Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Лодки для туризма выходного дня

Posted on 17.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

В большинстве случаев судно эксплуатируется на той же акватории, где оно базируется, — это может быть мелководная речка, озеро, море. Соответственно различным может быть и тип судна. В прин­ципе любое из рассмотренных выше судов может быть использовано для этого вида отдыха на воде. Как правило, дальние походы и спор­тивные плавания осуществляются не чаще, чем раз или два в сезон. Остальное время экипаж выходит на кратковременные прогулки.

Однако в тех случаях, когда судно не предполагается использо­вать для продолжительных выходов, нет смысла заботиться о том, чтобы оно по своим качествам соответствовало условиям дальнего туризма.

Туризм выходного дня — это автономное плавание с недолгими заходами в промежуточные пункты, либо переход до заданной точки
(места рыбной ловли, например)- В первом случае, очевидно, скорость не является определяющей характеристикой. Более того, для обеспе­чения автономности двигатель должен быть достаточно экономичным, чтобы не приходилось возить с собой много топлива. Единственно, что нужно обеспечить — это своевременное возвращение m 6л л-

За рубежом для воскресных плава­ний широкое распространение получили небольшие парусники, особенно шверт­боты. Привлекательность этого вида судна Помимо экономичности (подвесной мотор, если он предусматривается, имеет мини­мальную мощность, поэтому одной 10- или 20-литровой канистры бензина дос­таточно на двое суток) заключается в са­мом процессе управления парусами — Для горожанина неторопливое плавание без треска мотора — лучший способ снять утомление от уличного шума и суеты, а работа на шкотах — хорошая физическая зарядка. На многих акваториях, особенно близ городов, в зонах массового отдыха, где установлены ограничения по эксплуа­тации мотолодок, парусные лодки явля­ются единственным средством для выхода на воду-

Наша промышленность, до сих пор не освоившая массовой постройки шверт­ботов и парусных лодок, остается в боль­шом долгу перед любителями этого вида отдыха. О наличии спроса на суда данного типа можно судить по большому числу любительских конструкций-

Удачным вариантом прогулочного парусника является швертбот «Креветка»1 (рис. 100). Рассчитанный на экипаж из двух-трех человек, швертбот имеет разме — рения обычной мотолодки. Он может быть доставлен на трейлере за легковым авто­мобилем на любое озеро, удаленное от места базирования, —масса лодки 250 кг.

Па2русное вооружение площадью 13,5 м обеспечивает судну хорошие хо­довые качества, хотя в серийном варианте площадь парусов было бы целесообразно несколько уменьшить, чтобы приспособить к возмож­ностям не слишком опытного экипажа — Непотопляемость «Креветки» обеспечивается воздушными отсеками большого объема. Рубка-убе­жище позволяет оборудовать два спальных места — Осадка с подня­тым швертом составляет всего 0,2 м, что дает возможность лодке свободно подходить к берегу практически в любом месте.

1 Чертежи швертбота, спроектированного Д. А. КуРЙШТвЬш, опуБликованы в книге «15 пРОектов судов для любительской постройКи». Л., «Судостроение», 1975 г.

Лодки для туризма выходного дня

Рис. 100. Общий вид и па­русное вооружение шверт­бота «Креветка».

Длина наибольшая — 4;3 н; длина по КВЛ — 4,42 м; ширина — 1,72 м; высота борта на миделе — 0,65 м; осадка корпуса — 0,2 м, со швертом —1.20 м; водоизме­щение — 450 кг: площадь

13,5

Парусности

5 Г. М Новак 129

В серийном варианте швертботы подобных размерений наиболее целесообразно строить из стеклопластика. Применение современных технологических методов — формования корпусных конструкции на­пылением — позволяет обеспечить приемлемую для покупателя стои­мость. Свидетельством тому может служить швертбот <585» (рис. 101), польской постройки, который в последние годы приобрели многие наши яхт-клубы. По размерениям (585 — длина швертбота в санти­метрах) это более крупное и быстроходное судно, чем «Креветка». Большая ширина в сочетании с тяжелым металлическим швертом обеспечивает2 остойчивость, достаточную для несения полной парус­ности (15 м2) в свежий ветер (разумеется, экипажу при этом прихо­дится откренивать лодку, сидя на наветренном борту)- Вода, попа­дающая в кокпит, сливается за борт через шпигаты. Швертбот разви­вает под парусом скорость до 5 уз. Примерно такой же ход он имеет и с подвесным мотором «Салют».

Корпус швертбота «585» собран из секций палубы, отформованной вместе с рубкой, кокпита и днища с бортами — При толщине напылен­ного стеклопластика не более 10 мм масса судна не превышает 300 кг, стоимость с комплектом дакроновых парусов и полным снабжением составляет 2100 руб.

