Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Моторно-парусные суда

Posted on 16.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Определенными преимуществами для плавания смешанного типа (по рекам и водохранилищам) обладают моторно-парусные суда. Располагая движителями двух родов, они имеют высокую степень надежности и автономность плавания — Путешествующие под парусом не нуждаются в длительных стоянках для отдыха от шума и вибрации. Благодаря высоким мореходным качествам даже небольшая яхта может выходить в море при свежей погоде, когда более крупные катера вы­нуждены оставаться в гавани. Наконец, парусное судно не зависит от пунктов заправки горючим на маршруте путешествия

С другой стороны, наличие двигателя позволяет поддерживать постоянную среднюю скорость на переходе, проходить участки рек с сильным течением или через шлюзы

Для наглядности основные качества парусной яхты и катера сопо­ставлены в табл. 4.

При создании комбинированных моторно-парусных яхт конструк­тору приходится удовлетворять ряд противоречивых требований. Для того чтобы под парусом такое судно развивало достаточную ско­рость, площадь парусности S должна иметь определенную величину по отношению к водоизмещению D (обычно принимают S ‘ ; D Л = = 3,5ч-3,9)- Однако для безопасности необходима высокая остойчи­вость — для малых яхт длиной до 8 м начальная поперечная метацен — трическая высота должна составлять от 0,9 до 1,5 м. Чаще всего это достигается за счет тяжелого и глубокопогруженного балластного фальшкиля, масса которого на яхтах с полной оснасткой достигает 35— 40% водоизмещения. Естественно, что при плавании под мотором такая остойчивость не нужна, а «перевозка» фальшкиля требует непроизво­дительной затраты мощности двигателя.

Для создания достаточного сопротивления дрейфу при плавании крутыми курсами к ветру — в бейдевинд — корпус яхты должен иметь большую площадь бокового сопротивления, равную 14—18% площади парусов. Поэтому смоченная поверхность корпуса яхты больше, чем у катера таких же размерений, следовательно, выше и сопротивление воды движению. Развитая оснастка и рангоут яхты увеличивают воз­душное сопротивление судна.

Из сказанного ясно, что моторно-парусная яхта при прочих рав­ных условиях по скорости движения под мотором будет проигрывать катеру. С другой стороны, учитывая, что экономически целесообразная скорость для водоизмещающего судна, ограниченная FrЈ, = 0,5, со­ставляет для 10-метрового корпуса около 17 км/ч, вполне возможно обеспечить моторно-парусной яхте ходовые качества, подобные каче­ствам катера. Мощность двигателя на яхтах этого типа составляет 6— 10 л. с. на каждую тонну водоизмещения, площадь парусов — 10— 12 м’/т.

Таблица 4

Основные качества парусной яхты и катера

Сравниваемый объект

Характеристика

Скорость хода

Дальность плавания

Мореходность

Парусная яхта

Катер

Неустойчивая, зависит от силы ветра и курса яхты

Практически постоянная

Ограничивается только за­пасами воды и провизии

Ограничивается запасами горючего для двигателя

Высокая (для яхт прибреж­ного плавания 6—7 баллов ветра)

Ограниченная (для боль­шинства катеров прибрежного плавания до 3 баллов)

Сравниваемый объект

Характеристика

Осадка

Условия обитаемости

Затраты на дальний поход

Парусная яхта

Катер

Большая (1,4—1,6 м для яхты длиной 6 м по КВЛ)

Малая (0,6 м для катера длиной 6 м по КВЛ)

Бесшумность, но ход с кре­ном

Повышенная шумность, ви­брация корпуса

Стоимость продовольствия

То же плюс стоимость го­рючего

Рассмотрим моторно-парусное судно для дальнего туризма денте», популярное среди судостроителей-любителей ФРГ (рис. 97, 98). Судно строится с обшивкой из фанеры в двух вариантах — с балласт­ным фальшкилем массой 400 кг и с уменьшенной осадкой. В первом варианте яхта оснащается полным парусным вооружением типа шлюп с площадью парусов 17,75 м2 и имеет осадку около 0,9 м". во втором площадь парусов — 9,6 м2, осадка 0,55 м. На судне может быть уста­новлен подвесной или стационарный двигатель мощностью 14—20 л — с.

В варианте с полной оснасткой ходовые качества судна под мото­ром снижаются из-за киля, под парусами «Вилденте» сможет развить

Моторно-парусные суда

Рис. 97. Два варианта парусного вооружения моторно-парусног2о катера «Вилденте»: а — с полной парусной оснасткой (грот — 12 м2; стаксель — 55,75 м2; генуэзский стаксель —16 м2; стаксель лавировоч — ный — 12 м2); б — со вспомогательными парусами (трисель — 6 м2; стаксель — 3,6 м2).

Достаточную скорость — Во втором варианте паруса играют лишь вспо­могательную роль (например, используются для повышения устойчи­вости на курсе, успокоения качки), однако при ветре 3—4 балла они позволяют идти со скоростью 5,5—7 км/ч или даже лавировать при одновременной работе двигателя.

Площадь вспомогательных парусов принимается обычно равной около 5 м2 на тонну водоизмещения судна. Для обеспечения хорошей устойчивости на курсе к днищу прикрепляют развитый киль-плавник­а перо руля выполняют увеличенной площади.

Лодки для спортивного туризма

Оговоримся, что этот тип судна предназначается не только для выполнения зачетных маршрутов по разрядным нормам «Единой всесоюзной спортивной квалификации», но и для любого плавания по маршруту протяженностью от нескольких сот до тысячи и более

Моторно-парусные суда

/1/5/7

Рис. 98. Общее расположение (а) и кор­пус теоретического чертежа (б) «Вил — денте».

Длина наибольшая — 6,99 м; длина по КВЛ — 6.33 м ; ширина — 2,40 м; осад­ка 0,55 — 0,90 м; водоизмещение — 1,5 т.

/ "- подвесной мотор; 2 — колодец для подвесного мотора: 3 — степс мачты; 4 — ящик для якорного каната: 5 — шпиль; 6 — выносное ведро (или унитаз с прокачной помпой); 7 — полка’ 3 — носовые койки, внизу рундуки; 9 — балластный Киль парусного варианта, 400 кг; 10 — камбуз; // — стол 400Х 800; 12 — платяной шкаф; 13 — койка; 14 — люк 850X600; 15 — помещение для стационарного двигателя или кладовая, 16 — рундуки; 17 — хранилище запасов горючего.

Километров, который нужно пройти по заданному гратику. преодо­левая трудности, связанные с характером акватории, погодными усло­виями и т. п. Примером такого рода плаваний могЛт служить походы камчатских водно-моторников, которые за одну навигацию пересекли на мотолодках всю страну от Петропавловска-Камчатского до Ленин­града. На таких судах совершают и кольцевые маршруты — так назы­ваемые «круглосветки», относящиеся в основном по времени прохожде­ния также к спортивному туризму. Наконец, суда рассматриваемого типа являются основными участниками различного рода маршрутных гонок, таких, как соревнования на приз сборника «Катера и яхты» или «водно-моторные ралли».

Суда для спортивного туризма не отличаются комфортабельностью. Экипаж лодки, как правило, составляют два человека; запасы, включая бензин, принимаются из расчета на переход до ближайшего пункта, где они могут быть пополнены. В результате отказа от тяжелого обо­рудования и снабжения, жесткой рубки, стационарных спальных мест получают приемлемые габариты и весовую нагрузку подобных судов для прохождения дальнего маршрута в режиме глиссирования с одним подвесным мотором мощностью 20—30 л. с.

Нетрудно определить ориентировочную весовую нагрузку (в кг) лодки для спортивного туризма:

Корпус (алюминиевый сплав или стеклопластик)………………………….. 100—120

Оборудование лодки (сиденья, пайолы, тент, стекло и т. п.) 40—60 Снабжение (весла, якорь, концы, спасательные принадлеж­ности) 20

Экипаж (2 чел.) с багажом (палатка, спальные мешки, запас

Одежды), запасами воды и провизии………………………………………… 200—210

Подвесной мотор мощностью 25 л. с. с инструментом…. 50 Запас горючего на 200 км в канистрах 70—80

Итого. . . 480—540

Таким образом, удельная нагрузка при мощности мотора 25 л. с. составляет всего 20—25 кг/л. с. В принципе для спортивного туризма подходит любая мотолодка, рассчитанная на мотор от 20 л. с. и выше, при условии, что будут учтены требования надежности и мореходности. Повреждения корпуса, на устранение которых уходит много времени, либо необходимость выжидать погоду для перехода водохранилищ могут оказаться препятствием на пути достижения цели плавания.

Даже при высокой квалификации экипажа обычная плоскодонная мотолодка может оказаться непригодной для прохода через открытые акватории при сильной волне. С этой точки зрения предпочтительны суда с более мореходными обводами, например, типа «глубокое V».

Руководствуясь ГОСТ 19105—73, можно отнести к разряду судов для спортивного туризма без ограничений маршрута плавания мото­лодки и катера класса III, а с ограничениями, предусматривающими в основном плавания по рекам, — мотолодки класса II. Характери­стиками, определяющими район плавания лодок этого TI па, являются размерения, высота борта, обеспеченность защитой от зал. шания вол­ной и комплектация снабжением — Для дальних спортивных плаваний по рекам используются популярные лодки из легкого сплава «Казанка», «Обь», «Крым» и МКМ, мотолодки с корпусом из стеклопластика «Ладога» и «Нептун». Однако выход этих судов в прибрежные зоны

Моторно-парусные суда

Рис. 99. Мореходная мотолодка для дальних спортивных плаваний «Радуга-46»: а — продольный разрез; б — вид на днище и Сверху; в — проекция «корпус» теоретического чертежа.

J

Длина — 4,6 м; ширина — 1,77 м, высота борта — 0,7 м; масса корпуса без Моторов — 200 кг; полное водоизмещение — 850 кг Скорость при полном Водоизмещении с двумя моторами «Вихрь» мощностью по 20 л. с. » 37 кх/ч; Максимальная скорость — 50 км/ч.

Морей, в открытые морские заливы и крупные водохранилища допу> стим лишь при относительно спокойном состоянии водной поверх­ности — при высоте волны, не превышающей 0,5 м. Помимо больших ударных перегрузок на корпусе и неизбежного сильного забрызгивания в таких условиях всегда существует опасность заливания лодки гребнем волны и опрокидывания ее при остановке мотора.

Мореходная мотолодка должна иметь высокий надводный борт или самоотливной кокпит, увеличенную прочность корпуса, достаточ­ный запас мощности и высокую надежность мотора. Такие мотолодки, как правило, имеют длину не менее 4,8—5 м и снабжаются мощными (50—100 л. с.) подвесными моторами с «длинной ногой», рассчитанными на высокий транец (520—580 мм)-

В известной степени характеристикой мореходности и вместимости мотолодок может служить условный объем корпуса — кубический модуль Мк = LBH. На основании опыта эксплуатации мотолодок в качестве нижнего предела для глиссирующих лодок озерного плава­ния можно указать А1К = 4,5. Вблизи этого предела находятся харак­теристики лодок «Днепр», «Казанка-5», «Прогресс», которые могут ис­пользоваться для дальних спортивных плаваний экипажа из двух че­ловек с одним 25—30-сильным подвесным мотором — Более крупные лодки типа «Казанка-2М» (Мг_ = 6.4). «Темп» и «Дракон» (Мк = 6,5) имеют значительную массу корпуса с оборудованием, превышающую 250 кг, и потому при установке одного мотора могут двигаться лишь в переходном к глиссированию режиме со скоростью 20—25 км/ч. Установка второго мотора позволяет повысить среднюю скорость на переходе до 38—40 км/ч и увеличить количество экипажа до 3—4 чел. Полное водоизмещение в этом случае возрастает до 1000—1200 кг (см. с. 117), повышается расход горючего на пройденный километр пути, требуются частые дозаправки топливом.

Среди любительских конструкций крупных мореходных мотолодок для дальних плаваний получили признание «кафедралы» и тримараны, один из проектов которых, разработанный Ю. А. Зиминым, приведен на рис. 99- Для спортивных плаваний используются также катера со стационарным двигателем типа «Амур» и катера самостоятельной постройки, нередко с водометным движителем. Как правило, длина этих катеров не превышает 6 м. На них используются автомобильные двигатели мощностью 45—80 л. с.

TITLE

TITLE