Акваскипер — всё про новый водный велосипед

ПРАВИЛА Неплохого ТОНА И ОБЫЧАИ ПАРУСНЫХ ЯХТ

Posted on 04.05.2014 in Моторные суда | by

ПРАВИЛА Неплохого ТОНА И ОБЫЧАИ ПАРУСНЫХ ЯХТ ПРАВИЛА Неплохого ТОНА И ОБЫЧАИ ПАРУСНЫХ ЯХТ

   Эти правила не входят в учебники парусных школ, и сейчас даже выпускники таких школ, ставшие Капитанами по ускоренному курсу,  в большинстве своём не знают их либо ими третируют. А жалко. Эти правила определяют очень почти все, хотя и кажутся на 1-ый взор очень необычными и спорными. Все же, у «правильных» Капитанов они выстраивают жизнь на яхтах и отношения снутри экипажей.

 ПРАВИЛА Неплохого ТОНА И ОБЫЧАИ ПАРУСНЫХ ЯХТ

Кто есть кто на яхте.

   Подавляющее большая часть парусных яхт представляют собой ограниченное место, на котором сразу живут, работают и отдыхают члены команды. А это обладатель яхты, Капитан, боцман, управляющий и матросы, а так же, гости судовладельца, которые все, при отходе яхты  от причала в плавание уже не могут сойти на сберегал и должны вместе обеспечить плавание и его безопасность.

   Желаем отметить, что, обычно, судовладелец-хозяин парусной яхты является сразу и ее Капитаном, что совсем необязательно для моторных яхт. Такая Глобальная практика. Исключения могут составлять яхты более 100-120 f. Капитан —  профессионал, который стартовал с матроса и поднялся по служебной лестнице, выучился всем премудростям, сдал нужные экзамены и получил соответственный Диплом-сертификат.  У Капитана должны быть не только лишь документы и опыт хождения на яхте — он должен знать и уметь все, что касаемо парусного яхтинга и еще немножко, чтоб обучить этому команду, а по мере надобности, и в одиночку совладать с управлением яхтой. Этот человек должен владеть определенным нравом, многими способностями, также силой Духа. Он должен  быть довольно жестким и опытным, чтоб захватить авторитет и управлять командой. Это не каждому под силу… Капитан несет ответственность за жизнь людей  и сохранность яхты, он же организует жизнь команды на ней, в том числе используя правила и традиции, о которых пойдёт речь ниже.

   Если Судовладелец и Капитан не одно лицо, другими словами некоторая этика их отношений, которая выражается обычный формой: Судовладелец подбирает для себя Капитана и нанимает его, оговаривая все условия найма в Договоре. Владелец яхты вправе уволить Капитана, но нельзя делать этого, к примеру, в море и вообщем, когда яхта уже отошла от причала.  Исключение составляют случаи невменяемости капитана, о чем делается запись в Судовом Журнальчике со свидетельством команды. Капитан, приступив к выполнению собственных обязательств, действует в интересах владельца яхты и несет полную ответственность за обеспечение жизни команды и сохранность яхты, даже в присутствии Судовладельца. Потому все, включая судовладельца, должны безоговорочно делать все указания Капитана.

    Желаю увидеть, что на парусных яхтах есть только Капитан и экипаж, который включает и гостей владельца лодки — они на время собственного пребывания тоже становятся членами команды и делают все нужные работы. Ведь за их жизнь Капитан также несет ответственность. Поручать что-то гостям либо нет, это дело Капитана, который  согласовывает этот вопрос с судовладельцем. Вообще-то, меж Капитаном и владельцем яхты все оговаривается на берегу, и позже в их отношениях должны быть только учтивость, почтение и подчиненность в согласовании с судовой иерархией и ситуацией на переходе либо на  берегу. И оба должны принимать это как осознанную необходимость и благо.

   Капитан не может приглашать гостей на яхту без разрешения судовладельца, а судовладелец должен заранее ставить в известность Капитана о прибывающих гостях, чтоб было скооперировано полное их обеспечение.

   Каковой Капитан, такой ее внешний облик, таковы дела на яхте и, такой уровень безопасности.  Позволим для себя дать совет судовладельцам: кропотливо подбирайте Капитана и помните, что главной его обязанностью является ответственность за жизнь команды и яхты, а не способность угождать судовладельцу и идти на поводу его прихотей. 

 ПРАВИЛА Неплохого ТОНА И ОБЫЧАИ ПАРУСНЫХ ЯХТ

Порядок во всём.

   Капитаном раз и навечно устанавливается на яхте определенный порядок во всем, и его все должны соблюдать. Основными его элементами являются: неизменное размещение всех вещей на собственных строго определенных местах, чистота и порядок во всем и всегда, умения команды использовать все приборы и оборудование, которые имеются на яхте, включая радиостанцию и средства спасения. Не считая того, следует знать  правила отношений как снутри команды, так и с миром вокруг нас, осознавать команды и уметь делать их.

   Мытье палубы и приборка помещений — это вообщем на флоте «пунктик». Как-то ко мне в гости на яхту пришел мой старенькый друг — Капитан огромного военного корабля, и мы сели обедать. Вся команда за столом. Гость на знатном месте.

   Тот денек был не ходовой, и можно было малость употребить. Подали борщ и к нему водку с салом и луком. Произнесли несколько обычных тостов. Позже гость спрашивает:

— Скажи  Капитан, а команда службу-то несет?

А у меня тогда в команде было несколько девченок из Белоруссии на практике:

— А что означает службу нести?

— Как, что означает службу нести? — Вот, встаете вы днем тихо, пока Капитан еще дремлет, сделали туалетные процедуры и за мытье палубы. А позже насухо ее, насухо…  И только Капитан поднялся, палуба должна поблескивать, быть сухой и веселить его…

— А если дождик?

— Я же произнес: палуба должна поблескивать и быть сухой!!!

   Палуба и все трюмные помещения должны содержаться в чистоте, оставаться всегда чистоплотными и сухими, независимо от погоды и от того, где находится Капитан. Ему, кстати, не рекомендуется покидать яхту, кроме тех случаев, когда обеспечена надежная стоянка.

   Ранее на парусном флоте было принято, что команда утром купается либо обливается на палубе забортной водой, а позже в одних трусах и тельниках моет и протирает насухо всю яхту. Это не просто рвение к чистоте, а к тому же закалка, утренний туалет, поддержание бодрости и обычных физиологических процессов в организме.

   Обычно первыми на яхте подымаются те, кто готовит завтрак, а позже все другие по очереди, чтоб не создавать сутолоки и, осуществив туалетные мероприятия, можно приступать к работе. Не должно быть людей, просто сидячих в кокпите и любующихся работой других. Капитан может подняться первым либо последним зависимо от плана на денек, но намедни вечерком он должен каждому дать распоряжение на утро, чтоб попусту никто время не терял. После завтрака, обычно, яхта прибирается снутри. Далее или поднимают якоря, или команда начинает лениться по плану, если денек не ходовой.

   Вообщем, неплохим тоном является, когда Капитан все объяснит команде перед тем, как ей предстоит что-то сделать, будь то швартовка, поворот «овер штаг» либо уборка яхты. У людей должно быть время, чтоб это все осмыслить и приготовиться.

 

   Немного об одежке команды.

Лучше, чтоб одежка у команды была однотипная, в нескольких комплектах: рабочая (для проведения ремонта и приборки), ежедневная ходовая (на всякую погоду) и парадная (для праздничных случаев). На яхте непременно должен быть набор одежки (лучше гидрокостюм) и маска с трубкой и шлангом для погружения в воду для осмотра подводной части яхты. Раздельно нужно сказать об обуви: у каждого в команде должно быть по четыре пары: палубная, береговая, сапоги и обувь, в какой комфортно прыгать за борт, ходить по дну и выходить из воды на сберегал. Все это элементы безопасности команды. По яхте нельзя ходить в «уличной» обуви либо хоть какой другой, которая может бросить следы на палубе в виде царапин либо полос… Лучше иметь специальную яхтенную обувь — она комфортна и удобна. Вообщем, пользуйтесь специальной яхтенной одежкой и обувью — они к тому же красивы, удобны и долговечны, т.к. делается из доброкачественных материалов с контролем свойства. А вот обувь — яхтенные башмаки, по традиции, носят на босу ногу…

   Не разрешайте никому ходить с босыми ногами по палубе во время хода яхты, в особенности под парусами, — это чревато травмами и неспособностью точно и стремительно выполнить команду.

   А вообщем, яхтинг это такое дело, где люди повсевременно переодеваются, т.к. им, то холодно, то горячо, то дождик, то солнце… Мне кажется, вот этим яхтинг и увлекателен, сначала,  для дам!

 

Швартуемся.

   Яхта и экипаж всегда должны смотреться элегантно. Это 1-ое воспоминание о Капитане и Судовладельце, в особенности при прибытии в чужую марину. Не запамятовывайте нести под краспицей вымпел собственного яхт-клуба, флаг государственной принадлежности команды, а так же флаг страны пребывания. Швартуйтесь аккуратненько и в меру стремительно без ухарства, расслабленно и без кликов на всю марину, лучше разговаривать только жестами.

