Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Остойчивость при больших углах крена

Posted on 13.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Выше речь шла главным образом об обеспечении начала — ной остойчивости — при наклонениях в пределах 5—10°. При боль­ших углах крена обводы корпуса должны быть такими, чтобы центр величины возможно больше смещался в сторону накрененного борта, а площадь и момент инерции креповой ватерлинии сохраняли бы свою начальную величину или даже увеличивались. Для небольших откры­тых лодок идеальным можно считать, например, корпус с выпукло­стями близ скул (см. рис. 112), с транцевым носом или приближа­ющейся к овальной форме в плане. Вообще, чем более ясно выражена скула на корпусе, тем остойчивее лодка. Для гребных плоскодонных лодок важен достаточный развал бортов наружу по всей длине кор­пуса. При нормальных соотношениях длины к ширине можно счи­тать, что плоскодонная лодка с разваленными наружу бортами ока­зывается более остойчивой, чем лодка с сечением по миделю, близким к окружности.

Важными характеристиками для малого судна являются высота надводного борта и угол крена, при котором происходит заливание лодки водой. Поскольку величина водоизмещения мала, эти параметры, так же, как и ширина, играют важную роль в обеспечении остойчи­вости при динамическом действии внешних сил: чем выше надводный борт и позже вода начинает поступать в корпус, тем большая энерп я кренящих сил поглощается восстанавливающим моментом судна. Минимальной высотой надводного борта для открытых судов в полном грузу можно считать норму Морского Регистра СССР, предъявляе­мую к спасательным шлюпкам: она должна составлять не менее 6% длины судна. Для обеспечения же способности держаться на взволно­ванной поверхности воды высота надводного борта в носу должна быть увеличена до 10% длины.

Если на малых судах ожидается большой крен при эксплуатации, в частности при плавании под парусами, выполнении спасательных операций и т. п., рекомендуется предусмотреть хотя бы неширокую бортовую опалубку (120—250 мм). При внезапном крене экипаж дол­жен быстро перемещаться на другой борт, чтобы откренивать лодку еще до попадания в нее воды.

На глиссирующих корпусах с обводами «глубокое V» недостаточ­ную начальную остойчивость можно компенсировать увеличением восстанавливающего момента при больших углах крена с помощью уширения корпуса в носовой части и применения обводов типа <<к — федрал».

При проектировании всепогодных спасательных катеров для открытого моря, а также морских яхт стараются обеспечить положи­тельную остойчивость и незаливаемость вплоть до крена 90°.

TITLE

TITLE