March 25, 2023
Судно такого типа должно быть рассчитано на успешное плавание по рекам с выходом в большие водохранилища или прибрежную зону морей. Судно должно противостоять волне по крайней мере в 3 балла (средняя высота волны 0,75 м, максимальная 1,25 м), обладать достаточно надежным и экономичным двигателем. Уровень комфорта должен обеспечивать возможность приготовления пищи и отдыха
экипажа на катере. В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют катера с каютой и стационарными двигателями, рассчитанные на плавание в экономичном водоизмещающем или переходном к глиссированию режиме. Суда этого типа могут плавать в районах, не ограниченных характером акватории и удаленных от населенных пунктов, так как обладают достаточными запасами горючего. Скорость и мощность двигателя таких катеров в меньшей степени зависит от нагрузки, чем глиссирующих, поэтому необходим прочный корпус, способный выдержать удар о топляк и даже посадку катера на камни. Эти суда должны иметь высокий борт и просторную рубку для того, чтобы оборудовать комфортабельные помещения, пригодные для полноценного отдыха экипажа как на стоянке, так и на ходу. Дальность плавания без заправки горючим должна быть около 200 км.
Примером решения проекта экономичного катера для дальних плаваний, рассчитанного на двух пассажиров, является катер «Тюлень» (рис. 92), разработанный для любительской постройки инж. Д. А. Курбатовым. Обводы корпуса рассчитаны на плавание с относительной скоростью Fr = 0,5—0,8, чему соответствует скорость 15—20 км/ч. На катере может быть установлен любой стационарный двигатель мощностью от 10 до 30 л. с. В первом случае скорость будет около 12 км/ч, во втором — • около 23 км/ч. Расход бензина на 1 км пути в обоих случаях составит 0,3—0,4 л. Планировка катера обеспечивает размещение двух спальных мест, платяного шкафа, столика, рундуков для запасов и снаряжения, просторный кокпит, бензобак емкостью около 50 л.
Важным элементо2м планировки катера является просторный кокпит площадью 3,4 м2. В кокпит вынесен камбуз, а в плохую погоду и на стоянке он используется как дополнительное помещение, закрытое тентом.
«Тюлень» имеет минимальные размерения, приемлемые для катеров рассматриваемого типа. Попробуем оценить возможность создания глиссирующей мотолодки с таким же уровнем комфорта и дальностью плавания. Весовая нагрузка (в кг) такой лодки при постройке корпуса из легкого сплава может быть представлена в виде:
Элементы весовой нагрузки
Металлический корпус и рубка Оборудование корпуса…. Два подвесных мотора по 30 л. с. Запас горючего на 200 км. . . Экипаж (2 чел.) с багажом. . Снабжение.
При таком водоизмещении и мощности двигателей реально можно рассчитывать в дальнем походе на среднюю скорость 35—36 км/ч. Заметим, что для данного судна требуется приобрести два подвесных мотора, стоимость которых составляет более половины стоимости самой лодки, а расход горючего на пройденный километр (0,6 л) вдвое больше, чем у катера «Тюлень».
Очевидно, что обеспечить требуемые для дальних походов мореходность, надежность и комфорт можно с меньшими затратами на судне водоизмещающего типа. Из всех главных качеств в этом случае придется жертвовать только одним — скоростью.
|
Рис. 92. Общее расположение катера «Тюлень» водоизмещающего типа.
Длина наибольшая —
5,92 м; длина по KBJI — 5,26 м; ширина наибольшая — 1,90 м; высота борта па миделе — 0,91 м: осадка — 0,40 м; водоизмещение по KBJI — 1,16 т. / — сетка для личных вещей; 2 — платяной шкаф: 3 — гент, состоящий из двух частей; 4 — носовая дуга тента; 5 — кормовая дуга тента; 6 — бортовая ниша под палубой, 7 — рундук — кормовое сиденье;
8 — двигатель CM-557JI;
9 — газовый примус, 10 — Сиденье водителя, // — ди — ван-койка, 12 — стол-тум — бочка; 13 — топливный бак;
14 — кожух над двигателем,
15 — рундук — бортовое си
Денье
Скорость в многодневном плавании, впрочем, понятие относительное. Если например, исчислять ее километрами, пройденными не за час, а за сутки, то обычная водоизмещающая лодка может показать результаты лишь немногим хуже, чем глиссирующая. Здесь нужно учитывать неизбежные для быстроходной мотолодки частые остановки на ночевку (рискованность плавания в темное время со скоростью более 30 км/ч при толщине металлической сбшивки 2—3 мм очевидна) и заправку бензином, для приготовления пищи и т. п.
