Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Posted on 19.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

В торговую сеть поставляются две универсальные системы дистанционного управления (ДУ) — для моторов «Москва» и «Вихрь» (ими комплектуется большинство выпускаемых мотолодок). Немного изменив отдельные детали, обе системы можно использовать и с моторами других типов.

Система ДУ для моторов «Москва» состоит из коробки управления с двумя рукоятками и двух тросов возвратно-поступательного действия для дроссельной заслонки карбюратора и реверса (рис. 161). Каждый трос снабжен быстрозащелкивающимся соединением 16 и держателем троса 9. Держатели крепятся к поддону мотора. Верхние и нижние вну­тренние стенки коробки выполнены в виде зубчатых реек. На каждой ручке находится капроновый лектор 3 и втулка, на которую надевается шестерня 10 и ползунок 6 с прикрепленным концом троса управления.

Трос состоит из оплетки и стального сердечника диаметром 2 мм в длиной 3 м. На концы оплетки напрессованы муфты с бронзовыми што­ками, имеющими резьбу и капроновый шарик-сухарь который вклады­вается в держатель троса. Перемещением шарика по штоку регулируется длина троса. При движении рукоятки губчатый гектор обкатывает одну из реек на стенке коробки, по другой рейке движется шестерня. Кон­струкция коробки позволяет получить движение сердечника совпадаю­щим с направлением движения рукоятки или противоположным ему} крепить коробку на правом ИЛИ левом борту лодки, соединять коробки попарно при двухмоторной установке.

К достоинствам систем ДУ моторами «Москва» можно отнести простоту и надежность конструкции, отсутствие наружных движу­щихся частей, быстроту подсоединения тросов к органам управления на могоре.

На моторах «Ветерок» для использования этого ДУ необходимо снять румпель с приводом к шестерне и ограничитель, фиксирующий рычаг холостого хода (рис. 162). Держатель 2 троса управления дрос­сельной заслонкой крепится к плите управления через отверстие, про­сверленное на расстоянии 140 мм or оси шестерни с поводком и на 8 мм

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Рис. 1Ы. Дистанционное управление для моторов «Москва».

/ — кожух; 2 — планка; 3 — сектор; 4 — ручка реверса; 5 — корпус; 6Ползунок; 7 — ручка газа; 8 — фиксатор; 9 — держатель троса; 10 — ше­стерня; // — трос; 12 — сухарь; 13~- пружина; 14— зажим; 15 — наконеч­ник; 16 — защелка

От верхней поверхности прилива под румпель. На конце поводка ше­стерни срезается прилив, имеющий диаметр 8 мм, и на его месте свер­лится отверстие под шпильку для соединения с тросом газа. Для под­соединения ipoca управления холостым ходом в рычаге включения хода сверлится отверстие на расстоянии 12 мм от нижнего вин га ручки, в ко­торое крепится шпилька 5 для наконечника троса. Держатель троса монтируется к поддону мотора на специальной скобе.

Подсоединение ДУ к моторам «Нептун-23» показано на рис. 163. Корпус держателя троса управления газом закрепляется в отверстии, имеющемся на поддоне Ручки управления газом на моторе и коробке ДУ устанавливаются в положение «Стоп» при котором регулируется длина троса. Капроновый шарик с тросом вставляется в держатель троса и фиксируется здесь зажимом и винтами, а наконечник защелки­вается за рычаг газа.

Для подсоединения системы управления реверсом нужно с кронш­тейна снять шток переключения реверса вместе с резьбовым >шком и

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

12 Ю 7 1

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Рис. 162. Схема крепления гроса управления дроссельной заслонкой (а) И холостым ходом (б) на моторах «Ветерок».

I — трос для дистанционного управления мотором «Москва»; 2 держатель троса; 3 — клиновая шайба; 4 — наконечник троса; 5 — шпилька для крепле­ния наконечника к рычагу холостого хода; 6 — шестерня о поводком; 7Гайка Мб; 8 — плита управления; 9 — скоба; 10 — злклепка 5X12; И — рычаг холостого хода; 12 — нижний кожух

Рис. 163. Подсоединение ДУ мотором «Москва» к

Мотору «Нептун-23»: А — управление реверсом; Б — управление газом.

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

(0 9 8

/ — трос реверса, 2, 14 — сухарь; 3 — кронштейн ре­верса; 4 — гнездо фиксато­ра штока; 5 — наконечник троса переключения ревер­са; 6 — серьга; 7 — рычаг; 8 — рычаг газа; 9 — -»ащел- ка; 10 — наконечник; // — держатель троса; 12 — винт Мб; 13 — зажим; IS — винт М4; 16 — трое газа
Фиксатор, состоящий из винта, пружины и шарика В отверстие крон­штейна вместо шток? встав. мякп трос реверса, коюрый крепят двумя шариками-сухарями. Наконечник троса (его следуе! предваритыпно укоротить на 20 мм для обеспечения необходимого хода) соединяют через серьгу с рычагом реверса, выдержав размер 26 мм при постановке рычага в положение «холостой ход» и рукоятки на коробке ДУ в поло­жение «нейтраль»

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Рис. 164. Дистанционное управление для моторов «Вихрь»: А — расположение на моторе; 6 — пульт управления.

