Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Posted on 28.06.2013 in Плавание | by

Двухцикловую систему подготовки наиболее успешно реализовали пловцы США, в частности, команда Техасского университета, которая в 80-е годы неоднократно станови­лась победителем командного пер­венства США, и команда Индиан-ского университета, прославивша­яся своими достижениями в 70-е годы.

Подготовка пловцов предусмат­ривает планирование двух макро­циклов в течение года, каждый из которых завершается ответствен­ными соревнованиями (рис. 16.1).

Первый макроцикл охватывает период с середины сентября по апрель и включает два этапа — подготовительный и соревнова­тельный.

В сентябре планируется отно­сительно небольшой объем плава-

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рис. 16.1

Двухцикловое планирование годичной подготовки силь­нейших пловцов США (на примере плавательного клуба университета штата Индиана): А — величина нагрузки, б — общий объем работы; 1 — объем работы на суше; 2 — объем работы в воде; стрелками обозначено время проведения главных соревнований

Ния (2 — 5 км в день) при одноразо­вых занятиях. Тренировка носит втягивающий характер. В октябре нагрузка планомерно возрастет. Преимущественная направлен­ность работы — совершенствова­ние техники каждого способа пла­вания. Особое внимание уделяется отработке техники гребка, совер­шенствованию техники старта и поворота.

Представим в качестве примера типичную программу занятия, про­водимого в октябре:

Утро (бассейн 50 м):

Разминка: 2 х (200 м вольный стиль + + 150 м брасс + 100 м на спине + 50 м баттерфляй);

Плавание с помощью ног — 20 х (25 м вольный стиль — I — 25 м баттерфляй);

Плавание с дополнительным сопро­тивлением — 20 х (25 м вольный стиль + + 25 м баттерфляй);

Плавание на технику — 15 х (25 м с помощью рук, 25 м с помощью ног, 25 м в общей координации), интервал между отрезками 10 с.

Вечер: (бассейн 25 м):

Игра в водное поло 1 — 1,5 ч.

Суммарный объем работы в каждом недельном микроцикле в

212

Октябре — 12—15 ч. Примерно треть этого времени отведено рабо­те на суше (прежде всего по разви­тию силовых качеств и гибкости и спортивным играм), а две трети — работе в воде. При этом пловцы проплывают 20 — 25 км.

В октябре тренировочный про­цесс постепенно интенсифицирует­ся: включаются дополнительные за­нятия, несколько возрастает интен­сивность работы и ее объем в од­ном занятии. Однако наиболее нап­ряженная работа приходится на но­ябрь—декабрь. Количество занятий в недельном микроцикле увеличи­вается до 12, возрастает интенсив­ность и объем работы в одном заня­тии.

В микроциклах с наибольшей нагрузкой общий объем работы в течение недели достигает 28 — 32 ч. При этом объем работы на суше, направленной в первую очередь на развитие силовых качеств и гиб­кости, обычно колеблется от б до 8 ч (около 25 %), объем плавания у спринтеров составляет 60 — 75 км, у специализирующихся на средних дистанциях — 75 — 85 км, а у стайе­ров — 95—100 км. Женщины обычно выполняют около 85 — 95 %

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕГЛАВА 1 6

Построение Подготовки В Течение Года

Того объема работы, который осва­ивают мужчины. В этот период каждые две недели пловцы участ­вуют в соревнованиях (обычно это матчевые встречи с другими уни­верситетами).

Приведем типичную программу вечернего тренировочного занятия с большой нагрузкой для пловцов, специализирующихся на коротких и средних дистанциях:

400 м комплексное плавание с по­мощью ног;

6 х 200 м комплексное плавание в ре­жиме 3 мин 30 с;

Б х 100 м комплексное плавание в ре­жиме 1 мин 30 с;

6 х 50 м в режиме: 2 раза по 40 с; 2-45 с; 2-50 с;

6×400 м в режиме 5 мин прогрес­сивно;

200 м в спокойном темпе;

8×100 м комплексное плавание в ре­жиме 1 мин 45 с;

200 м в спокойном темпе;

10 х 75 м с помощью рук в режиме 1 мин;

200 м в спокойном темпе;

20×50 м в режиме 1 мин;

100 м в спокойном темпе;

Повороты, старты

Всего 8150 м.

У пловцов, специализирующих­ся на длинные дистанции суммар­ный объем работы в отдельных за­нятиях с большими нагрузками обычно значительно больше:

400 м в режиме 5 мин 15 с;

400 м комплексное плавание в режи­ме б мин (с помощью одних ног);

4х 100 м вольный стиль прогрессивно в режиме 1 мин 15 с;

8 х 100 м вольный стиль в режиме

1 мин 15 с;

4 х 200 м вольный стиль в режиме

2 мин 15 с;

2 х 400 м вольный стиль в режиме 4 мин 30 с;

800 м вольный стиль в режиме 8 мин 30 с с помощью рук;

2 х 400 м вольный стиль в режиме 4 мин 30 с;

4 х 200 м вольный стиль в режиме 2 мин 15 с;

8 х 100 м вольный стиль в режиме 1 мин 15 с;

200 м в спокойном темпе в режиме 4 мин;

8 х 200 м с помощью ног в режиме 3 мин 15 с;

200 м комплексное плавание в режи­ме 4 мин;

2 х 400 м вольный стиль, дыхание 1:3, 1:5;

100 м в спокойном темпе;

10×25 м баттерфляй быстро + 75 м вольный стиль свободно в режиме 1 мин 45 с;

400 м комплексное плавание в обрат­ном порядке в режиме 7 мин;

16×25 м в режиме 30 с.

Всего 12 800 м.

С конца декабря занятия в университете прекращаются и пловцы тренируются дома в своих клубах, выполняя примерно ту же программу до конца рождествен­ских каникул. С нового года напряженная подготовка в универ­ситете возобновляется и продол­жается до середины февраля. В это время завершается первый обще­подготовительный этап подготови­тельного периода, который таким образом длится пять с половиной месяцев.

С середины февраля и до сере­дины марта планируется второй специально-подготовительный этап подготовительного периода. Объем работы в воде несколько сокраща­ется и существенно изменяется ее направленность. Возрастает интен­сивность работы, количество спринтерских упражнений, пловцы дважды в неделю стартуют на ос­новных и дополнительных дистан­циях.

Приведем типичную программу занятия в этом периоде для сприн­теров:

Разминка 1200 м;

3×200 м дробно, как 4×50 м с интер­валом в 10 с прогрессивно;

200 м в свободном темпе;

400 м с помощью ног;

3×100 м с помощью ног в режиме 1 мин 40 с;

40×25 м спринт;

200 м свободно;

Старты, повороты.

Всего 3800 м.

213

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

Программа занятий для стайеров:

Разминка 1500 м;

20 х 100 м вольным стилем в режиме 1 мин 10 с, дыхание 1:5;

200 м свободно;

4×400 м комплексное плавание в ре­жиме 7 мин;

16×25 м с интервалом 5 с;

8×50 м с интервалом 10 с;

400 м в координации компенсаторно;

200 м с помощью ног спокойно;

Зх 100 м с помощью ног быстро;

100 м свободно;

8×50 м с интервалом отдыха 10 с;

200 м свободно;

Всего 6200 м.

Соревновательный период длит­ся с середины марта до апреля. В ударных микроциклах соревнова­тельного периода общий объем ра­боты достигает 24 —30ч при 9—12 занятиях в течение недели; объем плавания — 45 — 50 км, работы на суше — 3 — 5 ч. В восстановитель­ных микроциклах общий объем ра­боты сокращается до 10— 12 ч, объ­ем плавания — до 20 — 25 км.

После окончания главных со­ревнований первого макроцикла, (а для команды университетов это национальный студенческий чемпи­онат США), пловцы в течение 5 — 10 дней отдыхают.

Таким образом, первый макро­цикл длится 7,5 мес (продолжи­тельный подготовительный период — 6 мес и непродолжительный со­ревновательный — немногим бо­лее 1 мес и переходный — 5 — 10 дней).

Реализуя такую систему подго­товки в олимпийском 1988 г., плов­цы Техасского университета побе­дили на студенческом чемпионате США женским и мужским соста­вом, завоевав первое место в обще­командном зачете, что ранее уда­валось командам штатов Калифор­нии и Флориды.

Второй макроцикл длительнос­тью 4,5 мес включает непродолжи­тельный подготовительный период (до 2 мес), более продолжительный, чем в первом макроцикле, соревно­вательный период (немногим менее

2 мес) и 2 — 3-недельный переход­ный период.

Тренировка в подготовительный период в основном такая же, как и на специально-подготовительном этапе аналогичного периода в пер­вом макроцикле, но объем и интен­сивность специфической работы на рассматриваемом этапе больше. В ударных недельных микроциклах этого периода общий объем работы достигает 30 — 35 ч при 11 — 12 заня­тиях, объем плавания — 70 —80 км, а упражнений на суше, направлен­ных на развитие силовых качеств и гибкости, — 4 — 6 ч.

Соревновательный период от­личается, заметным снижением об­щего объема работы, ее высокой интенсивностью, специфичностью, которая проявляется в большом ко­личестве специальных упражне­ний, моделирующих основные ха­рактеристики соревновательной деятельности, планируемой в глав­ных стартах сезона. Большое вни­мание уделяется сочетанию нагру­зок с полноценным отдыхом, что обеспечивает выход спортсменов на пик готовности к моменту ос­новных стартов.

