Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Продольные реданы

Posted on 09.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Гидродинамический эффект от продольных реданов про­является в нескольких направлениях. Во-первых, реданы отсекают воду от днища катера, уменьшая его смоченную поверхность. Во — вторых, на них создается дополнительная подъемная сила, что вместе с первым фактором способствует повышению качества корпуса. В-тре­тьих, с помощью продольных реданов можно получить оптимальную глиссирующую ширину днища и коэффициент удельной нагрузки Сд.

Положительные свойства продольных реданов начинают прояв­ляться лишь на достаточно высоких скоростях — при Fro > 4. На малой скорости (или при разгоне катера) сопротивление воды вследст­вие увеличенной смоченной поверхности днища с реданами оказыва­ется выше, чем у катера с гладким днищем.

Эффективность реданов зависит от того, коснутся ли отраженные их кромками струи воды участков днища, расположенных к борту от редана. Это обусловливается крутизной боковых стенок волновой впа­дины, которая образуется при глиссировании плоской или килеватой пластины (см. рис. 9). У боковых кромок плоской пластины, где ско­рость поперечного растекания воды невелика, эти стенки практически вертикальны — вода под действием перепада давлений у скул резко поднимается вверх. У кромок килеватой пластины скорость попереч­ных потоков высокая, поэтому струи вырываются здесь под углом к вер­тикали (рис. 17), причем, чем больше угол килеватости днища, тем отклонение от вертикали больше. При килеватости около 20° угол наклона стенок впадины оказывается почти равным этому значению.

Близкие к оптимальным размеры поперечного сечения реданов Для д, нища с килеватостью 20—23° приведены на рис. 18, при меньшей

Рис. 17. Волновые стенки-валики впадины у плоскодонного корпуса (а) н корпуса с повышенной килеватостыо днища (б). Справа показано действие продольного редана.

Продольные реданы

Рис. 18. Продольные реданы: а — схема расположения реданов по ширине катера; б — вид на днище катера без реданов; в— действие реданов на том же днище.

/ — поверхности днища, не смачиваемые водой, 2 — ску« яовсЛ брызгоотбойиик, 3 — продольные реданы, 4 — пэпе« речныи поток воды; S «= смоченный участок днища

Килеватости высоту реданов рекомендуется увеличить; при ки — леватости менее 10° использовать их нецелесообразно. Продольные реданы по всей длине корпуса — от форштевня до транца следует при­менять, если только можно рассчитывать на глиссирование корпуса на данной ширине. В противном случае реданы в кормовой части днища только увеличивают сопротивление воды. Обычно до транца доводят лишь крайние к скуле реданы, а остальные, которые эффективно ра­ботают в районе встречи днища с водой на полном ходу, обрывают на том или ином расстоянии от транца. На мотолодках, имеющих малую килеватость днища и скорость менее 40 км/ч, можно устанавли­вать короткие (по 0,5—0,8 м) реданы-брызгоотбойники в зоне интенсив­ного образования брызг — носовой части корпуса.

Реданы должны иметь близкое к треугольному поперечное се­чение с горизонтальной нижней гранью. Желательно, чтобы переход от поверхности днища к рабочей грани редана был плавным, а свобод­ная кромка угла — острой. На деревянных лодках реданы часто де­лают из твердых пород дерева или прикрепляют к их рабочим кромкам металлические полосы.

В средней части корпуса и корме реданы располагают парал­лельно килю. В носовой части их лучше немного свести к форштевню (в плане), чтобы избежать слишком крутого подъема вверх (на боку); в противном случае при всходе корпуса на волну реданы оказывают тормозящее действие.

На каждую половину днища обычно устанавливают по два (при ширине катера 1,4—1,6 м) или три (при ширине 2—2,5 м) редана. Положение крайних к скуле реданов определяется расчетом в зави­симости от скорости и нагрузки катера.

Продольные реданы повышают остойчивость катера, умеряют бортовую и продольную качку. На ходу при резком крене допол­нительная подъемная сила, возникающая на реданах накренен­ного борта, препятствует дальнейшему увеличению крена. Еще один положительный эффект: продольные реданы существенно повышают устойчивость лодки на курсе и в то же время сокращают радиус цирку­ляции. Это происходит благодаря работе боковых вертикальных гра­ней реданов, которые при боковом смещении корпуса (дрейфе) на по­вороте от ветра или волны действуют подобно килю.

В то же время продольные реданы дают и негативный эффект на высокоскоростных катерах при плавании на волне. При встречной волне корпус получает жесткие удары вследствие концентрации Дав­ления на плоских поверхностях реданов.

TITLE

TITLE