Разумеется, парусная лодка может с успехом эксплуатироваться лишь при наличии соответствующих условий—больших пространств воды со сравнительно тихим течением и свежими ветрами — Опыт пока­зывает, что такими условиями обладают, например, все волжские или днепровские водохранилища, многие озера на Урале и в Сибири, заливы морей, омывающих нашу страну-

Неплохим парусником может стать даже обычная гребная или моторная лодка, если, например, на ее транец навеешь подвесной парус, сконструированный финским изобрега1елем Антеро Катайненом (ем с 259).

Моторных судов для автономных плаваний в выходные дни, кроме водоизмещающих катеров, о которых говорилось в разделе «Малые суда для дальнего туризма», нет. Глиссирующие мотолодки для этой цели непригодны не только из-за малой автономности (по запасам бен­зина), но и в связи с большим шумом мотора. По этой причине мотолодки следует отнести к судам для переходов до заданной точки (ьторой вариант плаваний выходного дня). Такое назначение можно понимать и в более широком смысле: есть немало любителей проводить летний отдых, не слишком удаляясь от места жительства. От варианта пла­вания в выходные дни это, по сути, ничем не отличается — Для такого отдыха можно использовать любую пригодную для плавания на данном водоеме мотолодку — Некоторые ограничения следует учитывать, однако, в связи со спецификой времяпровождения. Так, мореходная лодка с обводами «глубокое V» окажется в данном случае не оптимальным вариантом из-за низкой начальной остойчивости-

Плоскодонная лодка может оказаться предпочтительнее килеватой, так как недостаточная мореходность компенсируется возможностью переждать непогоду на берегу — Лучшим вариантом лодки для туризма выходного дня следует признать тримаран, который сочетает высокую статическую остойчивость с отличной мореходностью и большой полез­ной площадью кокпита — Последнее также является немаловажным преимуществом при выезде на пикник компанией из четырех—шести человек-

Лодки для туризма выходного дня

При проектировании мотолодок для туризма выходного дня сле­дует учитывать то обстоятельство, что по прибытии на место отдыха лодка становится базой для размещения необходимого снаряжения, а нередко служит и местом ночлега. Надежный тент, защищающий пассажиров и запасы от дождя, совершенно необходим-

В районах, где непогода не редкость, используют своеобразный тип мотолодки с жестким тентом, получивший за рубежом название ехардтоп». В носовой части подобных судов оборудуются два стацио-

Лодки для туризма выходного дня

Рис. 102. Мотолодка «Терхи-480» типа «хардтоп».

Длина — 4,8 м; ширина — 1,9 м; масса —* 450 кг; пассажировчестимость 5 чел.; подвесной мотор —3 — 50 л. с. с удлиненным дейдвудом

Нарных спальных места, закрываемых сверху остекленной рубкой уме­ренной высоты. Здесь же располагается портативный камбуз с га овой или спиртовой плиткой, раковина. С кормы рубка открыта, благодаря чему при сравнительно небольших размерениях лодки удается полу­чить просторный кокпит. При необходимости кресла водителя и пасса­жира раскладываются в дополнительные спальные места, а кокпит сверху закрывается матерчатым тентом — Примерами подобных мото­лодок могут служить финская пластмассовая лодка «Терхи-4’80» (рис. 102) и серийная отечественная лодка из легкого сплава со сдвиж­ной рубкой «Сарепта».

Другой тип мотолодки — «дневной крейсер» отличается рубкой еще меньших размеров, но закрытой с кормы переборкой — Такова, например, пластмассовая мотолодка «Марина», разработанная ЦКБ «Нептун» (рис. 103).

И «дневной крейсер» и «хардтоп» удобны тем, что всегда предо­ставляют экипажу сухие, готовые для отдыха койки и надежное убе­
жище от непогоды Кроме того, рубка хорошо защищает лодку от за­ливания гребнем встречной волны-

Существуют также варианты катеров со складными рубками (рис. 104)- Для оборудования жилого помещения здесь используется пространство иод носовой палубой, где распотагаются койки, туалет,

Лодки для туризма выходного дня

Рис. 103. Общее расположение мотолодки — «дневного крейсера»

;

«Марина».

Длина — 5,32 м; ширина — 1,94 м; высота борта — 0,91 м; масса порожнем в 430 кг: скорость с двумя моторами «Нептун-23» —» 33 км/ч; максимальная ско« рость — 40 км/ч.

/ — блок плавучести; 2 — мягкая обивка комингса рубки; 3 — койки; 4 — Еетровое стекло; 5 — сиденье водителя; 6 — тент; 7 — кормовой диван; в •>

Бензобак.

Шкафчики для одежды — Внешне такой катер выглядит, как обычный разъездной с открытым кокпитом, но при необходимости часть носовой палубы поднимается вверх, вытягивая за собой пластиковые боковые стенки — получается вполне уютная каюта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TITLE

TITLE