May 30, 2023
Двухцикловую систему подготовки наиболее успешно реализовали пловцы США, в частности, команда Техасского университета, которая в 80-е годы неоднократно становилась победителем командного первенства США, и команда Индиан-ского университета, прославившаяся своими достижениями в 70-е годы.
Подготовка пловцов предусматривает планирование двух макроциклов в течение года, каждый из которых завершается ответственными соревнованиями (рис. 16.1).
Первый макроцикл охватывает период с середины сентября по апрель и включает два этапа — подготовительный и соревновательный.
В сентябре планируется относительно небольшой объем плава-
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
|
Рис. 16.1
Двухцикловое планирование годичной подготовки сильнейших пловцов США (на примере плавательного клуба университета штата Индиана): А — величина нагрузки, б — общий объем работы; 1 — объем работы на суше; 2 — объем работы в воде; стрелками обозначено время проведения главных соревнований
Ния (2 — 5 км в день) при одноразовых занятиях. Тренировка носит втягивающий характер. В октябре нагрузка планомерно возрастет. Преимущественная направленность работы — совершенствование техники каждого способа плавания. Особое внимание уделяется отработке техники гребка, совершенствованию техники старта и поворота.
Представим в качестве примера типичную программу занятия, проводимого в октябре:
Утро (бассейн 50 м):
Разминка: 2 х (200 м вольный стиль + + 150 м брасс + 100 м на спине + 50 м баттерфляй);
Плавание с помощью ног — 20 х (25 м вольный стиль — I — 25 м баттерфляй);
Плавание с дополнительным сопротивлением — 20 х (25 м вольный стиль + + 25 м баттерфляй);
Плавание на технику — 15 х (25 м с помощью рук, 25 м с помощью ног, 25 м в общей координации), интервал между отрезками 10 с.
Вечер: (бассейн 25 м):
Игра в водное поло 1 — 1,5 ч.
Суммарный объем работы в каждом недельном микроцикле в
212
Октябре — 12—15 ч. Примерно треть этого времени отведено работе на суше (прежде всего по развитию силовых качеств и гибкости и спортивным играм), а две трети — работе в воде. При этом пловцы проплывают 20 — 25 км.
В октябре тренировочный процесс постепенно интенсифицируется: включаются дополнительные занятия, несколько возрастает интенсивность работы и ее объем в одном занятии. Однако наиболее напряженная работа приходится на ноябрь—декабрь. Количество занятий в недельном микроцикле увеличивается до 12, возрастает интенсивность и объем работы в одном занятии.
В микроциклах с наибольшей нагрузкой общий объем работы в течение недели достигает 28 — 32 ч. При этом объем работы на суше, направленной в первую очередь на развитие силовых качеств и гибкости, обычно колеблется от б до 8 ч (около 25 %), объем плавания у спринтеров составляет 60 — 75 км, у специализирующихся на средних дистанциях — 75 — 85 км, а у стайеров — 95—100 км. Женщины обычно выполняют около 85 — 95 %
ГЛАВА 1 6
Построение Подготовки В Течение Года
Того объема работы, который осваивают мужчины. В этот период каждые две недели пловцы участвуют в соревнованиях (обычно это матчевые встречи с другими университетами).
Приведем типичную программу вечернего тренировочного занятия с большой нагрузкой для пловцов, специализирующихся на коротких и средних дистанциях:
400 м комплексное плавание с помощью ног;
6 х 200 м комплексное плавание в режиме 3 мин 30 с;
Б х 100 м комплексное плавание в режиме 1 мин 30 с;
6 х 50 м в режиме: 2 раза по 40 с; 2-45 с; 2-50 с;
6×400 м в режиме 5 мин прогрессивно;
200 м в спокойном темпе;
8×100 м комплексное плавание в режиме 1 мин 45 с;
200 м в спокойном темпе;
10 х 75 м с помощью рук в режиме 1 мин;
200 м в спокойном темпе;
20×50 м в режиме 1 мин;
100 м в спокойном темпе;
Повороты, старты
Всего 8150 м.
У пловцов, специализирующихся на длинные дистанции суммарный объем работы в отдельных занятиях с большими нагрузками обычно значительно больше:
400 м в режиме 5 мин 15 с;
400 м комплексное плавание в режиме б мин (с помощью одних ног);
4х 100 м вольный стиль прогрессивно в режиме 1 мин 15 с;
8 х 100 м вольный стиль в режиме
1 мин 15 с;
4 х 200 м вольный стиль в режиме
2 мин 15 с;
2 х 400 м вольный стиль в режиме 4 мин 30 с;
800 м вольный стиль в режиме 8 мин 30 с с помощью рук;
2 х 400 м вольный стиль в режиме 4 мин 30 с;
4 х 200 м вольный стиль в режиме 2 мин 15 с;
8 х 100 м вольный стиль в режиме 1 мин 15 с;
200 м в спокойном темпе в режиме 4 мин;
8 х 200 м с помощью ног в режиме 3 мин 15 с;
200 м комплексное плавание в режиме 4 мин;
2 х 400 м вольный стиль, дыхание 1:3, 1:5;
100 м в спокойном темпе;
10×25 м баттерфляй быстро + 75 м вольный стиль свободно в режиме 1 мин 45 с;
400 м комплексное плавание в обратном порядке в режиме 7 мин;
16×25 м в режиме 30 с.
Всего 12 800 м.
С конца декабря занятия в университете прекращаются и пловцы тренируются дома в своих клубах, выполняя примерно ту же программу до конца рождественских каникул. С нового года напряженная подготовка в университете возобновляется и продолжается до середины февраля. В это время завершается первый общеподготовительный этап подготовительного периода, который таким образом длится пять с половиной месяцев.
С середины февраля и до середины марта планируется второй специально-подготовительный этап подготовительного периода. Объем работы в воде несколько сокращается и существенно изменяется ее направленность. Возрастает интенсивность работы, количество спринтерских упражнений, пловцы дважды в неделю стартуют на основных и дополнительных дистанциях.
Приведем типичную программу занятия в этом периоде для спринтеров:
Разминка 1200 м;
3×200 м дробно, как 4×50 м с интервалом в 10 с прогрессивно;
200 м в свободном темпе;
400 м с помощью ног;
3×100 м с помощью ног в режиме 1 мин 40 с;
40×25 м спринт;
200 м свободно;
Старты, повороты.
Всего 3800 м.
213
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
Программа занятий для стайеров:
Разминка 1500 м;
20 х 100 м вольным стилем в режиме 1 мин 10 с, дыхание 1:5;
200 м свободно;
4×400 м комплексное плавание в режиме 7 мин;
16×25 м с интервалом 5 с;
8×50 м с интервалом 10 с;
400 м в координации компенсаторно;
200 м с помощью ног спокойно;
Зх 100 м с помощью ног быстро;
100 м свободно;
8×50 м с интервалом отдыха 10 с;
200 м свободно;
Всего 6200 м.
Соревновательный период длится с середины марта до апреля. В ударных микроциклах соревновательного периода общий объем работы достигает 24 —30ч при 9—12 занятиях в течение недели; объем плавания — 45 — 50 км, работы на суше — 3 — 5 ч. В восстановительных микроциклах общий объем работы сокращается до 10— 12 ч, объем плавания — до 20 — 25 км.
После окончания главных соревнований первого макроцикла, (а для команды университетов это национальный студенческий чемпионат США), пловцы в течение 5 — 10 дней отдыхают.
Таким образом, первый макроцикл длится 7,5 мес (продолжительный подготовительный период — 6 мес и непродолжительный соревновательный — немногим более 1 мес и переходный — 5 — 10 дней).
Реализуя такую систему подготовки в олимпийском 1988 г., пловцы Техасского университета победили на студенческом чемпионате США женским и мужским составом, завоевав первое место в общекомандном зачете, что ранее удавалось командам штатов Калифорнии и Флориды.
Второй макроцикл длительностью 4,5 мес включает непродолжительный подготовительный период (до 2 мес), более продолжительный, чем в первом макроцикле, соревновательный период (немногим менее
2 мес) и 2 — 3-недельный переходный период.
Тренировка в подготовительный период в основном такая же, как и на специально-подготовительном этапе аналогичного периода в первом макроцикле, но объем и интенсивность специфической работы на рассматриваемом этапе больше. В ударных недельных микроциклах этого периода общий объем работы достигает 30 — 35 ч при 11 — 12 занятиях, объем плавания — 70 —80 км, а упражнений на суше, направленных на развитие силовых качеств и гибкости, — 4 — 6 ч.
Соревновательный период отличается, заметным снижением общего объема работы, ее высокой интенсивностью, специфичностью, которая проявляется в большом количестве специальных упражнений, моделирующих основные характеристики соревновательной деятельности, планируемой в главных стартах сезона. Большое внимание уделяется сочетанию нагрузок с полноценным отдыхом, что обеспечивает выход спортсменов на пик готовности к моменту основных стартов.
