Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Оборудование лодки для спортивного туризма

Posted on 18.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

В многодневном походе, несмотря на лимитированную грузоподъемность глиссирующей мотолодки, экипажу должны быть обеспечены и полноценный отдых, и укрытие от непогоды, и регулярное питание. Иначе говоря, необходимы спальные места, крыша над голо­вой, камбуз. Требуются сухие багажники и рундуки для хранения одежды, продуктов, штурманского оборудования, инструментов. Надо еще разместить запас бензина, который занимает едва ли не четвертую часть всей полезной грузоподъемности и объема лодки. Посмотрим, ка­ким образом могут быть удовлетворены эти требования на серийных мо­толодках, пригодных для дальних спортивных плаваний.

Типичная компоновка кокпита открытой мотолодки показана на рис. 121. Четыре сиденья сгруппированы попарно так, что два из них обращены в нос, а два других — в корму. Такое расположение пред­ставляется целесообразным с точки зрения центровки. Для ночлега кресла раздвигаются и вместе со спинками образуют два спальных места. Тент, устанавливаемый над к:>кпитом, защищает экипаж от непогоды и ночной сырости.

Недостатком такой планировки является отсутствие достаточных объемов для хранения необходимых припасов и снабжения. Сухие ба­гажники могут быть оборудованы только под носовой палубой и в кор­мовой выгородке. Они, однако, не слишком вместительны и удобны — в носовом отсеке хранить можно только постели или рюкзаки, так как при тряске на волне любые другие предметы не улежат на месте, а в кор­мовой отсек легко проникает вода из-под пайолов при обычном для глис­сирующего судна кормовом дифференте, и вообще он лучше подходит не для хранения припасов, а для установки расходных бачков с бензи­ном. Имеется еще возможность оборудовать ящики под узкой опалуб­кой вдоль бортов, однако объем их невелик и пригоден лишь для хране­ния инструмента да небольшого количества консервированных продук­тов. Обычно ббльшая часть припасов на лодках с такой планировкой складывается прямо на пайолах позади кресел. Спустя короткое время после выхода здесь все оказывается вперемешку, а на стоянке все это имущество приходится выгружать на берег.

Другой, более удобный вариант может быть предложен, если при­нять во внимание, что спортивные плавания обычно совершаются эки­пажем из двух человек. В этом случае отпадает надобность в кормовой паре кресел, место которых вплоть до переборки моторного отсека мо-

Оборудование лодки для спортивного туризма

Рис. 121. Варианты расположения сидений на мото­лодке: а — традиционные двухрядные сиденья; б — раскладывающиеся в два спальных места.

Жет быть использовано для двух вместительных рундуков (рис. 122), закрывающихся сверху крышками на плотных защелках. В этих рун­дуках достаточно места для хранения груза, необходимого в походе, причем для каждого вида груза может быть выделен свой отсек. Учиты­вая, что это наиболее сухое и спокойное при качке месю в лодке, можно рассчитывать, что содержимое рундуков при любых обстоятельствах будет в целости и сохранности.

Встроенные баки для бензина, размещенные под сиденьями или при большой килеватости днища под пайолами — наиболее рациональ­ное размещение запасов топлива. Если, однако, устроить такие баки невозможно или вместимость их недостаточна, можно предусмотреть установку канистр или лучше специально сваренных из легкого сплава бензобаков сразу за спинками кресел. Это лучший вариант с точки зре­ния обеспечения нужной центровки судна, так как расходование распо­ложенного близ общего центра тяжести запаса бензина не сказывается на величине дифферента.

Для приготовления пищи на мотолодке удобнее всего пользоваться туристским бензиновым примусом «Шмель». Для него не обязательно предусматривать постоянное штатное место — на ходу приготовлением
Пищи не занимаются, а на стсяьке лрьмус можно выьести на берег Достаточно сделать в одном из рундуков гнездо для «Шмеля», чтобы укрепить его.

Оборудование лодки для спортивного туризма

Оборудование лодки для спортивного туризма

Рис. 122. Вариант планировки мотоЛодси <Косатка» для дальних спор­тивных плавании

Спальные места при данной планировке устраивают прямо на кры­шках рундуков, используя в качестве подголовья заспинные подушки кресел.

Длина — 4,2 м, ширина — 17м высота борта — 0 65 м угол килеватостн днища на транце — }7°. максимальная мощность подвесного мотора — 30 л с,

Скорость при нагрузке 2 чел — 45 км ч / — б>ксирный рым 2 — утка 3 — стекло высотон 3tO мы от палубы, 4 — Тент, 5 — носовая дуга тента 6 — кормовая дуга тента 7 — кормовая швар­товная ручка 8 — отсек для бензобаков 9 — пенопластовый заполнитель, TO — бортовой диван рундук, // — спинка сиденья 12 — носовое сиденье, 13 — рулевое колесо, 14 — нактадка для крепления стекла

Планировка такого же типа может быть применена на лодках с три — маранными обводами Рундки здесь выполняют в виде бортовых дива­нов, на которых можно отдыхать и при движении судна

Имеет ли смысл устанавливать на лодке для спортивного туризма закрытую рубку’

Конструкторы популярной моточодки «Прогресс» разработали вариант (рис 123) мотолодки с рубкой («Прогресс-4», испольение 2), сохранив без изменений размерения и обводы корпуса Сравнение с ба­зовой (открытой) моделью убеждает, что выполненный ва1риант вряд ли может быть признан рациональным На новом «Прогрессе» под крышей оказачея весь кокпит Между тем размеры рубки 1,8×1.3 м едва позво ляют разместить в ней два спальных места Пост управления, которы i особенно важен при спортивных плаваниях, в каюте неудобен, водитель

Оборудование лодки для спортивного туризма

Рнс. 123 Каютный вариант мотолодки «Прогресс-4».

Оборудование лодки для спортивного туризма

Гис 124. Мотолодка МКМ t рубкой.

/ — осмноя дверь, 1 — левая панель, Ь — поручни; 4 ** секции крыши, 5 — тредвяя сЕКОНЯ: 6 — боковое секция; 7— дополнительный елок пено­пласта

Имеет плохой обзор и не может принимать участие в операциях по швартовке, подъему человека на борт и т п У крытой мотолодки «Про­гресс» на 50 кг возросла масса и соответственно уменьшитась полезная грузоподъемность Наконец, почти в полтора раза повысилась цена То же можно сказать и о каютном варианте (рис 124) мотолодки МКМ. Конструкторы, правда, сделали рубку съемной Предполагалось ее выпускать не только в комплекте с корпусом, но и отдельно Такая конструкция может представлять интерес при эксплуатации лодки

9 8 7 6 5 4 J I 1

Оборудование лодки для спортивного туризма

Осенью, когда возможность укрыться от хотода и непогоды заставляет пренебречь перечисленными выше неудобствами

Представляется, что из всех каютных мотолодок, выпускаемых сейчас нашей промышленностью, в наибольшей мере требованиям, предъявляемым к судну для спортивного туризма, отвечает вариант со сдвижной рубкой В хорошую погоду и при плавании в сложных усло­виях рубку можно сдвинуть в корму, получив в носу открытый кокпит В то же время сдвижная рубка обеспечивает достаточное укрытие для экипажа и грузов Отсутствие кормовой переборки позволяет не делить кокпит и использовать всю его площадь Д1Я оборудования спальных мест, рундуков и пр Примером серийной лодки такого типа может слу­жить мотолодка <Сарепта» (рис 125) При длине 4,6 м (в исполнении из легких сплавов) ее масса 235 кг — немногим бочьше массы мотолодки «Прогресс», в отличие от которой «Сарепта» имеет обводы повышенной

Мореходности (тримаранные в носовой части и плоскокнлеватые — в кор­мовой) Грусогодъемность лодки 450 кг. Учитывая, что «Сарепта» выхо­дит на глиссирование с 30-сильным мотором, следует признать ее вполне пригодной для дальнего спортивного плавания с экипажем из двух человек

161

В любом случае для плавания в умеренных широтах целесообразен тип лодки с носовой палубой и ветровым стеклом, которое защищает экипаж и кокпит от брызг и холодного ветра в непогоду и служит на­дежным основанием дтя тента

Оборудование лодки для спортивного туризма

Рис. 126. Два варианта планировки кокпита 4,7-метровой пластмассо­вой мотолодки «Темп» а — прогулочная мотолодка; б — рыболовный и хозяйственный вариант лодки.

Для южных районов предпочтительнее беспалубная мотолодка, подобная показанной на рис 126 Просторный кокпит с широкими бан­ками рундуками удобен и для отдыха экипажа и для размещения груза. Место рулевого находится в корме, при необходимости он легко может перейти на управление мотором с помощью румпеля В непогоду носо­вая часть кокпита закрывается тентом, а рулевой остается снаружи — это оптимальный вариант для управления Масса такой модели оказы­вается меньше, чем масса аналогичных судов с палубой и креслами. .Кроме того, стоимость беспалубных лодок ниже, чем таких же моделей с палубой.

6 Г. М Новак

TITLE

TITLE