May 31, 2023
В многодневном походе, несмотря на лимитированную грузоподъемность глиссирующей мотолодки, экипажу должны быть обеспечены и полноценный отдых, и укрытие от непогоды, и регулярное питание. Иначе говоря, необходимы спальные места, крыша над головой, камбуз. Требуются сухие багажники и рундуки для хранения одежды, продуктов, штурманского оборудования, инструментов. Надо еще разместить запас бензина, который занимает едва ли не четвертую часть всей полезной грузоподъемности и объема лодки. Посмотрим, каким образом могут быть удовлетворены эти требования на серийных мотолодках, пригодных для дальних спортивных плаваний.
Типичная компоновка кокпита открытой мотолодки показана на рис. 121. Четыре сиденья сгруппированы попарно так, что два из них обращены в нос, а два других — в корму. Такое расположение представляется целесообразным с точки зрения центровки. Для ночлега кресла раздвигаются и вместе со спинками образуют два спальных места. Тент, устанавливаемый над к:>кпитом, защищает экипаж от непогоды и ночной сырости.
Недостатком такой планировки является отсутствие достаточных объемов для хранения необходимых припасов и снабжения. Сухие багажники могут быть оборудованы только под носовой палубой и в кормовой выгородке. Они, однако, не слишком вместительны и удобны — в носовом отсеке хранить можно только постели или рюкзаки, так как при тряске на волне любые другие предметы не улежат на месте, а в кормовой отсек легко проникает вода из-под пайолов при обычном для глиссирующего судна кормовом дифференте, и вообще он лучше подходит не для хранения припасов, а для установки расходных бачков с бензином. Имеется еще возможность оборудовать ящики под узкой опалубкой вдоль бортов, однако объем их невелик и пригоден лишь для хранения инструмента да небольшого количества консервированных продуктов. Обычно ббльшая часть припасов на лодках с такой планировкой складывается прямо на пайолах позади кресел. Спустя короткое время после выхода здесь все оказывается вперемешку, а на стоянке все это имущество приходится выгружать на берег.
Другой, более удобный вариант может быть предложен, если принять во внимание, что спортивные плавания обычно совершаются экипажем из двух человек. В этом случае отпадает надобность в кормовой паре кресел, место которых вплоть до переборки моторного отсека мо-
Рис. 121. Варианты расположения сидений на мотолодке: а — традиционные двухрядные сиденья; б — раскладывающиеся в два спальных места. |
Жет быть использовано для двух вместительных рундуков (рис. 122), закрывающихся сверху крышками на плотных защелках. В этих рундуках достаточно места для хранения груза, необходимого в походе, причем для каждого вида груза может быть выделен свой отсек. Учитывая, что это наиболее сухое и спокойное при качке месю в лодке, можно рассчитывать, что содержимое рундуков при любых обстоятельствах будет в целости и сохранности.
Встроенные баки для бензина, размещенные под сиденьями или при большой килеватости днища под пайолами — наиболее рациональное размещение запасов топлива. Если, однако, устроить такие баки невозможно или вместимость их недостаточна, можно предусмотреть установку канистр или лучше специально сваренных из легкого сплава бензобаков сразу за спинками кресел. Это лучший вариант с точки зрения обеспечения нужной центровки судна, так как расходование расположенного близ общего центра тяжести запаса бензина не сказывается на величине дифферента.
Для приготовления пищи на мотолодке удобнее всего пользоваться туристским бензиновым примусом «Шмель». Для него не обязательно предусматривать постоянное штатное место — на ходу приготовлением
Пищи не занимаются, а на стсяьке лрьмус можно выьести на берег Достаточно сделать в одном из рундуков гнездо для «Шмеля», чтобы укрепить его.
|
Рис. 122. Вариант планировки мотоЛодси <Косатка» для дальних спортивных плавании |
Спальные места при данной планировке устраивают прямо на крышках рундуков, используя в качестве подголовья заспинные подушки кресел.