В микроциклах с наибольшей нагрузкой недельный объем работы достигает 26 —32 ч при 12 тренировочных занятиях; объем плавания 40 —45 км; объем работы на суше, способствующий сохранению достигнутого уровня силовых качеств и гибкости, — 2 — 4 ч. В разгрузочных микроциклах суммарный объем работы в 2 — 3 раза меньше при 6 — 7 занятиях в неделю.
По такой схеме готовились многие выдающиеся пловцы, например трехкратные олимпийские чемпионы 1984 г. Мери Мигер и Рик Кейри.
Подготовка пловцов Индианско-го университета так же, как и пловцов Техасского университета осуществлялась по двухцикловой схеме годичного планирования. Кстати, здесь наблюдается огромное влияние, которое оказали книги и практическая деятельность Каун-
214
ГЛАВА 1 6
Построение Подготовки В Течение Года
Силмена на целое поколение американских тренеров. В американских университетах и клубах до сих пор используют положения системы подготовки пловцов, разработанные им за многие годы научной и практической деятельности в Инди-анском университете.
Первый макроцикл длится 8 мес (сентябрь — апрель) и завершается весенним первенством США, второй — 4 мес (май —август) и заканчивается летним чемпионатом и крупнейшими международными соревнованиями. Достаточно полное представление о содержании тренировочного процесса пловцов Ин-дианского университета в первом макроцикле дают материалы, приведенные в табл. 16.3, а во втором — в табл. 16.4. Представленную схему с успехом реализовали многие выдающиеся пловцы, подготовленные Каунсилменом, в том числе девятикратный олимпийский чемпион М. Спитц и трехкратный олимпийский чемпион Дж. Монтгомери.
В зимнем макроцикле, который у пловцов Индианского университета совпадает с периодом академических занятий, утренняя тренировка продолжается 1 ч 15 мин — 1 ч 30 мин, а вечерняя — 2 ч — 2 ч 15 мин.
Во втором макроцикле продолжительность утреннего занятия 1 ч 45 мин, вечернего — 2 ч 30 мин.
Программы тренировочных занятий строятся дифференцированно для спринтеров, специализирующихся на средних дистанциях, и стайеров.
Утренние занятия включают следующие основные упражнения:
1. Разминка 500 — 800 ярдов (свободное плавание, плавание с помощью одних рук и одних ног).
2. Тренировочная серия с короткими (5 — 20 с) паузами отдыха между отрезками и суммарным объемом 1000—1500 ярдов (например, 20-30×50; 14-20×75; 10-15×100; 7 — 10 х 150; 4 — бх 250 ярдов). На каждое тренировочное занятие планируются различные серии отрезков, а в отдельные занятия
Включаются комбинированные серии (например, 8х 100 + 8×50 ярдов).
3. 500 ярдов с помощью движений ногами (один день применяется дистанционное плавание, другой — интервальное в виде серий — 20×25; 10×50 или 5×100 ярдов). При выполнении этого упражнения нередко используются досточки для плавания.
4. 500 ярдов с помощью движений руками (один день — дистанционное плавание, другой — интервальное и т. д.). При выполнении этого упражнения используются различные поплавки для поддержания ног пловца у поверхности воды, а чаще — резиновый надувной круг, который надевается на голени спортсмена в виде восьмерки — он не только удерживает ноги у поверхности, но и создает дополнительное сопротивление, увеличивая тем самым нагрузку на мышцы рук.
5. Одно из следующих упражнений:
А) плавание на время на дистанциях
500, 800, 1000 или 1650 ярдов с ускорени
ем на второй половине дистанции;
Б) тренировочная серия с короткими
паузами отдыха между отрезками и сум
марным объемом около 800— 1600 ярдов;
В)скоростная тренировочная серия анаэробной направленности с продолжительными паузами отдыха между отрезками (например, Зх 150 ярдов, паузы отдыха по 3 мин);
Г) спринтерское плавание типа — 10×50 ярдов в режиме 1 мин 30 с.
В дневные занятия Каунсилмен предпочитал включать следующие упражнения:
1. Разминка 800—1200 ярдов (плавание с полной координацией движений; плавание с помощью рук, ног; плавание в полной координации.