В микроциклах с наибольшей нагрузкой недельный объем работы достигает 26 —32 ч при 12 трениро­вочных занятиях; объем плавания 40 —45 км; объем работы на суше, способствующий сохранению дос­тигнутого уровня силовых качеств и гибкости, — 2 — 4 ч. В разгрузоч­ных микроциклах суммарный объ­ем работы в 2 — 3 раза меньше при 6 — 7 занятиях в неделю.

По такой схеме готовились мно­гие выдающиеся пловцы, напри­мер трехкратные олимпийские чем­пионы 1984 г. Мери Мигер и Рик Кейри.

Подготовка пловцов Индианско-го университета так же, как и плов­цов Техасского университета осу­ществлялась по двухцикловой схе­ме годичного планирования. Кста­ти, здесь наблюдается огромное влияние, которое оказали книги и практическая деятельность Каун-

214

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕГЛАВА 1 6

Построение Подготовки В Течение Года

Силмена на целое поколение амери­канских тренеров. В американских университетах и клубах до сих пор используют положения системы подготовки пловцов, разработан­ные им за многие годы научной и практической деятельности в Инди-анском университете.

Первый макроцикл длится 8 мес (сентябрь — апрель) и завершается весенним первенством США, вто­рой — 4 мес (май —август) и закан­чивается летним чемпионатом и крупнейшими международными со­ревнованиями. Достаточно полное представление о содержании тре­нировочного процесса пловцов Ин-дианского университета в первом макроцикле дают материалы, при­веденные в табл. 16.3, а во втором — в табл. 16.4. Представленную схему с успехом реализовали мно­гие выдающиеся пловцы, подготов­ленные Каунсилменом, в том числе девятикратный олимпийский чем­пион М. Спитц и трехкратный олимпийский чемпион Дж. Монтго­мери.

В зимнем макроцикле, который у пловцов Индианского универси­тета совпадает с периодом академи­ческих занятий, утренняя трени­ровка продолжается 1 ч 15 мин — 1 ч 30 мин, а вечерняя — 2 ч — 2 ч 15 мин.

Во втором макроцикле продол­жительность утреннего занятия 1 ч 45 мин, вечернего — 2 ч 30 мин.

Программы тренировочных за­нятий строятся дифференцирован­но для спринтеров, специализирую­щихся на средних дистанциях, и стайеров.

Утренние занятия включают следующие основные упражнения:

1. Разминка 500 — 800 ярдов (свободное плавание, плавание с помощью одних рук и одних ног).

2. Тренировочная серия с короткими (5 — 20 с) паузами отдыха между отрезками и суммарным объемом 1000—1500 ярдов (на­пример, 20-30×50; 14-20×75; 10-15×100; 7 — 10 х 150; 4 — бх 250 ярдов). На каждое тре­нировочное занятие планируются различ­ные серии отрезков, а в отдельные занятия

Включаются комбинированные серии (на­пример, 8х 100 + 8×50 ярдов).

3. 500 ярдов с помощью движений нога­ми (один день применяется дистанционное плавание, другой — интервальное в виде се­рий — 20×25; 10×50 или 5×100 ярдов). При выполнении этого упражнения нередко ис­пользуются досточки для плавания.

4. 500 ярдов с помощью движений рука­ми (один день — дистанционное плавание, другой — интервальное и т. д.). При выпол­нении этого упражнения используются раз­личные поплавки для поддержания ног плов­ца у поверхности воды, а чаще — резиновый надувной круг, который надевается на голе­ни спортсмена в виде восьмерки — он не только удерживает ноги у поверхности, но и создает дополнительное сопротивление, уве­личивая тем самым нагрузку на мышцы рук.

5. Одно из следующих упражнений:

А) плавание на время на дистанциях
500, 800, 1000 или 1650 ярдов с ускорени­
ем на второй половине дистанции;

Б) тренировочная серия с короткими
паузами отдыха между отрезками и сум­
марным объемом около 800— 1600 ярдов;

В)скоростная тренировочная серия анаэробной направленности с продолжи­тельными паузами отдыха между отрезка­ми (например, Зх 150 ярдов, паузы отдыха по 3 мин);

Г) спринтерское плавание типа — 10×50 ярдов в режиме 1 мин 30 с.

В дневные занятия Каунсилмен предпочитал включать следующие упражнения:

1. Разминка 800—1200 ярдов (плава­ние с полной координацией движений; плавание с помощью рук, ног; плавание в полной координации.

