Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Posted on 19.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

На моторах с мотоциклетными карбюраторами типа К-36 («Москва», «Ветерок», «Нептун») управлять дроссельной заслонкой можно с помощью одного троса, отсоединив поводок магнето от карбю­ратора. Опережение зажигания устанавливается постоянным для экс­плуатационной частоты вращения мотора. Трос привода с напаянным наконечником прикрепляется вместо штатного тросика к заслонке кар­бюратора. Трос имеет только один рабочий ход— на открытие заслонки, которая возвращается на место под действием пружины карбюратора.

Второй конец тросика (он должен быть заключен в боуденовскую оболочку) крепится к рукоятке (манетке) управления газом, установлен­ной у штурвала.

Недостатком устройства является то, что опережение зажигания не регулируется в зависимости от частоты вращения, в результате при ее малых значениях мотор работает с сильной вибрацией и неполным сго­ранием топливной смеси. При значительной длине троса в боуденовской оболочке силы пружины карбюратора оказывается недостаточно для надежного сброса газа.

Для совместного движения заслонки карбюратора и панели магнето требуется более сильная возвратная пружина. В этом случае трос при­крепляется к рычагу, выведенному в нижней части поддона наружу спе­циально для подключения дистанционного управления (см. рис. 164). Пружина диаметром 10 мм навивается из миллиметровой проволоки. Длина пружины (ориентировочно 120 мм) подбирается таким образом, чтобы ее усилие возвращало рычаг газа в исходное положение — до полного закрытия карбюратора.

Приводы с возвратными пружинами не могут считаться абсолютно надежными; так, при неправильной термообработке пружина может сломаться. Более надежны системы управления с «бесконечным» тросом. В этом случае трос при прямом действии и возврате работает как тяговый.

В самом простом виде такое управление может быть применено для дроссельной заслонки на моторе «Вихрь» (рис. 167). В отверстие прилива, находящегося с правой стороны поддона мотора за основанием румпеля, вставляется и крепится гайкой боуденодержатель 2. Второй такой же держатель, но с более коротким концом, крепится на задней ручке 8 Мотора (для него нужно просверлить отверстие диаметром 8,2 мм). На конце рычага газа 4, надетого на вертикальный валик 5 дроссельной заслонки, ставится втулка 6 с прижимным винтом 7 для троса 3 с таким расчетом, чтобы она имела вращение в отверстии рычага 4. В данной системе требуется большой ход рукоятки на посту управления, поэтому
оба конца троса крепятся на шкиве диаметром около 100 мм. Для надеж­ной работы системы возвращающая вегвь троса в боуденовской обо­лочке / должна иметь достаточный радиус изгиба.

Конструкция, разработанная С. Ф. Кудринским, пригодна для уста­новки на любом моторе и по принципу действия аналогична используе­мой на мотолодке «Крым». На вращающуюся рукоятку румпеля (рис. 168) крепится шкив 3, свинчиваемый из двух половин, а на непо­движную часть румпеля — кронштейн / с упором боуденовских оболо­чек троса управления. Так как румпель имеет конусную поверхность, то кронштейн 1 гнется по предварительно снятому с места жестяному шаб-

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Рис. 167. ДУ газом на «Вихре» с «бесконечным» тросом.

Лону. Шкив 3 вытачивается на токарном станке, в нем нарезается резьба и сверлятся отверстия под соединительные болты, затем деталь разре­зается по линии разъема ножовкой.

Кронштейн и шкив остаются постоянно закрепленными на моторе. При необходимости снятия мотора с лодки натяжение тросика газа осла­бляется отдачей талрепа (винтовой стяжки), вмонтированного в линию троса между манеткой и шкивом, после чего трос легко выводится из зацепления со шкивом.

