Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Общая характеристика отечественных подвесных моторов

Posted on 19.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by


»Вихр ь» является самым распространенным в СССР подвесным мотором. С 1965 г. их выпущено более 500 тысяч. В эксплуа­тации «Вихрь» неприхотлив к качеству топлива — устойчиво работает
на низкооктановых бензинах А06 и А72, достаточно надежен и эффек­тивен.

По удельным показателям (см. табл. 5) моторы «Вихрь» несколько уступают современным моторам зарубежного производства (правда, большинство из них рассчитано на большую степень сжатия и примене­ние бензина с высоким октановым числом)- Внешние характеристики

20

15

3003

5000

КЛ. С 75

Общая характеристика отечественных подвесных моторов

Рис. 147. Эффективный упор Ре греб­ных винтов на моторе «Вихрь-М».

Ю го зо к иф

П,


Рис. 146. Внешьие характери С1ИКИ моторов «Вихрь, и СВихрь-М».

I — серийный винт (D = 0,21 м; Н = Г 0_Лм) окрашенный;, 2 — ^ершный

Гннтполррованньщ, ТЛ серлыТвТг полированный и обрезанный по D 022 м; 4 — полированный D X Н = 0,24X0.24 м.

Удельные показатели моторов семейства «Вихрь»

Моторов представлены на рис. 146. Эффективный упор гребных винтов на моторе «Вихрь-М» приведен на рис. 147. Моторы снабжаются только одним окрашенным трехлопастным винтом (с диаметром D~ 0,24 м; шагом Н — 0,3 м; дисковым отношением AlAd = 0,527 и сред­ним диаметром ступицы DCT = 0,063 м). Испытания мотора «Вихрь-М»

Таблица 5

Характеристика

«Вихрь»

«Вихрь-М»

«Вихрь-30»

Удельный вес, кг/л. с.

2,35

1,8

1,52

Удельная мощность,

47,5

59,5

61,5

Л. с./л

Удельный расход горю-

450

380

350

Чего, г/л. с.-ч

Показали, что для скорости 36 км/ч этот винт тяжел и двигатель не доби­рает до номинальной частоты вращения около 850 об/мин. Иначе говоря, на прогулочных мотолодках с окрашенным трехлопастным винтом не используется около 5 л. с, т. е. пятая часть мощности, которую может дать мотор.

Полировка поверхностей лопастей обеспечивает некоторое увели­чение частоты вращения с одновременным ростом эффективной тяги — упора виша. Однако существенный выигрыш получается после умень­шения диаметра серийного (с полированными лопастями) винта "с 0,24 до 0,22 м. На скорости 40 км/ч этот винт дает увеличение упора примерно на 25%. Подобный винт пригоден и для эксплуатации глиссирующих мотолодок на скоростях выше указанной (например, при установке двух моторов).

Эффективный упор заметно увеличивается при уменьшении шага винта до 0,24 м и полировке ею. Учитывая, что двигатель развивает мощ­ность 25л. с. при 5100об/мин, можносчитать этот винт оптимальным для глиссирующих мотолодок, максимальная скорость которых с обычной нагрузкой не превышает 32 км/ч. Это могут быть распространеннее дюралевые лодки типов «Казанка», ЛПрогресс», «Обь» с четырьмя-пятью людьми на борту. Для лодок эксплуатируемых на скоростях, близких к 40 км/ч, можно рекомендовать уменьшение шага виша до 0,27 м.

На тяжелых лодках с максимальной скоростью движение 20— 25 км/ч целесообразно применять винты с еще меньшим шагом, разви­вающие больший эффективный упор. В частности, можно рекомендо­вать уменьшение шага до 0,21 м при сохранении D = 0,24 м.

Буксировочное сопротивление подводной части мотора при глубине погружения оси винта Ht = 160 мм и скорости 36 км/ч составляет 10 кг, т. е. равно около 15% эффективной тяги винта мотора «Вилрь-М» (рис. 148). С увеличением погружения винта на 20 мм сопротивление возрастает из-за увеличения площади погруженной части мотора и бо­лее сильного забрызгивания его надводной части.

При изготовлении сменных винтов к моторам «Вихрь» рекомендуется увеличивать угол наклона лопастей назад для улучшения условий нате — кания воды на винт и повышения КПД винта (см. с. 180).

Среди эксплуатационных недостатков мотора «Вихрь» отмечаются неудобство его сборки и разборки, трудность регулировки длины тяги реверса и замены крыльчатки помпы, а также контроля работы системы водяного охлаждения, быстрый износ медно-графитовой втулки-под­шипника вертикального вала, использование подшипника скольжения на гребном валу. Устанавливаемое на моторах магдино МВ-1 позволяет питать бортовую сеть лодки, однако в конструкции не предусмотрено выпрямляющее устройство для подзарядки аккумуляторных батарей.

«Нептун -23» по своим параметрам и надежности один из луч­ших моторов, выпускаемых в СССР. Удельный вес мотора — 1,9 кг/л, с, литровая мощность — 66,5 л. с/л; удельный расход горючего — 380 г/л. с.-ч. Внешняя характеристика мотора приведена на рис. 149.

Пропульсивные качества мотора могут характеризовать резуль­таты испытаний, проведенных в опытовом бассейне ЦАГИ (рис. 150) стремя гребными винтами. В процессе этих испытаний измерялся эффек­тивный упор винта Ре (упор за вычетом сопротивления подводной части мотора) при постоянных скоростях буксировочной тележки и полностью открытой дроссельной заслонке, т. е. при максимально достижимой для заданной скорости частоты вращения коленчатого вала мотора, которую позволяет развить гребной винт.

Испытания проводились при погружении оси винтов на 168 мм (высота транца мотолодки 400 мм). В диапазоне скоростей от 0 до 15 км/ч для ослабления просасывания атмосферного воздуха к лопастям винта погружение было увеличено до 268 мм. Из рис. 150 видно, что

15

До 40 км/ч, но на больших скоростях упор этого винта также значи­тельно уменьшается.

Винт с диаметром и шагом, равными 0,229 м, оказался наиболее Еффективным для водоизмещающих или движущихся в переходном режиме тяжелых глиссирующих лодок в диапазоне скоростей от 0 до 22 км/ч. Упор этого винта на швартовах на 23 кг, а при скорости 22 км/ч на 11 кг выше, чем у винта 0,226X0,250 м.

100

SO

0,6 0,5 0,4 0,3

Го

Рис. 150. Эффективный упор Ре и пропульсивный КПД гребных винтов на моторе «Нептун-23».

У — полированный винт D X Я = 0,24Х 0j30 м; 2— полирован­ный винт 0.23Х 0,28 м; 3 — полированный винт 0,226X0,25 м; 4 — окрашенный винт 0,23X0,28 м.

Наличие сменных гребных винтов, а также унифицированного с мо­торами «Москва-25» и «Москва-30» посадочного места для винта на греб­ном валу является одним из достоинств мотора «Нептун-23». Среди дру­гих положительных качеств мотора можно отметить удобство разборки и сборки его для ремонта, взаимозаменяемость шестерен переднего и заднего хода, разъемную тягу реверса, позволяющую ремонтировать редуктор, не снимая двигателя, надежный редуктор с подшипниками качения, наличие генераторных катушек в магнето, с помощью которых можно оборудовать систему сигнально-осветительных огней лодки.

К эксплуатационным недостаткам рассматриваемого мотора отно­сят повышенную шумность, обусловленную отсутствием звукоизолиро-
ранього капота и устройства глушения шума на всасывании, сравни­тельно большую массу — 44 кг, малый угол откидывания мотора, де­лающий неудобной смену винтов или шпонок на плаву (с лодки), отсут­ствие выпрямителя в электросхеме.

Л С.

28

26

24-

22

20

П

Кг/ч 9

Рис. 151. Внешние характеристики моторов «Москва-30» (/) и «Моск — ва-25» (2)

«М о с к в а-ЗОЭ» первый советский серийный 30-сильный подвес — ноЛ мотор с электрозапуском. Кроме электростартера мотор оборудован генератором переменного тока с выпрямителем для подзарядки акку­муляторных батарей и электроприводом воздушной заслонки карбю­ратора. Мотор экономичен — удельный расход горючего составляет и 350 г/л. с. • ч; удельная мощ-

Ность — 60,5 л. с./л; удельный вес — 1,6 кг/л. с.

Внешние характеристики моторов приведены на рис. 151. Благодаря клапанному газорас­пределению мотор прост в обслу­живании и ремонте — • двигатель имеет только два силовых про­дольных разъема (по оси колен чатого вала и камере сгорания) В торговую сеть поставляются три сменных гребных винта, позволяющих эффективно ис­пользовать мотор «Москва-30» на лодках различного типа. """ 3 Р е н и я гидродинамики, хорошо отработана подводная часть мотора.

Среди эксплуатационных не­достатков мотора можно отме тить тепловую эрозию поршней, ненадежную работу редуктора, в котором использовались (на верти кальном валу) подшипники скольжения. В моделях с ручным запуском («Москва-25А» и «Москва-30») магнето не имеет генераторных катушек и выпрямителя для питания бортовой электросети лодки.

«Привет» — экономичный и обладающий хорошими пропуль — сивными качествами мотор. Отличается несколько повышенной шум — ностью и усложненной конструкцией, затрудняющей ремонт. В серий­ном производстве отсутствуют системы для дистанционного управления этим мотором, а использование систем от моторов «Москва» и «Вихрь» требует значительной доработки конструкции.

Определенным неудобством является также нижнее расположение пусковой ручки — запуск мотора на мотолодках с подмоторной нишей затруднен.

«В е т е р о к-8», «В е те р о к-12» — моторы, удобные для уста­новки на среднескоростные суда водоизмещающего и полуглиссирую — ш, его типа, на надувные и портативные лодки. Используются также в качестве вспомогательных доигателей на парусных яхтах.

Мотсры имеют достаточно надежную конструкцию, снабжены муфтой холостого хода. Несколько проигрывают лучшим европейским образцам аналогичной мощности по массе (удельный вес 8-сильного «Ветерка» —3,25 кг/л. с. против 2,5 кг/л. с. «Архимеда-8,5») и экономич­ности (430 г/л. с.-ч против 300 г/л. с.-ч у «Архимеда-8,5»).

Нижнее расположение пусковой рукоятки и отсутствие электро­системы для питания ходовых огней являются иногда эксплуатацион­ными недостатками.

Ненадежность работы системы зажигания с магнето МЛ-10-2С будет устранена в новых моделях моторов с электронной системой зажигания (модели с индексом Э).

Общая характеристика отечественных подвесных моторов

Рис. 152. Подвесной мотор «Салют» в облегченном варианте с питанием от отдельного бака.

I — кран-штуцер; 2 — топливный насос, 3 — кронштейн для кре­Пления насоса; 4 — защитный колпак; 5 — винт М4 крепления ксл — пака; 6 — переходное кольцо; 7 — винт М4 крепления кольца.

«Салю т-М», «Спутник» — двухсильные подвесные моторы для установки на легкие гребные лодки, байдарки и надувные лодки, могут использоваться как вспомогательные на парусных швертботах водоизмещением до 600 кг, сообщая им скорость около 6 км/ч. Устройств для заднего и холостого хода моторы не имеют. Унифицированное маг — дино МН-1 с выносными катушками обеспечивает надежную работу си­стемы зажигания и освещения.

Масса мотора «Салют» — 12 кг, но его можно облегчить до 8 кг и сде­лать удобнее в эксплуатации, особенно на байдарке. Для этого с мотора снимают капот со встроенным топливным баком, рамку и нижний кожух с деталями крепления. Все указанные узлы изготовлены из стали и весят довольно много. Снимают и ручной стартер; двигатель запускают при помощи шнура, навиваемого на маховик.

Питание облегченного мотора лучше осуществлять от отдельного бачка (можно приспособить для этой цели полиэтиленовую канистру
емкостью 5—10 л). Для подачи топлива к карбюратору нужно устано­вить диафрагменный топливный насос, например от мотора «Москва». Насос крепится со стороны карбюратора на кронштейне, устанавли­ваемом на месте удаленной скобы нижней части цилиндра. Резьбовое отверстие в картере под штуцер насоса сверлится со стороны карбюра­тора на расстоянии 6 мм от плоскости разъема картера с цилиндром и на 12 мм вниз от разъема половин картера.

Магдино несложно закрыть быстросъемным колпаком (рис. 152). Промышленность выпускает модель мотора «Салют-4», оборудованную диафрагменным насосом для питания из отдельного бензобака, а также складным дейдвудом, облегчающим его переноску в рюкзаке.

Задний ход лодки с мотором «Салют-М» обеспечивается поворотом мотора относительно его вертикальной оси на 180°.

TITLE

TITLE