2. Интервальная тренировка с корот­кими паузами отдыха и суммарным объе­мом от 1800 до 3000 ярдов. Используется серия с сокращающимися паузами отды­ха, а именно:

Для специализирующихся в плавании брассом — 8×100 ярдов в режиме 1.10 + 5х 100 ярдов в режиме 1.00;

8×100 ярдов в режиме 1.25 + 4×100 ярдов в режиме 1.20 + 4х 100 ярдов в ре­жиме 1.15;

Для специализирующихся в плавании баттерфляем и на спине — 9×100 ярдов в режиме 1.15 + 4×100 ярдов в режиме 1,10 — I — 4×100 ярдов в режиме 1.05;

Для стайеров — 8×200 ярдов в режи­ме 2.20 + 4×200 ярдов в режиме 2.15 + 4×200 в режиме 2.05.

215

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

216

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В другой день недели пловцы выпол­няют подобную тренировочную серию, но используют при этом отрезки иной длины — 50, 75, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 400 ярдов.

3. Скоростная работа типа:

А) 12×25 ярдов спринт, паузы отдыха
по 30 с или

Б) плавание на одной из дистанций —
400, 500, 800 или 1000 ярдов с переменной
скоростью (отрезок, равный длине бас­
сейна, проплывается медленно, следую­
щий отрезок — быстро и т. д.). Данные уп­
ражнения применяются три раза в неде­
лю вместо упражнений интервального
плавания, указанных в п. 2.

4.800—1200 ярдов с помощью ног — половина этих упражнений проплывается свободно, как целая дистанция, оставшая­ся часть — в виде скоростных отрезков (например, 500 ярдов свободно + 10 х х50 ярдов в режиме 0.50 или 5х 100 ярдов в режиме 1.40).

217

5. 800—1200 ярдов с помощью рук — выполняется таким же образом, как и предыдущее упражнение, но для скорост­ной серии выбираются другие отрезки (например, если с помощью ног выполня­ется 5×100 ярдов, то планируется 3×200 или 10×50 ярдов).

6. Основная тренировочная серия:

А) два дня в неделю (понедельник, сре­
да) повторная тренировка с плаванием на
довольно высокой скорости и средними по
продолжительности паузами отдыха между
повторениями: 20×50 ярдов в режиме 1.00;
10 х 100 ярдов в режиме 2.00; 7х 150 ярдов
в режиме 3.00 или 5×200 ярдов в режиме
4.00 (рекомендуется точно фиксировать
результаты и заносить их в дневник);

Б) два дня в неделю (вторник, четверг)
серия повторений в виде "дробного" пла­
вания, например 4×200 ярдов (каждые
200 ярдов преодолеваются в виде отрез­
ков 4×50 ярдов, пауза отдыха между от­
резками 10 с);

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рис. 16.2

Относительное воздействие Различных методов трени­ровки на развитие выносли­вости и скоростных ка­честв пловца (Каунсилмен, 1982)

В) если пловец утомлен или уже выпол­нил довольно большой объем работы высо­кой интенсивности, то основную трениро­вочную серию данного дня недели реко­мендуется заменить малоинтенсивным уп­ражнением типа: 1000 ярдов свободно (без регистрации времени) или 3 х 400 ярдов с небольшим улучшением результата в каж­дом последующем повторении, либо уп­ражнением, позволяющим совершенство­вать технику старта и поворотов.

7. Обычно три дня в неделю, в те дни, когда применяется дистанционное плава­ние с переменной скоростью (п. 3 данно­го плана), занятие заканчивается неболь­шим количеством спринтерских упражне­ний типа: 10×50 ярдов, каждый четный отрезок преодолевается "в полную силу" в режиме 2 мин, каждый нечетный — сво­боднее и в режиме примерно 1.30 или 12×25 ярдов сильно, пауза отдыха 30 с или 3 х 50 ярдов со старта в полную силу и с оптимальными паузами отдыха между повторениями.

Анализ тренировочных прог­рамм невозможен без четких пред­ставлений о методах тренировки в воде пловцов Индианского универ­ситета. Каунсилмен выделял пять основных методов:

1. Спринтерская тренировка. Серии упражнений типа 2 —6×25 м, 2 — 4×50 м в координации с по­мощью рук или ног, проплываемые с предельной скоростью и доста­точно продолжительными (по само­чувствию) паузами; старты, поворо­ты, выполняемые с предельной ин­тенсивностью.

2. Интервальная тренировка. Се­рии упражнений типа 20 — 30 х 50 м, 20×100 м, 10×200 м, 6×300 м, 4х х 400 м со скоростью 85 — 90 % от мак —

Симально доступной с непродолжи­тельными паузами 5, 10, 15, 20, 30 с.

3. Повторная тренировка. Серии упражнений типа 6—10×50 м, 4 — 6×100 м, 2 — 4×200 м с околопре­дельной скоростью (95—100%) и продолжительными паузами — 1, 2, 3 мин.

4. Переменная тренировка. Пре­одоление дистанций 800—1200 м с различной скоростью (от низкой до высокой) на отдельных (обычно 25—100-метровых) отрезках.

