Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ

Posted on 06.12.2014 in Парусный спорт | by

Известному пермскому яхтсмену Дмитрию Борисовичу Рогачёву исполняется 80 лет

 

Фавориты Спартакиады СССР. 1967 год.

18 февраля 2014 года известному пермскому яхтсмену 50-х – 70-х годов прошедшего столетия, члену сборной РСФСР и СССР, мастеру спорта Дмитрию Борисовичу Рогачёву исполняется 80 лет. О ярчайшем пути Д.Б. Рогачёва в парусном спорте ведает пермский яхтсмен, мастер спорта СССР В.М. Черныш.

Когда я в 1967 году пришёл в парусный спорт, то посреди имён «светил» яхтсменов Перми более нередко на слуху было имя Рогачёва — кумира пермских яхтсменов 60-70-х годов, первого в Перми мастера спорта СССР по парусу. «Дима», как по-свойски звали его меж собой пермские яхтсмены тех времён, был общепризнанным авторитетом. Но на парусных соревнованиях Перми в то время он не возникал — «вечные» разъезды по сборам, всероссийским и всесоюзным регатам не оставляли ему времени на местные соревнования. Когда же я в первый раз увидел этого парня, меня поразило, что это совсем не общий портрет «морского волка» с жёстким взором и «волевым» квадратным подбородком, а совершенно напротив — не атлет, интеллигентное лицо с умопомрачительно ясными, хорошими и живыми серо-голубыми очами, негромкая речь. Подумалось — и как это только он командует на яхте такими «сорви-головами», матросами собственного экипажа? Мы наблюдали по нашей прессе за плодами его выступлений в парусных соревнованиях и гордились ими. Его успехи побуждали нас на заслуги собственных вершин. Вот в 1967 году сказали, что его экипаж стал фаворитом Спартакиады народов СССР в классе яхт «Дракон». В газетной статье было написано, что его экипаж ставит спинакер за 17 секунд! У нас на «эМке» выходило чуть не в минуту…  Значит нужно расписать систему постановки спинакера и до автоматизма отрабатывать на тренировках каждое движение, трениться в ловкости. И мы бессчетное количество раз делали это, но приближались к священным цифрам очень медлительно…  Благодаря успехам Рогачёва, развивался и парусный спорт в нашем городке, крепчала сборная команда области.

Победа в спартакиаде РСФСР 1975 год в классе «Солинг». Экипаж Д.Б. Рогачева — А.П. Голышев, В.Н. Плюснин. Сочи, 1975 год.

У яхтсменов сборной страны, обычно, были личные тренеры, проводящие аналитическую работу по метеоусловиям и течениям еще одного места соревнований в период их проведения, анализ стратегии и стратегии во время гонок. Были техники, «вылизывающие» матчасть собственных яхтсменов, приобретающих новые современные завезенные из других стран дельные вещи и паруса. Рогачёву и его экипажу всё приходилось делать самому — как в гонках, так и на берегу — чинить яхту, без помощи других изготавливать разные дельные вещи, элементы такелажа, не уступающие по эффективности ввезенным, которые доставались его конкурентам просто «по разнарядке». И самым сложным было биться за паруса — за главный движитель яхты.

Многие годы Рогачёва не выпускали участвовать в забугорных соревнованиях, ссылаясь на то, что он работал на закрытом предприятии. Это, естественно, тормозило развитие таланта нашего гонщика. Что все таки позволяло Д. Рогачёву в протяжении многих лет добиваться больших результатов в парусном спорте? Как гласил четырехкратный олимпийский фаворит датчанин Пауль Эльвстрем: «Гонки выигрываются за счёт интеллектуальных способностей». Конкретно благодаря этим возможностям управляющий настраивает яхту, разбирается в ветровых критериях и хорошо строит стратегию и стратегию гонок, подбирает для себя и воспитывает подходящий экипаж. Завышенное «чувство руля» и тяги парусов позволяет выжимать из яхты наивысшую скорость. Всеми этими свойствами и был наделён Дмитрий Рогачёв. Не раз Дмитрий садился на худшую, как нам, его спарринг-партнёрам казалось, свою старенькую яхту «Солинг»-2, а мы на его «боевую» — «Солинг»-5, но он обгонял нас и на старенькой лодке. Рогачёву идиентично отлично удавались гонки как в сильные, так и в слабенькие ветра. Может быть, не всегда сопутствовало ему спортивное счастье, в чём есть большой элемент случайности, от которой не застрахован ни один человек — всё от Бога… Ну чем, к примеру, разъяснить, когда идёшь в гонке первым с огромным отрывом, и до финиша уже рукою подать, как вдруг вероломный штиль останавливает твою яхту. Ну, подуй ветерок ещё малость, пару минут, и ты выигрываешь гонку, а то и всю регату — ведь любая гонка, в особенности когда идёшь первым — решающая! Но нет — у твоей яхты совершеннейшая тишь, полный штиль… А сзади твоей яхты ветерок почему-либо есть, конкуренты неумолимо приближаются… И вот они уже вокруг тебя, кто-то уже и вперёд вышел, всё смешалось! Ветер пришёл, наконец, и к для тебя, но гонку нужно начинать вроде бы поновой на оставшемся участке дистанции, и совершенно не из наилучшей позиции! И здесь уже на финише часто оказывается первой совершенно другая яхта — яхтсмен-гонщик, и совершенно не наисильнейший, как принято мыслить («везёт сильнейшим»), а кому просто подфартило… И вновь приходится находить внутри себя духовные силы для побед в новых стартах.

Спасибо Дмитрию Борисовичу за добытую своим упрямым трудом и талантом славу нашему пермскому парусному спорту!

Дмитрий Рогачёв — фаворит РСФСР.

Дмитрий Борисович Рогачёв. Спортивная биография.

Дмитрий Борисович Рогачёв родился 18 февраля 1934 года в Перми в семье учителей. В 1937 году из-за ареста деда, учителя, преподававшего в областной партийной школе, семью сослали в город Губаху Пермской области, где она и жила до окончания Российскей войны. После посмертной реабилитации деда семье разрешили возвратиться в Пермь. Бабушка Дмитрия жила в доме на берегу Камы у Осинского спуска, и Дмитрий нередко бывал у нее. Рядом с домом находился яхт-клуб «Водник». Еще проживая в Губахе, Дмитрий прочел в журнальчике «Пионер» рассказ о парусном спорте. И романтика журнального рассказа, вид загадочных красавиц-яхт привели его в этот яхт-клуб. Поначалу, обыкновенно, пришлось быть юнгой — прогуливался в экипаже педагога пермского госуниверситета Юрия Михайловича Матарзина. А в 1949 году, в 15 лет, Дмитрий стал управляющим 2 класса. Наставниками Дмитрия были яхтсмены Анатолий Петрович Суслин (начальник яхт-клуба «Водник»), узнаваемый пермский гонщик 40-х – 50-х годов, Сергей Николаевич Душеин и известный исследователь Антарктиды пермяк Леонид Иванович Дубровин.

Напористо тренируясь и познавая парусную науку, он уже через два года, в 1951 году, в возрасте 17 лет, становится фаворитом Перми в классе «М»! И это в год окончания средней школы, которую он закончил, к тому же, с золотой медалью! В тот же год он поступает в Уральский политехнический институт (УПИ) в городке Свердловске (сейчас Екатеринбург), где продолжает заниматься парусным спортом в парусной секции Верх-Исетского завода. Успехи не принудили себя ожидать. Уже через год, в 1952 году, Дмитрий, 18-летний парень, одерживает свои 1-ые знаменательные победы — становится фаворитом РСФСР по парусу в классе яхт «М» посреди юношей, а потом занимает 4 место на первенстве СССР посреди юношей (с пересадкой экипажей). И в этом же году он становится фаворитом РСФСР посреди взрослых. Искрометный взлёт юного яхтсмена!

24-я Балтийская регата. Экипаж Д Рогачева. Рига, 1972 год.

После окончания в 1956 году УПИ с «красным» дипломом, и имея возможность выбора места работы, Дмитрий Рогачёв ворачивается в Пермь, с направлением в только-только сделанное КБ при именитом Мотовилихинском заводе, которому была поручена разработка баллистической ракеты малой дальности. Потом КБ переключилось на разработку твердотопливных ракетных движков. В процессе сотворения движков юному многообещающему конструктору Рогачёву доводилось встречаться с самим С.П. Королёвым, одним из основателей нашей ракетной техники. В память о совместной работе с С.П. Королёвым Д.Б Рогачёву была выдана соответственная медаль. Но парусный спорт не был забыт за увлекательной и ответственной работой. Дмитрий тренится и участвует в соревнованиях, а в 2-ух первенствах РСФСР в классе яхт «М» занимает в 1957 году 2 место, а в 1962 году — 1 место.