Длина — 4,2 м, ширина — 17м высота борта — 0 65 м угол килеватостн днища на транце — }7°. максимальная мощность подвесного мотора — 30 л с,
Скорость при нагрузке 2 чел — 45 км ч / — б>ксирный рым 2 — утка 3 — стекло высотон 3tO мы от палубы, 4 — Тент, 5 — носовая дуга тента 6 — кормовая дуга тента 7 — кормовая швартовная ручка 8 — отсек для бензобаков 9 — пенопластовый заполнитель, TO — бортовой диван рундук, // — спинка сиденья 12 — носовое сиденье, 13 — рулевое колесо, 14 — нактадка для крепления стекла
Планировка такого же типа может быть применена на лодках с три — маранными обводами Рундки здесь выполняют в виде бортовых диванов, на которых можно отдыхать и при движении судна
Имеет ли смысл устанавливать на лодке для спортивного туризма закрытую рубку’
Конструкторы популярной моточодки «Прогресс» разработали вариант (рис 123) мотолодки с рубкой («Прогресс-4», испольение 2), сохранив без изменений размерения и обводы корпуса Сравнение с базовой (открытой) моделью убеждает, что выполненный ва1риант вряд ли может быть признан рациональным На новом «Прогрессе» под крышей оказачея весь кокпит Между тем размеры рубки 1,8×1.3 м едва позво ляют разместить в ней два спальных места Пост управления, которы i особенно важен при спортивных плаваниях, в каюте неудобен, водитель
|
Рнс. 123 Каютный вариант мотолодки «Прогресс-4».
|
Гис 124. Мотолодка МКМ t рубкой.
/ — осмноя дверь, 1 — левая панель, Ь — поручни; 4 ** секции крыши, 5 — тредвяя сЕКОНЯ: 6 — боковое секция; 7— дополнительный елок пенопласта
Имеет плохой обзор и не может принимать участие в операциях по швартовке, подъему человека на борт и т п У крытой мотолодки «Прогресс» на 50 кг возросла масса и соответственно уменьшитась полезная грузоподъемность Наконец, почти в полтора раза повысилась цена То же можно сказать и о каютном варианте (рис 124) мотолодки МКМ. Конструкторы, правда, сделали рубку съемной Предполагалось ее выпускать не только в комплекте с корпусом, но и отдельно Такая конструкция может представлять интерес при эксплуатации лодки
9 8 7 6 5 4 J I 1 |
Осенью, когда возможность укрыться от хотода и непогоды заставляет пренебречь перечисленными выше неудобствами
Представляется, что из всех каютных мотолодок, выпускаемых сейчас нашей промышленностью, в наибольшей мере требованиям, предъявляемым к судну для спортивного туризма, отвечает вариант со сдвижной рубкой В хорошую погоду и при плавании в сложных условиях рубку можно сдвинуть в корму, получив в носу открытый кокпит В то же время сдвижная рубка обеспечивает достаточное укрытие для экипажа и грузов Отсутствие кормовой переборки позволяет не делить кокпит и использовать всю его площадь Д1Я оборудования спальных мест, рундуков и пр Примером серийной лодки такого типа может служить мотолодка <Сарепта» (рис 125) При длине 4,6 м (в исполнении из легких сплавов) ее масса 235 кг — немногим бочьше массы мотолодки «Прогресс», в отличие от которой «Сарепта» имеет обводы повышенной
Мореходности (тримаранные в носовой части и плоскокнлеватые — в кормовой) Грусогодъемность лодки 450 кг. Учитывая, что «Сарепта» выходит на глиссирование с 30-сильным мотором, следует признать ее вполне пригодной для дальнего спортивного плавания с экипажем из двух человек
161 |
В любом случае для плавания в умеренных широтах целесообразен тип лодки с носовой палубой и ветровым стеклом, которое защищает экипаж и кокпит от брызг и холодного ветра в непогоду и служит надежным основанием дтя тента
Рис. 126. Два варианта планировки кокпита 4,7-метровой пластмассовой мотолодки «Темп» а — прогулочная мотолодка; б — рыболовный и хозяйственный вариант лодки. |
Для южных районов предпочтительнее беспалубная мотолодка, подобная показанной на рис 126 Просторный кокпит с широкими банками рундуками удобен и для отдыха экипажа и для размещения груза. Место рулевого находится в корме, при необходимости он легко может перейти на управление мотором с помощью румпеля В непогоду носовая часть кокпита закрывается тентом, а рулевой остается снаружи — это оптимальный вариант для управления Масса такой модели оказывается меньше, чем масса аналогичных судов с палубой и креслами. .Кроме того, стоимость беспалубных лодок ниже, чем таких же моделей с палубой.
6 Г. М Новак