May 31, 2023
Какими бы остойчивыми ни делали малые суда, создать неопрокидываемое судно не удается. Случается, что даже парусные яхты с тяжелым фальшкилем, масса которого достигает 45% водоизмещения, оказываются перевернутыми океанской волной либо затопленными, иногда они переворачиваются несколько раз. Часто опрокидываются катера, эксплуатируемые в бурную погоду на мелководье.
Идея создания спасательной шлюпки, самостоятельно возвращающейся в исходное положение после опрокидывания, появилась впервые в Англии, где береговые спасательные станции, оснащенные небольшими 8—12-метровыми ботами, несут свою службу уже более ста лет. Эти боты должны оказывать помощь потерпевшим бедствие Судам в любую погоду и выдерживать крутую прибойную волну на рифах и штормовой ветер.
Существует четыре основных способа самовосстанавливания малых судов. Один из них использован, например, в проекте знаменитой лодки «Британия-2», на которой англичане Джон Ферфэкс и Сильвия Кук совершили переход через Тихий океан (рис. 66). В носу и корме лодки устроены высокие бочкообразные надстройки, незатопляемый объем которых превышает общее водоизмещение судна. В перевернутом положении лодка плавает на этих надстройках, не касаясь воды бортами, а центр тяжести оказывается расположенным очень высоко. Таким образом, это положение оказывается неустойчивым, и при небольшом колебании судно моментально возвращается в нормальное положение.
Второй способ — это применение тяжелого фальшкиля, закрепляемого под днищем судна, в сочетании с непроницаемыми закрытиями люков в палубе и всех отверстий в рубках. Фальшкиль существенно повышает центр тяжести катера, когда он плавает килем вверх, возвращение в нормальное положение происходит вследствие той же неустойчивости, что и в первом случае.
Недостатком этих способов является сравнительно большой период восстановления, который исчисляется от десяти секунд до минуты в зависимости от воздействия волн и ветра.
Более надежно применить для выпрямления катера способ переноса груза. Заключается он в том, что при опрокидывании водяной балласт, находящийся в центре средней части катера, переливается в оказавшуюся внизу бортовую цистерну (рис. 67). Создается момент, благодаря которому судно выводится из состояния относительного равновесия в перевернутом положении в считанные секунды. Например, 15-метровый спасательный бот, имеющий водяной балласт 2,3 т, выпрямляется всего за 7 с.
|
Рис. 66. Самовосстанавливающаяся лодка «Британия-2» (а) и схема действия сил тяжести G и плавучести F в опрокинутом вверх килем положении (б). |
Наконец, самовосстанавливающие свойства могут быть приданы лодке с помощью надувных камер из прорезиненной ткани, уложенных на крыше рубки. В случае опрокидывания срабатывает автоматический клапан и камеры наполняются газом из баллонов. При надутых камерах, оказавшихся под водой, достигается тот же эффект, что и в первом из рассматриваемых способов. Для ускорения восстановления судна надувные камеры располагают не в ДП, а ближе к одному из бортов.
|
Рв*.. 67. Схема восстановления катера с помощью бортовой балластной
Цистерны.
/•—3 — опрокидывание катера вверх килем под действием кренящего момента; 4-~б — Восстановление в прямое положение при заполнении оорговов цистерны
Водой