Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Устройства, облегчающие работу с парусами

Posted on 22.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Устройство для закрутки стакселя вокруг штага (рис. 204) позволяет убирать стаксель, не снимая его со штага и не выходя на палубу. Состоит оно из барабана 5, жестко соединенного со штырем 3, К которому крепится серьга 2. В одно из отверстий серьги заводится палец галсового угла паруса, в другое — палец двойной серьги 6, Имеющейся на нижнем конце штага П. Вверху и внизу устройство крепится к фигингам на мачте и палубе через вертлюги 4, снабженные упорными подшипниками и допускающими свободное вращение во­круг оси штага.

В верхней части серьги 6 имеется несколько отверстий для ре — гулнровки натяжения штага, в средней — обе пластины серьги скле­паны таким образом, чтобы между ними оставался промежуток. В этот промежуток вводится и зацепляется за одну из перемычек заклепок натяжной крючок 9, который закреплен на нижнем конце стаксель — фала 10. При постановке паруса стаксель-фал сначала выбирают за оттяжку 5, а затем обтягивают с помощью крючка 9, который фикси­руется на месте хомутиком 7, свободно скользящим по серьге. Цепляя крючок за ту или иную заклепку, можно добиться нужного натяжения фала.

Когда парус находится в рабочем положении, шнур 1 навит на барабан. При необходимости закрутить стаксель достаточно, по­травливая стаксель-шкот, потянуть за шнур. Снова в рабочее состоя­ние стаксель приводится с помощью шкотов после отдачи ходового конца шнура / с утки.

W

Шпили, шкотовые лебедки, эксцентриковые стопоры и стопорные утки облегчают работу с2о стаксель-шкотами даже при небольшой площади паруса (5—10 м2). Шпиль (рис. 205) является также стопо­рящим устройством, так как допускает вращение только в одну сто­рону. Стаксель-шкот навивается в 2—3 оборота вокруг шпиля и может выбираться в несколько приемов, что не требует постоянного прило­жения больших усилий. Такой шпиль целесообразно устанавливать на швертботах, так как при откренивании яхты невозможно пользо­ваться рукояткой лебедки, расположенной на подветренном борту. При небольшом усложнении конструкции — добавляется рычаг с хра­повым устройством — подобный шпиль становится шкотовой лебедкой, дающей выигрыш в силе соответственно отношению длины рычага

Рис 204. Устройство для закрутки стакселя вокруг штага на неболь­шой яхте.

Рис. 205. Шпиль со стопором, применяющийся в качестве шко­товой лебедки на швертботах.

Устройства, облегчающие работу с парусами

/ — ось 0 9; S — шпилька М5; 3 — Упорное кольцо; 4 — кулачок; 5 — • барабан из текстолита или легкого Сплава; 6 — винт Мб; 7 — пружи­на; 8 — основание,6 = 5; 9 — вин» М5Х3.5.

Устройства, облегчающие работу с парусами

К радиусу шпиля (рис. 206). Минимальный диаметр шпилей и барабанов лебедок для растительных и синтетических тросов принимается обычно равным четырем-шести диаметрам троса.

Эксцентриковые (или кулачковые) стопоры (рис. 207) удобны для всех снастей бегучего такелажа, с которыми постоянно приходится работать — выбирать и потравливать. Эксцентрики изготавливаются из пластмассы или текстолита и обязательно снабжаются пружинами. Для того чтобы потравить шкот, необходимо натянуть его ходовой ко­нец и выхлестнуть из кулачков стопора.

200

Устройства, облегчающие работу с парусами

Рис. 206. Рычажная лебедка для малых яхт.

1 •— барабан; 2 — крышка; 3 — ось а 12; 4 — штифт и 5; 5 — кулачок; S — рукоятка, в = 2; 7 — накладка из текстолита, 6 = 5; 8 — основание, Л = 4; 9 шайба 8; 10 — гайка М8; И — шпилька M4XI3; 12 — заклепка 0 2; 13 — пружина, 2 витка из проволоки 0 0,8; 14 — винт М4Х48; 15, 16 — упорные кольца.

Клиновые стопоры лучше использовать для снастей, с которыми сравнительно редко работают: для фалов, оттяжек, талей шверта и т. п.

Необходимым элементом парусной оснастки является и устройство для уменьшения площади грота — взятия на нем рифов. В простейшем случае грот снабжается одним-двумя рядами отверстий, расположен­ных параллельно гику и усиленных нашивками из парусины. В эти отверстия пропускается шнур, которым уложенная в плотную скатку нижняя часть паруса прикрепляется к гику.

На современных яхтах площадь грота обычно уменьшается посредством наматывания паруса на гик. При небольшой пло — шади (до 15 м2) это можно сделать вручную, если гик будет снабжен простым приспособлением для его вращения и фиксации в нужном положении, а крепление блоков гика-шкота не помешает наматыва­нию паруса. На пятку гика надевается металлический стакан, в до­нышке которого имеется квадратное отверстие, обушок вертлюга снабжается штырем с квадратом соответствующих размеров (рис. 208).

Устройства, облегчающие работу с парусами

Рнс. 207. Стопоры для шкотов и фалов: а — кулачковый (эксцентри­ковый); бив — клиновые с насечкой; в — клиновой с сужающейся щелью; д — утка со стопором.

Устройства, облегчающие работу с парусами

Рис. 208. Патент-риф простейшей конструкции для малых яхт и швертботов: а — пятка гика (у мачты); Б — нок.

/ — гик; 2 — кольцо; S — пружина; 4 — штырь; 5 — стакан; 6 — оковка нока; 7 — ось-заклепка: 8 — серьга; ••-пруток или тросик; 10 — блок гика-шкота; /У— хо> Пут; 12 — ролики.

Г

Рри взятии рифов гик оттягивается от мачты, при этом его можно вра­щать вокруг цилиндрической части штыря В нужном положении гик фиксируется с помощью квадрата и пружины, упирающейся в кольцо. Гика-шкот при этом крепится либо на самом ноке гика за оковку, свободно вращающуюся вокруг его оси, либо за специальный хомут, снабженный роликами. Для того чтобы хомут не перемещался по гику, его крепят к ноковой оковке растяжкой из металлического прутка или стального тросика.

Устройства, облегчающие работу с парусами

На более крупной яхте может быть применен патент-риф, совме­щенный с лебедкой грота-фала (рис. 209), конструкция которого разработана В. В. Чайкиным. Устройство используется не только для взятия рифов, но и для постановки и уборки грота Ось лебедки грота-фала пропускается сквозь мачту, где конец оси соединяется с верт­люгом гика При одновременном вращении барабана лебедки и гика фал, сматываясь с лебедки, травится, а парус наматывается на гик.

Барабан 1 имеет возможность свободно вращаться на оси и при необходимости соединяться с рукояткой стопорным пальцем 2 Стопор 4 Служит для фиксации барабана в неподвижьом положении. Вертлюг гика также может вращаться свободно или соединяться с осью руко­ятки жестко при помощи другого стопора 5 и фиксироваться непод­вижно стопором 6.

Устройства, облегчающие работу с парусами

Рис. 210 Схема проводки гика-шкота

На малых яхтах и швертботах- а — проводка в два лопаря; б—проводка В три лопаря с тросовым погоном и Ходовым концом, сходящим с верхнего блока; в — проводка гика шкота на яхте,

Снабженной рельсовым погоном.

/ — гика-шкот, 2 • обушок, 3

Тросовый погон 4 — ограничители хода ползуна, 5 ползун; S -» рельс; 7 — биыс.

Освободив стопоры 4, 5 и 6 и соединив рукоятку с барабаном паль­цем 2, можно поднять парус, свободно сматывающийся с гика. В не­обходимом положении барабан фиксируется стопором 4. Для уборки грота вертлюг гика соединяют с осью стопором 5, и, освободив все остальные стопоры, вращением рукоятки парус наматывают на гик. Колодочный тормоз 3 обеспечивает ровную намотку паруса на гике, так как при торможении возможно проскальзывание барабана, если возникает чрезмерное натяжение фала из-за увеличивающегося диа­метра намотки паруса на гик. При взятии рифов, сделав нужное ко­личество оборотов гика, следует заложить стопор 6 и, слегка добрав фал 7 рукояткой, застопорить барабан стопором 4.

Фалы парусов, если они не выбираются на барабан лебедки, могут быть изготовлены из растительного или синтетического троса целиком, либо с ходовой частью из тако2 го троса для выбирания вручную. При площади паруса свыше 15 м2 полезно на мачте установить лебедку шпилевого типа, с помощью которой фал может быть выбран втугую.

Гика-шкот даже на небольшом швертботе следует провести в два лопаря (рис. 210, а) с двойным выигрышем в силе. При площади грота около 10 м2 необходима проводка в три лопаря, причем ходовой конец должен выходить из нижнего блока, вращающегося вокруг верти­кальной оси и снабженного стопором для шкота (рис. 210, в). Для того чтобы грот эффективно работал на острых к ветру курсах, желательно нижний блок закрепить на ползуне, скользящем по рельсовому погону. Парус получает правильный профиль с одинаковыми углами атаки по его высоте, если тяга гика-шкота направлена не к ДП судна, а к под­ветренному борту. На полных курсах полезна оттяжка гика, пре­пятствующая задиранию его вверх и трению парусины о ванты и кра­спицы (см. рис. 192).

TITLE

TITLE