June 1, 2023
Исходя из основного назначения судна, предусматривающего возможность длительных переходов без стоянки у берега, комплект оборудования должен включать штатные спальные места для всех членов экипажа или за исключением одного несущего вахту (в этом случае должно быть предусмотрено дополнительное спальное место, оборудуемое на стоянке). Необходимы стационарный камбуз, желательно с раковиной и горячей водой для мытья посуды, обеденный стол, платяной шкаф и место для хранения штормовой одежды. Набор ящиков и полочек должен быть рассчитан на размещение инструмента, продуктов, посуды, белья. Требуется предусмотреть место для туалета (по иностранным стандартам, например американским, установка его на судне любого размера, предназначенного для многодневного плавания, обязательна). Следует обеспечить вентиляцию, необходимую не только для улучшения условий обитаемости в каюте, но и для предохранения корпусных конструкций от коррозии и гниения.
Оборудовать на судне длиной 5—6 м каюту, в которой можно разместить все перечисленное оборудование, задача сложная. На чертеже (рис. 118) показаны минимальные размеры элементов планировки рубки на судне длиной 5 м. Высота каюты складывается из высоты сидений, которая не может быть менее 0,25 м, и необходимого пространства над головой сидящего — не меньше 0,9 м. Длина каюты должна быть достаточной, чтобы установить спальные места длиной 1,8 м. На судне
Рис. 118. Минимально допустимые размеры в каюте туристского судна. |
С такой планировкой рубка в общей сложности займет около 3 м длины в носовой части. При этом в корме останется достаточно просторный кокпит, в котором при хорошей погоде сможет разместиться весь экипаж, а в случае необходимости могут быть оборудованы дополнительные спальные места под тентом. Здесь же, в одном из рундуков или под сиденьем, можно оборудовать камбуз (рис. 119).
На катере длиной 5,5—6 м рубку целесообразно протянуть еще на полметра в корму (см. рис. 92). В этом случае у входа высвобождается место для платяного шкафа и камбуза. Чрезмерно увеличивать длину рубки, однако, не имеет смысла, принципиальных улучшений обитаемости это не даст (получить таким образом пространство для дополнительных двух коек невозможно), зато повысится масса судна, его парусность. Увеличить количество спальных мест можно, оборудовав так называемые «гробы» — выгородки, уходящие под банки кокпита. Будем считать все же оптимальным вариантом двухкоечную каюту, которая при необходимости может быть переоборудована в одно широкое спальное место путем установки настила в проходе вместо съемного стола.
Шкаф для верхней одежды размерами 350×500 мм и высотой 1— 1,25 м достаточно вместителен для экипажа до четырех человек. Шкаф
Рис. 119. Оборудование кокпита: а — вид на правый борг, б — вид на левый борт. |
/ — пульт управления; 2 — подножка 3 — ящик под сиденьем еод»тетя, 4 — бортовая ниша; 5 — рундук под кормовым сиденьем. 6— моторный огсек; 7 — кормовое сиденье; 8 — откидное сиденье, 9 — плита; 10 — ра<озина, // — шкафчик; 12 — пор>чень, IJ — дЛерь в каюту; 14 — складной столнл.
IE4 для штормовой одежды может быть оборудован по другому боргу, если там не предусмотрена установка камбуза. Штормовки, однако, можно хранить и просто в рундуках, например под сиденьями в кокпите. Пространство под банками используется тгхже для различных припасов — сухого хранения в рубке и не боящихся влаги — в i оч — пите.
|
‘О Ti 12 в 13 п 15
Рис. J5. Планировка катера по проекту Д Бича
Длина наибольшая — 6,7| м, ширина небольшая — 2,Ы м, осадка — 0.66 м.
Высота борта на миделе — 1 42 м. потное водоизмещение — 1730 KI 1 — форпик, 2 — форлюк, 3 — обеденный стол, 4 — носовая конка, 5 — туалет; 6 — платяной шкаф 7 — бортовая лродотьиая конка (первый вариант планировки), 8 — кожух над дпигателем (I вариант), 9 — люк в моторное отделение (II вариант), 10 — кокпит над моторным отделением (II вариант), ;/ — горловина топливного бака, 12 —двуспальная поперечная колка (II вариант); 13 — трап, 14 — плита, 15 — мойка
В качестве варианта планировки пом щеки"! на судне для дать — них плаваний представляет интерес «семейнып катер» (рис. 120), построенный по проекту известного американского констру ктора Д. Бича. При длине всего 6,71 ч в его корпусе размещен весь комплекс оборудования, которое необходимо, чтобы обеспечить высокий уровень комфорта. Жилые помещения составляют две светлые каюты. В носовой каюте — размещены две койки и обеденный стол. При необходимости стол убирается, его место занимает дополнительный матрас и получается одно спальное место во всю ширину катера.
Кормовая каюта оборудуется либо двумя полноразмерными койками по бортам от капота двигателя, либо двуспальной койкой размером 1150×1950 мм, поставленной поперек. В последнем случае выгораживается моторный отсек, отделенный от жилого помещения поперечной переборкой.
На катерг предусмотрен туалет со сборной фекальной цистерной, предписываемый правилами оборудования подобных катеров в США Камбуз оборудован двухконфорочной плиткой, раковиной и холодильником. В носовой каюте под койкой правого борта встроена цистерна для питьевой воды, под койкой левого борта — рундук для продуктов.
Получить столь удобную планировку конструктору удалось, во — первых, благодаря компактному двигателю, занимающему минимальный объем в кормовой части судна, во-вторых, за счет большой высоты борта, которая с точки зрения обеспечения остойчивости компенсируется значительной шириной корпуса (2,67 м). Кроме того, в данном проекте отсутствует кокпит в прямом смысле этого слова — пост управления располагается прямо на палубе.
Важно отметить, что обводы катера выбраны из расчета на большой диапазон скоростей — от 24 до 45 км/ч, пределы которого обеспечиваются при мощности двигателя соответственно 40 и 100 л. с.