March 29, 2023
На моторах с мотоциклетными карбюраторами типа К-36 («Москва», «Ветерок», «Нептун») управлять дроссельной заслонкой можно с помощью одного троса, отсоединив поводок магнето от карбюратора. Опережение зажигания устанавливается постоянным для эксплуатационной частоты вращения мотора. Трос привода с напаянным наконечником прикрепляется вместо штатного тросика к заслонке карбюратора. Трос имеет только один рабочий ход— на открытие заслонки, которая возвращается на место под действием пружины карбюратора.
Второй конец тросика (он должен быть заключен в боуденовскую оболочку) крепится к рукоятке (манетке) управления газом, установленной у штурвала.
Недостатком устройства является то, что опережение зажигания не регулируется в зависимости от частоты вращения, в результате при ее малых значениях мотор работает с сильной вибрацией и неполным сгоранием топливной смеси. При значительной длине троса в боуденовской оболочке силы пружины карбюратора оказывается недостаточно для надежного сброса газа.
Для совместного движения заслонки карбюратора и панели магнето требуется более сильная возвратная пружина. В этом случае трос прикрепляется к рычагу, выведенному в нижней части поддона наружу специально для подключения дистанционного управления (см. рис. 164). Пружина диаметром 10 мм навивается из миллиметровой проволоки. Длина пружины (ориентировочно 120 мм) подбирается таким образом, чтобы ее усилие возвращало рычаг газа в исходное положение — до полного закрытия карбюратора.
Приводы с возвратными пружинами не могут считаться абсолютно надежными; так, при неправильной термообработке пружина может сломаться. Более надежны системы управления с «бесконечным» тросом. В этом случае трос при прямом действии и возврате работает как тяговый.
В самом простом виде такое управление может быть применено для дроссельной заслонки на моторе «Вихрь» (рис. 167). В отверстие прилива, находящегося с правой стороны поддона мотора за основанием румпеля, вставляется и крепится гайкой боуденодержатель 2. Второй такой же держатель, но с более коротким концом, крепится на задней ручке 8 Мотора (для него нужно просверлить отверстие диаметром 8,2 мм). На конце рычага газа 4, надетого на вертикальный валик 5 дроссельной заслонки, ставится втулка 6 с прижимным винтом 7 для троса 3 с таким расчетом, чтобы она имела вращение в отверстии рычага 4. В данной системе требуется большой ход рукоятки на посту управления, поэтому
оба конца троса крепятся на шкиве диаметром около 100 мм. Для надежной работы системы возвращающая вегвь троса в боуденовской оболочке / должна иметь достаточный радиус изгиба.
Конструкция, разработанная С. Ф. Кудринским, пригодна для установки на любом моторе и по принципу действия аналогична используемой на мотолодке «Крым». На вращающуюся рукоятку румпеля (рис. 168) крепится шкив 3, свинчиваемый из двух половин, а на неподвижную часть румпеля — кронштейн / с упором боуденовских оболочек троса управления. Так как румпель имеет конусную поверхность, то кронштейн 1 гнется по предварительно снятому с места жестяному шаб-
Рис. 167. ДУ газом на «Вихре» с «бесконечным» тросом. |
Лону. Шкив 3 вытачивается на токарном станке, в нем нарезается резьба и сверлятся отверстия под соединительные болты, затем деталь разрезается по линии разъема ножовкой.
Кронштейн и шкив остаются постоянно закрепленными на моторе. При необходимости снятия мотора с лодки натяжение тросика газа ослабляется отдачей талрепа (винтовой стяжки), вмонтированного в линию троса между манеткой и шкивом, после чего трос легко выводится из зацепления со шкивом.
Тг |
Конструкция ДУ с жесткой кинематической связью в виде стальной проволоки, заключенной в оболочку, приведена на рис. 169. Для оболочки используется обычный боуденовский рукав, навитый из стальной проволоки. Жесткость оболочки повышается с помощью стальной проволоки, пропущенной снаружи и прикрепленной к рукаву двумя слоями изоляционной ленты. Перемещение сердечника обеспечивается парой зубчатый сектор—рейка. Подобная передача может быть использована для привода газа любого мотора и включения хода на моторах «Прибой» и «Ветерок», где необходимое для этого усилие сравнительно невелико. Диаметр стального сердечника 1,8 мм позволяет провести трос практически с такими же радиусами изгиба, как и в случае использования гибкой кинематической связи с тянущими тросами витой конструкции
Рукоятка газа * мотора „ ПоспВа — М |
Дет. д |
Bud A |
2omS0B,5. 2ВтЬнП Aem5 W 71itЩф |
Дегк.1 38 J5" |
Рис. 168. Универсальное ДУ газом, устанавливаемое на румпеле любого мошра. / » кронштейн; 2 — упор оболочки троса, 3 — р<!3ъемный шкив, 4 — натяжной болт, 5 — планка, 6 — оболочка с RDOCOM; Т — стопорный винт М6Х 10; 8 — винт М6Х20: 9 — винт М6Х15 я гайкой. |
Б-Б |
Т |
Интерес представляет разработанная Б. Д. Филипповым конструкция дистанционного привода для откидывания мотора вверх при подходе судна к берегу (рис. 170). Он состоит из кронштейна, изготовленного из шестимиллиметровой стали и закрепленного на моторе вместо алюминиевой планки, с помощью которой мотор крепится к поперечной пластине струбцин двух роликов и двухмиллиметрового троса с ру-
А-А Рис. 169. Конструкция пульта управления при использовании в качестве связи стальной проволоки. |
/ — сектор, т = 2,5; I = 7,86; 2 — щека, 6 = 2, АМг; S — бобышка, б *= 15, 4 — штуцер’, 5 — проволока пружинная, 0 1,8; 6 — рукоятка 6=5; 7 — зубчатая рейка, т= 2,5; T = 7,86; 8 — бобышка 6 = 10; 9 — полоса 5X10 текстолит- 10 — плита, 6=2, АМг II — планка, 6 = 1; 12 — гибкий металлический рукав, IS — изолента (2 слоя); 14 — трубка 12X2; 15 — планка крепления троса к поддону мотора; 16 — шток, и7; 17 — наконечник троса от ДУ для мотора «Москва». /S — рычаг на вертикальном валике дроссельной заслонки карбюратора
Кояткой, выведенной поверх пайола у места водителя. Для того чтобы упор-подставка на моторе поднимался вверх автоматически, на его ось поставлена спиральная пружина, работающая на скручивание. Один конец пружины заправлен под упор, второй — в отверстие, просверленное в кронштейне подвеекч. Упор удлинен за счет прикрепленного к его кромке угольника, благодаря чему обеспечивается достаточный угол откидывания мотора. Чтобы мотор в откинутом состоянии не повернулся, угольники-коротыши поставлены под переднюю ручку — ими мотор опирается г гтр бпшгы Грузик, подвешенный на рычаге зашелки заднего хода, облегчает откидывание мотора.
Для опускания мотора необходимо освободить упор вручную, но можно совсем снять его и стопорить мотор в откинутом положении за трос каким-либо устройством у места водителя, например сделать простейшую лебедку с храповиком
6 14 5 3 4 Рис. 170. Привод для дистанционного откидывания мотора «Вихрь» при подходе судна к берегу. |
1 •*- кронштейн; 2 — съемный ролик; Ь — ручка, 4 — неподвижный ролик; 5 — трос; 6 — угольник на упоре; 7 — грузик; 8 — • угольник на ручке мотора