Рис. 93. Шведский пластмассовый катер «Албин-25». |
I * — форпик; 2 — полка; 3 — диван койка, внизу рундук; 4 — складной стол; В •» каыоуз; 6 — гальюн; 7 — шкаф для непромокаемой одежды, в — шкаф, 9 • — закрытая полка; 10 — кормовая каюта.
Водоизмещагсщее судно может, не снижая скорости, двигаться круглосуточно (бензин расходуется экономичнее да и запас его не так жестко лимитируется нагрузкой, есть условия для полноценного отдыха экипажа на борту, встреча с топляком не опасна).
К сожалению, серийное производство водонзмещающих судов для туризма нашей промышленностью не освоено, что в значительной мере объясняется отсутствием надежных малооборотных двигателей соответствующей мощности.
В качестве примера рассмотрим популярное в скандинавских странах водоизмещающее судно «Албин-25», проект которого разработан шведским конструктором П. Брохалом (рис. 93, 94)- Устройство и оборудование «Албина-25» характерны для «семейных» крейсерских катеров, эксплуатируемых в северных широтах. Катер имеет защищенный пост управления, две изолированные каюты, из которых кормовая предназначена для детей. Для детей удобен и безопасен глубокий кокпит, в непогоду закрываемый тентом. Крыша рулевой рубки сделана из эластичного полупрозрачного пластика. При хорошей погоде или если рулевому требуется улучшить обзор> пластик можно скатать к боковому комингсу. В носовой каюте размещены две койки, камбуз, обеденный складной стол> закрытый гальюн, снабженный прокачной системой, платяной шкаф — все необходимое для длительного автономного плавания.
Обводы этого судна типичны для водоизмещающих судов (FrL = 0,55). Для уменьшения замывания бортов носовой волной, отражения брызг на волнении и в качестве демпфирующего устройства по всей длине корпуса чуть выше ватерлинии предусмотрен широкий брызгоотбойник.
Рис. 94. «Албин-25» на ходу. |
На «Албине-25» установлен очень экономичный дизель АД-21, развивающий максимальную мощность 22 л с. при 2400 об/мин На экономической скорости 13 км/ч (максимальная скорость всего на 3 км/ч больше) за час расходуется 1,8 л дешевого дизельного топлива. Ди’ель изолирован глухой выгородкой со звуковой изоляцией, благодаря чему уровень шума на месте водителя не превышает 75 дБ-
Длина катера — 7,5 м; ширина — 2,5 ы< осадка — 0,7 м; водоизмещение — 1,6 т. Запас топлива 60 л обеспечивает дальность плавания без заправки 430 км.
Может быть создан двухкаютный четырехместный катер примерно таких же размерений глиссирующего типа. В качестве иллюстрации приведем 25-футовый «Экспресс крейсер» американской фирмы «Крис Крафт», считающийся в США одной из наиболее популярных моделей (рис. 95, 96) Длина корпуса, изготавливаемого из стеклопластика, 7,72 м; ширина — 2,97 м, осадка — 0,69 м, масса катера— 1,9 т.
Благодаря большой ширине корпуса в салоне применена несимметричная планировка — со столом и диванами, расположенными у правого борта, камбузом и гальюном — у левого борта. На ночь стол опускается до уровня диванов и они превращаются в двуспальную койку. Две удобные койки имеются также в носовой части корпуса.
1Й0
Рис. 95. Общее расположение глиссирующего катера «Экспресс крейсер». |
I — полка; 2 — койка, 3 — раковина, 4 — камбузный стол, вничу холодильник; 5 — полка для посуды, 6 — плитка; 7 — умывальник, 5— унитаз, 9 —* люк над двигателем, 10 — сиденье рулевого, || — платяной шкаф; 12 — диван;
13 — стол, опускающийся до уровня диванов J
Рис. 96. «Экспресс крейсер» на ходу. |
Под койками и платформой кокпита предусмотрено место для хранения запасов и снаряжения.
Катер комплектуется 200-сильным бензиновым двигателем с угловым реверсредуктором или дизелем близкой мощности — При полном водоизмещении судна 2,7 т удельная нагрузка составляет около 13,5 кг/л, с, при этом скорость катера составляет 58 км/ч.