5. Дистанционная тренировка. Преодоление дистанций (обычно 2500 — 3000 м) с максимально воз­можной скоростью.

На;рис. 16.2 схематически отра­жены представления Каунсилмена о воздействии этих видов тренировки на скоростные качества и выносли­вость пловцов, а в табл. 16.5 пред­ставлена программа комплексного занятия.

Важным моментом, обусловли­вающим работоспособность плов­цов, является сочетание занятий различной направленности. В час­тности, тип тренировочных упраж­нений, которые включаются в утреннее занятие, в значительной мере зависит от задач дневного за­нятия. Если днем планируется боль­шой объем скоростной работы, то утром обычно выполняются упраж­нения иной направленности, на­пример дистанционное плавание.

Для пловцов Индианского уни­верситета был характерен доста­точно большой суммарный объем работы в воде в течение дня (см. табл. 16.5).

Тренировка спринтеров сущес­твенно отличается своим содержа­нием от тренировки стайеров и пловцов, специализирующихся на средних дистанциях. По мнению Каунсилмена, эти отличия заключа­ются в следующем:

1) сравнительно большой удель­ный вес упражнений анаэробной направленности, прежде всего спринтерских ускорений и скорост­ных упражнений с большими ин­тервалами отдыха;

218

ГЛАВА 16

Построение Подготовки В Течение Года

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТАБЛИЦА 16.5 Программа Тренировочно­Го Занятия Комплексной Направленности (Окончание Второго Этапа Подготовительного периода, М. Спитц)

2) меньший суммарный объем работы в воде (у спринтеров при­мерно на 30 — 40% меньше, чем у стайеров, и на 20 % меньше, чем у "средневиков");

3) применение в тренировочных сериях более коротких отрезков и, как правило, с бол^е продолжитель­ными паузами отдыха между ними (например, в то время как остальные пловцы проплывают серию 8×150, спринтеры — 8х 100 или даже 8×75 с тем же интервалом отдыха, кото­рый был задан для серии 8 х 150).

Для стайеров характерны такие отличия:

1) сравнительно больший объем
работы аэробной направленности,
прежде всего, дистанционного пла­
вания;

2) значительно больший сум­
марный годовой объем работы в во­
де по сравнению со спринтерами и
"средневиками";

3) применение в тренировочных
сериях отрезков, которые в 2 — 3
раза превышают по длине рекомен­
дуемые спринтерам и в 1,5 — 2 раза
— "средневикам".

При определении оптимального для пловцов соотношения работы различной преимущественной нап­равленности Каунсилмен исходил из того, что независимо от специа­лизации все нуждаются в комплек­сной тренировочной программе, предусматривающей для стайеров определенный объем работы спринтерской направленности (ус­корения, повторное преодоление коротких отрезков с предельной скоростью и продолжительными паузами), а для спринтеров — зна­чительный объем малоинтенсивной работы аэробной направленности (табл. 16.6).

Большое внимание в ходе подго­товки пловцов Индианского уни­верситета уделялось соотношению плавания основным и другими спо­собами. Большую часть времени (70 — 75 %) плавали основным спосо­бом. Например, Д. Монтгомери около 75 % общего объема работы в воде посвящал разнообразным уп­ражнениям для вольного стиля. Ис­ключение составляли специализи­рующиеся в баттерфляе и в ком-

219

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

Плексном плавании. Например, М. Спитц, показывая выдающиеся результаты и баттерфляем, и воль­ным стилем, большую часть време­ни уделял второму, а баттерфляю только лишь около четверти време­ни тренировки.

Специализирующиеся в ком­плексном плавании, использовали различное соотношение объема пла­вания разными способами, однако многие из них больше времени все же отводили вольному стилю.

Рассмотренная двухцикловая система подготовки пловцов уни­верситетских команд США отлича­ется большой продолжительностью первого макроцикла (7,5 —8мес), длительными подготовительными периодами (6 мес — в первом мак­роцикле и 2 — во втором) и непро­должительными соревновательны­ми. Такое построение годичной подготовки, естественно, ограничи­вало возможность участия пловцов во многих достаточно ответствен­ных соревнованиях, которые в нас­тоящее время проводятся в течение большей части года.

В связи с этим многие сильней­шие пловцы используют другую схему двухциклового планирова­ния, что можно проследить, к при­меру, на материале подготовки пловцов ФРГ и Канады в 80-е годы. При выраженной направленности подготовки пловцов ФРГ на дости-

Жение лучших результатов в конце лета, в главных соревнованиях года, она существенно отличалась от двухциклового варианта, применяе­мого в университетах США.

Различия состояли прежде всего в продолжительности первого и второго макроциклов. Если в аме­риканских университетах первый макроцикл длился 7 — 8 мес, а вто­рой — в два раза меньше, то у силь­нейших пловцов ФРГ первый мак­роцикл был непродолжительным (сентябрь — декабрь) и предполагал подготовку к национальному чем­пионату в открытом бассейне, а второй длился 8 мес (январь — август) — и предусматривал плано­мерную подготовку к главным со­ревнованиям года (рис. 16.3). Под­готовительный период первого мак­роцикла длился немного более 2 мес (сентябрь — начало ноября) и включал два этапа — общеподгото­вительный и специально-подготови­тельный. Затем следовал соревнова­тельный период продолжительнос­тью чуть больше месяца. После первого макроцикла пловцы отды­хали в течение 1 — 3 нед.

На первом этапе подготовитель­ного периода тренировочная работа была очень разнообразна. Еже­дневные 30 — 60-минутные занятия на суше направлены на развитие си­ловых качеств, гибкости и выносли­вости (в основном кроссовый бег).

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТАБЛИЦА 16.6

Объем плавания

В ударных микроциклах

Подготовительного

Периода первого

Макроцикла подготовки

Пловцов Индианского

Университета, ярды

220

ГЛАВА 1 6

Построение Подготовки В Течение Года

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рис. 16.3

Динамика объема плавания

(а), объема работы в воде

(б) и на суше (в) при

Двухцикловом планировании

Подготовки трехкратного

Олимпийского чемпиона

М. Гросса

В воде проводилось 8—10 заня­тий в неделю. При этом совершен­ствовалась техника плавания в ко­ординации, с помощью рук или ног, повышались скоростные возмож­ности, выносливость к работе раз­личного характера. Объем плава­ния за день варьировал в широком диапазоне — от 2 —4 до 10—12 км.

На втором этапе подготовитель­ного периода большое внимание уделялось силовой подготовке на суше (особенно на тренажерах ти­па "Мини-Джим" и "Наутилус") и развитию подвижности в суставах. Соответствующая работа занимала от 30 до 120 мин ежедневно. Работа в воде была направлена на разви­тие скоростных качеств, общей и специальной выносливости, совер­шенствование техники, а еже­дневный объем плавания составлял от 5 до 20 км.

Более полное представление о со­держании подготовки на втором этапе подготовительного периода первого макроцикла можно получить ознакомившись с обычной работой М. Гросса в октябре (табл. 16.7).

В соревновательный период длительностью немногим более ме­сяца (вторая половина ноября —

Середина декабря) общий объем ра­боты на суше и в воде заметно уменьшается, она приобретает вы­раженный специфический харак­тер, широко используются разнооб­разные упражнения на материале вольного стиля и баттерфляя.

После основных соревнований первого макроцикла и следующего за ними достаточно продолжитель­ного (двухнедельного) отдыха плани­руется первый (полуторамесячный) этап подготовительного периода второго макроцикла. Работа в это время сходна с той, которая выпол­нялась на аналогичном этапе перво­го макроцикла. Примечательно, что суммарный объем нагрузки относи­тельно невелик. Например, при под­готовке М. Гросса к крупнейшим со­ревнованиям суммарный объем пла­вания в последние две недели янва­ря составлял около 50 км, а за фев­раль несколько более 100 км, т. е. значительно меньше, чем в сентябре и октябре. При этом объем работы на суше был примерно таким же, как в сентябре — октябре.

Таким образом, щадящая подго­товка в январе — феврале вместе с предшествовавшим отдыхом дли­лась около 2,5 мес. Вероятно, это

221

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

222

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕГЛАВА 16

Построение подготовки в течение года

Можно рассматривать как небезын­тересную методическую находку. Во-первых, отдых после первого макроцикла и последующая тре­нировка с небольшим объемом соз­дают хорошие предпосылки для работы над техникой, развитием скоростных и силовых качеств. Во-вторых, относительно небольшие нагрузки сдерживают интенсивный рост специальной подготовленнос­ти и позволяют избежать прежде­временного вхождения в состояние спортивной формы весной и в на­чале лета, что часто случается у пловцов различных стран.

Специально-подготовительный этап продолжителен — около 3 мес — и делится на три мезоцикла.

Первый из них (5 нед) предусмат­ривает создание прочного функцио­нального фундамента, благодаря про­должающейся достаточно интенсив­ной работе на суше (кроссовый бег 1 — 2 раза в неделю, силовая работа на тренажерах, работа по развитию гибкости) и большому объему разно­образной работы в воде.

Второй мезоцикл (4 нед) также отличается очень большим объемом работы, однако нагрузка становится более специализированной (табл. 16.8). Работа на суше в основном направлена на развитие скоростно-силовых качеств и специальной вы­носливости с помощью тренажеров, а также на поддержание достигну­той гибкости. Объем кроссовой под­готовки уменьшается.

Третий мезоцикл (4 нед) харак­теризуется дальнейшим увеличе­нием доли специального компонен­та подготовки. При этом достаточно большим остается объем работы на суше, преимущественно направлен­ной на совершенствование скорост-но-силовых качеств, силовой вы­носливости и гибкости.

Со второй половины июня начи­нался соревновательный период, продолжительностью 1,5 — 2 мес, включавший непосредственную подготовку к чемпионату ФРГ, се­рии международных встреч и глав­ным соревнованиям года.

Суммарный объем работы в это время был заметно сокращен. На­пример, в июле М. Гросс проплы­вал меньше 200 км и затрачивал в зале на работу силового характера и направленную на сохранение гибкости около 20 ч. При этом доля специфической работы заметно возрастала (табл. 16.9).

Переходный период после глав­ных соревнований года у М. Гросса был непродолжительным.

Двухцикловая система подготов­ки сильнейших пловцов Канады предусматривала два одинаковых по продолжительности (по 6 мес) макроцикла. Первый макроцикл продолжался с сентября по февраль и завершался участием пловцов в национальном чемпионате в 25-мет­ровом бассейне и сильнейших пловцов страны в турне по Европе. Второй макроцикл охватывал март —август и заканчивался глав­ными соревнованиями года.

Построение годичной подготовки сильнейших канадских пловцов отра­жает опыт подготовки экс-рекордсме­на мира на дистанции 200 м комплек­сного плавания олимпийского чемпи­она 1984 г. А. Бауменна (рис. 16.4).

Продолжительный подготови­тельный период первого макроцик­ла (сентябрь—декабрь) делится на два двухмесячных этапа — обще­подготовительный и специально-подготовительный. Затем следует двухмесячный соревновательный период, а после него недельный от­дых. Второй макроцикл начинается с короткого (немногим более 2 нед) общеподготовительного этапа подго­товительного периода, а его специ­ально-подготовительный этап длится 3 мес (апрель —июль). На июль —ав­густ приходится соревновательный период, который завершается глав­ными соревнованиями года.

На общеподготовительном этапе подготовительного периода первого макроцикла (сентябрь —октябрь) работа носит преимущественно аэробный характер, длина преодо­леваемых дистанций постепенно возрастает, широко применяется

223

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

224

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕГЛАВА 16 Построение Подготовки В Течение Года

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

225

ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рис. 16.4

Двухцикловое планирование годичной подготовки олим­пийского чемпиона (1984 г.) на дистанции 200 м комплексное плавание А. Бауменна (Канада): 1 — объем работы на суше 2 — объем работы в воде. Стрелками обозначено время главных соревнований

Плавание с помощью одних рук. До 70 % общего объема работы выпол­няется с использованием вспомога­тельных средств — лопаток, раз­личных отягощений.

Работа на суше включает три за­нятия в неделю в тренажерном за­ле (вторник, четверг, суббота) и трижды в неделю (понедельник, среда, пятница) планируется крос­совый бег. В конце каждого вечер­него занятия 30 мин отводится уп­ражнениям, направленным на раз­витие подвижности в суставах. Основная работа в воде на этом этапе выполняется в утреннее вре­мя. Вечером пловцы через день пос­ле кроссового ёега играют в водное поло, а после силовой подготовки в зале — в баскетбол.

Примерный недельный объем плавания в сентябре — 35 — 45 км, в октябре — 50 — 60 км.

На специально-подготовитель­ном этапе подготовительного пери­ода существенно изменяются и объем и направленность трениро­вочной работы. Недельный объем работы в воде увеличивается до 70 — 80 км в ноябре и 90 — 95 км в декабре. При этом суммарное вре­мя недельной тренировки возраста­ет до 35 —38 ч. Вечером вместо кроссового бега вводятся еже­дневные занятия в тренажерном за­ле, направленные в основном на развитие силовых качеств. Работа по развитию гибкости переносится на утро и планируется перед заня-

226

Тием в воде в том же объеме, что в предыдущем периоде подготовки.

Утреннее занятие в воде в целом сохраняет направленность, характер­ную для предыдущего периода под­готовки. Вечером планируется рабо­та комплексной направленности. Се­рии отрезков и дистанций преодоле­ваются как отдельно всеми способа­ми плавания, так и в рамках ком­плексного плавания. Значительная часть работы направлена на совер­шенствование анаэробных механиз­мов энергообеспечения, около 10% общего объема плавания отводится совершенствованию спринтерских качеств. Широко используются в этот период серии отрезков типа пх400, пхЗОО, пх200, пх50, пх25м.

Тренировочные нагрузки на рас­сматриваемом этапе очень велики и носят специфический характер.

В соревновательный период первого макроцикла объем работы на суше и в воде значительно сни­жается, повышается объем сприн­терских упражнений, широко ис­пользуются соревновательные уп­ражнения, снижается объем работы на суше, направленной на развитие силы, существенно сокращается объ­ем нагрузки в воде, направленной на развитие общей выносливости.

В начале соревновательного пе­риода практически в каждом заня­тии планируются контрольные се­рии комплексным плаванием: 8 х 50, 4×100, 150 + 250, 200 + 200, 300 + +100 м и т. п. Интервал отдыха

ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕГЛАВА 16

Построение Подготовки В Течение Года

Между отрезками постепенно со­кращается, а после всей серии при­меняется длительное компенсатор­ное плавание. Большое внимание уделяется технике плавания и раз­витию спринтерских качеств, отра­ботке старта и поворотов, особенно тех, что выполняются при смене способов плавания.

Объем плавания в соревнова­тельный период постепенно снижа­ется с 50 — 60 до 25 — 30 км в недель­ном микроцикле, а суммарная про­должительность недельной трени­ровки — с 34 — 36 до 22 —24 ч. Широко используются восстанови­тельные средства — сауна, массаж, гидропроцедуры.

Переходный период первого макроцикла — активный или пас­сивный недельный отдых.

Подготовка на общеподготови­тельном этапе подготовительного периода второго макроцикла пре­дусматривает значительно более интенсивную программу, чем на аналогичном этапе первого макро­цикла. В воде проводится 11 — 12 за­нятий, а общее количество занятий в неделю вместе с занятиями на су­ше — 15—18. Ежедневные занятия в зале преимущественно направле­ны на совершенствование скорос-тно-силовых качеств й развитие си­ловой выносливости.

Объем работы в воде постепен­но возрастает с 30 — 40 км в первую неделю до 60 — 90 км в последую­щие. Серии отрезков и дистанций проплываются со значительно бо­лее высокой интенсивностью, чем в первом макроцикле. Основная на­правленность работы в воде — по­вышение общей и специальной выносливости. Дважды в неделю в утреннем занятии применяется ча­совое непрерывное плавание.

Наибольший объем специальной работы выполняется на специально-подготовительном этапе подготови­тельного периода. Объем плавания в ударных микроциклах достигает 90—110км. Используются разнооб­разные упражнения и методы, обес­печивающие эффективную специ-

Альную подготовленность к кон­кретным условиям соревнователь­ной деятельности. Большое внима­ние уделяется спринтерским уп­ражнениям, совершенствованию скоростных возможностей при вы­полнении старта и поворотов.

Высокоинтенсивная работа по развитию скоростных способнос­тей и специальной выносливости чередуется с дистанционным плава­нием (400 —600 м) с невысокой ско­ростью. Объем работы на суше не­велик (до 3 —4 ч в неделю) и посте­пенно сокращается к концу этапа. Основная направленность — под­держание силовых возможностей и гибкости с использованием специ­альных тренажеров и специально-подготовительных упражнений.

В соревновательный период вто­рого макроцикла объем тренировоч­ной работы резко уменьшается и су­щественно изменяется ее направлен­ность. Широко используются серии коротких отрезков с кратковремен­ными паузами отдыха. Подготовка на суше ограничена ежедневным 30-ми­нутным комплексом упражнений, обеспечивающих сохранение достиг­нутой подвижности в суставах.

Последние две —три недели до главных соревнований А. Бауменн готовился практически самостоятель­но со строгим учетом самочувствия.

Второй макроцикл его подготов­ки завершался 20 — 25-дневным пере­ходным периодом, во время которого спортсмен активно отдыхал на одном из островов Тихого океана, занима­ясь теннисом и виндсерфингом.

Подобную схему годичной под­готовки реализовывали и большин­ство других сильнейших канадских пловцов.

В 80 —90-е годы американские и канадские тренеры постепенно пе­реводили своих воспитанников на трех — и даже четырехцикловую сис­тему годичной подготовки, что бы­ло обусловлено существенным уве­личением количества, прежде всего, коммерческих соревнований. Нема­лую роль в этом сыграло и стремле­ние специалистов США и Канады

15*

227

ЧАСТЬ 4

Построение Процесса Подготовки Пловцов

Заимствовать опыт европейских коллег, которые многого добились в последние десятилетия за счет со­вершенствования системы годич­ной подготовки пловцов.

Двухцикловая система годичной подготовки, конечно, полностью не утратила своего значения. Однако для сильнейших пловцов, по-види­мому, более перспективны различ­ные варианты многоциклового пла­нирования подготовки. Вместе с тем для тех, кто еще находится на этапе специализированной базовой подготовки или в начале этапа мак­симальной реализации индивиду­альных возможностей, целесооб­разна двухцикловая система.

TITLE

TITLE