May 30, 2023
А: | |
В отличие от мультипитча шаг на ВРШ изменяется дистанционно и на ходу судна. Это позволяет, например, путем уменьшения шага в начальный период разгона и преодоления «горба» сопротивления облегчить выход судна на глиссирование или подводные крылья, особенно при ограниченном запасе мощности двигателя. На тихоходных водоизмещающих судах можно менять скорость катера от максимальной до положения «Стоп», а также давать задний ход без изменения
направления вращения гребного вала (рис. 85). ВРШ позволяет идти самым малым ходом без опасения, что двигатель заглохнет, всегда иметь шаг винта, близкий к оптимальному и обеспечивающий экономичную работу двигателя.
9 7 6 5 |
Zf 5 5 |
Рис. 86. ВРШ поводкового типа. |
ВРШ чаще всего применяются на малых судах с целью обеспечения судну заднего хода без установки реверсивно-разобщительной муфты, а также на парусно-моторных яхтах, где за счет установки лопастей во флюгерное положение можно снизить сопротивление воды движению под парусами. Простая и надежная конструкция ВРШ показана на рис. 86. Этот винт имеет диаметр 370 мм и рассчитан для установки на шлюпке |
Фптгер
|
Переднийход |
Холостой ход |
Задний ход |
Рис. 85. Принцип работы ВРШ. |
Лопасти ВРШ поворачиваются вокруг своей оси так же, как и на мультипитче, но на больший угол и дистанционно — с поста управления катером. Отмеченные выше недостатки многошаговых винтов присущи и ВРШ и, кроме того, у него есть еще один — снижение КПД за счет увеличения диаметра ступицы.
С двигателем 8 л. с. при 1000 об/мин. В корневой части лопасти 9 находится паз, в который входит сухарь 5. Его палец вставляется в отверстие поводка 6, закрепленного на штанге 7 гайками 3. Штанга проходит в пустотелом гребном валу 8, на кормовом конце которого запрессована ступица 1. Обтекатель ступицы 2 крепится винтами 4.
При перемещении штанги 7 и связанного с ней поводка 6 вдоль оси вала усилие передается через пальцы на сухари 5, которые поворачивают лопасти.
Применяется также конструкция ВРШ с зубчатыми шестернями, нарезанными на корнях лопасти и входящими в зацепление с рейкой, имеющейся на конце штанги (рис. 87). Таким образом, поступательное
Рис. 87. ВРШ с шестеренным приводом. |
/ «- лопасть; 2 — штанга; S — сектор; 4— рукоятка в фиксатором; в— неподвижное кольцо; € — вращающееся кольцо; 7 — фланец муфты; 8 •— траверса, соединенная со штангой 2; 9 — тяга; 10 •» соединительная планка; // — гребной вал.
Перемещение штанги преобразуется во вращательное движение лопастей. Для трехлопастного винта рейка делается трехгранной. На этом же рисунке показано устройство для управления шагом винта, устанавливаемое внутри лодки. Рукоятка 4 связана планками 10 с неподвижным кольцом 5, соединенным с вращающимся кольцом 6. В последнем имеются отверстия, через которые кольцо соединено со штифтом, запрессованным в штангу 2. Для прохода штифта в стенках полого вала профрезеровано овальное отверстие.