Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Многошаговый винт-мультипитч

Posted on 15.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Обычный гребной винт с постоянным (фиксированным) шагом позволяет использовать всю мощность двигателя только при одном определенном сочетании скорости и нагрузки лодки, частоты вращения гребного вала и т. п. Винт, рассчитанный на максимальную скорость лодки с одним водителем, оказывается «тяжелым» при нагрузке в три человека.

За рубежом для подвесных моторов и угловых откидных колонок выпускаются гребные винты типа мультипитч, лопасти которых можно Поворачивать в ту или иную сторону для изменения и точной коррек — тйрбвки шага. В небольших количествах винт-мультипитч «Днепр-240»,

*> rt

Многошаговый винт-мультипитч

Рис. 82. Способ изготовления модели винта из фанеры: а — «звездочка» из фанеры; б — проверка сечений лопасти по шаблону / и контршаб­лону 2, в — сборочная плита с шаговыми угольниками; г — модель перед обработкой.

Констр}кция которого разработана на «Днепрополимермаше», посту­пал в продажу и у нас в стране. Это трехлопастной винт с диаметром 240 мм и дисковым отношением A/Ad = 0,55, с бесступенчатым из­менением шага в пределах от 220 до 400 мм (шаговое отношение HID = 0,92-т-1,67). Лопасти винта изготовлены методом литья по вы­плавляемым моделям из нержавеющей стали 1Х18Н9Т (рис. 83). На цилиндричееких*комлях лопастей имеются кольцевые проточки, в ко­торые входят штифты, крепящие лопасти в ступиде.

Многошаговый винт-мультипитч

Рис. 83. Гребной аинт-мультипитч «Днепр-2<0».

107

/ *- ступица; 2 — демпферный палец; 3 — штифт крепления лопастн: 4Тулка; 5 •— разжимное кольцо; 6 — лопасть; 7 — регулирующее кольцо; 8 — шайба; S — обтекатель; 10 — упор; // — фиксатор; 12 пружина фик­сатора; 13 — штифт фиксации винта на валу.

Лопасть свободно вращается относительно оси комля и имеет выступающий прилив близ выходящей кромки, скользящий в фигур­ном пазу, профрезерованном в регулирующем кольце. За счет изменения продольного расстояния паза от среза ступицы при вращении этого кольца и происходит изменение шага в ту или иную сторону. При нуж­ном значении шага кольцо стопорится с помощью шайбы и гайки — обтекателя, для фиксации которой в свою очередь предусмотрен фик­сатор с пружиной.

Винт насаживается на гребной вал подвесного мотора так же, как и обычный, и удерживается на нем с помощью штифта, проходя­щего через втулку.

Масса винта — 1,18 кг, масса лопасти — 0,194 кг. Ступица, уста­новочное кольцо и обтекатель изготовлены литыми из алюминиевого
сплава, втулка 4 — выточена из легкого сплава. Цена винта-мультн — питча — 35 руб.

Несмотря на то, что мультипитч совмещает в себе как бы несколько сменных гребных винтов разного шага, он не лишен недостатков. Например, КПД винта при всех значениях шага, кроме расчетного или конструктивного, оказывается меньше КПД винтов фиксированного шага, рассчитанных специально на эти промежуточные режимы. Это объясняется тем, что для изменения геометрического шага винта (умень­шения или увеличения его) в мультипитче, как и в другом винте регу­лируемого шага (ВРШ), вся лопасть поворачивается на какой-то угол. Так как этот угол постоянен для всей лопасти, значение геометрического шага на различных радиусах лопасти изменяется не на одинаковую величину и распределение шага по радиусу лопасти искажается. Например, при повороте лопа­сти в сторону уменьшения шага на постоянный угол у шаг сече­ний на комле и конце лопасти изменяется в разной степени — у конца он уменьшается в зна­чительно большей степени, чем у комля (рис. 84;. При доста­точно большом повороте лопа­стей концевые сечения могут получить даже отрицательный угол атаки—создавать упор заднего хода. Кроме того, при развороте лопасти профиль поперечного сечения ее уже не ложится на спрям­ленную винтовую линию, а приобретает S-образную форму, что также приводит к искажению кромочного шага.

Обычный гребной винт имеет массу 400—500 г, на эту массу (ко­нечно, с запасом) рассчитаны подшипники редуктора подвесного мо­тора. Поэтому, если масса мультипитча будет превышать массу обыч­ного винта в 1,5—2 раза, моторесурс редуктора снизится. Следова­тельно, применение металла в конструкции мультипитча нежелательно и там, где это возможно, его необходимо заменять на более легкий материал, например пластмассу.

Существенным для потребителя является и высокая стоимость мультипитча, в 4—6 раз превышающая стоимость штатного винта мотора.

Из-за отмеченных недостатков мультипитча следует отдать пред­почтение набору из двух-трех винтов с фиксированным шагом, подо­бранным для каждого подвесного мотора с учетом сопротивления выпу­скаемых промышленностью серийных мотолодок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE