Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Вспомогательное парусное вооружение для катеров и лодок

Posted on 22.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Многие владельцы гребных и моторных лодок, а также катеров снабжают свои суда вспомогательными парусами. Чаще всего паруса используются, когда ветер достаточно силен и судно может развить скорость 5—10 км/ч. Поэтому важно выбрать площадь парус­ности, не вызывающую опасений за остойчивость судна. На практике площадь парусности можно определить по формуле

5 = kLB,

Где S — площадь паруса ма; L и В—длина и ширина лодки по ватер­линия соответственно, м.

Для лодок, снабженных палубой, а также имеющих опалубку вдоль бортов при высоте надводного борта не менее 300 мм (в грузу), коэффициент K = 1,3. Если судно слишком валкое и узкое (L : йЛ>3,5) или имеет низкий надводный борт, следует ограничиться нижним пределом K = 1,0.

Rw

Судно сможет ходить в бейдевинд только в том случае, если будет снабжено швертом, постоянным килем или навесными шверцами до­статочной площади. Кроме того, корпус не должен иметь большой собственной парусности, громоздких надстроек. Если эти условия
не соблюдены, применение косых парусов не имеет смысла и можно ограничиться установкой прямого паруса (брифока), используемого на попутных к ветру курсах — фордевинде и бакштаге.

Вспомогательное парусное вооружение для катеров и лодок

Рис. 211. Оснастка судна пря­мым парусом (брифоком): а — расположение направляющих обушков (кипов) шкотов; б — вооружение мачты.

А • — положение паруса при ветре прямо в кормы; Б — положение угла паруса при ветре с левого бор — «м; В — положение угла паруса при ветре с правого борта; /—обу­шок галса; 2—обушок шкота; 3— • металлический бугель с обушками для крепления вант и штага; 4— • бпок фала; 5 — фал; 6 — ракс — бугелль; 7 — рей; S —строп рея.

Проведенные из кокпита к концам рея — нокам, и шкоты, которые для удобства управления парусом лучше всего провести в два конца, как показано на рисунке. Своей серединой шкот крепится к нижнему углу паруса, один его конец (галс) пропускается через направляющий обушок или блок, расположенный у борта впереди (примерно в 0,5— 0,7 м) мачты, другой конец (собственно шкот) — через такой же обушок позади мачты. С наветренного борта галс обтягивает боковую шкато — рину паруса, а с подветренного — шкот выбирается таким образом, чтобы парус не полоскало ветром. Ванты при таком вооружении должны быть достаточно отнесены в корму, чтобы они не мешали повороту рея и надежнее раскрепляли мачту сзади.

Полотнище прямого паруса пришнуровывается к поперечному рею (рис. 211). Рей поднимается фалом, закрепленным за его середину с помощью ракс-бугеля, скользящего по мачте. Для установки паруса под нужным углом к диаметральной плоскости судна служат брасы!

Несколько рекомендаций по выбору размеров брифока. Мачту Обычно делают высотой (от палубы или крыши рубки), примерно рав­ной половине длины шлюпки. Ширина паруса по нижней шкаторине принимается равно"! ширине судна, а верхней (по рею) может быть несколько больше.

Подняв такой парус, нетрудно убедиться в его недостатках. При любой попытке веста судно под углом хотя бы 60—70° навстречу ветру

Вспомогательное парусное вооружение для катеров и лодок

Парус начинает полоскать, лодка останавливается. Управлять прямым парусом приходится при помощи четырех снастей, что также неудобно.

Косой парус имеет тугую переднюю шкаторину и поэтому может работать при плавании навстречу ветру до 45°. Управляется такой парус практически одним концом — шкотом. В качестве примера на рис. 212 приведен эскиз установки рейкового паруса на серийной гребной шпоновой лодке ШПШ-ЗМ. Эта открытая 3,7-метровая лодка отличается валкостью, по2этому площадь паруса не должна превы­шать S = 1-3,7- 1 = 3,7 м2 (ширина лодки — 1 м).

Рангоут состоит из мачты 1, рейка 2 и гика 3, их можно выстро­гать из склеенных деревянных реек или вырезать из труб алюмини­евых сплавов.

Мачта проходит через вырез накладки (пяртнерс) на переднем сиденье и нижним концом — шпором вставляется в гнездо-степс, за­крепленное к килю лодки. Мачта не имеет такелажа и ничем не рас — Лкрепляется.

Рейковый парус, сшитый по показанным на рисунке размерам, пришнуровывают за люверсы к рейку и гику (иногда реек и гик просто вставляют в продольные карманы, нашитые на верхней и нижней шка — торинах паруса).

Гик крепится концом к мачте с помощью любого шарнира, обеспе­чивающего ему подвижность в горизонтальной и вертикальной пло­скостях. В простейшем случае его можно привязать к мачте шнуром.

Реек петлей соединен с ракс-бугелем (кольцом с крюком), который свободно скользит по мачте. Реек вместе с парусом поднимается при помощи фала, закрепленного за скобу на рейке и пропущенного через шкив на верхнем конце — топе мачты.

Управляется парус с помощью гика-шкота 4. Его можно закрепить за обушок на киле и пропустить через блок, подвешенный к ноку гика.

Чтобы лодку не сносило на острых курсах, надо установить бо­ковые кили (шверцы) или поставить плавник, изготовленный из доски толщиной 20—25 мм, бакелизированной фанеры или листового дюралю2- миния. Площадь плавника для ШПШ-ЗМ должна быть 0,2—0,25 м2. Для практических целей лучше сделать его съемным, закрепив к килю двумя болтами М10.

Для более крупных мотолодок, снабженных палубой, коэффици­ент К может быть принят равным верхнему пределу К = 1,3. Для по­нижения центра парусности ее рекомендуется распределить между гротом и стакселем.

Допустимая площадь парусности для мотолодки типа «Казанка» составляет 1,ЗХ4,5Х 1,2 =7 м ; из них на грот можно выделить 5,2 м2, В на стаксель — 1,8 м2 (рис. 213). Можно немного увеличить площадь стакселя (уменьшив при этом грот) — хуже от этого не будет.

Удобен вариант парусного вооружения рейкового типа. Все части рангоута получаются короткими и легкими и свободно укладываются в лодку при плавании под мотором.

Мачту, реек и гик лЛчше вырезать из труб алюминиевого сплава. При этом диаметр трубы для мачты достаточен 40—50 мм, а для рейка и гика при толщине стенки 2 мм — 25—28 мм.

Устанавливается мачта в гнезде степса, закрепленного перед переборкой багажника. Она раскрепляется двумя вантами и штагом из синтетического (диаметром 10 мм) или стального (диаметром 3 мм) троса, натягиваемых с помощью винтовых талрепов или стяжек из прочного шнура.

Для подъема парусов на топе мачты закрепляются два блока, через которые пропускаются фалы. Грот, пришнурованный к рейку, поднимается грота-фалом за раке бугель так же, как и на шпоновой лодке.

Нижняя шкаторина грота туго натягивается вдоль гика и зак. репляется грота-шкотом за нок гика. Задняя шкаторина свободная и поддерживается двумя латами.

К передней шкаторине стакселя пришивают на расстоянии 400— 600 мм один от другого проволочные карабины, которыми парус кре­пится к штагу.

Управляется стаксель двумя шкотами, закрепленными за люверс шкотового угла и проведенными побортно через скобы (кольца) по­зади вант.

Вспомогательное парусное вооружение для катеров и лодок

Рис. 213. Парусное вооружение для мотолодки «Казанка»

/ — галс стакселя 2 — штаг 3 — стаксель 4 — раксы, 5 — стаксель фал, 6 — блок стаксель-фала, 7j—грота-фач 8 — скоба, 9 — реек, 10 — шнуровка грота к репку, 11 — крепление верхнего угла паруса к рейку, 12 — грот, 13 — грота шкот 14 — гик, 75 — гика шкот, 16 — стаксель-шкот, /7 — скоба. 18 — талреп, 19 — ванта 20 — галс, 21 — рым, 22 — утка, 23 — степс, 24 — мачта, 25 — съемный киль, 26 — угольник для крепления съемного киля, 27 — перо руля 28 — румпель, лата.

Для противодействия дрейфу достаточно закрепить к килю в 2корму от мачты дюралевый лист толщиной 4—5 мм и площадью 0,25 м2. Как и на шпоновой лодке, его надо делать легкосъемным, чтобы устанав­ливать только при плавании под парусами Могут быть использованы также бортовые подъемные шверцы по типу устройства, популярного у байдарочников (см рис 218) Так как работает только один шверц, расположенный на подветре2нном борту, площадь каждого из них должна быть около 0,25 м2.

Управлять лодкой под парусом можно с помощью специального руля ИЛИ рулевого весла с лопастью увеличенной площади. Мотор в этом случае лучше всего снять с транца или поднять его «ногу» из воды для уменьшения сопротивления воды движению лодки

Только на гребных лодках, имеющих острые обводы по ватерли­ниям и снабженных швертом достаточной площади, целесообразно использовать треугольные бермудские паруса На большинстве мото­лодок корпуса не позволяют идти круто к ветру и, следовательно, установка высокоэффективных на лавировке парусов не имеет смысла.

TITLE

TITLE