February 7, 2023
Лодка для рыбалки по размерам и оборудованию должна наилучшим образом соответствовать этой (и только этой|) цели. Нет, например, необходимости устанавливать на ней мягкие диваны, ветровое стекло, развитую носовую палубу.
Зарубежная практика, в частности, опыт США, дает немало примеров рационального подхода к конструктивному решению рыболов-
Рис. 115. Алюминиевая рыболовная лодка длиной 4,3 м типа «джонбот».
Ных лодок. Так, например, в США получили широкое распространение «джонботы» и алюминиевые рыболовные лодки длиной от 3,6 до 5,4 м, выпускаемые крупными сериями. Применение штампованных «под клинкерную обшивку» листов и механизированной сварки, минимальное количество деталей набора и простое оборудование обеспечивают невысокую стоимость этих лодок, а хорошие остойчивость и ходовые качества под моторами средней и малой мощности, возможность использовать лодку на веслах создают все условия для хорошей рыбалки. В лодке нет каких-либо узлов и деталей, которые можно было бы потерять, трудно что-либо поломать или испортить. Такие лодки не нуждаются в благоустроенных стоянках и помещениях для зимнего хранения, очень удобны для людей, проживающих в сельской местности (рис. 115).
Разумеется, низкобортные открытые лодки типа «джонбот» пригодны только для рек и закрытых озер, где нет сильного волнения, и в тех случаях, когда не нужно проходить по нескольку десятков километров до места рыбалки. В случаях же, когда приходится преодолевать 80-километровый путь против течения и крутой волны, нужна быстроходная и достаточно мореходная мотолодка, имеющая размерения, близкие к популярному катеру «Прогресс», но сохраняющая, по возможности, основные особенности рыболовных лодок: просторный кокпит со сплошным настилом и свободным доступом к бортам и оконечностям судна, высокую статическую остойчивость и т. п.
Важно, чтобы лодка была оборудована удобными сиденьями (ловить рыбу приходится часами!), штатными местами для хранения рыболовных принадлежностей и пойманной рыбы. Пост управления, если, конечно, не используется самый простой вариант — управление мотором с помощью румпеля должен быть оборудован в виде «консоль* ного» пульта, расположенного в V3 кормы лодки у одного из бортов так, чтобы оставался необходимый рыболову свободный проход от кормы до носа.
Из любительских разработок специализированной рыболовной мотолодки приведем чертеж общего расположения лодки «Лещ», спроектированной Д. А. Курбатовым (рис. 116). Основные данные этой мотолодки: длина — 4,3 м, ширина — 1,7 м, высота борта на миделе—0,6 м,
Рис. 116. Рыболовная мотолодка «Лещ». |
/ «- транец с вырезом для «ноги» подвесного мотора; 2 — «колодец» подвесного мотора; 3 — транец для навески мотора; 4 — кормовой рундук; 5 — сливной шпигат; 6 — водонепроницаемый пайол; 7 — съемная спинка сиденья; * — вращающееся кресло; 9 — поручень; 10 — живорыбный садок; // — крышка рундука; 12 — поролоновая подушка; 13 — бортовые ниши для канистр с топливом.
Масса корпуса — 140 кг. Для того чтобы получить удовлетворительную остойчивость лодки на стоянке, днище выполнено с относительно небольшой килеватостью — всего 12° на миделе и 7° на транце. Носовая часть кокпита полностью освобождена от палубы, банок или рундуков. Для удобства рыбной ловли уровень пайола здесь повышен и оборудована водонепроницаемая платформа, на которой установлено удобное вращающееся кресло с подлокотниками.
Подвесной мотор находится в колодце, что представляется для рыболовной лодки более удобным: меньше возможности заливания двигателя волной при стоянке на якоре, да и рыболовные снасти не будут цепляться за выступающие части. Рыболовная платформа, расположенная выше ватерлинии, имеет водоотливные шпигаты, выведенные в транец. В носу под платформой, если поставить переборку, отделяющую этот отсек от остального трюма, и проделать ряд отверстий
В обшивке днища для циркуляции воды (на ходу эти отверстия Нужно закрывать задвижками) может быть оборудован живорыбный садок.
Снаряжение размещается в кормовом рундуке под сиденьем водителя, по бортам под планширем могут быть закреплены крючки для удочек, рюкзаков и весел. При необходимости вся носовая часть кокпита может быть закрыта тентом, а платформа превращена в широкую лежанку для ночлега.
На лодку может быть установлен любой подвесной мотор мощностью от 12 до 25 л. с. С мотором «Ветерок-12» скорость составит около 22 км/ч, с 25-сильным могогом с полной нагрузкой — до 48 км/ч. Запасы горючего хранятся в изолированном отсеке сбзку от колодца подвесного мотора.
Среди полезных для рыбака приспособлений можно отметить вьюшку с якорным канатом и роульс для него, размещенный на форштевне Лодку с таким устройством меньше води г на якоре.