Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Posted on 18.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Г т"

Ряд усовершенствовании, разработанных владельцами се­рийных мотолодок — конструкторами-любителями целесообразно ис­пользовать при последующих проектировании и постройке на заводах. К их числу относятся: установка бензобаков повышенной емкости (ста­ционарных или съемных), устройство тентов, использование имеющихся свободных объемов для оборудования всевозможных ящичков, полочек и р) i "х ь"в

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

350 400 ^

Т Г’ —

Поить

Лояте’ I

Рис. 127. Встроенный бензобак адя мотолодки «Про­гресс».

/ — пробка; 2 — воздушная трубка; 3 — отбойные перего­родки; 4 — заборная трубка.

Вариантом встроенного стационарного бензобака может служить конструкция (рис. 127), разработанная для мотолодки «Прогресс». Размещенный под передним сиденьем бензобак не влияет на дифферен — товку судна независимо от уровня наполнения. Чтобы при крене горю­чее не переливалось с борта на борт, бак разделен несколькими отбой­ными перегородками со шпигатами у днища.

Под задним сиденьем катера «Прогресс» может быть размещен бензо­бак от автомобиля «Волга», причем горловину для заправки целесооб­разно вывести в моторный отсек. Пенопласт, обеспечивающий непото­пляемость лодки, при этом разрезается пополам и закрепляется по обеим сторонам бензобака.

На мотолодке «Обь» для хранения штатных 20-литровых бензоба­ков может быть использован отсек под кормовым рецессом. Вместо кор­кового сиденья на уровне комишеа кокпита крепится дюралевый лиег (снизу его желательно усилить ребром жесткости). Лист может быть до­статочно широким, чтобы при необходимости служить сиденьем руле­вому Со стороны кокпита ниша закрывается ВЯстросъемной крышкой.

И 2

Такой рундук вмещает минимум два бака, 23-лчтровую канис гру, 5-ли — Тровыи бак для масла, а на сгоянке в нем можно хранить мотор.

Чтобы избежать переключения питачия мотора с одного бака на другой во время плавания, можно предусмотреть неслоя:ное устройство, работающее за счет возникающего в баке разрежения при расходовании топлива. К баку, от которого питается мотор, вмесю вентиляционной пробки подключается штуцер по диаметру топливною шланга. На шту­цер надевается шланг от второго бака. Если крышка на первом баке герметичная, то после того как в нем возникнет разрежение, начнет по­ступать бензин из второго бака.

Тент в многодневном походе необходим и для защиты от непогоды и как укрытие во время ночлега. Чтобы тент можно было использовать на ходу, следует верхнее полотнище располагать на высоте не менее 0,9 м от сиденья, иначе рулевой будет упираться в него головой. Должны быть предусмотрены откидывающиеся полости в корме — для доступа к моторам и по бортам —для швартовных манипуляций, а также для протирания ветрового стекла, если для этой цели не предусмотрен стек­лоочиститель типа автомобильного. Такой стеклоочиститель может быть сделан и с ручным управлением, по типу примененного на серийной лодке «Прогресс».

В наиболее простой и распространенной конструкции тента, пред­ложенной В. М. Алексеевым (рис. 128) для мотолодки ПК-5 — прототипа «Оби», в качестве опор используется пара дуг из алюминиевых трубок. К комингсу кокпита шарнирно крепится дуга большего размера, а к ней — меньшая дуга. Размеры дуг, точки их крепления выбирают соответственно лодке, чтобы обеспечить равномерное натяжение тента и достаточную высоту под ним. Передняя кромка тента крепится к верх­ней кромке ветрового стекла с помощью люверсов или крючков, а зад­няя — натягивается резиновым шнуром. Когда тент убран, дуги отки­дываются и укладываются перед ветровым стеклом или, чаще, позади кокпита. Тенты такой конструкции устанавливают на большинстве серийных мотолодок, а также на судах, спроектированных и построен­ных любителями. Они могут быть использованы на лодках с рубками и каютных катерах. Для южных районов целесообразно полотнище тента выполнить с отстегивающимися боковинами, чтобы в солнечную погоду тент создавал над кокпитом тень и в то же время экипаж обдувало ветром.

Сложнее применить рассмотренную систему крепления тента на от­крытых низкобортных лодках, где двух дуг недостаточно, чтобы под­держивать тент по всей длине, кроме тою, крепление передней кромки на ветровом стекле не обеспечивает необходимой высоты. Примером удач­ной конструкции для данного случая может служить тент1 овое устрой­ство, разработанное для лодок типов «Казанка» и «Южанка1» А. А. Кош — колда. Каркас (рис. 129) представляет собой набор трубчатых дуг (1—5), соединенных шарнирами (6—10) Носовые дуга 5 и дуга-раскос 4 кре­пятся к шарниру 10 так, что когда раскос 4 установлен в рабочем поло­жении, дуга 5 фиксируется вертикально. Фиксация всего каркаса произ­водится при помощи среднею шарнира 9 и заднего шарнира 8. Кормовая дуга / при этом устанавливается вертикально и удерживается в этом положении дугой раскосом 2. Чтобы компенсировать переменную ши­рину палубы, дуги посредине разрезаны и соединены трубчатыми пере­ходниками Этим обеспечивается возможность укладки задних дуг при снятом тенте на палубе перед ветровым стеклом.

Чтобы при ночлеге в холодное время тент закрывал лодку поплот­нее, имеет смысл по ею нижней кромке пришить неширокий клапан.

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Виде

(тент не по/сазан)

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Рис. 128. Конструкция тента с опорой на две дуги.

I — скоба; 2 — тент; 3 — Петля для крепления тента к дуге; 4 — дуга основная; 5 — носовая дуга; в — от­стегивающиеся боковины; 7 — штырьки для крепления носовой кромки тента; Я — ветровое стекло; 9 — фла­нец; 10 • — обушок; /7 — Винт; 12 — наконечник; 3 — планка; 14 — винт; 15 — Амортизационный шнур.

Петаль 7

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

4 Ш S

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Вид А

(подернуто на 90°) 7 12

Рис. 129. Конструкция тента для мотолодок «Казанка» и «Южанка».

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

I — кормовая дуга; 2,3— дуги-раскосы; 4 — носовая дуга-раскос; 5 носовая дуга; S, 7 —трубчатые переходники; 8, 9, 10 — шарниры; / / п ля; 12 —фиксирующий винт.

Клапан крючками (или люверсами), пришитыми по его краю, крепится за нижнюю кромку комингса, а края полотнища тента выпускаются на­ружу (рис. 130).

Если лодкой управляют с помощью румпеля или пост управления расположен в кормовой части кокпита (как, например, на мотолодке «Лещ» — см. рис. 116), то тент следует делать ниже, чтобы он не мешал обзору. Достаточна высота над продольными рундуками в 650 мм или над пайолами — 900 мм. В случае необходимости можно укрыться под тентом, сидя на пайоле.

Дуги такого тента лучше откидывать вперед — на лодке без сгекла он обеспечит дополнительную защиту от брызг даже в сложенном виде

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Рис. 130. Крепление края Рис. 131. Ящик для хранения мелких

Тента к комингсу. предметов.

I «• клапан; 2 — комингс;

3 — люверс.

И, кроме того, не будет загромождать занятую экипажем кормовую часть кокпита. Кормовой полог тента днем скатывают и подвязывают к верх­ней дуге тесемками; на ночь его опускают и пристегивают к кормовому комингсу, наглухо закрывая лодку (см. конструкцию тента для мото­лодки МКМ с. 175).

Для оборудования ящичков и рундуков на мотолодке прежде всего должны быть использованы имеющиеся конструктивные объемы — под палубой в носу и по бортам. Например, открытая полочка, имеющаяся по бортам кокпита мотолодки «Прогресс», может быть перегорожена переборками и снабжена запирающимися крышками. Удобные откидные ящики, не требующие много места и не открывающиеся на качке (рис. 131), могут быть устроены как под палубой у бортов, так и под си­деньями. Нижней кромкой ящик / закрепляется на петлях 4 к продоль­ной стенке сиденья. Брусок 2 служит ограничителем, препятствующим полному откидыванию ящика, а брусок 3, закрепленный на стенке ящика, не позволяет ему полностью проваливаться под сиденье.

На многих серийных лодках любители заменяют металлические елани сплошным фанерным настилом. Металлические елани гремят, небезопасны в походе: при попадании на них масла становятся скольз­кими, неустойчивы под ногами. Решетчатые настилы также не лишены недостатков — через них в трюм попадает грязь, проваливается инстру­мент и мелкие детали. Избавиться от этих недоста! ков позволяют ков­рики из резины или брезента, зашивка лайола сверху тонкой покрытие линолеумом.

Имеющееся на некоторых серийных лодках (например, на мото­лодке «Обь») стошное переднее сиденье для рулевого и пассажира в походе неудобно, затрудняет расположение в кокпите на ночлег. Вместо него А. А. Водар изготовил два сиденья складной конструкции (рис. 132). Каркасы сделаны из стальных трубок от старых стульев, рамки сидений обтянуты прочным брезентом, а затем кожчаменителгм.

Усовершенствование серийных мотолодок для спортивного туризма

Рис. 132. Откидное сиденье для мотолодки «Обь>.

/ — основание сиденья; 2 — петля, 3 — крючок, фиксирую­щий спинку; 4 — каркас спинки.

К спинке крепится фанерная дощечка размером 180×320 мм со скруг­ленными углами, к которой приклеивается поролон и надевается чехол Из такого же кожзаменителя.

Для ночлега спинки сидений 4 откидываются назад, сиденья / поднимаются к бортам, освобождая всю площадь кокпита.

TITLE

TITLE