March 29, 2023
»Вихр ь» является самым распространенным в СССР подвесным мотором. С 1965 г. их выпущено более 500 тысяч. В эксплуатации «Вихрь» неприхотлив к качеству топлива — устойчиво работает
на низкооктановых бензинах А06 и А72, достаточно надежен и эффективен.
По удельным показателям (см. табл. 5) моторы «Вихрь» несколько уступают современным моторам зарубежного производства (правда, большинство из них рассчитано на большую степень сжатия и применение бензина с высоким октановым числом)- Внешние характеристики
20 |
15 |
3003 |
5000 |
КЛ. С 75 |
Рис. 147. Эффективный упор Ре гребных винтов на моторе «Вихрь-М». |
Ю го зо к иф |
Рис. 146. Внешьие характери С1ИКИ моторов «Вихрь, и СВихрь-М».
I — серийный винт (D = 0,21 м; Н = Г 0_Лм) окрашенный;, 2 — ^ершный
Гннтполррованньщ, ТЛ серлыТвТг полированный и обрезанный по D 022 м; 4 — полированный D X Н = 0,24X0.24 м.
Удельные показатели моторов семейства «Вихрь» |
Моторов представлены на рис. 146. Эффективный упор гребных винтов на моторе «Вихрь-М» приведен на рис. 147. Моторы снабжаются только одним окрашенным трехлопастным винтом (с диаметром D — ~ 0,24 м; шагом Н — 0,3 м; дисковым отношением AlAd = 0,527 и средним диаметром ступицы DCT = 0,063 м). Испытания мотора «Вихрь-М»
Таблица 5
|
Показали, что для скорости 36 км/ч этот винт тяжел и двигатель не добирает до номинальной частоты вращения около 850 об/мин. Иначе говоря, на прогулочных мотолодках с окрашенным трехлопастным винтом не используется около 5 л. с, т. е. пятая часть мощности, которую может дать мотор.
Полировка поверхностей лопастей обеспечивает некоторое увеличение частоты вращения с одновременным ростом эффективной тяги — упора виша. Однако существенный выигрыш получается после уменьшения диаметра серийного (с полированными лопастями) винта "с 0,24 до 0,22 м. На скорости 40 км/ч этот винт дает увеличение упора примерно на 25%. Подобный винт пригоден и для эксплуатации глиссирующих мотолодок на скоростях выше указанной (например, при установке двух моторов).
Эффективный упор заметно увеличивается при уменьшении шага винта до 0,24 м и полировке ею. Учитывая, что двигатель развивает мощность 25л. с. при 5100об/мин, можносчитать этот винт оптимальным для глиссирующих мотолодок, максимальная скорость которых с обычной нагрузкой не превышает 32 км/ч. Это могут быть распространеннее дюралевые лодки типов «Казанка», ЛПрогресс», «Обь» с четырьмя-пятью людьми на борту. Для лодок эксплуатируемых на скоростях, близких к 40 км/ч, можно рекомендовать уменьшение шага виша до 0,27 м.
На тяжелых лодках с максимальной скоростью движение 20— 25 км/ч целесообразно применять винты с еще меньшим шагом, развивающие больший эффективный упор. В частности, можно рекомендовать уменьшение шага до 0,21 м при сохранении D = 0,24 м.
Буксировочное сопротивление подводной части мотора при глубине погружения оси винта Ht = 160 мм и скорости 36 км/ч составляет 10 кг, т. е. равно около 15% эффективной тяги винта мотора «Вилрь-М» (рис. 148). С увеличением погружения винта на 20 мм сопротивление возрастает из-за увеличения площади погруженной части мотора и более сильного забрызгивания его надводной части.
При изготовлении сменных винтов к моторам «Вихрь» рекомендуется увеличивать угол наклона лопастей назад для улучшения условий нате — кания воды на винт и повышения КПД винта (см. с. 180).
Среди эксплуатационных недостатков мотора «Вихрь» отмечаются неудобство его сборки и разборки, трудность регулировки длины тяги реверса и замены крыльчатки помпы, а также контроля работы системы водяного охлаждения, быстрый износ медно-графитовой втулки-подшипника вертикального вала, использование подшипника скольжения на гребном валу. Устанавливаемое на моторах магдино МВ-1 позволяет питать бортовую сеть лодки, однако в конструкции не предусмотрено выпрямляющее устройство для подзарядки аккумуляторных батарей.
«Нептун -23» по своим параметрам и надежности один из лучших моторов, выпускаемых в СССР. Удельный вес мотора — 1,9 кг/л, с, литровая мощность — 66,5 л. с/л; удельный расход горючего — 380 г/л. с.-ч. Внешняя характеристика мотора приведена на рис. 149.
Пропульсивные качества мотора могут характеризовать результаты испытаний, проведенных в опытовом бассейне ЦАГИ (рис. 150) стремя гребными винтами. В процессе этих испытаний измерялся эффективный упор винта Ре (упор за вычетом сопротивления подводной части мотора) при постоянных скоростях буксировочной тележки и полностью открытой дроссельной заслонке, т. е. при максимально достижимой для заданной скорости частоты вращения коленчатого вала мотора, которую позволяет развить гребной винт.
Испытания проводились при погружении оси винтов на 168 мм (высота транца мотолодки 400 мм). В диапазоне скоростей от 0 до 15 км/ч для ослабления просасывания атмосферного воздуха к лопастям винта погружение было увеличено до 268 мм. Из рис. 150 видно, что
15 |
До 40 км/ч, но на больших скоростях упор этого винта также значительно уменьшается.
Винт с диаметром и шагом, равными 0,229 м, оказался наиболее Еффективным для водоизмещающих или движущихся в переходном режиме тяжелых глиссирующих лодок в диапазоне скоростей от 0 до 22 км/ч. Упор этого винта на швартовах на 23 кг, а при скорости 22 км/ч на 11 кг выше, чем у винта 0,226X0,250 м.
100 |
SO |
0,6 0,5 0,4 0,3 |
Рис. 150. Эффективный упор Ре и пропульсивный КПД гребных винтов на моторе «Нептун-23».
У — полированный винт D X Я = 0,24Х 0j30 м; 2— полированный винт 0.23Х 0,28 м; 3 — полированный винт 0,226X0,25 м; 4 — окрашенный винт 0,23X0,28 м.
Наличие сменных гребных винтов, а также унифицированного с моторами «Москва-25» и «Москва-30» посадочного места для винта на гребном валу является одним из достоинств мотора «Нептун-23». Среди других положительных качеств мотора можно отметить удобство разборки и сборки его для ремонта, взаимозаменяемость шестерен переднего и заднего хода, разъемную тягу реверса, позволяющую ремонтировать редуктор, не снимая двигателя, надежный редуктор с подшипниками качения, наличие генераторных катушек в магнето, с помощью которых можно оборудовать систему сигнально-осветительных огней лодки.
К эксплуатационным недостаткам рассматриваемого мотора относят повышенную шумность, обусловленную отсутствием звукоизолиро-
ранього капота и устройства глушения шума на всасывании, сравнительно большую массу — 44 кг, малый угол откидывания мотора, делающий неудобной смену винтов или шпонок на плаву (с лодки), отсутствие выпрямителя в электросхеме.
Л С. |
28 |
26 |
24- |
22 |
20 |
П |
Кг/ч 9 |
Рис. 151. Внешние характеристики моторов «Москва-30» (/) и «Моск — ва-25» (2) |
«М о с к в а-ЗОЭ» первый советский серийный 30-сильный подвес — ноЛ мотор с электрозапуском. Кроме электростартера мотор оборудован генератором переменного тока с выпрямителем для подзарядки аккумуляторных батарей и электроприводом воздушной заслонки карбюратора. Мотор экономичен — удельный расход горючего составляет и 350 г/л. с. • ч; удельная мощ-
Ность — 60,5 л. с./л; удельный вес — 1,6 кг/л. с.
Внешние характеристики моторов приведены на рис. 151. Благодаря клапанному газораспределению мотор прост в обслуживании и ремонте — • двигатель имеет только два силовых продольных разъема (по оси колен чатого вала и камере сгорания) В торговую сеть поставляются три сменных гребных винта, позволяющих эффективно использовать мотор «Москва-30» на лодках различного типа. """ 3 Р е н и я гидродинамики, хорошо отработана подводная часть мотора.
Среди эксплуатационных недостатков мотора можно отме тить тепловую эрозию поршней, ненадежную работу редуктора, в котором использовались (на верти кальном валу) подшипники скольжения. В моделях с ручным запуском («Москва-25А» и «Москва-30») магнето не имеет генераторных катушек и выпрямителя для питания бортовой электросети лодки.
«Привет» — экономичный и обладающий хорошими пропуль — сивными качествами мотор. Отличается несколько повышенной шум — ностью и усложненной конструкцией, затрудняющей ремонт. В серийном производстве отсутствуют системы для дистанционного управления этим мотором, а использование систем от моторов «Москва» и «Вихрь» требует значительной доработки конструкции.
Определенным неудобством является также нижнее расположение пусковой ручки — запуск мотора на мотолодках с подмоторной нишей затруднен.
«В е т е р о к-8», «В е те р о к-12» — моторы, удобные для установки на среднескоростные суда водоизмещающего и полуглиссирую — ш, его типа, на надувные и портативные лодки. Используются также в качестве вспомогательных доигателей на парусных яхтах.
Мотсры имеют достаточно надежную конструкцию, снабжены муфтой холостого хода. Несколько проигрывают лучшим европейским образцам аналогичной мощности по массе (удельный вес 8-сильного «Ветерка» —3,25 кг/л. с. против 2,5 кг/л. с. «Архимеда-8,5») и экономичности (430 г/л. с.-ч против 300 г/л. с.-ч у «Архимеда-8,5»).
Нижнее расположение пусковой рукоятки и отсутствие электросистемы для питания ходовых огней являются иногда эксплуатационными недостатками.
Ненадежность работы системы зажигания с магнето МЛ-10-2С будет устранена в новых моделях моторов с электронной системой зажигания (модели с индексом Э).
Рис. 152. Подвесной мотор «Салют» в облегченном варианте с питанием от отдельного бака. |
I — кран-штуцер; 2 — топливный насос, 3 — кронштейн для креПления насоса; 4 — защитный колпак; 5 — винт М4 крепления ксл — пака; 6 — переходное кольцо; 7 — винт М4 крепления кольца.
«Салю т-М», «Спутник» — двухсильные подвесные моторы для установки на легкие гребные лодки, байдарки и надувные лодки, могут использоваться как вспомогательные на парусных швертботах водоизмещением до 600 кг, сообщая им скорость около 6 км/ч. Устройств для заднего и холостого хода моторы не имеют. Унифицированное маг — дино МН-1 с выносными катушками обеспечивает надежную работу системы зажигания и освещения.
Масса мотора «Салют» — 12 кг, но его можно облегчить до 8 кг и сделать удобнее в эксплуатации, особенно на байдарке. Для этого с мотора снимают капот со встроенным топливным баком, рамку и нижний кожух с деталями крепления. Все указанные узлы изготовлены из стали и весят довольно много. Снимают и ручной стартер; двигатель запускают при помощи шнура, навиваемого на маховик.
Питание облегченного мотора лучше осуществлять от отдельного бачка (можно приспособить для этой цели полиэтиленовую канистру
емкостью 5—10 л). Для подачи топлива к карбюратору нужно установить диафрагменный топливный насос, например от мотора «Москва». Насос крепится со стороны карбюратора на кронштейне, устанавливаемом на месте удаленной скобы нижней части цилиндра. Резьбовое отверстие в картере под штуцер насоса сверлится со стороны карбюратора на расстоянии 6 мм от плоскости разъема картера с цилиндром и на 12 мм вниз от разъема половин картера.
Магдино несложно закрыть быстросъемным колпаком (рис. 152). Промышленность выпускает модель мотора «Салют-4», оборудованную диафрагменным насосом для питания из отдельного бензобака, а также складным дейдвудом, облегчающим его переноску в рюкзаке.
Задний ход лодки с мотором «Салют-М» обеспечивается поворотом мотора относительно его вертикальной оси на 180°.