Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Водометные приставки к подвесным моторам

Posted on 20.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Существует несколько промышленных разработок и любительских конструкций водометных движителей, скомпонованных с обычным подвесным мотором. За рубежом освоен серийный выпуск ряда моделей подвесных водометных моторов.

Один из простейших вариантов водометной приставки для пяти­сильного мотора «Прибой» представлен на рис. 184. В разъемном ли­том корпусе приставки расположена крыльчатка 4 центробежного на-

Водометные приставки к подвесным моторам

Рис. 184. Водометная приставка для мотора «Прибой».

J сопло водомета; 2 — водоэаборыик системы охлаждения; 3 — за­щитная решетка; 4 ~ крыльчатка центробежного насоса; S — корпус вальннка; в шлицевьй вал; 7 — корпус приставки; 8 — гаэовыхлоп.

Coca и выходное сопло 1. Вертикальный вал 6 насоса вращается в ша­рикоподшипниках, запрессованных в корпус приставки 7. Вал соединен с вертикальным валом-рессорой мотора с помощью шлииевой муфты Подшипники смазывают маслом, заливаемым в верхнюю полость кор­пуса приставки, от проникновения ьоды корпус ПОДШИПНИКОВ изо­лирован сальником 5. Выхлоп отработанных газов, как и на винтовом моторе, производится в воду через канал в приставке.

Водозаборник водомета должен располагаться на 15—20 та ниже днища мотолодки, чем и определяется габаритная осадка лодки.

Помимо малой осадки к достоинствам водометного варианта могут быть отнесены безопасность эксплуатации — здесь нет ни одной не­защищенной вращающейся детали, которая могла бы поранить пла­вающих рядом с лодкой людей; высокая маневренность — управление лодкой осуществляется поворотом мотора Подобная конарукция приставок получила распространение в основном для моторов малой мощности — 2—8 л с.

Обладая сравнительной простотой конструкции и компактностью, водомет с центробежным насосом имеет, однако, низкую эффективность, значительно меньший упор, чем гребной винт В частности, на швар­товах упор водомета вдвое меньше.

Для мощных моторов целесообразнее применять водометные движители с осевыми горизонтальными насосами (рис. 185), вал ко торых соединен с вертикальным валом мотора через угловой редуктор. В варианте моторл «Ветер» от серийного подвесного мотора «Вихрь» используют двигатель с поддоном и детали подвески, заново отливают из легкого сплава корпус водометного движителя, корпус редуктора, дейдвуд и сопло. Водозаборник имеет по периметру две шайбы. Ниж­няя служит для формирования потока воды на входе в водозаборник и устранения возможности прососа воздуха в приемное отверстие по корпусу водозаборника, верхняя — для уменьшения брызгооб- разования и замывания корпуса потоком воды. Благодаря этому до­стигается заметное снижение сопротивления водозаборника Преду­смотрено реверсивное устройство в виде заслонки заднею хода, на­вешенной на сопло Поворот часлонки производится шарнирными тягами.

С помощью двух гаек 3, вворачиваемых в корпус 6 подвески мо­тора, можно отрегулировать положение водозаборника днища лодки в зависимости от высоты транца. Как показали испытания, наи­высшая скорость лодки достигается при глубине погружения носка водозаборника ниже днища на 15—20 мм.

Основные данные подвесного водометного мотора «Ветер»:

TOC o "1-3" h z Мощность максимальная, л. с…………………………………………………. 20

Частота вращения при максимальной мощности, об/мин 5000 Часовой расход горючего при максимальной мощности,

Кг/ч………………………………………………………………………………………… 9

Диаметр ротора водомета, и.……………………………………………………. 0,143

UJai ротора, м………………………………………………………………………… 0,130

Относительное поджатие сопла…………………………………………………. 0,788

Угол установки лопаток спрямляющего аппарата, . 18

Передаточное отношение редуктора……………………………………. 19—20 (0,95)

Водометные приставки к подвесным моторам

Рис. 185. Подвесной водометный могор «Ветер» с двигателем «Вихрь».

/ —двигатель; 2 —резиновый амортизатор; S гайка для регулировки положения мотора по высоте транца; 4 — струбцина подвески, 5 — ось пово­рота мотора, 6 — корпус подвески; 7 — вертикальный вал-рессора: 8 — ше­стерня г = 19; 9 — промежуточный вал; 10 — распорная втулка; // — под­шипник радилльно-упэрнЛй № 36204, 12 — шестерня г = 20, 13 — защитная решетка, /4 — шпилька MS, 15 — водозаборник, 16 — корпус редуктора; 11 _ подшипник Ne 20е), 18 — обтекатель вала, 19 — гребной вал, 20 — ротор четырехлопастный, О = 143; Н =130 чч, 2: — сопло, 22 — спрячллющии аппарат; 23 — • трубка системы охлаждения; 24 — дейдвуд, 25 — заслонка

Заднего хода

Удельный упор водометного движителя с осевым насосом ока­зался на 20—25% выше, чем у гребного винта, упор на швартовах достиг 140 кг. Лодка с водометом обладает хорошей приемистостью, диаметр циркуляции на полных оборотах мотора составляет всего 1— 1,5 длины корпуса лодки. Мотолодка «Прогресс» развила на испыта — ~гтях с мотором «Ветер» максимальную скорость 33 км/ч, «Казанка»— 40 км/ч.

Конструктивное исполнение водометного подвесного мотора с осе­вым насосом сложнее, чем с центробежным, и подобно винтовому варианту. Габариты водозаборника достаточно велики, что приво­дит к росту сопротивления погруженной части мотора. Затрудняется подбор оптимальных параметров движителя для различных по об­водам и водоизмещению мотолодок — на обычном моторе это делается с помощью сменных гребных винтов.

Зазор между краем лопастей ротора и стенкой водовода обычно выдерживают в пределах до 0,5% диаметра ротора (0,5—0,7 мм для ро­тора диаметром 150 мм). При попадании в этот зазор песка и гальки происходит интенсивный эрозионный износ лопастей и внутренней поверхности водовода, поэтому при длительной эксплуатации на мел­ководье движитель быстро теряет свой КПД и может даже потребо­ваться смена ротора. Установка решеток не устраняет это явление — • мелкая галька все равно попадаег к колесу, а КПД установки, осо­бенно на больших скоростях, снижается.

Глубина воды под входным патрубком водомета должна быть не менее одного-полутора диаметров входного водовода. При проходе лодкой песчаных кос с глубиной 0,1—0,12 м возможно присасывание кормы к речному дну — при этом система охлаждения мотора заби­вается песком. Такие участки, если они не очень широкие, нужно проскакивать с ходу, уменьшив частоту вращения до минимальной.

Отмеченные выше недостатки обеих схем водометных приставок, а также неопределенные перспективы с реализацией таких моторов послужили причиной того, что [ни одна из опытных разработок под­весных водометов не внедрена в отечественное промышленное про­изводство.

TITLE

TITLE