Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Парус на байдарке

Posted on 22.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

В туристском плавании по рекам и крупным водоемам на байдарках без паруса обойтись трудно. Но, желая оснастить бай­дарку парусным вооружением, надо прежде всего учесть безопасность плавания. Опыт показывает, что для байдарок распространенных типов («Салют», «Нептун», RZ-85, «Ладога», «Луч») максимально до­пустимая площадь парусности составляет 4,0—4,5 м’2. Байдарки «Прима» и «Колибри» в походе’ могут нести паруса площадью до 3,5 м2. Ука­занные площади следует еще уменьшить на 20—25% при наличии каких-либо неблагоприятных обстоятельств (малоопытный экипаж, старая байдарка и т. п.). Наиболее распространенные типы парусного вооружения представлены на рис. 217.

Рангоут для байдарки проще всего изготовить из дюралевых трубок. Для мачты годятся трубки диаметром 30—35 мм при толщине стенки до 2 мм, а для гика, рейка и гафеля — трубки 20×1.

Мачта раскрепляется парой вант и штагом (лучше всего из сталь­ного тросика диаметром 3 мм). Можно применять и плетеный син­тетический шнур, если его хорошо обтянуть.

При трубчатом металлическом рангоуте парус к мачте и гику можно прикрепить с помощью колец, изготовленных из трехмилли­метровой латунной проволоки и надетых на рангоут.

Парус на байдарке

Парус на байдарке

Рис. 217. Паруса на байдарке: а— бермудское вооружение; б — га — фельное; в — латинский парус

Парус на байдарке

Рис. 218. Шверцы на байдарке,

I •»* шверц, вырезанный из фанеры Или дюраля; 2 — фальшборт кокпи­та; 8 — проволочный кронштейн Для крепления поперечной трубы 4 К фальшборту; 4 — труба; 5 — Кольцо; 6 — стопорный винт; 7 — • Пружинный фиксатор положения шверца.

Шверцы навешиваются на трубу или деревянный брус, который прикрепляется к продольным фальшбортам. Площадь погруженной части вырезанного из дюраля шверца достаточна 0,12—0,15 м2 при удлинении, равном трем (рис. 218).

Штатный руль байдарки при плавании под парусами малоэффекти­вен. Необходимо удлинить перо руля и сделать из дюралевой трубки удлиненный румпель.

Перед постановкой парусного вооружения на байдарку ее корпус следует укрепить; штатные спинки сделать из доски или фанеры во всю ширину кокпита; между концами незамкнутых по деке шпангоу­тов надо вставить распорки из дюралевой трубки или угольника; продольные фальшборты по всей длине подкрепить накладными дю­ралевыми угольниками; стянуть оконечности корпуса тросиком (бла­годаря этому выберутся люфты в соединениях набора).

Чтобы в случае опрокидывания байдарка не пошла ко дну, а могла плавать в перевернутом виде вместе с держащимися за нее людьми, необходимо правильно распределить запас плавучести. Байдарка будет обладать большей остойчивостью, ходкостью, маневренностью, если использовать надувные матрасы, которые будут служить сидень­ями. Их нужно несильно надуть, сложить «креслом» в кокпите и тща­тельно привязать к набору корпуса. Кроме того, в оконечности бай­дарки надо вложить по одному, а лучше по два мяча из ПХВ или ка­меры. Вместо надувных матрасов можно использовать четыре детских надувных «бревна»: два из них уложить в оконечности, а два по бортам в средней части лодки (несколько вперед от миделя). В форпик, обычно не загружаемый’ в походе, вместе с баллоном войдет мяч.

TITLE

TITLE