May 30, 2023
Владелец лодки стремится оборудовать ее сообразно своим вкусам. Нередко при этом в жертву приносятся и конструктивное оформление судна, и удобства эксплуатации, и даже здравый смысл. На водных путях можно встретить нелепые сооружения вроде низкобортной «Казанки» с сгромной кубообразной рубкой. В каютах на окнах занавески с кистями, на диванах подушки, но нет ни ящичков для хранения инструмента, ни специальных посудных полочек, ни шкафа для одежды. Относительный порядок, который удается навести в таком помещении при выходе в плавание, поддерживается недолго.
Конечно, не на каждом судне удается разместить все, что хотелось бы иметь в плавании. Если, однако, судно эксплуатируется в соответствии со своим назначением, районом плавания и вместимостью, то можно говорить об определенном оптимальном уровне его оборудования — стандарте комфорта. Состав этого оборудования определяется следующими основными требованиями:
1) рациональностью — на любом судне, независимо от его назначения и размеров, не должно быть ни одного предмета, необходимость в котором не установлена абсолютно;
2) целесообразностью — каждый элемент оборудования должен наилучшим образом отвечать своему основному назначению и, кроме того, нести вспомогательные функциональные нагрузки;
3) компактностью — имеется в виду не просто малый объем, но и габариты, удобно вписывающиеся в обводы корпуса.
Эстетическая сторона имеет также немаловажное значение для обеспечения необходимого уровня комфорта на судне, при этом следует руководствоваться выработанными практикой стандартами и образцами. При отсутствии готовых решений следует найти проверенные практикой конструкции и на их основе разработать новые. Особого внимания заслуживает так называемое модульное оборудование, которое может использоваться на любых судах в широком диапазоне раз — мерений.
Сформулировав таким образом требования, предъявляемые к оборудованию судов массового потребления, рассмотрим их применительно к отдельным типам судов, о которых говорилось выше.