2. Интервальная тренировка с короткими паузами отдыха и суммарным объемом от 1800 до 3000 ярдов. Используется серия с сокращающимися паузами отдыха, а именно:
Для специализирующихся в плавании брассом — 8×100 ярдов в режиме 1.10 + 5х 100 ярдов в режиме 1.00;
8×100 ярдов в режиме 1.25 + 4×100 ярдов в режиме 1.20 + 4х 100 ярдов в режиме 1.15;
Для специализирующихся в плавании баттерфляем и на спине — 9×100 ярдов в режиме 1.15 + 4×100 ярдов в режиме 1,10 — I — 4×100 ярдов в режиме 1.05;
Для стайеров — 8×200 ярдов в режиме 2.20 + 4×200 ярдов в режиме 2.15 + 4×200 в режиме 2.05.
215
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
216
ГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года
|
В другой день недели пловцы выполняют подобную тренировочную серию, но используют при этом отрезки иной длины — 50, 75, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 400 ярдов.
3. Скоростная работа типа:
А) 12×25 ярдов спринт, паузы отдыха
по 30 с или
Б) плавание на одной из дистанций —
400, 500, 800 или 1000 ярдов с переменной
скоростью (отрезок, равный длине бас
сейна, проплывается медленно, следую
щий отрезок — быстро и т. д.). Данные уп
ражнения применяются три раза в неде
лю вместо упражнений интервального
плавания, указанных в п. 2.
4.800—1200 ярдов с помощью ног — половина этих упражнений проплывается свободно, как целая дистанция, оставшаяся часть — в виде скоростных отрезков (например, 500 ярдов свободно + 10 х х50 ярдов в режиме 0.50 или 5х 100 ярдов в режиме 1.40).
217
5. 800—1200 ярдов с помощью рук — выполняется таким же образом, как и предыдущее упражнение, но для скоростной серии выбираются другие отрезки (например, если с помощью ног выполняется 5×100 ярдов, то планируется 3×200 или 10×50 ярдов).
6. Основная тренировочная серия:
А) два дня в неделю (понедельник, сре
да) повторная тренировка с плаванием на
довольно высокой скорости и средними по
продолжительности паузами отдыха между
повторениями: 20×50 ярдов в режиме 1.00;
10 х 100 ярдов в режиме 2.00; 7х 150 ярдов
в режиме 3.00 или 5×200 ярдов в режиме
4.00 (рекомендуется точно фиксировать
результаты и заносить их в дневник);
Б) два дня в неделю (вторник, четверг)
серия повторений в виде "дробного" пла
вания, например 4×200 ярдов (каждые
200 ярдов преодолеваются в виде отрез
ков 4×50 ярдов, пауза отдыха между от
резками 10 с);
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
|
Рис. 16.2
Относительное воздействие Различных методов тренировки на развитие выносливости и скоростных качеств пловца (Каунсилмен, 1982)
В) если пловец утомлен или уже выполнил довольно большой объем работы высокой интенсивности, то основную тренировочную серию данного дня недели рекомендуется заменить малоинтенсивным упражнением типа: 1000 ярдов свободно (без регистрации времени) или 3 х 400 ярдов с небольшим улучшением результата в каждом последующем повторении, либо упражнением, позволяющим совершенствовать технику старта и поворотов.
7. Обычно три дня в неделю, в те дни, когда применяется дистанционное плавание с переменной скоростью (п. 3 данного плана), занятие заканчивается небольшим количеством спринтерских упражнений типа: 10×50 ярдов, каждый четный отрезок преодолевается "в полную силу" в режиме 2 мин, каждый нечетный — свободнее и в режиме примерно 1.30 или 12×25 ярдов сильно, пауза отдыха 30 с или 3 х 50 ярдов со старта в полную силу и с оптимальными паузами отдыха между повторениями.
Анализ тренировочных программ невозможен без четких представлений о методах тренировки в воде пловцов Индианского университета. Каунсилмен выделял пять основных методов:
1. Спринтерская тренировка. Серии упражнений типа 2 —6×25 м, 2 — 4×50 м в координации с помощью рук или ног, проплываемые с предельной скоростью и достаточно продолжительными (по самочувствию) паузами; старты, повороты, выполняемые с предельной интенсивностью.
2. Интервальная тренировка. Серии упражнений типа 20 — 30 х 50 м, 20×100 м, 10×200 м, 6×300 м, 4х х 400 м со скоростью 85 — 90 % от мак —
Симально доступной с непродолжительными паузами 5, 10, 15, 20, 30 с.
3. Повторная тренировка. Серии упражнений типа 6—10×50 м, 4 — 6×100 м, 2 — 4×200 м с околопредельной скоростью (95—100%) и продолжительными паузами — 1, 2, 3 мин.
4. Переменная тренировка. Преодоление дистанций 800—1200 м с различной скоростью (от низкой до высокой) на отдельных (обычно 25—100-метровых) отрезках.
5. Дистанционная тренировка. Преодоление дистанций (обычно 2500 — 3000 м) с максимально возможной скоростью.
На;рис. 16.2 схематически отражены представления Каунсилмена о воздействии этих видов тренировки на скоростные качества и выносливость пловцов, а в табл. 16.5 представлена программа комплексного занятия.
Важным моментом, обусловливающим работоспособность пловцов, является сочетание занятий различной направленности. В частности, тип тренировочных упражнений, которые включаются в утреннее занятие, в значительной мере зависит от задач дневного занятия. Если днем планируется большой объем скоростной работы, то утром обычно выполняются упражнения иной направленности, например дистанционное плавание.
Для пловцов Индианского университета был характерен достаточно большой суммарный объем работы в воде в течение дня (см. табл. 16.5).
Тренировка спринтеров существенно отличается своим содержанием от тренировки стайеров и пловцов, специализирующихся на средних дистанциях. По мнению Каунсилмена, эти отличия заключаются в следующем:
1) сравнительно большой удельный вес упражнений анаэробной направленности, прежде всего спринтерских ускорений и скоростных упражнений с большими интервалами отдыха;
218
ГЛАВА 16
Построение Подготовки В Течение Года
|
ТАБЛИЦА 16.5 Программа ТренировочноГо Занятия Комплексной Направленности (Окончание Второго Этапа Подготовительного периода, М. Спитц)
2) меньший суммарный объем работы в воде (у спринтеров примерно на 30 — 40% меньше, чем у стайеров, и на 20 % меньше, чем у "средневиков");
3) применение в тренировочных сериях более коротких отрезков и, как правило, с бол^е продолжительными паузами отдыха между ними (например, в то время как остальные пловцы проплывают серию 8×150, спринтеры — 8х 100 или даже 8×75 с тем же интервалом отдыха, который был задан для серии 8 х 150).
Для стайеров характерны такие отличия:
1) сравнительно больший объем
работы аэробной направленности,
прежде всего, дистанционного пла
вания;
2) значительно больший сум
марный годовой объем работы в во
де по сравнению со спринтерами и
"средневиками";
3) применение в тренировочных
сериях отрезков, которые в 2 — 3
раза превышают по длине рекомен
дуемые спринтерам и в 1,5 — 2 раза
— "средневикам".
При определении оптимального для пловцов соотношения работы различной преимущественной направленности Каунсилмен исходил из того, что независимо от специализации все нуждаются в комплексной тренировочной программе, предусматривающей для стайеров определенный объем работы спринтерской направленности (ускорения, повторное преодоление коротких отрезков с предельной скоростью и продолжительными паузами), а для спринтеров — значительный объем малоинтенсивной работы аэробной направленности (табл. 16.6).
Большое внимание в ходе подготовки пловцов Индианского университета уделялось соотношению плавания основным и другими способами. Большую часть времени (70 — 75 %) плавали основным способом. Например, Д. Монтгомери около 75 % общего объема работы в воде посвящал разнообразным упражнениям для вольного стиля. Исключение составляли специализирующиеся в баттерфляе и в ком-
219
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
Плексном плавании. Например, М. Спитц, показывая выдающиеся результаты и баттерфляем, и вольным стилем, большую часть времени уделял второму, а баттерфляю только лишь около четверти времени тренировки.
Специализирующиеся в комплексном плавании, использовали различное соотношение объема плавания разными способами, однако многие из них больше времени все же отводили вольному стилю.
Рассмотренная двухцикловая система подготовки пловцов университетских команд США отличается большой продолжительностью первого макроцикла (7,5 —8мес), длительными подготовительными периодами (6 мес — в первом макроцикле и 2 — во втором) и непродолжительными соревновательными. Такое построение годичной подготовки, естественно, ограничивало возможность участия пловцов во многих достаточно ответственных соревнованиях, которые в настоящее время проводятся в течение большей части года.