   Если кто-то вышел на причал Вам посодействовать, не отрешайтесь, да и не злоупотребляйте его временем: при первой способности смените этого человека на собственного матроса, который лучше знает ваши правила швартовки. Не спешите и поставьте яхту верно, с учетом всех аспектов. Заведите столько швартовых и шпрингов, чтоб ни при каких критериях не помешать другим яхтам. С кранцами не скупитесь и вешайте их там, где возможно окажется отходящая либо подходящая яхта. Поставьте трап и положите мат для вытирания ног. Только после чего Капитан может идти заполнять СЖ (судовой журнальчик), а команда — заниматься обыкновенными делами: запасается водой, протирает палубу и борта яхты, подключается к электросети, развешивает для просушки влажную одежку (в местах подальше от причала). Когда все неотложные дела на яхте изготовлены, и указания команде даны, Капитан должен отправиться в капитанарию и отметить своё прибытие, также выяснить о местных правилах.

Правая сторона.

В русском флоте, как и на флотах всех государств мира, не считая португальского, признается приемущество правой стороны на корабле над левой. Правая сторона признается почтенной стороной поэтому, что мыс Горн и Магелланов пролив в первый раз были обойдены с востока на запад, другими словами правым бортом. Португальцы признают как почетную сторону левую, так как их известный мореход Васко да Гама первым обогнул мыс Хорошей Надежды, идя с востока на запад, другими словами левым бортом. Если шканцы признаются как святое место, то правые шканцы числились святая святых. На кораблях, где строго соблюдались традиции, правые шканцы отводятся командиру и адмиралу, и никто не может находиться там по другому как по службе. На корабле правый трап — знатный трап. На берегу старший всегда справа от младшего. В силу этого же и другой морской обычай: идя с дамой, быть слева от нее, ибо даме всегда — почет и почтение. (По материалам странички http://www.randewy.ru/trad/trad3.html)

Судовой Журнальчик (СЖ).

   Особо скажем о Судовом Журнальчике. Ведите его всегда, на какой бы яхте и где бы вы ни были. Пишите довольно тщательно, чтоб можно было вернуть картину Вашего перехода с точностью до минутки во времени и до 10-ка метров в пространстве. Указывайте все о погоде и состоянии воды, о положении других кораблей, их наименования.  СЖ — очень принципиальный документ: он принимается трибуналом и служит основой при разборе происшествий. В СЖ полезно делать различные отметки: кто стоял на руле, какие и с кем велись радио-переговоры, какие были отданы и получены команды. Не считая СЖ непременно иметь набор картонных карт, как часть «капитанского гардероба». Вроде бы далековато не шагала техника и электроника, сейчас еще пока нужно иметь набор картонных карт и прокладочный инструмент, компас и неплохой бинокль, чтоб «не  оказаться на мели среди моря», когда у вас вдруг все закончило работать,  т.к. «наиболее возможно то, что менее желательно». В СССР бытовала шуточка: … (карты тяжело было достать)… «На Соловки сходили?! А где карту то взяли? — А мы по пачке БЕЛОМОРА прогуливались!» Если на яхте ничего не будет работать, не считая мозгов Капитана, и вы не будете паниковать а помогать Капитану, то вы дойдете до места…

 

Гости на яхте и в гостях на других яхтах.

   Когда вы входите в марину, не орите ни друг дружке, ни знакомым на других яхтах — отсалютуйте маханием рук на их  приветствие. Помните, что бежать по прибытии куда-то в гости можно только с разрешения собственного Капитана.  Если вы пришли в гости на другую яхту, то подняться на ее борт можно только с разрешения ее Капитана.  Поднимаясь на борт, не забудьте снять обувь. Если к вам пришли в гости, а Капитана нет и не у кого взять разрешение впустить гостей, не следует говорить с пришедшими через борт — сойдите на причал.

   Никто, не считая Судовладельца либо Капитана, не может ничего говорить о яхте, проводить по ней экскурсии, демонстрировать маршрут и давать пояснения по режиму плавания. Вообщем, принято, что все переговоры ведет Судовладелец либо Капитан.

   На яхте  обычно устанавливается определенный распорядок денька и несение командой вахты. Не нарушайте распорядок и не опаздывайте к собственной вахте. Делайте со старанием и наслаждением все команды Капитана и вахтенного, и когда это войдет в привычку, вы поймете, что так легче жить.

