Акваскипер — всё про новый водный велосипед

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Posted on 06.05.2013 in Катера | by

Если для морских судов проектировались и строились специализированные ка­тера, то в нашей повседневной жизни спасением утопающих занимались приспособ­ленные для этой цели катера проектов 371, 376, ЛМ4-85 и другие. Наиболее распрос­транённым спасательным катером был катер проекта 370К. Этот катер был одной из многочисленных модификаций катера проекта 370. Модификации катера проекта 370 строились до 1975 года, и их было построено более 2000 штук.

Скорее всего, автором базового проекта было московское ЦКБ-20, которое в 1950 году для Министерства Обороны разработало проект 370 скоростного разведы-

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Малыйречной спасательный катер проекта 370Х (6,5м. 7,5т, 60ас., 7#уз)

Вательно-десантного моторного катера. Этот катер имел удачную конструкцию и от­носительно хорошие эксплуатационные характеристики, за что и приобрёл популяр­ность у широкого потребителя. Появились многочисленные модификации этого кате­ра, которые разрабатывали и ЦКБ «Нептун», и ЦМКБ «Алмаз». Одной из таких моди­фикаций был спасательный катер проекта 370К. Этим катером были обеспечены все спасательные службы Советского Союза. Но шло время, и как всякая техника спаса­тельные катера морально устаревали, кроме того, резко сократилось производство этих катеров. Находившиеся в эксплуатации катера спасательных служб по своим характеристикам, оборудованию и снабжению стали отставать от требований к спаса­тельным средствам для оказания помощи людям, терпящим бедствие. С ростом благо­состояния населения пляжи курортных городов становились всё более многолюдными, увеличилось число несчастных случаев. Контингент спасательных станций стал с трудом справляться со своими обязанностями. Для того чтобы спасти тонущего че­ловека была необходима быстрота, умение поднять человека из воды или со дна водоёма, оказать ему необходимую медицинскую помощь, а то и вернуть утопленника к жизни. Так была продиктована необходимость создания нового быстроходного спасательного катера обеспеченного необходимыми спасательными средствами для его эффективной эксплуатации по назначению. Этому новому катеру предстояло заменить все существующие, но уже устаревшие катера.

Наиболее нуждалась в новых катерах спасательно-водолазная служба Мини­стерства жилищно-коммунального хозяйства Украины, так как обладала наибольшей по протяженности береговой линией Азовско-Черноморского водного бассейна весьма притягательного для отдыхающих. От этой службы и поступила инициатива на разра­ботку технического задания на проектирование нового катера для спасательных стан­ций.

Этот спасательный катер должен быть из лёгкого сплава, со стационарным дви­гателем в кормовой части, со скоростью не менее 40 км/час, остойчивым, мореходным и маневренным. Он должен быть открытым, чтобы создать идеальный круговой обзор и обеспечить свободное перемещение людей вдоль катера и на оба борта при осуще­ствлении спасательных операций и использовании спасательного снабжения. Катер должен был нести патрульно-спасательную службу в зонах обслуживания спасатель­ных станций на внутренних водоёмах, спасать людей, терпящих бедствие на воде, и оказывать им медицинскую помощь. Комплектация его предусматривала наличие на борту водителя, водолазов и медицинского персонала.

Учитывая, что обслуживаемая зона находилась вблизи городов или в городской черте, где возможна заправка катера бензином на автозаправочных станциях, двига­тель должен быть бензиновым.

Катер должен быть укомплектован необходимым набором снабжения для прове­дения спасательных работ в полном объёме и оказания человеку скорой медицинской помощи. Этот набор снабжения включал: кислородный ингалятор, аппарат искусст­венного дыхания, два полных комплекта водолазного снаряжения, радиостанцию и другие необходимые предметы.

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Малый спасательный натер проекта 74700 « Чибис* (7,0м, 2,2т, 90ас., 22уз)

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Комплектация катера проекта 74700 «‘/ибис» спасательным снабжением

В августе 1978 года на опытном производстве филиала ЦКБ «Восток» под руко­водством главного конструктора Ю. И. Никифорова был спроектирован и построен головной опытный катер проекта 14100 «Чибис».

Как всякий катер, который планировался к крупносерийной постройке, для вы­явления достоинств и недостатков он прошёл стадии макетирования и опытной эксп­луатации.

По результатам опытной эксплуатации было признано, что катер вполне совре­менен и по своим функциональным качествам превосходит все существующие малые спасательные катера.

Ещё не закончилась опытная эксплуатация, а Министерство жилищно-комму­нального хозяйства Украины обратилось с просьбой к проектанту решить вопрос по созданию морского варианта спасательного катера, так как большая часть спасатель­ных подразделений дислоцируется на Чёрном и Азовском морях.

Проектант с пониманием отнёсся к этой просьбе, провёл ряд конструктивных мероприятий и выполнил расчёт элементов плавучести и начальной остойчивости при затоплении кокпита водой по уровень планширя. После чего техническую доку­ментацию вместе с протоколами испытаний представил Морскому Регистру СССР на согласование. В результате было получено разрешение на эксплуатацию катера про­екта 14100 в районах спасательных станций приморских населённых пунктов.

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАПосле учёта и устранения замечаний в 1979 году корректированная конструк­торская документация была передана Сосновскому судостроительному заводу, а в 1980 году — пермскому заводу «Кама».

7/ериой опытной эксплуатации катера проекта 74700

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Постройка катера проекта 74700 на опытном производстве филиала ЦКБ о Восток»

Эти два завода за 10 лет построили более семисот катеров и обеспечили ими почти все спасательные станции Советского Союза.

Если забыть о первоначальном назначении проекта 14100 «Чибис» и обратить внимание на его технико-эксплуатационные качества, то получился быстроходный, маневренный, лёгкий, надёжный и транспортабельный всеми видами транспорта ка­тер. Появился большой соблазн сделать на его базе служебно-разъездной катер. Это сделать было не сложно, для чего пришлось удалить комплектацию, связанную со спасательными функциями и сделать в носовой части каюту-убежище.

Так получилась модификация проекта 14100 — служебно-разъездной катер про­екта 14101, полностью с ним унифицированный по корпусу, силовой установке, устройствам, системам и электрооборудованию.

Наше отечественное катеростроение всегда страдало от отсутствия малоразмер­ных дизельных двигателей мощностью 100—150 л. с. Вместо них приходилось приме­нять в проектах глиссирующих катеров, таких как проект 14101, карбюраторные бензиновые двигатели соответственной мощности. Предпринимались попытки создать судовой дизельный двигатель на основе тракторных дизелей Минского тракторного завода, Харьковского и Владимирского заводов тракторных двигателей, но уже в основе своей эти двигатели уступали зарубежным по экономичности. Наконец созда­ние таких двигателей было включено в перспективные планы развития до 2000 года дизелей и движительных комплексов для малотоннажного судостроения. А был ещё только 1986 год.

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Служебно — разъездной катер проекта 74707 «Чибис-2» (7,0м, 2,2т, 90л, с., 22уз)

Малый служейно — разъездной натер проекта 74702 (6,0 Л1. 2.3т. 700л. с., 27уз)

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАУчаствуя в социалистической интеграции, Народная Республика Болгария взя­ла на себя разработку дизельных двигателей, в том числе и двигателей мощностью 100 л. с. Чтобы поддержать промышленность братской страны Минсудпром настойчи­во рекомендовал в XII и XIII пятилетках в проектах малотоннажных судов использо­вать болгарские дизельные двигатели.

Выполняя рекомендации Минсудпрома, в ЦКБ «Редан» был разработан проект малого служебно-разъездного катера под номером 14102. Хотя этот катер по принято­му порядку присвоения номеров проектам может считаться модификацией проекта 14100, но он был совсем не похож на базовый катер. Этот инициативный проект замышлялся проектантом как катер широкого применения, его могли использовать почтовые, рыбоохранные, санитарные и другие службы. Корпус катера из лёгкого сплава имел трехкилевые мореходные обводы типа «сани Фокса», которые увеличива­ли вместимость и повышали его эксплуатационные качества. В качестве главной энергетической установки были применены болгарский судовой дизель мощностью 100 л. с. и движительно-рулевая колонка. Этот катер оригинальной архитектуры дол­жен был возглавить новое поколение малых катеров с дизельной энергетической ус­тановкой и угловой колонкой.

В декабре 1987 года технический проект катера был представлен в Минсуд­пром. Вместе с одобрением проекта были получены и рекомендации о создании на базе проекта 14102 двух катеров: разъездного для замены проекта 14101 и спасатель­ного для замены проекта 14100.