Тг

Конструкция ДУ с жесткой кинематической связью в виде стальной проволоки, заключенной в оболочку, приведена на рис. 169. Для обо­лочки используется обычный боуденовский рукав, навитый из стальной проволоки. Жесткость оболочки повышается с помощью стальной про­волоки, пропущенной снаружи и прикрепленной к рукаву двумя слоями изоляционной ленты. Перемещение сердечника обеспечивается парой зубчатый сектор—рейка. Подобная передача может быть использована для привода газа любого мотора и включения хода на моторах «Прибой» и «Ветерок», где необходимое для этого усилие сравнительно невелико. Диаметр стального сердечника 1,8 мм позволяет провести трос практи­чески с такими же радиусами изгиба, как и в случае использования гибкой кинематической связи с тянущими тросами витой конструкции

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Рукоятка газа * мотора „ ПоспВа — М

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Дет. д

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Bud A

2omS0B,5. 2ВтЬнП Aem5 W

71itЩф

Дегк.1 38 J5"

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Рис. 168. Универсальное ДУ газом, устанавливаемое на румпеле любого мошра. / » кронштейн; 2 — упор оболочки троса, 3 — р<!3ъемный шкив, 4 — натяжной болт, 5 — планка, 6 оболочка с RDOCOM; Т — стопорный винт М6Х 10; 8 — винт М6Х20: 9 — винт М6Х15 я гайкой.

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Б-Б

Т

Интерес представляет разработанная Б. Д. Филипповым конструк­ция дистанционного привода для откидывания мотора вверх при под­ходе судна к берегу (рис. 170). Он состоит из кронштейна, изготовлен­ного из шестимиллиметровой стали и закрепленного на моторе вместо алюминиевой планки, с помощью которой мотор крепится к поперечной пластине струбцин двух роликов и двухмиллиметрового троса с ру-

А-А

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

Рис. 169. Конструкция пульта управления при использовании в ка­честве связи стальной проволоки.

/ — сектор, т = 2,5; I = 7,86; 2 — щека, 6 = 2, АМг; S — бобышка, б *= 15, 4 — штуцер’, 5 — проволока пружинная, 0 1,8; 6 — рукоятка 6=5; 7 — зубчатая рейка, т= 2,5; T = 7,86; 8 — бобышка 6 = 10; 9 — полоса 5X10 текстолит- 10 — плита, 6=2, АМг II — планка, 6 = 1; 12 — гибкий метал­лический рукав, IS — изолента (2 слоя); 14 — трубка 12X2; 15 — планка крепления троса к поддону мотора; 16 — шток, и7; 17 — наконечник троса от ДУ для мотора «Москва». /S — рычаг на вертикальном валике дроссельной заслонки карбюратора

Кояткой, выведенной поверх пайола у места водителя. Для того чтобы упор-подставка на моторе поднимался вверх автоматически, на его ось поставлена спиральная пружина, работающая на скручивание. Один конец пружины заправлен под упор, второй — в отверстие, просверлен­ное в кронштейне подвеекч. Упор удлинен за счет прикрепленного к его кромке угольника, благодаря чему обеспечивается достаточный угол откидывания мотора. Чтобы мотор в откинутом состоянии не повер­нулся, угольники-коротыши поставлены под переднюю ручку — ими мотор опирается г гтр бпшгы Грузик, подвешенный на рычаге зашелки заднего хода, облегчает откидывание мотора.

Для опускания мотора необходимо освободить упор вручную, но можно совсем снять его и стопорить мотор в откинутом положении за трос каким-либо устройством у места водителя, например сделать про­стейшую лебедку с храповиком

Любительская конструкция Для дистанционного управления моторами

6 14 5 3 4

Рис. 170. Привод для дистанционного откидывания мотора «Вихрь» при подходе судна к берегу.

1 •*- кронштейн; 2 — съемный ролик; Ь — ручка, 4 — непо­движный ролик; 5 — трос; 6 — угольник на упоре; 7 — грузик; 8 — • угольник на ручке мотора

TITLE

TITLE