Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Морские сани Уффы Фокса

Posted on 12.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Английский конструктор Уффа Фокс запатентовал обводы мореходного нерыскающего катера (рис. 53). Несущие поверхности днища выполнены в виде трех гидролыж большого удлинения. Особое значение имеет средняя лыжа, переходящая в широкий тупой форште­вень, примыкающий к палубе. У этой лыжи двойная роль. Во-первых, на расположенном вдоль ДП участке корпуса создается подъемная сила по всей длине катера вплоть до форштевня в отличие от корпусов дру­гих типов, включая тримараны и морские санч, где подъемная сила на носовой части корпуса при входе ее в волну невелика. Во-вторых, тупой форштевень в виде гидролыжи придает дополнительное водо­измещение всей носовой оконечности, сводя до минимума опасность зарыскивания на взволнованном море; носовая и кормовая оконеч­ности получаются хорошо сбалансированными.

Многие быстроходные катера проектируются без учета того, что в штормовую погоду приходится снижать ход до самого малого и ис­пользовать судно как водоизмещающее Как правило, остроносые глиссирующие катера имеют «сильно подрезанный» пологий форште­вень и линию борта, понижающуюся в носу. При уменьшении хода на большой волне заостренная носовая часть, не обладающая водо — извещением, зарывается в волну, и вследствие небольшой высоты борта в носу на палубу судна попадает много воды.

Чтобы избежать сильных ударов о волну, ширину средней гид­ролыжи делают не более 0,1 ширины судна; при этом обеспечивается достаточная подъемная сила на больших скоростях и необходимая плавучесть носа па малом ходу.

По бортам катера имеется пара гидролыж, являющихся несу­щими поверхностями, на которых создается дополнительная подъем­ная сила. Они представляют собой своеобразные скеги, отражающие вырывающиеся из-под средней лыжи брызги, а также придающие ка­теру высокую остойчивость. Профиль боковых гидролыж-скегов почти полностью исключает удары о волну.

Рис. 53. Схема обводов морских саней Уффы Фокса.

Если катер двухвинтовой, средняя лыжа одинаковой ширины доводится вплоть до транца. На одновинтовых катерах ее необходимо срезать, не доводя до транца, и заострить кормовую кромку таким об­разом, чтобы вода свободно подтекала к гребному винту без завих­рений и пузырей и движитель работал в сплошном потоке. Боковые лыжи идут по линии скулы, опускаясь до основной плоскости, при­чем ширина их плоской горизонтальной поверхности делается такой же или чуть меньше, чем средней лыжи; на двухвинтовых катерах они играют роль боковых скегов, защищающих гребные винты.

Запатентованный Фоксом трехкилевой нерыскающий катер имеет плавную килевую и поперечную качку, поскольку гидролыжи, вы­тянутые вдоль всей длины корпуса, обеспечивают устойчивое поло­жение как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Были проведены испытания гоночного катера длиной 6,4 м с об­водами типа «саней Фокса», аналогичными показанным на рис. 53. Ширина всех трех лыж была равна 238 мм Центральная лыжа имела постоянный угол атаки, равный 2,5° на длине ог начала ее подъема в носу до транца Под таким же углом к основной плоскости распо­ложены поверхности боковых лыж, оканчивающиеся у миделя, где был сделан поперечный редан высотой 50 мм. Зареданная часть лыж ьмела несколько больший угол атаки — 3,5°.

Своды боковых тоннелей выполнены с постоянным радиусом скруг — ления, равным 180 мм; центральная часть днища корпуса — с углом килеватости 30°, как на катерах с обводами «глубокое V».

На стоянке корпус имел осадку до верхней части тоннелей у транца, а при установившемся движении скользил только на лыжах. На ис­пытаниях с двумя 25-сильными подвесными моторами лодка развила скорость около 70 км/ч. На ходу смачивались участки центральной лыжи на длине 2,6 м и боковых — на длине 0,6 м.

Теоретический расчет сопротивления воды движению судов с кор­пусами, подобными саням Фокса, можно выполнить обычными ме­тодами, используя результаты исследований сопротивления глисси­рующих пластин малого удлинения. В получаемые при этом значения сопротивления или гидродинамического качества должны, однако, вводиться поправки на взаимовлияние «лыж», которое, как было по­казано в ходе экспериментов со схематизированными моделями глис­сирующих катамаранов, может приводить как к увеличению, так и к уменьшению гидродинамического качества. Наименее благоприят­ным оказывается такое расположение несущих поверхностей, при котором расстояние между ними, измеренное поперек судна, состав­ляет 2,5—3 ширины одной из них.

Рассмотрев теоретический чертеж саней Фокса, можно сказать, что из-за эффекта взаимовлияния качество всей системы из трех лыж будет приблизительно на 10% ниже, чем качество изолированных глиссирующих поверхностей такого же удлинения.

Как показали испытания моделей и натурных катеров с обводами Фокса, на наиболее характерных для туристских судов скоростях Fro =3 — 3,5 качество саней Фокса находится в пределах 4—5,5. В переходном режиме при Fro = 3 сопротивление саней оказывается несколько ниже, чем у традиционного корпуса, поэтому сани быстрее выходят на глиссирование и развивают более высокую скорость при полной нагрузке.

Испытания в условиях волнения показывают, что ударные перег грузки невелики и сани обладают достаточно комфортабельным ходом.

TITLE

TITLE