March 29, 2023
Выше речь шла главным образом об обеспечении начала — ной остойчивости — при наклонениях в пределах 5—10°. При больших углах крена обводы корпуса должны быть такими, чтобы центр величины возможно больше смещался в сторону накрененного борта, а площадь и момент инерции креповой ватерлинии сохраняли бы свою начальную величину или даже увеличивались. Для небольших открытых лодок идеальным можно считать, например, корпус с выпуклостями близ скул (см. рис. 112), с транцевым носом или приближающейся к овальной форме в плане. Вообще, чем более ясно выражена скула на корпусе, тем остойчивее лодка. Для гребных плоскодонных лодок важен достаточный развал бортов наружу по всей длине корпуса. При нормальных соотношениях длины к ширине можно считать, что плоскодонная лодка с разваленными наружу бортами оказывается более остойчивой, чем лодка с сечением по миделю, близким к окружности.
Важными характеристиками для малого судна являются высота надводного борта и угол крена, при котором происходит заливание лодки водой. Поскольку величина водоизмещения мала, эти параметры, так же, как и ширина, играют важную роль в обеспечении остойчивости при динамическом действии внешних сил: чем выше надводный борт и позже вода начинает поступать в корпус, тем большая энерп я кренящих сил поглощается восстанавливающим моментом судна. Минимальной высотой надводного борта для открытых судов в полном грузу можно считать норму Морского Регистра СССР, предъявляемую к спасательным шлюпкам: она должна составлять не менее 6% длины судна. Для обеспечения же способности держаться на взволнованной поверхности воды высота надводного борта в носу должна быть увеличена до 10% длины.
Если на малых судах ожидается большой крен при эксплуатации, в частности при плавании под парусами, выполнении спасательных операций и т. п., рекомендуется предусмотреть хотя бы неширокую бортовую опалубку (120—250 мм). При внезапном крене экипаж должен быстро перемещаться на другой борт, чтобы откренивать лодку еще до попадания в нее воды.
На глиссирующих корпусах с обводами «глубокое V» недостаточную начальную остойчивость можно компенсировать увеличением восстанавливающего момента при больших углах крена с помощью уширения корпуса в носовой части и применения обводов типа <<к — федрал».
При проектировании всепогодных спасательных катеров для открытого моря, а также морских яхт стараются обеспечить положительную остойчивость и незаливаемость вплоть до крена 90°.