В 1963 году Дмитрий Рогачёв перебежал на яхту класса «Дракон» (D 536). Продолжая работать в КБ он не оставляет занятие парусным спортом. 1966 год приносит Дмитрию звание мастера спорта СССР – первого в Пермской области МС СССР по парусному спорту. На результаты Дмитрия направил внимание старший тренер сборной РСФСР Игорь Николаевич Климчинский. Скоро Дмитрий получает новейшую яхту, построенную из красноватого дерева по спецзаказу спорткомитета РСФСР на Таллиннской верфи специально для него – D 757. В 1967 году Дмитрий с экипажем в составе Рудольф Коновалов и Борис Ракаев занимает 2 место в Спартакиаде народов РСФСР, и его экипаж включают в сборную РСФСР для роли в Спартакиаде народов СССР. Дмитрий оправдал оказанное доверие, его экипаж становится фаворитом Спартакиады народов СССР – огромнейших и важнейших в то время соревнованиях нашей страны. Дмитрия включают в сборную команду СССР. Его «Дракон» не знает для себя равных в то время. В 1968 и в 1969 годах Рогачёв подтверждает свое мастерство в классе яхт «Дракон», завоевывая 1-ые места в чемпионатах РСФСР этих лет.

Узнаваемый гонщик СССР тех времён, заслуженный мастер спорта И. Матвеев как-то увидел: «Мне, как гонщику, в особенности импонирует стиль и умение Рогачёва вести борьбу…  Думаю, что у него огромное будущее».

Первенство РСФСР 1974 год. «Солинг» Рогачева.

В 1970 году Д.Б. Рогачёву доверяют яхту нового класса «Солинг» (№2), включенного в программку Олимпийских игр 1972 года. «Солинг» № 1 получает 1-ый русский (и русский!) олимпийский фаворит в парусном спорте (Олимпиада 1960 года в Италии — Рим/Неаполь, класс «Звёздный») Тимир Алексеевич Пинегин, «яхтсмен-легенда» нашего российского паруса. Два следующих года  во всех соревнованиях в этом классе яхт идет жесткая борьба, фактически на равных, меж Дмитрием Рогачёвым и маститым и титулованным Тимиром Пинегиным за право быть фаворитом в этом классе яхт в сборной команде Русского Союза, за право участвовать в Олимпиаде 1972 года в Киле (Федеративная Германия). Скоро к этой борьбе также подключается серебряный призёр той же Олимпиады в Риме (в классе «Финн») Александр Чучелов и другие именитые яхтсмены СССР. Регата за регатой, сборы, тренировки… Кооперировать членство в сборной страны с работой становится проблематично. И Дмитрий Борисович решает бросить работу в КБ, соглашается стопроцентно перейти в сборную команду Рф, на стипендию. Также и поэтому, что занятость в секретном КБ не давала ему способности выезда на международные соревнования за предел, набираться опыта в борьбе с наилучшими яхтсменами Европы и мира, как тому же Тимиру Пинегину. Но по независимым от Дмитрия Рогачёва причинам (последствия скрытой работы) ему только всего один раз удалось выехать на иностранную регату. И то исключительно в социалистическую страну — в  Германскую демократическую республику, город Варнемюнде… Борьба за оковёвку на Олимпиаду 1972 году в Киле была так острой, что до последней гонки последних отборочных соревнований не ясно было, кто поедет на эту Олимпиаду — экипаж Дмитрия Рогачёва, Тимира Пинегина либо Александра Чучелова? В драматической борьбе Дмитрий уступил эту решающую гонку Тимиру Пинегину… И по итогам отбора предпочтение было отдано опытнейшему олимпийцу Пинегину, который и поехал на свою Олимпиаду.

Свои удачные выступления в классе «Дракон» и включение в состав сборной команды СССР Дмитрий Рогачёв связывает с управлением парусным спортом РСФСР в то время Игорем Николаевичем Климчинским. При нем спортсмены-парусники республики получали равные способности для собственного спортивного роста. Вещественная часть – яхты и паруса, распределялась справедливо, приглашения на сборы и на роль в российских регатах получали все многообещающие яхтсмены, где бы они не жили, скажем, в Москве либо в Перми, в Архангельске либо во Владивостоке. Основным был спортивный принцип – итог при равных критериях. При И.Н. Климчинском первенства РСФСР стали проводиться раз в год (с 1952 по 1957 год проводились 1 раз в 5 лет, в 1960, 1962, 1964 году — 1 раз в два года). Не напрасно все яхтсмены Рф считают те годы, прямо до конца 1970-х начала 1980-х годов, «золотым веком парусного спорта» не только лишь РСФСР, да и СССР. Выступая в классе яхт «Солинг», Д.Б. Рогачёвтрое попорядку становится фаворитом РСФСР (1973, 1974, 1975 год), занимает 2 место на чемпионате СССР в 1973 году.

Успехи Д.Б. Рогачёва окрыляли всех пермских яхтсменов. Все приравнивались на него. В Перми в то время подросло много удачных гонщиков, побеждавших в регатах самого высочайшего уровня. Пермская команда была в те годы посреди наисильнейших команд областей РСФСР.

«Солинг-5». Обложка журнальчика «Катера и яхты» № 1, 1974 год.

Об успехах Д.Б. Рогачёва в парусном спорте было огромное количество развёрнутых публикаций в местной прессе тех лет, Его имя повсевременно входило в отчёты о регатах в спортивной прессе. В 1972 году о нём был снят телевизионный кинофильм «Солинг-5» (режиссёр Э. Мухин, создатель сценария В. Шнайдер), который неоднократно показывался по местному телевидению.

В 1976 году Д.Б. Рогачёв окончил активные занятия парусным спортом и возвратился на работу в родное КБ (КБ МАШ). Вновь принял роль в разработке и испытаниях твердотопливных ракетных движков, сейчас уже для межконтинентальных ракет «Тайфун» ракетного крейсера, также БЖРК разработки КБ «Южное». Не один раз представлял предприятие в Госкомиссии по летным испытаниям этих ракет.

В 1979 году он, в интересах Пермской области, фактически без занятий, на старенькой матчасти, участвует в Спартакиаде народов РСФСР и занимает 4 место. Это были его последние соревнования.

В 1981 году Д.Б. Рогачёв избирается почётным членом пермского яхт-клуба «Звезда», а в 2009 году – почётным членом Пермской краевой ФПС.

После практического прекращения работ КБ МАШ по выше обозначенной теме, также в связи с годами, Д.Б.Рогачёв вышел на пенсию. Но нет же, ну и выйдет он на яхте в каком-нибудь из наших экипажей — вновь услышать привораживающие песни ветра в парусах и кипение волны под штевнем яхты, обычно ощутить качку яхты на волне и получить заряд бодрости, окрылявший его рвение побеждать многие годы.

По конкурсу, объявленном ПКФПС в 2013 году, Дмитрий Борисович Рогачёв единогласно назван «легендой пермского парусного спорта».

Некие данные из послужного перечня Д.Б. Рогачёва:

1951  – Чемпионат городка Перми, класс «М» – 1 место
1952 – Чемпионат РСФСР (юноши), класс «М» – 1 место
1952 – Чемпионат РСФСР (взрослые), класс «М» – 1 место
1957 – Чемпионат РСФСР, класс «М» – 2 место
1962 – Чемпионат РСФСР, класс «М» – 1 место
1965 – Чемпионат РСФСР, класс «Дракон» – 3 место
1966 –Черноморская регата, класс «Дракон» – 2 место
1966 – Балтийская регата, класс «Дракон» – выполнил нормы МС СССР
1967 – Спартакиада народов РСФСР, класс «Дракон» – 2 место
1967 – Спартакиада народов СССР, класс «Дракон» – 1 место
1968 – Чемпионат РСФСР, класс «Дракон» – 1 место
1969 – Чемпионат РСФСР, класс «Дракон» – 1 место
1971 – Спартакиада народов РСФСР, класс «Дракон» – 1 место
1971 – Спартакиада народов СССР, класс «Дракон» – 3 место
1972  — Чемпионат СССР, класс «Солинг» – 2 место
1973 – Кубок РСФСР, класс «Солинг» – 1 место
1973 – Чемпионат РСФСР, класс «Солинг» – 1 место
1973 – Чемпионат СССР, класс «Солинг» – 2 место
1974 – Чемпионат РСФСР, класс «Солинг» – 1 место
1975 – Вешнее первенство РСФСР, класс «Солинг» – 1 место
1975 – Интернациональная регата «Дружба» — 1 место
1975 – Спартакиада народов РСФСР, класс «Солинг» – 1 место
1976 – Поволжская регата – 1 место
1979 – Спартакиада народов РСФСР, класс «Солинг» – 4 место

МС СССР, яхтенный капитан,
арбитр всероссийской категории
В.М. Черныш

TAGS: , ,

TITLE

TITLE