В последние годы появились быстроходные зарубежные катера аналогичные нашему проекту 14100, которые по техническому уровню в целом, скорости, эконо­мичности и основным параметрам двигателей превосходили катер проекта 14100. Свои превосходные качества эти катера получали за счёт установки на них малораз­мерных дизельных двигателей. Пришла пора попробовать превзойти зарубежные аналоги за счёт применения болгарского дизельного двигателя.

Новый спасательный катер проекта 14103 создавался на базе проекта 14102, а его главным конструктором был Г. П. Гурьянов.

Все основные технические требования для создания нового спасательного кате­ра были взяты из технического задания на разработку проекта 14100, выданного в сентябре 1977 года филиалу ЦКБ «Восток» Министерствами жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и УССР. Одно требование бьшо изменено в этом техническом зада­нии — это замена карбюраторного бензинового двигателя болгарским дизельным.

Главные размерения, материал и обводы корпуса, механическая установка, ос­новные системы, устройства и электрооборудование у катеров проектов 14102 и 14103 были унифицированы. Что касается оборудования кокпита и специального спасатель­ного снабжения, то это бьшо полностью взято с проекта 14100.

Катер проекта 74702

TOC o "1-5" h z РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАВодоизмещение полное, т 2,3

Длина наибольшая, м 6,0

Ширина наибольшая, м 2,1

Высота борта на миделе, м 1,0

Осадка, м 0,3

Скорость хода, км/ч ок. 40

Дальность плавания, км 150

Экипаж, чел. 1

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАКол-во пассажиров, чел. 5

Главный двигатель ДТ3900М(НРБ) Мощность двигателя, л. с. 105

Число оборотов, об/мин 2600

Движ.-рул. комплекс поворотно­

Откидная колонка ДКО-150

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАМатериал корпуса легкий сплав

Катер проекта 74703

TOC o "1-5" h z Водоизмещение полное, т 2,25

Длина наибольшая, м 6,0

Ширина наибольшая, м 2,1

Высота борта на миделе, м 1,0

Осадка, м 0,3

Скорость хода, км/ч ок. 40

Дальность плавания, км 140

Экипаж, чел. 5

Кол-во потерпевших, чел. 1

Главный двигатель ДТЗЭООМ(НРБ) Мощность двигателя, л. с. 105

Число оборотов, об/мин 2600

Материал корпуса легкий сплав

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАКатер проекта 347М

TOC o "1-5" h z Длина наибольшая, м 9,97

Д лина между

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРАПерпендикулярами, м 9,3

Ширина наибольшая, м 2,3

Высота ниболыиая, м 2,05

Масса с экипажем и креслами «Казбек», кг 4670

Двигатель АМ 407 ср-3.5

РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА

Малый спасательный катер проекта 74703 (6/И, 2,25т, 700л. с., 20уз)

По сравнению с проектом 14100 новый спасательный катер получился на один метр короче, с современной угловой движительно-рулевой колонкой, с лучшей море­ходностью, более экономичный, с моторесурсом главного двигателя в три раза боль­шим. При постройке катера мог быть применён модульно-агрегатный метод, что на 40% снизило бы стоимость постройки. Казалось бы, все хорошо, но стоимость катера оставалась высокой из-за высокой стоимости импортного двигателя и контрагент­ских поставок. Болгарский двигатель не обеспечивал скорость даже 45 км/час, ко­торую превзошли катера зарубежной постройки. Кроме того, новый катер уступал проекту 14100 в скорости хода, максимальная величина которой при полном водоиз­мещении получалась 35 км/час, а старый катер достигал на испытаниях 42 км/час. Да ещё высокая стоимость!

Опрос спасательных служб выявил отрицательное отношение потребителей к новому катеру из-за высокой стоимости, меньшей скорости, сложности конструкции и завышенных весогабаритных показателей болгарского двигателя.

А если к этому добавить, что опытный образец угловой движительно-рулевой колонки планировался к изготовлению в городе Каунасе только в 1990 году, то станет ясно, почему проектирование катера проекта 14103 бьшо прекращено.

Заканчивая повествование о «наземных» спасательных катерах уместно вспом­нить спасательные катера, о которых говорилось выше. Это базовый спасательный катер проекта 1478А «Шквал», спасательно-разъездной катер проекта 18602 и разъез­дной, а также и спасательный катер проекта 18605 комплекса «Буревестник».

Они тоже из семейства спасательных катеров!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE