June 1, 2023
Длина смоченной поверхности корпуса глиссирующего катера является величиной переменной в отличие от длины судна, идущего в водоизмещающем режиме. С другой стороны, существует взаимосвязь между массой катера D, гидродинамической подъемной силой Y, силой сопротивления R и скоростью v. Поэтому относительная скорость глиссеров характеризуется числом Фруда, _в_ котором вместо длины по ватерлинии используется величина /* V, где V, Yfl — объемное водоизмещение катера на стоянке, в пресной. воде численно равное его массе (в тоннах):
Режим чистого глиссирования характеризуется числом Fro < 3, переходный режим — FTD = 1—3.
Помимо числа Фруда глиссирующие суда принято характеризовать величиной гидродинамического качества
К- V •
В режиме чистого глиссирования, когда масса катера полностью воспринимается подъемной силой,
В расчетах часто используется обратная величина — коэффициент Глиссирования
Чем ниже этот коэффициент, тем меньшая мощность двигателя требуется для того, чтобы вывести на глиссирование судно данной массы. Для большинства малых катеров и мотолодок е = 0,18—0,25.
Основные параметры, влияющие на глиссирование, следующие:
Сд = —J — — удельная нагрузка на днище в состоянии покоя; В — ширина глиссирующей поверхности днища, и; D — масс судна, т. Св = — коэффициент динамической нагрузки или удель
Ная нагрузка при глиссировании. У прогулочных мотолодок с днищем малой килеватости коэффициент Св обычно равен 0,03—0,08, но оптимальные его значения (0,10—0,15), соответствующие максимуму К, Могут быть достигнуты на легких гоночных судах, обладающих высокой скоростью и сравнительно небольшой шириной днища.
Р — угол килеватости днища, измеряемый между поверхностью днища и основной плоскостью катера (рис. 10). В кормовой части корпуса пределы изменения килеватости Р = 0—23°.
I|) — угол ходового дифферента. Зависит от расположения центра тяжести, угла килеватости и удлинения глиссирующего участка днища К = LIB. Оптимальный дифферент для широкого и плоского днища •ф == 2—4°, для узкого и килеватого ф = 4—6°.
Xg — расстояние от центра тяжести до кормового обреза днища, м.
/Яд = ~——— относительная центровка катера.
— смоченная длина корпуса при глиссировании, м,
— ширина смоченного участка днища, м.
LCM и SCM являются параметрами, определяющими как сопротивление трения глиссирующего катера, так и устойчивость его да1- Жения в продольной и поперечной плоскостях.
|