February 7, 2023
Рациональное построение многолетней подготовки пловцов во многом обусловлено целесообразным соотношением различных видов их подготовки и динамикой нагрузок (табл. 15.6, рис. 15.16). На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет 80 — 90 % Всего объема тренировочной работы. На этапе специализированной базовой подготовки существенно возрастает доля специальной и уменьшается доля общей подготовки. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей изменяется соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с одной стороны, и специальной, с другой, в сторону преобладания последней, доля которой достигает 60 % и
Более общего объема тренировочной работы. На заключительном этапе — сохранения достижений — не происходит существенного изменения соотношения видов подготовки: остается очень высокой доля специальной подготовки и до минимума сводится доля общей.
Индивидуально адекватное для конкретного пловца соотношение основных видов подготовки может быть несколько иным, что обусловлено его специализацией, индивидуальными особенностями и обстоятельствами подготовки.
Огромное значение в процессе многолетней подготовки имеет постепенность повышения нагрузок. Чаще всего имеет место планомерный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе многолетней подготовки, что способствует планомерному повышению подготовленности пловца. Такая динамика нагрузок характерна, например, для лучшей в 90-е годы представительницы украинской школы спортивного плавания Яны Клочковой (табл. 15.7).
Увеличение тренировочных нагрузок обычно осуществляется по трем направлениям: общего объема работы, интенсивности и доли интенсивных нагрузок в их общем объеме.
Пути повышения тренировочных нагрузок из года в год и от этапа к этапу могут быть различными: параллельное увеличение объема и интенсивности, увеличение процента интенсивной работы в общем объеме; преимущественное возрастание отдельных из указанных параметров при стабилизации или даже уменьшении других.
Обычно первые три этапа многолетней подготовки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который к окончанию третьего этапа обычно достигает 70 — 80 % максимальных величин, характерных для следующего этапа. В дальнейшем при более медленном возрастании
188
ГЛАВА 15 Построение Многолетней Подготовки
|
|
Общего объема тренировочной работы резко повышается ее инте]; сивность и процент интенсивной ро боты в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы обычно колеблется в пределах 15 — 30%, а увеличение процента интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10—15% (см. рис. 15.16). Однако встречаются примеры и более резкой динамики тренировочных нагрузок, что, в частности, было характерно для целой плеяды победительниц крупнейших соревнований из бывшей ГДР, а также для некоторых сильнейших советских спортсменок.
Примечательно, что более 25 лет назад, когда скачкообразная динамика нагрузок не была так распространена, как в 80 —90-е годы, известный советский биохимик Н. Н.Яковлев (1972) отмечал, что при хорошей подготовленности более эффективным может оказаться не постепенное, а скачкооб-
189
Разное увеличение тренировочных нагрузок, вызывающее резкое нарушение гомеостаза и мощно стимулирующее дальнейшее развитие адаптационных биохимических изменений.
Скачкообразная динамика нагрузок все чаще применяется выдающимися пловцами, примером чему служит, в частности, соответствующий опыт целой плеяды олимпийских чемпионок и чемпионок мира из Китая, по существу доминировавших в женском плавании в середине 90-х годов.
Причем наиболее эффективен вариант, при котором на протяжении первых трех этапов многолетней подготовки нагрузки возрастают постепенно, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей — резко (часто двукратно и более) по всем направлениям. Принципиально важно при этом, чтобы скачок в нагрузках совпал с достижением пловцом оптимального возраста для наивысших результатов. В этом случае им буквально в течение года нередко удается добиться выдающихся результатов. Существенно и то, что при такой динамике нагрузок резервы последующего роста мастерства в основном связаны с качественными характеристиками тренировочного процесса. Поэтому в дальнейшем он преимущественно связан с повышением подвижности,
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
Устойчивости и экономичности в работе функциональных систем, с совершенствованием технико-тактического мастерства, психических возможностей и т. д., что, собственно, и подтверждает опыт подготовки многих звезд современного плавания.
На этапе сохранения достижений четко просматривается стремление пловцов обеспечить успешные выступления за счет качественных характеристик, при относительно небольших или умеренных объемах работы на суше и в воде, что, в частности, подтверждает опыт четырехкратного олимпийского чемпиона В. Сальникова (табл. 15.8), который на протяжении целого десятилетия оставался практически непобедимым в плавательном марафоне и блестяще завершил спортивную карьеру победой на Играх 1988 г. в 28-летнем возрасте.
Ряд выдающихся современных пловцов использовал своеобразный вариант динамики нагрузок, при котором по достижении нижней границы оптимальной возрастной зоны для наивысших результатов нагрузки скачкообразно увеличивались, после чего их ежегодное увеличение носило планомерный характер. Некоторые пловцы при стабилизации объема тренировочной работы или ее незначительном повышении после скачкообразного прироста, планируют резкую интенсификацию соревновательной практики. В частности серебряная медалистка Игр XXV Олимпиады (1992г.), экс-рекордсменка мира на дистанции 200 м брассом А. Нилл (США) в 14-летнем возрасте скачкообразно увеличила объем тренировочной работы в воде — с 1050 до 1860 км (77,1%), что привело к
|
|
190
ГЛАВА 15 Построение Многолетней Подготовки
|
|
Резкому росту ее результатов, а в последующие годы объем плавания увеличивался планомерно. В 1991 — 92 тренировочном году, при подготовке к Играм в Барселоне прирост нагрузок был обеспечен в основном резкой интенсификацией силовой работы на суше и соревновательной практики (табл? 15.9).
Олимпийский чемпион 1992 и 1996 гг. и многократный рекордсмен мира на дистанциях 400, 800 и 1500 м вольным стилем К. Перкинс (Австралия) в 15-летнем возрасте улучшил результат на 1500-метровой дистанции более чем на минуту, что во многом было обусловлено скачкообразным ростом объема тренировочной работы на суше и в воде, а дальнейший его прогресс был обеспечен планомерным увеличением нагрузок (табл. 15.10).
На четвертом и пятом этапах многолетней подготовки многие выдающиеся пловцы существенно варьируют нагрузку в годы, предшествующие крупнейшим и менее ответственным соревнованиям. Например, пятикратная олимпийская чемпионка (1988—1996 гг.) Эгерсе-
191.
Ги в течение года, предшествующего Играм в Сеуле (1988 г.) резко интенсифицировала процесс подготовки, что выразилось в увеличении объема работы на суше на 24,0 % и в воде на 10,4 % И способствовало стремительному росту ее результатов. В последующие годы объем плавания был заметно снижен, при сохранении объема работы на суше и некоторой интенсификации соревновательной деятельности, и результаты спортсменки несколько снизились. При подготовке к чемпионату мира 1991 г. она вновь увеличила нагрузки как на суше (на 6,5 %), так и в воде (на 14,9%), что позволило ей улучшить результат на 200-метровой дистанции на 3,06 с (табл. 15.11).
Аналогичным образом поступил и олимпийский чемпион 1992 г. на 100 м баттерфляем П. Моралес. Правда, снижение нагрузок после Игр в Сеуле у него было выражено значительно больше (табл. 15.12), вероятно, потому что в 1988 г. ему было уже 23 года и резкое снижение нагрузок в последующие после Игр два года с дальнейшим их
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
|
|
Скачкообразным приростом представлялось оправданным путем увеличения продолжительности сохранения высшего мастерства.
Для рационального построения многолетней подготовки очень важно соответствующее соотношение на ее этапах работы различной преимущественной направленности.
Имеет место существенное различие в предрасположенности, спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Подростки 13—14 лет в наибольшей мере предрасположены к работе аэробной направленности: скорост-но-силовые упражнения, выполнение которых обеспечивается преимущественно анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повышается способность успешно переносить работу, требующую
192
Проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, скоростно-силовых качеств. Наивысшая предрасположенность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 18 — 21 год, а у женщин — в 16—17 лет. Специальные скоростно-силовые возможности у мужчин в наибольшей мере могут быть развиты в возрасте 18 —22 лет, у женщин — в возрасте 1 б — 20 лет. Включение в подготовку юных спортсменов напряженной силовой работы нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования, а кости, связки и нервная система еще к ней не готовы, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
Учет возрастных особенностей формирования организма должен
ГЛАВА 1 5
Построение Многолетней Подготовки
Стать одним из основных факторов, определяющих место и соотношение работы различной преимущественной направленности в процессе многолетней подготовки пловцов.
Направленность тренировочного процесса на ее различных этапах, величина нагрузок, состав средств, методов и т. п. должны планироваться с учетом гетерохрон-ности возрастного развития различных органов и систем.
Развитие суставов и суставных поверхностей в основном завершается к 18 —20 годам, хотя полное развитие костей лишь к 23 — 25 годам. К 18 — 20 годам прекращается рост мышечной массы, достигающей 40 — 45 % Общей массы тела, хотя функциональная и структурная дифференцировка отдельных мышечных групп завершается к 23 — 24 годам.
Формирование системы крови завершается уже к 10—11 годам, а сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно позже — к 17—19. В этом возрасте достигаются максимальные величины сердечного выброса, максимального потребления кислорода, а максимальные значения анаэробной производительности, выраженные максимальными значениями лактата в крови и мышцах отмечаются не ранее 20-22 лет.
В разном возрасте достигают максимума и разные физические качества. Например, время простой двигательной реакции приближается к уровню взрослых уже в 11 — 12 лет, а координационные способности — в 16—18 лет.
Следует также знать, что для различных двигательных качеств существуют различные оптимальные границы развития. Например, скоростные способности и гибкость хорошо развиваются в 10—13 лет, аэробные возможности — в 13 — 15 лет, силовые — в 16—18, анаэробные — в 18 —20 лет.
Одни качества и способности достигают околопредельных вели-
193
Чин быстрее, другие — медленнее. У женщин в большинстве случаев отмечаются более высокие темпы прироста по сравнению с мужчинами; по отношению к различным качествам и способностям отмечаются периоды более интенсивного (так называемые сенситивные периоды) и менее интенсивного развития. Обычно рекомендуется использовать средства интенсивного педагогического воздействия, направленные на совершенствование различных качеств и способностей, в периоды естественно повышенных темпов их развития (Гужалов-ский, 1986; Волков, 1998). В этом случае отмечается наибольшая эффективность физического совершенствования спортсменов. Однако процесс физического совершенствования на различных этапах многолетней подготовки пловцов должен быть органически увязан со становлением их технической, тактической, психической подготовленности, предусматривать интег-ративное совершенствование различных сторон подготовленности и отдельных компонентов спортивного мастерства. Поэтому в реальной практике интенсивная работа по развитию тех или иных физических качеств далеко не всегда совпадает с периодами естественного их высокого прироста.
При планировании соотношения работы разной направленности в процессе многолетней подготовки пловцов необходимо учитывать возрастные особенности прироста длины тела, рук, ног, поперечных размеров тела. Резкое увеличение указанных параметров обычно нарушает сложившиеся в результате предшествовавшей подготовки взаимоотношения двигательной и вегетативных функций, требует существенной коррекции спортивной техники и т. п. Особенно сложным в этом отношении является возраст 11 — 13 лет у девочек и 14—16 лет у мальчиков, характерный наибольшим приростом длины тела, рук и ног.
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов