Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Приборы для контроля За работой подвесного мотора

Posted on 20.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Важное значение в обеспечении длительного моторесурса подвесного мотора имеет соблюдение правильного режима его эксплуа­тации. Это прежде всего — соответствие мощности, частоты вращения, температурного режима расчетным параметрам мотора.

Промышленность выпускает в торговую сеть две модели комплектов приборов, позволяющих контролировать частоту вращения, скорость лодки и температуру двигателя Прибор ДЛМ-1 (рис. 173) позволяет кон­тролировать частоту вращения коленчатого вала в пределах 100— 6000 =t 200 об/мин и температуру двигателя в пределах 30—100 ± 5°.

Приборы для контроля За работой подвесного мотора

Рис. 173. Прибор ДЛМ-1 для контроля температуры и частоты враще­ния двигателя.

Контроль частоты вращения основан на измерении частоты импульсов, поступающих от прерывателей системы зажигания. Температура кон­тролируется измерительным мостом, в одно из плеч которого включено термосопротивление, вмонтированное в болт М8. Этот болт можег быть установлен в теле двигателя и являться термодатчиком прибора.

Источником питания могут служить переменный ток напряже­нием 15—30 В, получаемый от генераторных катушек мотора, или по­стоянный ток напряжением 6 или 12 В от бортовой сети мотолодки. Мо­гут быть также использованы четыре элемента «Марс», размещаемые в специальной кассете. Их емкости хватает на 50 ч непрерывной работы прибора. Стоимость прибора — 25 руб.

Другой комплект приборов — тахометр и спидометр для мотоло­док — изготавливается на Лианозовском электромеханическом заводе (рис. 174). Тахометром измеряют частоту вращения в диапазоне 500— 6000 об/мин с точностью ± 3 % , спидометром — скорость лодки в преде­лах от 20 до 60 км/ч. Оба прибора смонтированы на пластмассовом щитке, который устанавливается на панели мотолодки. Приборы позволяют оперативно, без проведения трудоемких испытаний, с достаточной точ­
ностью подобрать элементы гребного винта, соответствующие сопротив­лению лодки без превышения максимально допустимой частоты враще­ния коленчатого вала двигателя. С помощью этих приборов можно сле­дить за тем, чтобы мощность мотора была постоянной, находить опти­мальные глубины погружения и угол откидки подвесного мотора и т. п.

Рис. 174. Тахометр и спидометр для мотолодок.

Работа спидометра основана на измерении гидродинамического давления встречного потока воды, набегающего на датчик — капилляр­ную трубку. Указателем скорости служит манометр, шкала которого отградуирована в единицах скорости. Тахометр измеряет среднее значе-

Приборы для контроля За работой подвесного мотора

Рис. 175. Принципиальная схема электронного тахометра.

ДаоДМЛТЖ

R1 — резистор МЛ Т-2,0 (560 Ом)’ R2 — резистор ________

Элементы схемы: Д_1—Д< МЛТ-2,0

Сатор КЭМ (25 м

И«дыОм?08; мБМ

(100 — 500 Ом); С/ — конденсатор МБМ(1,25 мкФ); С2 — конден т^гми /лс -1Кф, 4 в); И= измерительный прибор М24 (100 мкА).

Ние импульсного тока, которое пропорционально частоте вращения ко­ленчатого вала двигателя. Шкала миллиамперметра М-4200 градуиро­вана в оборотах в минуту.

При отсутствии тахометра заводского изготовления может быть вы­полнен достаточно простой электронный прибор по приводимой схеме (рис. 175), если подвесной мотор оборудован магдино МН-1 с генератор­ными катушками системы электроосвещения. Схема позволяет делать замеры в диапазоне 1000—5000 об/мин с погрешностью около 3%.

В качестве индикатора используется микроамперметр М24 со шкалой, градуированной в оборотах в минуту. Переменный ток, снимаемый с об­моток генераторных катушек, через резистор R1 поступает на двусто­ронний ограничитель напряжения Д1—Д4, в обе ветви которого после­довательно включены по два кремниевых стабилитрона Д808. Напря­жение в пределах 1,2 В, ограниченное по амплитуде, подается на ча­стотно-зависимый детектор (конденсатор С1 и диоды Д5 и Д6), а затем на зажимы измерительного прибора. Для сглаживания пульсации вы­прямленного напряжения параллельно прибору включена емкость С2. Резистор R2 служит для регулирования чувствительности прибора.

Прибор тарируется с помощью механического или электрического тахо­метра непосредственно на работающем моторе либо с помощью генераторов низкой частоты типа ГЗ-33 или ГЗ-34 в лабораторных условиях.

Часто причиной отка­за подвесного мотора яв­ляется перегрев двигателя вследствие выхода из строя крыльчатки водяной пом­пы или засорение входных отверстий системы охлаж­дения. Для контроля ра­боты системы охлаждения на отечественных моторах существует контрольное отверстие, находящееся, как правило, в трудном для наблюдения месте — с задней стороны поддона. На моторах типа «Нептун» струя воды из контрольного отверстия достаточно мощная, поэтому при помощи трубки возможно отводить струю вбок, что делает ее видимой с места водителя. На моторах типа «Вихрь» струя слабая, насыщена парами и выхлопными газами, поэтому контрольного отверстия для сиг­нализации об отсутствии воды в системе охлаждения недостаточно. Необ­ходимо дополнительное средство контроля, например любой дистанцион­ный термометр, рассчитанный на измерение температур 50—100° и работу от источников питания, имеющихся на судне. В качестве датчика может быть также использован терморезистор КМТ-17а, вмонтирован­ный в пробку, завинчиваемую в водяную полость выхлопного коллек­тора, а указателем температуры может счужить стрелочный миллиам­перметр, шкала которого градуируется в градусах. Тарировку несложно провести по обычному термометру, опустив его и датчик в сосуд с нагре­ваемой водой. Зона рабочей температуры охлаждающей воды — 70 — 80°, при температуре 90—100° работа двигателя недопустима.

I

_1Г~

I

Приборы для контроля За работой подвесного мотора

Jtt

BZ-1J5K

Рис. 176. Принципиальная схема тири — сторного выключателя зажигания.

КЗ — катушки зажигания, МЛТ-0,5; R3 — резистор СП;

Зистор ММТ-1.

/ — .Резистор R2 — терморе-

Терморезистор может быть использован и для устройства аварий­ного автоматического выключателя системы зажигания мотора в случае перегрева двигателя. Схема (рис. 176) работает следующим образом. Низкозольтное напряжение поступает от первичной обмотки кагушки зажигания через диоды Д1 и Д2 к аноду тиристора Д4. Стабилизирован
ное напряжение на управляющий электрод от стабилитрона ДЗ подается по цепочке резисторов R2—R3, первый из них является термодатчиком. При повышении 1емпературы сопротивление R2 уменьшается и, следо­вательно, увеличивается напряжение на управляющем электроде тири­стора вплоть до напряжения открывания При этом катушки зажигания закорачиваются на масс> и двигатель останавливается. Резистор R3 Служит для установки порога сраба­тывания по температуре.

Описываемая схема испытана С. Ф. Федорищевым на моторе «Вихрь-М». Терморезистор вмонти­рован в болт, завинчиваемый вместо заглушки в вертикальном водяном канале, расположенном в головке блока цилиндра (рис. 177). Для регу­лировки температуры срабатывания резистора схема подсоединяется к магнето на работающем моторе, болт с терморезистором опускается в бан­ку с подогреваемой водой. Резистор устанавливается на максимальное сопротивление, в момент закипания воды оно плавно уменьшается и двигатель останавливается. При повтор­ном доведении до кипения новой порции воды двигатель должен заглох­нуть. Затем болт с терморезистором может быть ввернут в головку блока.

TITLE

TITLE