/ — пластмассовый наконечник: 2 — основание качалки; SНаконечник штуртроса; 4 — трос заднего хода; 5 — трос перед­него хода; 6 — наконечник троса; 7 — передняя ручка мотора; S — качалка реверса; 9 — тяга реверса; 10 — планка реверса; 11 — угольник для крепления пружины; 12 — задняя ручка; 18 — пружина; 14 — валик привода дроссельной заслонки; 16 — штифт 3X15; 16 — рычаг газа; 17 —штырь с закладным язнчком; 18 — трос газа; 19, 21 — боуденодержатели; 20 — боуденовокая оболочка; 22 — кница; 23 — регулировочный винт; 24 — ручка газа; 25 ~- «собачка»; 26 — ручка реверса;

27 — сектор; 28 — фиксатор ручки реверса

Дистанционное управление, которым комплектуются мотолодки «Прогресс» и «Обь», рассчитано на управление моторами типа «Вихрь», но можег быть использовано и с мотором «Нептун». Эта система ДУ поставляется также отдельно от мотолодок в торговую сеть и включает как устройства для управления дроссельной заслонкой и реверсом, так и штурвал с комплектом блоков к штуртросом для управления поворотом мотора (рис. 164) и дистанционную проводку кнопки «Стоп». Рычаг, насаживаемый на конец вертикального валика дроссельной заслонки карбюратора, который выступает снизу поддона мотора, соединяется стальным тросом в боуденовской оболочке с рукояткой на посту управ­ления. Подавая рукоятку вперед, водитель увеличивает газ. Возврат­ной вращение валика осуществляется пружиной, своими концами крепя­щейся к рычагу и специальному угольнику, который ставится под болты крепления задней ручки мотора.

Включение переднего и заднего хода осуществляется рукояткой на посту водителя при помощи двух тросов, концы которых крепятся

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Рис. 165. Подсоединение ДУ мотолодки «Прогресс» к мотору «Нептун-23»: а — подсоединение троса газа; б — подсоединение устройства реверса.

/ — наконечник; 2 — скоба; 5 — вичт Мо; 4 — наконечник; 5 — трос переключения реверса; 6 — качалка; 7 — кронштейн; 8 — перед­няя ручка мотора; 9 — винт фиксатора; 10 — кронштейн реверса; // — шток переключения реверса; 12 — ушко; 13 — контргайка; 14 — серьга; 15, 18 — рычаг; 16 — палец; 17 — возвратная пружина; 19 — трос газа; 20 — упор оболочки; 21 — оболочка троса газа

На двуплечем рычаге — качалке. Шаровой наконечник со штатной тяги Реверса снимается и взамен него навинчивается пластмассовый нако­нечник, имеющий паз для качалки. Кронштейн с качалкой крепится на болтах к передней ручке для переноски мотора и служит также для подсоединения штуртросов рулевого управления. При подсоединении ДУ к мотору «Нептун-23» пластмассовый наконечник качалки прикреп­ляется к штоку переключения реверса при помощи переходной скобы с резьбой и винта Мб. Скоба навинчивается на шток и контрится штат­ной ручкой (рис. 165). В конструкции пульта управления предусмот­рена блокировка, исключающая возможность переключения реверса при повышенной частоте вращения.

Недостатком описанной системы, как, впрочем, и других, в которых передаточным звеном от рукояток к исполнительным органам на моторе служат гибкие тросики, являются люфгы, вытяжка троса со временем, подверженность тросов коррозии и износу, особенно в местах пайки или Опрессовки бобышек, с помощью которых трос прикрепляется к дета­лям ДУ.

Оригинальное дистанционное управление применено на мото­лодке «Крым» (рис. 166). Кинематическая связь рукояток с узлами на моторе здесь осуществляется с помощью «бесконечного» троса. Тросы, закрепленные на шкивах ручек, проходят сквозь боуденовгкую обо-

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

Рис. 166. Дистанционное управление мотором «Вихрь» на мотолодке

«Крым».

1 корпус блока управления; 2 — рукоятки; 3 — разделительная пластина; 4 IКольцо; б — опора; 6— шпилька; 7 — стопор троса реверса; 8 — нако­нечник тяги реверса; 9 — упор; 10 — хомутик; Л — кронштейн крепления Наконечника к румпелю; 12 — палец; 13 — боуденовская оболочка; ( = •= 3,1 м; 14 — наконечники; 75 — гайки Мб; 16 — шпильки Мб.

Лочку, которая присоединяется к упорной планке. Планка может пере­мещаться по резьбовой шпильке для регулировки натяжения троса. Трос огибает кольцо и крепится на нем в отверстиях таким образом, что обеспечивается вращение кольца в полукольце. Для дистанцион­ного управления газом одно из колец надевается на вращающуюся ру­коятку румпеля — шлицы на внутренней поверхности кольца входят в зацепление с выступами хомутика, установленного на рукоятке. Узел крепится с помощью кронштейна, охватывающего невращающуюся часть румпеля. Перемещение рукоятки газа на посту управления вызы­вает соответствующее вращение рукоятки румпеля, как и при непосред­ственном управлении моюром с помощью румпеля.

Узел управления реверсом имеет аналогичную конструкцию и за­крепляется на кронштейне рулевого устройства. На открытую часть троса вблизи кольца надет сухарик, соединяемый со штоком переключе­ния реверса. Перемещаясь вместе с гросом, сухарик обеспечивает посту­пательное перемещение штока. Система работает без каких-либо фикси­рующих приспособлений — достаточно сил трения, которые легко регу­лируются путем перемещения упорных планок оболочек.

TITLE

TITLE