В связи с этим многие сильнейшие пловцы используют другую схему двухциклового планирования, что можно проследить, к примеру, на материале подготовки пловцов ФРГ и Канады в 80-е годы. При выраженной направленности подготовки пловцов ФРГ на дости-
Жение лучших результатов в конце лета, в главных соревнованиях года, она существенно отличалась от двухциклового варианта, применяемого в университетах США.
Различия состояли прежде всего в продолжительности первого и второго макроциклов. Если в американских университетах первый макроцикл длился 7 — 8 мес, а второй — в два раза меньше, то у сильнейших пловцов ФРГ первый макроцикл был непродолжительным (сентябрь — декабрь) и предполагал подготовку к национальному чемпионату в открытом бассейне, а второй длился 8 мес (январь — август) — и предусматривал планомерную подготовку к главным соревнованиям года (рис. 16.3). Подготовительный период первого макроцикла длился немного более 2 мес (сентябрь — начало ноября) и включал два этапа — общеподготовительный и специально-подготовительный. Затем следовал соревновательный период продолжительностью чуть больше месяца. После первого макроцикла пловцы отдыхали в течение 1 — 3 нед.
На первом этапе подготовительного периода тренировочная работа была очень разнообразна. Ежедневные 30 — 60-минутные занятия на суше направлены на развитие силовых качеств, гибкости и выносливости (в основном кроссовый бег).
|
ТАБЛИЦА 16.6
Объем плавания
В ударных микроциклах
Подготовительного
Периода первого
Макроцикла подготовки
Пловцов Индианского
Университета, ярды
220
ГЛАВА 1 6
Построение Подготовки В Течение Года
|
Рис. 16.3
Динамика объема плавания
(а), объема работы в воде
(б) и на суше (в) при
Двухцикловом планировании
Подготовки трехкратного
Олимпийского чемпиона
М. Гросса
В воде проводилось 8—10 занятий в неделю. При этом совершенствовалась техника плавания в координации, с помощью рук или ног, повышались скоростные возможности, выносливость к работе различного характера. Объем плавания за день варьировал в широком диапазоне — от 2 —4 до 10—12 км.
На втором этапе подготовительного периода большое внимание уделялось силовой подготовке на суше (особенно на тренажерах типа "Мини-Джим" и "Наутилус") и развитию подвижности в суставах. Соответствующая работа занимала от 30 до 120 мин ежедневно. Работа в воде была направлена на развитие скоростных качеств, общей и специальной выносливости, совершенствование техники, а ежедневный объем плавания составлял от 5 до 20 км.
Более полное представление о содержании подготовки на втором этапе подготовительного периода первого макроцикла можно получить ознакомившись с обычной работой М. Гросса в октябре (табл. 16.7).
В соревновательный период длительностью немногим более месяца (вторая половина ноября —
Середина декабря) общий объем работы на суше и в воде заметно уменьшается, она приобретает выраженный специфический характер, широко используются разнообразные упражнения на материале вольного стиля и баттерфляя.
После основных соревнований первого макроцикла и следующего за ними достаточно продолжительного (двухнедельного) отдыха планируется первый (полуторамесячный) этап подготовительного периода второго макроцикла. Работа в это время сходна с той, которая выполнялась на аналогичном этапе первого макроцикла. Примечательно, что суммарный объем нагрузки относительно невелик. Например, при подготовке М. Гросса к крупнейшим соревнованиям суммарный объем плавания в последние две недели января составлял около 50 км, а за февраль несколько более 100 км, т. е. значительно меньше, чем в сентябре и октябре. При этом объем работы на суше был примерно таким же, как в сентябре — октябре.
Таким образом, щадящая подготовка в январе — феврале вместе с предшествовавшим отдыхом длилась около 2,5 мес. Вероятно, это
221
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
222
ГЛАВА 16
Построение подготовки в течение года
Можно рассматривать как небезынтересную методическую находку. Во-первых, отдых после первого макроцикла и последующая тренировка с небольшим объемом создают хорошие предпосылки для работы над техникой, развитием скоростных и силовых качеств. Во-вторых, относительно небольшие нагрузки сдерживают интенсивный рост специальной подготовленности и позволяют избежать преждевременного вхождения в состояние спортивной формы весной и в начале лета, что часто случается у пловцов различных стран.
Специально-подготовительный этап продолжителен — около 3 мес — и делится на три мезоцикла.
Первый из них (5 нед) предусматривает создание прочного функционального фундамента, благодаря продолжающейся достаточно интенсивной работе на суше (кроссовый бег 1 — 2 раза в неделю, силовая работа на тренажерах, работа по развитию гибкости) и большому объему разнообразной работы в воде.
