Акваскипер — всё про новый водный велосипед

К. К. Старосельцев

Posted on 27.04.2013 in Катера | by

Что такое малый катер? Государственный стандарт Союза ССР опреде­лял, что «малый катер» — это «Самоходное судно длиной не более 20 м, спроек­тированное и эксплуатирующееся по специальным нормам и правилам». При­менение термина-синонима, в данном случае «катер», этим ГОСТом запреща­лось. Учитывая, что данная книга не является официальным документом и повествует только о катерах длиной не более 20 м, все малые катера по ходу повествования будут именоваться только катерами.

Много книг написано о больших судах и кораблях, которые являются гордостью нашего флота и судостроения, но практически нет литературы по истории создания самых многочисленных и массово применяемых плав­средств — малых катеров. Цель этой книги — частично заполнить этот пробел. Кроме того, история создания самых популярных катеров уходит в забвение вместе с тем поколением судостроителей, которые всю свою жизнь посвятили созданию столь незаметных и столь необходимых для обеспечения жизнедея­тельности Большого флота, малых катеров.

Для всех министерств и ведомств были притягательны такие суда, кото­рые при плавании не имели ограничений по глубинам и фарватерам, способ­ные оперировать в речных узкостях и тесноте портовых акваторий. Такие суда в считанные минуты могли быть готовыми к действиям, неприхотливые в эксплуатации и не требующие для себя особых условий базирования.

Среди таких катеров имеются служебно-разъездные, рабочие, патруль­ные, промысловые, буксирные, медицинские, гидрографические, водолазные, спасательные, в том числе десантируемые с самолётов, и множество других самого разнообразного назначения. Такие катера были нужны для того, что­бы решать самые разнообразные задачи по обслуживанию Военно-Морского Флота и удовлетворять нужды народного хозяйства. А если принять во внима­ние, что почти все катера могли транспортироваться по железной дороге и доставляться в самые отдалённые точки бывшего Советского Союза, то это делало их незаменимыми в тех местах, где кроме водных других путей сооб­щения, не считая воздушных, не существует. В таких местах малым катерам приходилось выполнять функции снабженцев, скорой медицинской помощи не только для эвакуации больных, но и для оказания им неотложной помощи, патрулировать леса и бороться с лесными пожарами, доставлять почту и вы­полнять целый ряд обязанностей для обеспечения обитаемости самых удалён­ных и глухих районов России.

Более 50 лет автор посвятил судостроению, из них 30 лет посвятил про­ектированию и постройке малотоннажных судов — ботов и катеров. Автору пришлось принимать участие в создании и таких проектов-гигантов, как су­пертанкер «Крым» (проект 1551) или тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» (проект 1143), но наибольшее удовлетворение автор получил при работе с катерами.

Катер, хотя он и малый, но это то же самое судно, только в миниатюре. Как и его братья-гиганты, катер имеет те же самые помещения по назначе­нию, те же самые устройства и системы, плавает по тем же самым законам теории корабля. Но в дополнение к тому, что имеют большие суда, большин­ство катеров имеют и динамические силы поддержания, что вносит в проек­тирование катеров свои специфические требования.

Данная повесть названа воспоминаниями, потому что автор не пользо­вался историческими архивами, не занимался исследованиями в области ка­теростроения и не перегружал книгу теоретическими и научными выкладка­ми и заключениями. Автор изложил в этой книге свои наблюдения за период 30-летней деятельности, всё, в чём принимал участие лично, что хранилось в его личных архивах или узнал от непосредственных участников описывае­мых событий.

Ввиду сравнительно малой трудоёмкости проектирования и постройки, энергоёмкости и несложного технологического оборудования созданием кате­ров могли заниматься не только любые судостроительные предприятия, но и полукустарные мастерские и отдельные любители водно-моторного спорта. Это способствовало тому, что по всем акваториям плавает несметное коли­чество катеров различных размеров и архитектурных типов.

В этой повести речь пойдёт о так называемых «законнорожденных» ка­терах, которые делались по заданиям Минсудпрома и шли, как на борт одного из судов или кораблей, так и на их рейдовое или портовое обслуживание, а также о катерах, проектирование и постройка которых производилась по спе­циальному заказу различных министерств и ведомств.

Чтобы читатель более полно мог бы представить себе объект повество­вания, под иллюстрациями в скобках даются краткие тактико-технические элементы — (длина наибольшая, водоизмещение полное, мощность двигателя, скорость полного хода). Отсутствующие параметры отмечены « * ».

Из-за невозможности охватить весь ряд существующих катеров, автор ограничился описанием и историей создания основного «золотого фонда» ка­теров нашего отечественного Военно-Морского и Морского флотов. Эти кате­ра были разработаны Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) «Редан» — базовым предприятием Минсудпрома по спасательной технике и головным по малотоннажным судам.

Автор по своей инициативе собрал самый полный материал по истории создания катеров на одном из специализированных предприятий Минсуд­прома и стал одним из немногих, кто монопольно владеет этими материалами. И, для того, чтобы не унести эту информацию в «вечность», автор решил поделиться ею с теми, кто любит катера и для кого не безразличен маленький кусочек истории отечественного судостроения, не нашедший отражения в фундаментальных трудах судостроителей.

Фактическим автором этой книги является замечательный коллектив ЦКБ «Редан», разработавший и построивший все те катера, которые вошли в содержание этого повествования. Будет несправедливо выделить персональ­но кого-либо, поэтому я приношу мою сердечную благодарность всем им. Но я считаю своим долгом отметить, что описание результатов их многолетних тру­дов автор взял на себя и он несёт всю ответственность за содержание этой книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE