Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Винт регулируемого шага

Posted on 16.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

А: |

В отличие от мультипитча шаг на ВРШ изменяется дистан­ционно и на ходу судна. Это позволяет, например, путем уменьшения шага в начальный период разгона и преодоления «горба» сопротивле­ния облегчить выход судна на глиссирование или подводные крылья, особенно при ограниченном запасе мощности двигателя. На тихоход­ных водоизмещающих судах можно менять скорость катера от макси­мальной до положения «Стоп», а также давать задний ход без изменения
направления вращения гребного вала (рис. 85). ВРШ позволяет идти самым малым ходом без опасения, что двигатель заглохнет, всегда иметь шаг винта, близкий к оптимальному и обеспечивающий эконо­мичную работу двигателя.

9 7 6 5

Винт регулируемого шага

Zf 5 5

Рис. 86. ВРШ поводкового типа.

ВРШ чаще всего применяются на малых судах с целью обеспечения судну заднего хода без установки реверсивно-разобщительной муфты, а также на парусно-моторных яхтах, где за счет установки лопастей во флюгерное положение можно снизить сопротивление воды движению под парусами.

Простая и надежная конструкция ВРШ показана на рис. 86. Этот винт имеет диаметр 370 мм и рассчитан для установки на шлюпке

Фптгер

Винт регулируемого шага

Переднийход

Холостой ход

Задний ход

Рис. 85. Принцип работы ВРШ.

Лопасти ВРШ поворачиваются вокруг своей оси так же, как и на мультипитче, но на больший угол и дистанционно — с поста управ­ления катером. Отмеченные выше недостатки многошаговых винтов присущи и ВРШ и, кроме того, у него есть еще один — снижение КПД за счет увеличения диаметра ступицы.

С двигателем 8 л. с. при 1000 об/мин. В корневой части лопасти 9 на­ходится паз, в который входит сухарь 5. Его палец вставляется в от­верстие поводка 6, закрепленного на штанге 7 гайками 3. Штанга про­ходит в пустотелом гребном валу 8, на кормовом конце которого за­прессована ступица 1. Обтекатель ступицы 2 крепится винтами 4.

При перемещении штанги 7 и связанного с ней поводка 6 вдоль оси вала усилие передается через пальцы на сухари 5, которые повора­чивают лопасти.

Применяется также конструкция ВРШ с зубчатыми шестернями, нарезанными на корнях лопасти и входящими в зацепление с рейкой, имеющейся на конце штанги (рис. 87). Таким образом, поступательное

Винт регулируемого шага

Рис. 87. ВРШ с шестеренным приводом.

/ «- лопасть; 2 — штанга; S — сектор; 4— рукоятка в фиксатором; в— не­подвижное кольцо; € — вращающееся кольцо; 7 — фланец муфты; 8 •— тра­верса, соединенная со штангой 2; 9 — тяга; 10 •» соединительная планка; // — гребной вал.

Перемещение штанги преобразуется во вращательное движение лопа­стей. Для трехлопастного винта рейка делается трехгранной. На этом же рисунке показано устройство для управления шагом винта, устанавли­ваемое внутри лодки. Рукоятка 4 связана планками 10 с неподвиж­ным кольцом 5, соединенным с вращающимся кольцом 6. В последнем имеются отверстия, через которые кольцо соединено со штифтом, за­прессованным в штангу 2. Для прохода штифта в стенках полого вала профрезеровано овальное отверстие.

TITLE

TITLE