June 1, 2023
В туристском плавании по рекам и крупным водоемам на байдарках без паруса обойтись трудно. Но, желая оснастить байдарку парусным вооружением, надо прежде всего учесть безопасность плавания. Опыт показывает, что для байдарок распространенных типов («Салют», «Нептун», RZ-85, «Ладога», «Луч») максимально допустимая площадь парусности составляет 4,0—4,5 м’2. Байдарки «Прима» и «Колибри» в походе’ могут нести паруса площадью до 3,5 м2. Указанные площади следует еще уменьшить на 20—25% при наличии каких-либо неблагоприятных обстоятельств (малоопытный экипаж, старая байдарка и т. п.). Наиболее распространенные типы парусного вооружения представлены на рис. 217.
Рангоут для байдарки проще всего изготовить из дюралевых трубок. Для мачты годятся трубки диаметром 30—35 мм при толщине стенки до 2 мм, а для гика, рейка и гафеля — трубки 20×1.
Мачта раскрепляется парой вант и штагом (лучше всего из стального тросика диаметром 3 мм). Можно применять и плетеный синтетический шнур, если его хорошо обтянуть.
При трубчатом металлическом рангоуте парус к мачте и гику можно прикрепить с помощью колец, изготовленных из трехмиллиметровой латунной проволоки и надетых на рангоут.
|
Рис. 217. Паруса на байдарке: а— бермудское вооружение; б — га — фельное; в — латинский парус |
Рис. 218. Шверцы на байдарке, |
I •»* шверц, вырезанный из фанеры Или дюраля; 2 — фальшборт кокпита; 8 — проволочный кронштейн Для крепления поперечной трубы 4 К фальшборту; 4 — труба; 5 — Кольцо; 6 — стопорный винт; 7 — • Пружинный фиксатор положения шверца. |
Шверцы навешиваются на трубу или деревянный брус, который прикрепляется к продольным фальшбортам. Площадь погруженной части вырезанного из дюраля шверца достаточна 0,12—0,15 м2 при удлинении, равном трем (рис. 218).
Штатный руль байдарки при плавании под парусами малоэффективен. Необходимо удлинить перо руля и сделать из дюралевой трубки удлиненный румпель.
Перед постановкой парусного вооружения на байдарку ее корпус следует укрепить; штатные спинки сделать из доски или фанеры во всю ширину кокпита; между концами незамкнутых по деке шпангоутов надо вставить распорки из дюралевой трубки или угольника; продольные фальшборты по всей длине подкрепить накладными дюралевыми угольниками; стянуть оконечности корпуса тросиком (благодаря этому выберутся люфты в соединениях набора).
Чтобы в случае опрокидывания байдарка не пошла ко дну, а могла плавать в перевернутом виде вместе с держащимися за нее людьми, необходимо правильно распределить запас плавучести. Байдарка будет обладать большей остойчивостью, ходкостью, маневренностью, если использовать надувные матрасы, которые будут служить сиденьями. Их нужно несильно надуть, сложить «креслом» в кокпите и тщательно привязать к набору корпуса. Кроме того, в оконечности байдарки надо вложить по одному, а лучше по два мяча из ПХВ или камеры. Вместо надувных матрасов можно использовать четыре детских надувных «бревна»: два из них уложить в оконечности, а два по бортам в средней части лодки (несколько вперед от миделя). В форпик, обычно не загружаемый’ в походе, вместе с баллоном войдет мяч.