May 31, 2023
В торговую сеть поставляются две универсальные системы дистанционного управления (ДУ) — для моторов «Москва» и «Вихрь» (ими комплектуется большинство выпускаемых мотолодок). Немного изменив отдельные детали, обе системы можно использовать и с моторами других типов.
Система ДУ для моторов «Москва» состоит из коробки управления с двумя рукоятками и двух тросов возвратно-поступательного действия для дроссельной заслонки карбюратора и реверса (рис. 161). Каждый трос снабжен быстрозащелкивающимся соединением 16 и держателем троса 9. Держатели крепятся к поддону мотора. Верхние и нижние внутренние стенки коробки выполнены в виде зубчатых реек. На каждой ручке находится капроновый лектор 3 и втулка, на которую надевается шестерня 10 и ползунок 6 с прикрепленным концом троса управления.
Трос состоит из оплетки и стального сердечника диаметром 2 мм в длиной 3 м. На концы оплетки напрессованы муфты с бронзовыми штоками, имеющими резьбу и капроновый шарик-сухарь который вкладывается в держатель троса. Перемещением шарика по штоку регулируется длина троса. При движении рукоятки губчатый гектор обкатывает одну из реек на стенке коробки, по другой рейке движется шестерня. Конструкция коробки позволяет получить движение сердечника совпадающим с направлением движения рукоятки или противоположным ему} крепить коробку на правом ИЛИ левом борту лодки, соединять коробки попарно при двухмоторной установке.
К достоинствам систем ДУ моторами «Москва» можно отнести простоту и надежность конструкции, отсутствие наружных движущихся частей, быстроту подсоединения тросов к органам управления на могоре.
На моторах «Ветерок» для использования этого ДУ необходимо снять румпель с приводом к шестерне и ограничитель, фиксирующий рычаг холостого хода (рис. 162). Держатель 2 троса управления дроссельной заслонкой крепится к плите управления через отверстие, просверленное на расстоянии 140 мм or оси шестерни с поводком и на 8 мм
Рис. 1Ы. Дистанционное управление для моторов «Москва». / — кожух; 2 — планка; 3 — сектор; 4 — ручка реверса; 5 — корпус; 6 — • Ползунок; 7 — ручка газа; 8 — фиксатор; 9 — держатель троса; 10 — шестерня; // — трос; 12 — сухарь; 13~- пружина; 14— зажим; 15 — наконечник; 16 — защелка |
От верхней поверхности прилива под румпель. На конце поводка шестерни срезается прилив, имеющий диаметр 8 мм, и на его месте сверлится отверстие под шпильку для соединения с тросом газа. Для подсоединения ipoca управления холостым ходом в рычаге включения хода сверлится отверстие на расстоянии 12 мм от нижнего вин га ручки, в которое крепится шпилька 5 для наконечника троса. Держатель троса монтируется к поддону мотора на специальной скобе.
Подсоединение ДУ к моторам «Нептун-23» показано на рис. 163. Корпус держателя троса управления газом закрепляется в отверстии, имеющемся на поддоне Ручки управления газом на моторе и коробке ДУ устанавливаются в положение «Стоп» при котором регулируется длина троса. Капроновый шарик с тросом вставляется в держатель троса и фиксируется здесь зажимом и винтами, а наконечник защелкивается за рычаг газа.
Для подсоединения системы управления реверсом нужно с кронштейна снять шток переключения реверса вместе с резьбовым >шком и
|
Рис. 162. Схема крепления гроса управления дроссельной заслонкой (а) И холостым ходом (б) на моторах «Ветерок». |
I — трос для дистанционного управления мотором «Москва»; 2 — держатель троса; 3 — клиновая шайба; 4 — наконечник троса; 5 — шпилька для крепления наконечника к рычагу холостого хода; 6 — шестерня о поводком; 7 — Гайка Мб; 8 — плита управления; 9 — скоба; 10 — злклепка 5X12; И — рычаг холостого хода; 12 — нижний кожух
Рис. 163. Подсоединение ДУ мотором «Москва» к
Мотору «Нептун-23»: А — управление реверсом; Б — управление газом.
|
(0 9 8 |
/ — трос реверса, 2, 14 — сухарь; 3 — кронштейн реверса; 4 — гнездо фиксатора штока; 5 — наконечник троса переключения реверса; 6 — серьга; 7 — рычаг; 8 — рычаг газа; 9 — -»ащел- ка; 10 — наконечник; // — держатель троса; 12 — винт Мб; 13 — зажим; IS — винт М4; 16 — трое газа
Фиксатор, состоящий из винта, пружины и шарика В отверстие кронштейна вместо шток? встав. мякп трос реверса, коюрый крепят двумя шариками-сухарями. Наконечник троса (его следуе! предваритыпно укоротить на 20 мм для обеспечения необходимого хода) соединяют через серьгу с рычагом реверса, выдержав размер 26 мм при постановке рычага в положение «холостой ход» и рукоятки на коробке ДУ в положение «нейтраль»
Рис. 164. Дистанционное управление для моторов «Вихрь»: А — расположение на моторе; 6 — пульт управления. |
/ — пластмассовый наконечник: 2 — основание качалки; S — Наконечник штуртроса; 4 — трос заднего хода; 5 — трос переднего хода; 6 — наконечник троса; 7 — передняя ручка мотора; S — качалка реверса; 9 — тяга реверса; 10 — планка реверса; 11 — угольник для крепления пружины; 12 — задняя ручка; 18 — пружина; 14 — валик привода дроссельной заслонки; 16 — штифт 3X15; 16 — рычаг газа; 17 —штырь с закладным язнчком; 18 — трос газа; 19, 21 — боуденодержатели; 20 — боуденовокая оболочка; 22 — кница; 23 — регулировочный винт; 24 — ручка газа; 25 ~- «собачка»; 26 — ручка реверса;
27 — сектор; 28 — фиксатор ручки реверса
Дистанционное управление, которым комплектуются мотолодки «Прогресс» и «Обь», рассчитано на управление моторами типа «Вихрь», но можег быть использовано и с мотором «Нептун». Эта система ДУ поставляется также отдельно от мотолодок в торговую сеть и включает как устройства для управления дроссельной заслонкой и реверсом, так и штурвал с комплектом блоков к штуртросом для управления поворотом мотора (рис. 164) и дистанционную проводку кнопки «Стоп». Рычаг, насаживаемый на конец вертикального валика дроссельной заслонки карбюратора, который выступает снизу поддона мотора, соединяется стальным тросом в боуденовской оболочке с рукояткой на посту управления. Подавая рукоятку вперед, водитель увеличивает газ. Возвратной вращение валика осуществляется пружиной, своими концами крепящейся к рычагу и специальному угольнику, который ставится под болты крепления задней ручки мотора.
Включение переднего и заднего хода осуществляется рукояткой на посту водителя при помощи двух тросов, концы которых крепятся
Рис. 165. Подсоединение ДУ мотолодки «Прогресс» к мотору «Нептун-23»: а — подсоединение троса газа; б — подсоединение устройства реверса. |
/ — наконечник; 2 — скоба; 5 — вичт Мо; 4 — наконечник; 5 — трос переключения реверса; 6 — качалка; 7 — кронштейн; 8 — передняя ручка мотора; 9 — винт фиксатора; 10 — кронштейн реверса; // — шток переключения реверса; 12 — ушко; 13 — контргайка; 14 — серьга; 15, 18 — рычаг; 16 — палец; 17 — возвратная пружина; 19 — трос газа; 20 — упор оболочки; 21 — оболочка троса газа
На двуплечем рычаге — качалке. Шаровой наконечник со штатной тяги Реверса снимается и взамен него навинчивается пластмассовый наконечник, имеющий паз для качалки. Кронштейн с качалкой крепится на болтах к передней ручке для переноски мотора и служит также для подсоединения штуртросов рулевого управления. При подсоединении ДУ к мотору «Нептун-23» пластмассовый наконечник качалки прикрепляется к штоку переключения реверса при помощи переходной скобы с резьбой и винта Мб. Скоба навинчивается на шток и контрится штатной ручкой (рис. 165). В конструкции пульта управления предусмотрена блокировка, исключающая возможность переключения реверса при повышенной частоте вращения.
Недостатком описанной системы, как, впрочем, и других, в которых передаточным звеном от рукояток к исполнительным органам на моторе служат гибкие тросики, являются люфгы, вытяжка троса со временем, подверженность тросов коррозии и износу, особенно в местах пайки или Опрессовки бобышек, с помощью которых трос прикрепляется к деталям ДУ.
Оригинальное дистанционное управление применено на мотолодке «Крым» (рис. 166). Кинематическая связь рукояток с узлами на моторе здесь осуществляется с помощью «бесконечного» троса. Тросы, закрепленные на шкивах ручек, проходят сквозь боуденовгкую обо-
Рис. 166. Дистанционное управление мотором «Вихрь» на мотолодке «Крым». 1 корпус блока управления; 2 — рукоятки; 3 — разделительная пластина; 4 I— Кольцо; б — опора; 6— шпилька; 7 — стопор троса реверса; 8 — наконечник тяги реверса; 9 — упор; 10 — хомутик; Л — кронштейн крепления Наконечника к румпелю; 12 — палец; 13 — боуденовская оболочка; ( = •= 3,1 м; 14 — наконечники; 75 — гайки Мб; 16 — шпильки Мб. |
Лочку, которая присоединяется к упорной планке. Планка может перемещаться по резьбовой шпильке для регулировки натяжения троса. Трос огибает кольцо и крепится на нем в отверстиях таким образом, что обеспечивается вращение кольца в полукольце. Для дистанционного управления газом одно из колец надевается на вращающуюся рукоятку румпеля — шлицы на внутренней поверхности кольца входят в зацепление с выступами хомутика, установленного на рукоятке. Узел крепится с помощью кронштейна, охватывающего невращающуюся часть румпеля. Перемещение рукоятки газа на посту управления вызывает соответствующее вращение рукоятки румпеля, как и при непосредственном управлении моюром с помощью румпеля.
Узел управления реверсом имеет аналогичную конструкцию и закрепляется на кронштейне рулевого устройства. На открытую часть троса вблизи кольца надет сухарик, соединяемый со штоком переключения реверса. Перемещаясь вместе с гросом, сухарик обеспечивает поступательное перемещение штока. Система работает без каких-либо фиксирующих приспособлений — достаточно сил трения, которые легко регулируются путем перемещения упорных планок оболочек.