Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Подвесной мотор в качестве стационарного

Posted on 20.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Иногда возникает необходимость установить подвесной мотор в качестве стационарного внутри корпуса судна. Как пример можно привести использование подвесного мотора на яхте (рис. 182). В данном случае преследовалась цель расположить гребной винт глубже, под поверхностью воды, чтобы избежать оголения движителя при плавании на волнении. Кроме тою, мотор, навешенный на­много ниже уровня палубы (на транце), как правило, неудобно об­служивать, а установка мотора в колодце заставляет делать большую щель в днище, которая отрицательно сказывается на ходовых каче­ствах судна под парусами.

Как видно из рисунка, головка мотора — двигатель на поддоне отсоединена от дейдвудной части. Редуктор с гребным винтом закреп­лен неподвижно к наружной обшивке через выравнивающую прокладку
яз твердого дерева, а двигатель установлен на плите с помощью ре­зиновых амортизаторов. Так как сменить срезанную шпонку на греб­ном валу здесь нет возможности, то винт закреплен намертво, а сла­бым звеном является эластичная муфта на вертикальном валу, про­межуточной деталью в которой служит резиновая пластина. Через днище в корпус яхты про­ходит тяга реверса, а также дю — ритовая трубка от помпы систе­мы охлаждения мотора. Здесь применен выхлопной коллектор измененной конструкции, позво­ляющий провести выхлопной трубопровод в надводной част» борта.

На рис. 183 приведен ком­поновочный чертеж стационар­ной установки «Буран», в кото­рой использован двигатель мо­тора «Вихрь» и водометный движитель.

Установка отличается ком­пактностью и небольшой массой, трудно достижимыми с обычными стационарными двигателями по добной мощности. Двигатель вместе с проставкой устанавли­вают прямо на верхний фланец водозаборника литой конструк­ции из легкого сплава.

Рис 182. Подвесной мотор в ка­честве стационлрного на парусной яхте.

/ — двигатель; 2 — выхлопной тру­бопровод; 3 — амортизатор. 4 — фун­даментная плита; 5 — трубка системы охлаждения; 6 — эластичная чЛфта; 7 — выравнивающая деревянная про­кладка, 8 — подводная часть мотора, О ™ Тяга реверса; 10 — кронштейн ры

9

Реверса; // — рычаг ния реверса

Переключе­

Корпус водозаборника соби­рают из двух частей Нижнюю его часть вместе с решеткой под­гоняют точно по обводам дни­ща лодки в зависимости от его килеватости. Проставка может иметь верхний флачец, приспо­собленный для стыкования с под­доном «Вихря» либо другого подвесного мотора. Во внутрен­нюю полость проставки выво­дятся выхлопные газы вместе с водой из системы охлажде-

Ния — так же, как и в подвесном моторе. Отсюда выхлоп осуществ­ляется через два патрубка диаметром 30 мм и глушители. Выхлоп­ные трубы выводятся через транец.

Подвесной мотор в качестве стационарного

Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на вал водометного движителя через угловой редуктор с коническими шестернями, имеющий передаточное число 0,791, Шестерни монтируют в литом корпусе из легкого сплава. Смазка радиальных и радиально — упорных подшипников, а также шестерен осуществляется нигролом, заливаемым в корпус редуктора. Редуктор шестью шпильками крепят к торцевой стенке выхлопного коллектора (корпуса водозаборника) н четырьмя болтами к нижнему фланцу проставки.

Лля длительной и надежной работы редуктор принудительно охлаждают водой, отбираемой от распределительного коллектора общей системы охлаждения и подаваемой в канал, расположенный по всей высоте стенки редуктора. Через соединительную трубку вода подается к другому вертикальному каналу и выбрасывается в один иэ глушите-

Подвесной мотор в качестве стационарного

Рис. 183. Стационарная водометная установка «Буран» с двигателем

От мотора «Вихрь».

; -4> двигатель; 2 — проставка; 3 — вертикальный вал-рессора; 4 — редуктор, 6 •» корпус водозаборника; 6 — решетка, 7 — кожух гребного вала’ 8 — греб­ной вал, 9 — ротор четырехлопастный D = 179 мм, Н = 150 мм, 10 — штифт; // »— насадка спрямляющего апп<фата, 12 — резинометалличеокий подшип­ник, 13 — сопло; диаметр на выходе 138 мм, 14 — рулевая пластина; 15 — Штуцер забора охлаждающей воды; 16 — трубка системы охлаждения; 17 =- выхлопной коллектор

Лей. На выходе из канала, в штуцере, устанавливают дроссель для регулировки расхода воды на охлаждение редуктора в зависимости от степени нагрева стенок корпуса.

Охлаждающая вода поступает к распределительному коллек­тору общей системы охлаждения по трубопроводу (сечение 10×8) из сопла водомета вследствие статического давления порядка 0,6— 1,1 кг/см3. Непосредственно к двигателю вода поступает через шту­цер, ввернутый в прилив проставки, и соединительную трубку.

Любителями-судостроителями осуществлены и еще более простые установки, в которых коленчатый вал двигателя расположен гори­зонтально и Ю’Динен с гребным валом через эластичную резиноме — таллическую муфту (кстати, отсутствие такой муфты, компенсиру­ющей возможные ударные нагрузки в случае попадания в ротор во­домета щепок или камней, в только что рассмотренной конструкции яв­ляется ее недостатком). Двигатель установлен свечными отверстиями вверх, а карбюратор развернут в соответствующее положение для Нормальной работы поплавковой камеры.

TITLE

TITLE