Второй мезоцикл (4 нед) также отличается очень большим объемом работы, однако нагрузка становится более специализированной (табл. 16.8). Работа на суше в основном направлена на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости с помощью тренажеров, а также на поддержание достигнутой гибкости. Объем кроссовой подготовки уменьшается.
Третий мезоцикл (4 нед) характеризуется дальнейшим увеличением доли специального компонента подготовки. При этом достаточно большим остается объем работы на суше, преимущественно направленной на совершенствование скорост-но-силовых качеств, силовой выносливости и гибкости.
Со второй половины июня начинался соревновательный период, продолжительностью 1,5 — 2 мес, включавший непосредственную подготовку к чемпионату ФРГ, серии международных встреч и главным соревнованиям года.
Суммарный объем работы в это время был заметно сокращен. Например, в июле М. Гросс проплывал меньше 200 км и затрачивал в зале на работу силового характера и направленную на сохранение гибкости около 20 ч. При этом доля специфической работы заметно возрастала (табл. 16.9).
Переходный период после главных соревнований года у М. Гросса был непродолжительным.
Двухцикловая система подготовки сильнейших пловцов Канады предусматривала два одинаковых по продолжительности (по 6 мес) макроцикла. Первый макроцикл продолжался с сентября по февраль и завершался участием пловцов в национальном чемпионате в 25-метровом бассейне и сильнейших пловцов страны в турне по Европе. Второй макроцикл охватывал март —август и заканчивался главными соревнованиями года.
Построение годичной подготовки сильнейших канадских пловцов отражает опыт подготовки экс-рекордсмена мира на дистанции 200 м комплексного плавания олимпийского чемпиона 1984 г. А. Бауменна (рис. 16.4).
Продолжительный подготовительный период первого макроцикла (сентябрь—декабрь) делится на два двухмесячных этапа — общеподготовительный и специально-подготовительный. Затем следует двухмесячный соревновательный период, а после него недельный отдых. Второй макроцикл начинается с короткого (немногим более 2 нед) общеподготовительного этапа подготовительного периода, а его специально-подготовительный этап длится 3 мес (апрель —июль). На июль —август приходится соревновательный период, который завершается главными соревнованиями года.
На общеподготовительном этапе подготовительного периода первого макроцикла (сентябрь —октябрь) работа носит преимущественно аэробный характер, длина преодолеваемых дистанций постепенно возрастает, широко применяется
223
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
224
ГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года
225
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
|
Рис. 16.4
Двухцикловое планирование годичной подготовки олимпийского чемпиона (1984 г.) на дистанции 200 м комплексное плавание А. Бауменна (Канада): 1 — объем работы на суше 2 — объем работы в воде. Стрелками обозначено время главных соревнований
Плавание с помощью одних рук. До 70 % общего объема работы выполняется с использованием вспомогательных средств — лопаток, различных отягощений.
Работа на суше включает три занятия в неделю в тренажерном зале (вторник, четверг, суббота) и трижды в неделю (понедельник, среда, пятница) планируется кроссовый бег. В конце каждого вечернего занятия 30 мин отводится упражнениям, направленным на развитие подвижности в суставах. Основная работа в воде на этом этапе выполняется в утреннее время. Вечером пловцы через день после кроссового ёега играют в водное поло, а после силовой подготовки в зале — в баскетбол.
Примерный недельный объем плавания в сентябре — 35 — 45 км, в октябре — 50 — 60 км.
На специально-подготовительном этапе подготовительного периода существенно изменяются и объем и направленность тренировочной работы. Недельный объем работы в воде увеличивается до 70 — 80 км в ноябре и 90 — 95 км в декабре. При этом суммарное время недельной тренировки возрастает до 35 —38 ч. Вечером вместо кроссового бега вводятся ежедневные занятия в тренажерном зале, направленные в основном на развитие силовых качеств. Работа по развитию гибкости переносится на утро и планируется перед заня-
226
Тием в воде в том же объеме, что в предыдущем периоде подготовки.
Утреннее занятие в воде в целом сохраняет направленность, характерную для предыдущего периода подготовки. Вечером планируется работа комплексной направленности. Серии отрезков и дистанций преодолеваются как отдельно всеми способами плавания, так и в рамках комплексного плавания. Значительная часть работы направлена на совершенствование анаэробных механизмов энергообеспечения, около 10% общего объема плавания отводится совершенствованию спринтерских качеств. Широко используются в этот период серии отрезков типа пх400, пхЗОО, пх200, пх50, пх25м.