   Если вы не на собственной яхте, в общении не следует лишне щеголять морской терминологией и повсевременно травить байки о морских приключениях. Как говорится, будьте скромнее и люди к вам потянутся. Не следует устраивать на борту пьянок и гулких мероприятий с музыкой на весь яхт-клуб.

   Внедрение гальюна — особенный вопрос. Если на яхте он один, то только для  Капитана, Судовладельца и женской части команды, при этом на ходу яхты. Не рекомендуется использовать гальюн у причала, если он прокачной без танка. Во всех других случаях люд употребляет сберегал. Мужчинам, естественно проще, главное ничего не пробовать делать против ветра.

   Когда на яхте гости, до их сведения доводят все правила поведения, прямо до того, как справлять нужду, что делать с мусором, где курить, как быть с морской заболеванием, где лежат средства спасения и как ими воспользоваться. О курении вопрос особенный. Если Судовладелец либо Капитан не курят, то нужно всякий раз спрашивать их разрешения закурить и смотреть при всем этом, куда ветер дует, чтоб никому не раздражать. Находясь в гостях на другой яхте, не следует влезать в дела управление ею и давать разные советы, не следует так же ставить в неловкое положение Капитана и команду и уж тем паче судовладельца. Делайте все просьбы, но не лезьте со собственной инициативой.  Если вы на воде, подходить к другой яхте поближе, чем на три ширины корпуса следует только с разрешения её Капитана, как и становиться лагом к борту другой яхты либо меж яхтами к причалу.

 

Длительность вахты.

   Капитану и судовладельцу следует проявлять заботу о команде, которая в всех критериях делает все их указания независимо от погоды. Не надо заставлять людей  работать более чем 8-10 часов в денек при  длительности вахты 3-4 часа. Правда, в долгих крейсерских плаваниях днями без остановки, лучше иметь 4 вахты по 6 часов и ассистента Капитана. Капитан должен сделать таким макаром, чтоб у каждого из команды было время и возможность остаться одному и отдохнуть, поразмыслить, почитать, сделать записи в дневнике и чтоб никто не мешал, и можно было снять напряжение…

 

Малость о самой яхте.

 Помимо того, что  яхта должна быть всегда незапятанной и сухой, на ней все должно содержаться в исправном состоянии и в полном порядке. Фалы, тросы, шкоты и швартовы должны быть собраны в бухты и закреплены, паруса зачехлены, ничего излишнего не должно быть развешено на леера и гик. А если что и висит, то будучи закрепленным.  Не допускайте биение фалов о мачту и скрипа швартовых и кранцев. На швартовы надевайте чехлы там, где они могут тереться и приходить в негодность. Пользуйтесь ординарными и надежными узлами и при причаливании не стопорьте чужих концов. Для работы в штормовых критериях имейте на борту страховочные пояса с карабинами и особые леера повдоль бортов, закрепленные на носу и в корме, чтоб при передвижении быть пристегнутым. Ходить лучше по наветренному борту.

А еще очень принципиально знать, что использование водой на яхте — это целая культура. Тут не принято открывать краны, как дома. Нужно делать так, чтоб помпа врубалась временами, а не работала повсевременно. Всюду вода платная, это у нас она незапятнанная и бесплатная… Обычно на яхте припас воды составляет 200л (это на 5 человек на 5-6 дней) и стоит 18-25 л-вый бойлер.  Умыться всей команде можно только тогда, когда могут умываться по яхтенному, а если нет, то максимум 2 человека, а то и один.  После красотки, которая считает, что состояние ее тела находится в зависимости от количества вылитой воды…, вообщем никто умыться не сумеет.
На яхте все по-иному. Ходить по палубе нужно бесшумно, а не как стадо слонов марширует пятками и тяжело прыгает с палубы в кокпит, испытывая на крепкость саму палубу и терпение тех, кто посиживает в яхте. Все нужно делать плавненько и аккуратненько.

Морская трапеза.

