВА 24
Развитие Координационных Способностей
Ной ситуации до начала соответствующего двигательного действия, а также по совершенству специализированных восприятий: чувства развиваемых усилий, темпа, скорости, воды и др. (Hirtz, 1994; Платонов, 1997).
Для оценки координационных способностей часто применяют дозированный комплекс разных упражнений в строгой последовательности. Общее время, затрачиваемое спортсменами на выполнение всех двигательных действий, служит мерой координационных способностей, так как в нем находит свое отражение быстрота, целесообразность и последовательность этих движений.
В основу контроля способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений (чувства времени, темпа, ритма, развиваемых усилий и т. п.) должны быть положены специальные тесты (обычно это серии 50—100-метровых отрезков, преодолеваемых с разной скоростью и заданными паузами с ориентацией на оценку и регуляцию конкретных характеристик), программы которых предъявляют повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности разных характеристик движений. При этом тесты должны иметь избирательный характер с акцентом на оценку темпа движений или времени преодоления отрезков и т. п. Усложнение контрольных испытаний может быть осуществлено исключением зрительного или слухового контроля за двигательными действиями.
Тесты, рекомендуемые для оценки координационных способностей пловцов. Для Оценки чувства времени:
1. Проплывание серии б х 50 м с интервалом 60 с; первый отрезок проплывается с максимальной скоростью (результат сообщается пловцу), каждый последующий отрезок проплывается с увеличением времени на 1 с. Регистрируется
Сумма отклонений (с) относительно заданного результата на 2 — 6 отрезках (с).
2. При проплывании дистанции 1000 м через каждые 30 с делать 10-секундные ускорения. Определяется точность выдерживания 30-секундных интервалов. Оценка производится по сумме допущенных ошибок (с).
3. На тренажерах «Биокинетик» или «Мертенса —Хюттеля» выполнять работу, имитирующую гребки (10 подходов по 45 с) с выдерживанием заданного времени работы. После каждого подхода пловцу сообщается реальная продолжительность работы. Оценка производится по сумме допущенных ошибок (с).
Для Оценки чувства темпа:
1. Проплывание серии б х 50 м основным способом со строгим выдерживанием заданного количества гребков или циклов. Например, первый отрезок должен быть преодолен за 30 гребков, 2-й — за 20, 3-й — за 25, 4-й — за 30, 5-й — за 20, 6-й — за 25. Оценивается по сумме допущенных ошибок.
2. На тренажерах «Биокинетик» или «Мертенса —Хюттеля» выполнять работу, имитирующую гребки с постоянным сопротивлением (50, 60 или 70 % максимального) — 6 подходов по 60 с: 1-й подход — 60 движений за минуту, 2-й — 20, 3-й — 30, 4-й — 40, 5-й — 50, 6-й — 60. Результат каждого подхода сообщается пловцу. Ошибка оценивается по сумме отклонений количества движений от заданного уровня.
Для Оценки чувства развиваемых усилий:
1. Плавание на привязи с резиновым амортизатором — 5 раз по 30 с с паузами 1 мин: 1-й — 50% уровня максимальной силы тяги; 2-й — 90 %; 3-й — 60 %; 4-й — 80 %; 5-й — 70%.
В каждом повторении оценивается уровень силы тяги по 5-секун-дным промежуткам с последующим вычислением среднего значения. Оценка производится по отклоне-
26 0-128
Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
Нию (%) от заданного уровня по каждому из 30-секундных повторений и по всей работе в целом.
2. Плавание в гидродинами
ческом бассейне при различной
скорости встречного потока воды
(10 раз х 60 с). В первом повторении
задается скорость встречного пото
ка, соответствующая примерно 90 %
максимально доступной пловцу для
удержания в течение 60 с. В после
дующих повторениях скорость про
извольно изменяется на 0,1 м-с-1.
Например, исходный уровень —
1,8 м-с-1. 2-е повторение — 1,5, 3-е
— 1,7, 4-е — 1,4, 5-е — 1,6, 6-е — 1,5,
7-е — 1,7, 8-е — 1,4, 9-е — 1,6,
10-е — 1,8. Пловец должен точно
определить скорость. Учитывается
общее количество ошибок (отклоне
ние в 0,1 м засчитывается как одна
ошибка).
3. На тренажере «Биокинетик»
предлагается выполнять работу,
имитирующую гребки, — 9 повто
рений по 10 движений.
В каждом повторении задается новый уровень нагрузки от 0 до 9, который не сообщается спортсмену. Спортсмен должен определить уровень нагрузки и объем выполненной работы, которые регистрируются на световом табло, но не показываются Спортсмену. Оценка
Производится по сумме отклонений (%) от заданного уровня во всех повторениях.
Для оценки способности к расслаблению мышц наиболее эффективным методом является регистрация биопотенциалов мышц. Самым точным показателем является латентное время расслабления мышц (ЛВР) после их максимального произвольного напряжения, объективно отражающее способность пловца к произвольному регулированию расслаблением мышц.
Повышению эффективности оценки способности к расслаблению мышц способствует проведение исследований мышц, несущих основную нагрузку при выполнении основных рабочих движений в конкретном способе плавания. Немаловажным является также уровень активности мышц, не принимающих участия в движении, однако расположенных в непосредственной близости от напряженно работающих мышц, что позволяет оценить способность пловца к межмышечной координации. При этом исследование следует проводить при различных функциональных состояниях организма пловца — устойчивом состоянии, компенсируемом и явном утомлении.