Тренировочные нагрузки на рассматриваемом этапе очень велики и носят специфический характер.
В соревновательный период первого макроцикла объем работы на суше и в воде значительно снижается, повышается объем спринтерских упражнений, широко используются соревновательные упражнения, снижается объем работы на суше, направленной на развитие силы, существенно сокращается объем нагрузки в воде, направленной на развитие общей выносливости.
В начале соревновательного периода практически в каждом занятии планируются контрольные серии комплексным плаванием: 8 х 50, 4×100, 150 + 250, 200 + 200, 300 + +100 м и т. п. Интервал отдыха
ГЛАВА 16
Построение Подготовки В Течение Года
Между отрезками постепенно сокращается, а после всей серии применяется длительное компенсаторное плавание. Большое внимание уделяется технике плавания и развитию спринтерских качеств, отработке старта и поворотов, особенно тех, что выполняются при смене способов плавания.
Объем плавания в соревновательный период постепенно снижается с 50 — 60 до 25 — 30 км в недельном микроцикле, а суммарная продолжительность недельной тренировки — с 34 — 36 до 22 —24 ч. Широко используются восстановительные средства — сауна, массаж, гидропроцедуры.
Переходный период первого макроцикла — активный или пассивный недельный отдых.
Подготовка на общеподготовительном этапе подготовительного периода второго макроцикла предусматривает значительно более интенсивную программу, чем на аналогичном этапе первого макроцикла. В воде проводится 11 — 12 занятий, а общее количество занятий в неделю вместе с занятиями на суше — 15—18. Ежедневные занятия в зале преимущественно направлены на совершенствование скорос-тно-силовых качеств й развитие силовой выносливости.
Объем работы в воде постепенно возрастает с 30 — 40 км в первую неделю до 60 — 90 км в последующие. Серии отрезков и дистанций проплываются со значительно более высокой интенсивностью, чем в первом макроцикле. Основная направленность работы в воде — повышение общей и специальной выносливости. Дважды в неделю в утреннем занятии применяется часовое непрерывное плавание.
Наибольший объем специальной работы выполняется на специально-подготовительном этапе подготовительного периода. Объем плавания в ударных микроциклах достигает 90—110км. Используются разнообразные упражнения и методы, обеспечивающие эффективную специ-
Альную подготовленность к конкретным условиям соревновательной деятельности. Большое внимание уделяется спринтерским упражнениям, совершенствованию скоростных возможностей при выполнении старта и поворотов.
Высокоинтенсивная работа по развитию скоростных способностей и специальной выносливости чередуется с дистанционным плаванием (400 —600 м) с невысокой скоростью. Объем работы на суше невелик (до 3 —4 ч в неделю) и постепенно сокращается к концу этапа. Основная направленность — поддержание силовых возможностей и гибкости с использованием специальных тренажеров и специально-подготовительных упражнений.
В соревновательный период второго макроцикла объем тренировочной работы резко уменьшается и существенно изменяется ее направленность. Широко используются серии коротких отрезков с кратковременными паузами отдыха. Подготовка на суше ограничена ежедневным 30-минутным комплексом упражнений, обеспечивающих сохранение достигнутой подвижности в суставах.
Последние две —три недели до главных соревнований А. Бауменн готовился практически самостоятельно со строгим учетом самочувствия.
Второй макроцикл его подготовки завершался 20 — 25-дневным переходным периодом, во время которого спортсмен активно отдыхал на одном из островов Тихого океана, занимаясь теннисом и виндсерфингом.
Подобную схему годичной подготовки реализовывали и большинство других сильнейших канадских пловцов.
В 80 —90-е годы американские и канадские тренеры постепенно переводили своих воспитанников на трех — и даже четырехцикловую систему годичной подготовки, что было обусловлено существенным увеличением количества, прежде всего, коммерческих соревнований. Немалую роль в этом сыграло и стремление специалистов США и Канады
15*
227
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
Заимствовать опыт европейских коллег, которые многого добились в последние десятилетия за счет совершенствования системы годичной подготовки пловцов.
Двухцикловая система годичной подготовки, конечно, полностью не утратила своего значения. Однако для сильнейших пловцов, по-видимому, более перспективны различные варианты многоциклового планирования подготовки. Вместе с тем для тех, кто еще находится на этапе специализированной базовой подготовки или в начале этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, целесообразна двухцикловая система.