Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Самовосстанавливающиеся лодки

Posted on 13.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Какими бы остойчивыми ни делали малые суда, создать неопрокидываемое судно не удается. Случается, что даже парусные яхты с тяжелым фальшкилем, масса которого достигает 45% водо­измещения, оказываются перевернутыми океанской волной либо затоп­ленными, иногда они переворачиваются несколько раз. Часто опро­кидываются катера, эксплуатируемые в бурную погоду на мелко­водье.

Идея создания спасательной шлюпки, самостоятельно возвраща­ющейся в исходное положение после опрокидывания, появилась впер­вые в Англии, где береговые спасательные станции, оснащенные не­большими 8—12-метровыми ботами, несут свою службу уже более ста лет. Эти боты должны оказывать помощь потерпевшим бедствие Судам в любую погоду и выдерживать крутую прибойную волну на рифах и штормовой ветер.

Существует четыре основных способа самовосстанавливания ма­лых судов. Один из них использован, например, в проекте знаменитой лодки «Британия-2», на которой англичане Джон Ферфэкс и Сильвия Кук совершили переход через Тихий океан (рис. 66). В носу и корме лодки устроены высокие бочкообразные надстройки, незатопляемый объем которых превышает общее водоизмещение судна. В переверну­том положении лодка плавает на этих надстройках, не касаясь воды бортами, а центр тяжести оказывается расположенным очень вы­соко. Таким образом, это положение оказывается неустойчивым, и при небольшом колебании судно моментально возвращается в нор­мальное положение.

Второй способ — это применение тяжелого фальшкиля, закреп­ляемого под днищем судна, в сочетании с непроницаемыми закрытиями люков в палубе и всех отверстий в рубках. Фальшкиль существенно повышает центр тяжести катера, когда он плавает килем вверх, воз­вращение в нормальное положение происходит вследствие той же неустойчивости, что и в первом случае.

Недостатком этих способов является сравнительно большой пе­риод восстановления, который исчисляется от десяти секунд до минуты в зависимости от воздействия волн и ветра.

Более надежно применить для выпрямления катера способ пере­носа груза. Заключается он в том, что при опрокидывании водяной балласт, находящийся в центре средней части катера, переливается в оказавшуюся внизу бортовую цистерну (рис. 67). Создается момент, благодаря которому судно выводится из состояния относительного равновесия в перевернутом положении в считанные секунды. Напри­мер, 15-метровый спасательный бот, имеющий водяной балласт 2,3 т, выпрямляется всего за 7 с.

Самовосстанавливающиеся лодки

Самовосстанавливающиеся лодки

Рис. 66. Самовосстанавливающаяся лодка «Британия-2» (а) и схема действия сил тяжести G и плавучести F в опрокинутом вверх килем положении (б).

Наконец, самовосстанавливающие свойства могут быть приданы лодке с помощью надувных камер из прорезиненной ткани, уложенных на крыше рубки. В случае опрокидывания срабатывает автоматический клапан и камеры наполняются газом из баллонов. При надутых ка­мерах, оказавшихся под водой, достигается тот же эффект, что и в пер­вом из рассматриваемых способов. Для ускорения восстановления судна надувные камеры располагают не в ДП, а ближе к одному из бортов.

Самовосстанавливающиеся лодки

Рв*.. 67. Схема восстановления катера с помощью бортовой балластной

Цистерны.

/•—3 — опрокидывание катера вверх килем под действием кренящего момента; 4-~б — Восстановление в прямое положение при заполнении оорговов цистерны

Водой

TITLE

TITLE