May 30, 2023
Конструктор малого судна или его строитель имеют, каи правило, достаточно широкий выбор двигателей, которые могут быть установлены на катере, Например, на шестиметрозом катере, предназначенном для туристских путешествий трех человек, можно установить стационарный двигатель Л6 мощностью 6 л. с, подвесной мотор «Нептун» мощностью 23 л. с. или автомобильный 70-сильный двигатель. В каждом из этих случаев будет получена различная скорость, но прирост ее далеко не пропорционален повышению мощности двигателя. Так, с двигателем Л6 скорость составит около 10 км/ч, с «Нептуном» (при условии подбора оптимального гребного винта) — 18 км/ч, с автомобильным двигателем — 35 км/ч. Таким образом, чтобы повысить скорость катера вдвое, необходимо увеличить мощность двигателя почти в 4 раза, а для трехкратного повышения скорости — в 10 раз. Это объясняется тем, что судно вовлекает в движение значительные массы воды и преодолевает силы трения обшивки корпуса о воду, в результате чего сопротивление движению увеличивается пропорционально квадрату скорости.
Вовлекаемая в движение вода образует систему волн, из которой наиболее ясно выражена носовая система волн. По характ-ру расположения отдельных гребней носовые волны можно разделить на две группы (рис. 1): поперечные и расходящиеся. Гребни расходящихся волн расположены под углом к направлению движения катера; обычно этот угол независимо от типа судна составляет 35—40°. Гребни поперечных волн перпендикулярны направлению движения, они занимают пространство между расходящимися волнами от правого и левого бортов.
Длина волны X равна
А, =———— я=* 0,64и2,
Где зт = 3,14; V — скорость судна, м/с; g = 9, 8 1 м/с2 — ускорение силы тяжести.
Похожая по форме и расположению волновая система создается и у кормовой оконечности катера, но высота волн здесь меньше. Поэтому главное влияние на движение катера оказывает носовая система волн, если только не происходит сложения (интерференции) гребней носовой и кормовой волн.
Рис. 1. Схема образования волн при движении катера. |
0,6 |
I — вершвна носовой поперечной волны; 2 — • вершина кормовой поперечной волны (в результате интерференции с носовой волной); 9 — • ГреСни восовых расходящихся волн; 4 — гребень кормовой расходящейся волны.
Тт |
Ft? |
10 |
18 |
26 У, км/Ч |
Рис. 2. Зависимость числа Фруда Fr =» —Л от скорЪсти и длины катера.
Соотношение трех основных параметров — длины судна, его скорости и сил тяжести, характеризующих волновую систему, выражается в виде безразмерного числа Фруда
Fr =
Где L — длина судна по ватерлинии, м.
Число Фруда, или относительная скорость, является важнейшим критерием при выборе обводов корпуса и мощности механической установки катера, так как на создание волн (или преодоление волнового сопротивления) затрачивается большая часгь мощности механической установки. Так, даже для четырехметрового катера, движущегося со скоростью 10 км/ч, число Fr составит 0,44 (рис. 2). Для этого значения на преодоление волнового сопротивления тратится более 2/3 мощности двигателя и только V3 — на преодоление сил трения обшивки о воду. Понятно поэтому стремление конструкторов по возможности снизить волнообразование у корпуса судна или перевести его в режим глиссирования — скольжения по поверхности воды.