Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Малые суда для дальнего туризма

Posted on 16.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by


Судно такого типа должно быть рассчитано на успешное плавание по рекам с выходом в большие водохранилища или прибреж­ную зону морей. Судно должно противостоять волне по крайней мере в 3 балла (средняя высота волны 0,75 м, максимальная 1,25 м), обла­дать достаточно надежным и экономичным двигателем. Уровень ком­форта должен обеспечивать возможность приготовления пищи и отдыха
экипажа на катере. В наибольшей степени этим требованиям удовлет­воряют катера с каютой и стационарными двигателями, рассчитанные на плавание в экономичном водоизмещающем или переходном к глис­сированию режиме. Суда этого типа могут плавать в районах, не огра­ниченных характером акватории и удаленных от населенных пунктов, так как обладают достаточными запасами горючего. Скорость и мощность двигателя таких катеров в меньшей степени зависит от нагрузки, чем глиссирующих, поэтому необходим прочный корпус, способный выдер­жать удар о топляк и даже посадку катера на камни. Эти суда должны иметь высокий борт и просторную рубку для того, чтобы оборудовать комфортабельные помещения, пригодные для полноценного отдыха экипажа как на стоянке, так и на ходу. Дальность плавания без за­правки горючим должна быть около 200 км.

Примером решения проекта экономичного катера для дальних пла­ваний, рассчитанного на двух пассажиров, является катер «Тюлень» (рис. 92), разработанный для любительской постройки инж. Д. А. Кур­батовым. Обводы корпуса рассчитаны на плавание с относительной скоростью Fr = 0,5—0,8, чему соответствует скорость 15—20 км/ч. На катере может быть установлен любой стационарный двигатель мощностью от 10 до 30 л. с. В первом случае скорость будет около 12 км/ч, во втором — • около 23 км/ч. Расход бензина на 1 км пути в обоих случаях составит 0,3—0,4 л. Планировка катера обеспечи­вает размещение двух спальных мест, платяного шкафа, столика, рун­дуков для запасов и снаряжения, просторный кокпит, бензобак ем­костью около 50 л.

Важным элементо2м планировки катера является просторный кок­пит площадью 3,4 м2. В кокпит вынесен камбуз, а в плохую погоду и на стоянке он используется как дополнительное помещение, закры­тое тентом.

«Тюлень» имеет минимальные размерения, приемлемые для катеров рассматриваемого типа. Попробуем оценить возможность создания глиссирующей мотолодки с таким же уровнем комфорта и дальностью плавания. Весовая нагрузка (в кг) такой лодки при постройке корпуса из легкого сплава может быть представлена в виде:

Элементы весовой нагрузки

Металлический корпус и рубка Оборудование корпуса…. Два подвесных мотора по 30 л. с. Запас горючего на 200 км. . . Экипаж (2 чел.) с багажом. . Снабжение.

Итого. . . 1030

При таком водоизмещении и мощности двигателей реально можно рассчитывать в дальнем походе на среднюю скорость 35—36 км/ч. Заметим, что для данного судна требуется приобрести два подвесных мотора, стоимость которых составляет более половины стоимости самой лодки, а расход горючего на пройденный километр (0,6 л) вдвое больше, чем у катера «Тюлень».

Очевидно, что обеспечить требуемые для дальних походов море­ходность, надежность и комфорт можно с меньшими затратами на судне водоизмещающего типа. Из всех главных качеств в этом случае при­дется жертвовать только одним — скоростью.

Малые суда для дальнего туризма

Рис. 92. Общее располо­жение катера «Тюлень» водоизмещающего типа.

Длина наибольшая —

5,92 м; длина по KBJI — 5,26 м; ширина наиболь­шая — 1,90 м; высота бор­та па миделе — 0,91 м: осадка — 0,40 м; водоизме­щение по KBJI — 1,16 т. / — сетка для личных ве­щей; 2 — платяной шкаф: 3 — гент, состоящий из двух частей; 4 — носовая дуга тента; 5 — кормовая дуга тента; 6 — бортовая ниша под палубой, 7 — рундук — кормовое сиденье;

8 двигатель CM-557JI;

9 газовый примус, 10 — Сиденье водителя, // — ди — ван-койка, 12 — стол-тум — бочка; 13 — топливный бак;

14 кожух над двигателем,

15 рундук — бортовое си­

Денье

Скорость в многодневном плавании, впрочем, понятие относитель­ное. Если например, исчислять ее километрами, пройденными не за час, а за сутки, то обычная водоизмещающая лодка может показать резуль­таты лишь немногим хуже, чем глиссирующая. Здесь нужно учитывать неизбежные для быстроходной мотолодки частые остановки на ночевку (рискованность плавания в темное время со скоростью более 30 км/ч при толщине металлической сбшивки 2—3 мм очевидна) и заправку бензином, для приготовления пищи и т. п.

Малые суда для дальнего туризма

Рис. 93. Шведский пластмассовый катер «Албин-25».

I * — форпик; 2 — полка; 3 — диван койка, внизу рундук; 4 складной стол; В •» каыоуз; 6 — гальюн; 7 — шкаф для непромокаемой одежды, в — шкаф, 9 • — закрытая полка; 10 — кормовая каюта.

Водоизмещагсщее судно может, не снижая скорости, двигаться круглосуточно (бензин расходуется экономичнее да и запас его не так жестко лимитируется нагрузкой, есть условия для полноценного отдыха экипажа на борту, встреча с топляком не опасна).

К сожалению, серийное производство водонзмещающих судов для туризма нашей промышленностью не освоено, что в значительной мере объясняется отсутствием надежных малооборотных двигателей соот­ветствующей мощности.

В качестве примера рассмотрим популярное в скандинавских странах водоизмещающее судно «Албин-25», проект которого разра­ботан шведским конструктором П. Брохалом (рис. 93, 94)- Устройство и оборудование «Албина-25» характерны для «семейных» крейсерских катеров, эксплуатируемых в северных широтах. Катер имеет защищен­ный пост управления, две изолированные каюты, из которых кормовая предназначена для детей. Для детей удобен и безопасен глубокий кокпит, в непогоду закрываемый тентом. Крыша рулевой рубки сделана из эластичного полупрозрачного пластика. При хорошей погоде или если рулевому требуется улучшить обзор> пластик можно скатать к боко­вому комингсу. В носовой каюте размещены две койки, камбуз, обеден­ный складной стол> закрытый гальюн, снабженный прокачной системой, платяной шкаф — все необходимое для длительного автономного плавания.

Обводы этого судна типичны для водоизмещающих судов (FrL = 0,55). Для уменьшения замывания бортов носовой волной, отражения брызг на волнении и в качестве демпфирующего устройства по всей длине корпуса чуть выше ватерлинии предусмотрен широкий брызгоотбойник.

Малые суда для дальнего туризма

Рис. 94. «Албин-25» на ходу.

На «Албине-25» установлен очень экономичный дизель АД-21, развивающий максимальную мощность 22 л с. при 2400 об/мин На эко­номической скорости 13 км/ч (максимальная скорость всего на 3 км/ч больше) за час расходуется 1,8 л дешевого дизельного топлива. Ди’ель изолирован глухой выгородкой со звуковой изоляцией, благодаря чему уровень шума на месте водителя не превышает 75 дБ-

Длина катера — 7,5 м; ширина — 2,5 ы< осадка — 0,7 м; водо­измещение — 1,6 т. Запас топлива 60 л обеспечивает дальность пла­вания без заправки 430 км.

Может быть создан двухкаютный четырехместный катер примерно таких же размерений глиссирующего типа. В качестве иллюстрации приведем 25-футовый «Экспресс крейсер» американской фирмы «Крис Крафт», считающийся в США одной из наиболее популярных моделей (рис. 95, 96) Длина корпуса, изготавливаемого из стеклопластика, 7,72 м; ширина — 2,97 м, осадка — 0,69 м, масса катера— 1,9 т.

Благодаря большой ширине корпуса в салоне применена несим­метричная планировка — со столом и диванами, расположенными у правого борта, камбузом и гальюном — у левого борта. На ночь стол опускается до уровня диванов и они превращаются в двуспаль­ную койку. Две удобные койки имеются также в носовой части корпуса.

1Й0

Малые суда для дальнего туризма

Рис. 95. Общее расположение глиссирующего катера «Экспресс крейсер».

I — полка; 2 — койка, 3 — раковина, 4 — камбузный стол, вничу холодиль­ник; 5 — полка для посуды, 6 — плитка; 7 — умывальник, 5— унитаз, 9 —* люк над двигателем, 10 — сиденье рулевого, || — платяной шкаф; 12 — диван;

13 — стол, опускающийся до уровня диванов J

Малые суда для дальнего туризма

Рис. 96. «Экспресс крейсер» на ходу.

Под койками и платформой кокпита предусмотрено место для хранения запасов и снаряжения.

Катер комплектуется 200-сильным бензиновым двигателем с угло­вым реверсредуктором или дизелем близкой мощности — При полном водоизмещении судна 2,7 т удельная нагрузка составляет около 13,5 кг/л, с, при этом скорость катера составляет 58 км/ч.

TITLE

TITLE