   Особо нужно отметить вопросы питания на яхте. Это важный фактор безопасности. Голодные люди не способны биться со стихией, имеют дурное настроение, что сказывается на выполнении команд и на отношениях меж людьми. Зависимо от режима плавания, нужно принимать еду 3-5 раз в день с чаем либо кофе в промежутках. Чтоб учитывать вкусы всех, вопрос обычно дискуссируется заранее. Определяется, кто готовит и что, кто помогает и чем, независимо от наличия кока. Обычно больше всех дел у Капитана, и все ожидают к столу конкретно его.   Нужно сказать, что есть такая традиция: нельзя садиться за стол с нагим торсом, в трусах либо влажных плавках. Это продолжение правила чистоты и порядка во всём до мелочей. Даже если денек неходовой  и команда садится за трапезу с крепкими напитками, иметь солидный вид за столом — признак почтения к окружающим. Ведь только уважающая себя команда может управляться с трудностями морских будней просто — в рабочем порядке. По окончании морской трапезы, если кто-то окончил ранее, то лучше не создавать суеты и подождать пока все поедят. Можно, к примеру, поддержать компанию увлекательным рассказом. Следует уделять огромное внимание сервировке стола. Все должно быть прекрасно и припоминать праздничек. А 1-ый тост, по традиции, произносится «за тех, кто в море»! Значимость тоста начинаешь осознавать только после того, как сам попал в переделку, зашел в бухту и накрепко встал на якорь. Также принципиально поддерживать силы и настроение команды во время перехода в свежайшие и штормовые погодные условия. Тяжело готовить в трюме в качку. Все это знают, но не все могут. И если некоторому приготовить пищу, Капитан должен сам на время стать коком, подавая  пример остальным. Это общепринятое правило: если кто-то не в состоянии выполнить команду и некем его поменять, то таковой подменой должен стать сам Капитан. Он — эталон ответственности и самообладания.

 

Воззвание и дисциплина.

   Воззвание друг к другу на яхте — вещь очень пикантная. Вообще-то, к Капитану принято обращаться «господин Капитан», к Судовладельцу — по имени и отчеству и подходить к ним с подветренной стороны. Когда Капитан дает команды, их не грех повторять, к примеру: Есть — лево на борт!

   Это главные правила, но есть и другие. Главное, соблюдать дисциплину, чистоту и порядок, почтительное отношение друг к другу и к окружающим, повсевременно обучаться и держать в голове, что Вы не на рыбацком сейнере, не на военном корабле либо сухогрузе, а на лодке, которая без мотора может идти против ветра, используя паруса, ваши познания и способности. Не принципиально, как Вы попали на яхту, вы должны стопроцентно довериться Капитану — он отвечает за все, включая вашу жизнь, и только он может знать, что и как следует делать! Тут он самый главный — выше — только Бог! И чтоб Бог про вас не запамятовал, хорошо припоминать о для себя Капитану, где вы и что вы…, а то вас могут утратить. Кем бы вы ни были на берегу, не думайте, что здесь вы самый крутой Перец и вас должны слушать, открыв рот, не зацыкливайтесь на для себя и на собственных дилеммах, а просто делайте порученное вам дело…

   Пытайтесь всегда держать себя в руках, бодро и чистоплотно смотреться, и не терять голову. Доверяйте и помогайте друг дружке, следуйте Правилам.

Семь футов под килем Вам! 

 И ЕЩЕ…  (самое главное)

             На данный момент многие Капитаны «ходят в чартере» на арендуемых лодках. Не рассчитывайте на дядю, все основное берите с собой.

ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ НАБОР КАПИТАНА:

— свежайшие Капитанские мозги, немного присолены

— белоснежные туфли, белоснежные брюки, тельняшка, капитанка, полартековая куртка, непром, солнечные очки

—  яхтенный ножик на веревке и раскладной универсальный инструмент (но не китайский)

— неплохой бинокль (с компасом и подсветкой от 800Е)

— набор картонных карт и прокладочный инструмент, компас-пеленгатор, лоция (можно еще «Огни и Знаки»)

— часы с барографом

— ручной  GPS

Как опцию, можно еще иметь: НОУТ с навигационной программкой и GPS, с блоком приема погоды, спутниковый Инет и мини Метеостанцию, телефон.

И как у Пугачевой поется   «…. , чтоб сходу в Дамки…»

Денежные дела Капитана и нанимателя (при работе в Чартере), обычно, складываются так:

— Капитану оплачивают визу,  билеты туда и назад, трансферт и гостиницу, если на яхту сходу поселиться нельзя

— Капитану оплачивают питание на борту

— цена работы Капитана, зависимо от лодки, места и режима хождения, и от критерий, берется от 100Е до 500Е за денек работы (6 — макс. 8часов)

— перед отлетом Капитану выдается 50-100% ЗП по договоренности

— в ресторан Капитана могут и не приглашать, но правила неплохого тона молвят, что минимум 3 раза в неделю это следует делать, и в данном случае Капитан вправе рассчитываться за себя сам

— если Капитан занимается ремонтом яхты сам, это просит доплаты (прием и сдача яхты у чартерной компании входят в ЗП)

—  дневная переработка оплачиваются по дневному тарифу, а ночные переходы по двойному.

TAGS: , ,

TITLE

TITLE