March 25, 2023
Иногда возникает необходимость установить подвесной мотор в качестве стационарного внутри корпуса судна. Как пример можно привести использование подвесного мотора на яхте (рис. 182). В данном случае преследовалась цель расположить гребной винт глубже, под поверхностью воды, чтобы избежать оголения движителя при плавании на волнении. Кроме тою, мотор, навешенный намного ниже уровня палубы (на транце), как правило, неудобно обслуживать, а установка мотора в колодце заставляет делать большую щель в днище, которая отрицательно сказывается на ходовых качествах судна под парусами.
Как видно из рисунка, головка мотора — двигатель на поддоне отсоединена от дейдвудной части. Редуктор с гребным винтом закреплен неподвижно к наружной обшивке через выравнивающую прокладку
яз твердого дерева, а двигатель установлен на плите с помощью резиновых амортизаторов. Так как сменить срезанную шпонку на гребном валу здесь нет возможности, то винт закреплен намертво, а слабым звеном является эластичная муфта на вертикальном валу, промежуточной деталью в которой служит резиновая пластина. Через днище в корпус яхты проходит тяга реверса, а также дю — ритовая трубка от помпы системы охлаждения мотора. Здесь применен выхлопной коллектор измененной конструкции, позволяющий провести выхлопной трубопровод в надводной част» борта.
На рис. 183 приведен компоновочный чертеж стационарной установки «Буран», в которой использован двигатель мотора «Вихрь» и водометный движитель.
Установка отличается компактностью и небольшой массой, трудно достижимыми с обычными стационарными двигателями по добной мощности. Двигатель вместе с проставкой устанавливают прямо на верхний фланец водозаборника литой конструкции из легкого сплава.
Рис 182. Подвесной мотор в качестве стационлрного на парусной яхте. / — двигатель; 2 — выхлопной трубопровод; 3 — амортизатор. 4 — фундаментная плита; 5 — трубка системы охлаждения; 6 — эластичная чЛфта; 7 — выравнивающая деревянная прокладка, 8 — подводная часть мотора, О ™ Тяга реверса; 10 — кронштейн ры |
9 |
Реверса; // — рычаг ния реверса |
Переключе |
Корпус водозаборника собирают из двух частей Нижнюю его часть вместе с решеткой подгоняют точно по обводам днища лодки в зависимости от его килеватости. Проставка может иметь верхний флачец, приспособленный для стыкования с поддоном «Вихря» либо другого подвесного мотора. Во внутреннюю полость проставки выводятся выхлопные газы вместе с водой из системы охлажде-
Ния — так же, как и в подвесном моторе. Отсюда выхлоп осуществляется через два патрубка диаметром 30 мм и глушители. Выхлопные трубы выводятся через транец.
|
Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на вал водометного движителя через угловой редуктор с коническими шестернями, имеющий передаточное число 0,791, Шестерни монтируют в литом корпусе из легкого сплава. Смазка радиальных и радиально — упорных подшипников, а также шестерен осуществляется нигролом, заливаемым в корпус редуктора. Редуктор шестью шпильками крепят к торцевой стенке выхлопного коллектора (корпуса водозаборника) н четырьмя болтами к нижнему фланцу проставки.
Лля длительной и надежной работы редуктор принудительно охлаждают водой, отбираемой от распределительного коллектора общей системы охлаждения и подаваемой в канал, расположенный по всей высоте стенки редуктора. Через соединительную трубку вода подается к другому вертикальному каналу и выбрасывается в один иэ глушите-
Рис. 183. Стационарная водометная установка «Буран» с двигателем |
От мотора «Вихрь».
; -4> двигатель; 2 — проставка; 3 — вертикальный вал-рессора; 4 — редуктор, 6 •» корпус водозаборника; 6 — решетка, 7 — кожух гребного вала’ 8 — гребной вал, 9 — ротор четырехлопастный D = 179 мм, Н = 150 мм, 10 — штифт; // »— насадка спрямляющего апп<фата, 12 — резинометалличеокий подшипник, 13 — сопло; диаметр на выходе 138 мм, 14 — рулевая пластина; 15 — Штуцер забора охлаждающей воды; 16 — трубка системы охлаждения; 17 =- выхлопной коллектор
Лей. На выходе из канала, в штуцере, устанавливают дроссель для регулировки расхода воды на охлаждение редуктора в зависимости от степени нагрева стенок корпуса.
Охлаждающая вода поступает к распределительному коллектору общей системы охлаждения по трубопроводу (сечение 10×8) из сопла водомета вследствие статического давления порядка 0,6— 1,1 кг/см3. Непосредственно к двигателю вода поступает через штуцер, ввернутый в прилив проставки, и соединительную трубку.
Любителями-судостроителями осуществлены и еще более простые установки, в которых коленчатый вал двигателя расположен горизонтально и Ю’Динен с гребным валом через эластичную резиноме — таллическую муфту (кстати, отсутствие такой муфты, компенсирующей возможные ударные нагрузки в случае попадания в ротор водомета щепок или камней, в только что рассмотренной конструкции является ее недостатком). Двигатель установлен свечными отверстиями вверх, а карбюратор развернут в соответствующее положение для Нормальной работы поплавковой камеры.