Акваскипер — всё про новый водный велосипед

КОНТРОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Posted on 17.07.2013 in Плавание | by

При оценке координационных способностей пловцов в основном ориентируются на относительно стереотипные движения, предус­матривающие выполнение заранее известных специально-подготови­тельных и соревновательных уп­ражнений. Оценивается соответ­ствие техники, демонстрируемой спортсменом, по ее рациональной структуре, стабильности навыков при наличии сбивающих факторов (утомление?- неожиданные сигналы к выполнению движений, выполне­ние упражнений в усложненных условиях, например, при плавании на дорожке одновременно с • 8 — 10 спортсменами и т. п.), вариатив­ность навыков в зависимости от ситуации и т. п.

При осуществлении контроля за развитием координационных спо­собностей следует учитывать, что единого критерия его оценки дан­ного качества нет. Это связано с многофакторной структурой, а так­же с тем, что они проявляются в комплексе с другими качествами и способностями. Контроль за разви­тием координационных способнос­тей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, ко­торые требуют от пловца развития определенных физических качеств и совершенства двигательных на­выков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по по­казателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия заданию результатов выполнения сложных в координационном отношении уп­ражнений.

Об уровне координационных способностей можно судить по вре­мени, необходимому для освоения сложных двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или соревнователь-

400

ГЛАВА 24

Развитие Координационных Способностей

Ной ситуации до начала соответ­ствующего двигательного действия, а также по совершенству специали­зированных восприятий: чувства развиваемых усилий, темпа, ско­рости, воды и др. (Hirtz, 1994; Пла­тонов, 1997).

Для оценки координационных способностей часто применяют до­зированный комплекс разных уп­ражнений в строгой последователь­ности. Общее время, затрачиваемое спортсменами на выполнение всех двигательных действий, служит ме­рой координационных способнос­тей, так как в нем находит свое от­ражение быстрота, целесообраз­ность и последовательность этих движений.

В основу контроля способности к оценке и регуляции динамичес­ких и пространственно-временных параметров движений (чувства вре­мени, темпа, ритма, развиваемых усилий и т. п.) должны быть поло­жены специальные тесты (обычно это серии 50—100-метровых отрез­ков, преодолеваемых с разной ско­ростью и заданными паузами с ори­ентацией на оценку и регуляцию конкретных характеристик), прог­раммы которых предъявляют повы­шенные требования к деятельности анализаторов в отношении точнос­ти разных характеристик движе­ний. При этом тесты должны иметь избирательный характер с акцен­том на оценку темпа движений или времени преодоления отрезков и т. п. Усложнение контрольных ис­пытаний может быть осуществлено исключением зрительного или слу­хового контроля за двигательными действиями.

Тесты, рекомендуемые для оценки координационных способ­ностей пловцов. Для Оценки чув­ства времени:

1. Проплывание серии б х 50 м с интервалом 60 с; первый отрезок проплывается с максимальной ско­ростью (результат сообщается пловцу), каждый последующий от­резок проплывается с увеличением времени на 1 с. Регистрируется

Сумма отклонений (с) относительно заданного результата на 2 — 6 отрез­ках (с).

2. При проплывании дистанции 1000 м через каждые 30 с делать 10-секундные ускорения. Опреде­ляется точность выдерживания 30-секундных интервалов. Оценка производится по сумме допущен­ных ошибок (с).

3. На тренажерах «Биокинетик» или «Мертенса —Хюттеля» выпол­нять работу, имитирующую гребки (10 подходов по 45 с) с выдержива­нием заданного времени работы. После каждого подхода пловцу со­общается реальная продолжитель­ность работы. Оценка производится по сумме допущенных ошибок (с).

Для Оценки чувства темпа:

1. Проплывание серии б х 50 м основным способом со строгим вы­держиванием заданного количества гребков или циклов. Например, первый отрезок должен быть пре­одолен за 30 гребков, 2-й — за 20, 3-й — за 25, 4-й — за 30, 5-й — за 20, 6-й — за 25. Оценивается по сумме допущенных ошибок.

2. На тренажерах «Биокинетик» или «Мертенса —Хюттеля» вы­полнять работу, имитирующую гребки с постоянным сопротивле­нием (50, 60 или 70 % максимально­го) — 6 подходов по 60 с: 1-й под­ход — 60 движений за минуту, 2-й — 20, 3-й — 30, 4-й — 40, 5-й — 50, 6-й — 60. Результат каждого подхо­да сообщается пловцу. Ошибка оце­нивается по сумме отклонений ко­личества движений от заданного уровня.

Для Оценки чувства развивае­мых усилий:

1. Плавание на привязи с рези­новым амортизатором — 5 раз по 30 с с паузами 1 мин: 1-й — 50% уровня максимальной силы тяги; 2-й — 90 %; 3-й — 60 %; 4-й — 80 %; 5-й — 70%.

В каждом повторении оценива­ется уровень силы тяги по 5-секун-дным промежуткам с последующим вычислением среднего значения. Оценка производится по отклоне-

26 0-128

Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Нию (%) от заданного уровня по каждому из 30-секундных повторе­ний и по всей работе в целом.

2. Плавание в гидродинами­
ческом бассейне при различной
скорости встречного потока воды
(10 раз х 60 с). В первом повторении
задается скорость встречного пото­
ка, соответствующая примерно 90 %
максимально доступной пловцу для
удержания в течение 60 с. В после­
дующих повторениях скорость про­
извольно изменяется на 0,1 м-с-1.
Например, исходный уровень —
1,8 м-с-1. 2-е повторение — 1,5, 3-е
— 1,7, 4-е — 1,4, 5-е — 1,6, 6-е — 1,5,
7-е — 1,7, 8-е — 1,4, 9-е — 1,6,
10-е — 1,8. Пловец должен точно
определить скорость. Учитывается
общее количество ошибок (отклоне­
ние в 0,1 м засчитывается как одна
ошибка).

3. На тренажере «Биокинетик»
предлагается выполнять работу,
имитирующую гребки, — 9 повто­
рений по 10 движений.

В каждом повторении задается новый уровень нагрузки от 0 до 9, который не сообщается спортсме­ну. Спортсмен должен определить уровень нагрузки и объем выпол­ненной работы, которые регистри­руются на световом табло, но не показываются Спортсмену. Оценка

Производится по сумме отклонений (%) от заданного уровня во всех повторениях.

Для оценки способности к рас­слаблению мышц наиболее эффек­тивным методом является регистра­ция биопотенциалов мышц. Самым точным показателем является ла­тентное время расслабления мышц (ЛВР) после их максимального про­извольного напряжения, объектив­но отражающее способность плов­ца к произвольному регулированию расслаблением мышц.

Повышению эффективности оценки способности к расслабле­нию мышц способствует проведе­ние исследований мышц, несущих основную нагрузку при выполне­нии основных рабочих движений в конкретном способе плавания. Не­маловажным является также уровень активности мышц, не при­нимающих участия в движении, од­нако расположенных в непосред­ственной близости от напряженно работающих мышц, что позволяет оценить способность пловца к меж­мышечной координации. При этом исследование следует проводить при различных функциональных состояниях организма пловца — ус­тойчивом состоянии, компенсируе­мом и явном утомлении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE