Акваскипер — всё про новый водный велосипед

Лодки для смешанного туризма

Posted on 17.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

Популярность лодок для смешанного туризма — по воде и по суше стремительно растет прежде всего в связи с развитием авто­мобилизма. Привлекательность этого вида туризма заключается в воз­можности ознакомиться с акваториями, водных путей до которых либо нет вообще, либо они слишком протяженны-

Вначале классифицируем суда для смешанного туризма по спо­собам доставки по суше.

Лодки для смешанного туризма

Рис. 104. Прогулочный катер «Бертрам-24», оборудованный каютой под носовой поднимающейся палубой: а — катер на плаву; б — уст­ройство жилого помещения под палубой.

Длина — 7,32 м; ширина — 2,44 м; осадка — 0,76 м; водоизмещение 1,73 г.

Скорость под двумя 165-сильными двигателями — 68 км/ч. ‘ — унитаз; 2 -» койка; 3 — боковые пластиковые стенки; 4 — поднимаю­щаяся часть палубы; 5 — входной тамбур из пластика, натягиваемый на труб­чатый каркас: 6 — ветровое стекло с «форточкой»; 7 «— платяной шкаф; 8 — • пулы управления.

Лодки, используемые для переноски в рюкзаке, среди судов этого типа имеют наименьшие размеры. Для одиночного путешественника лодка массой 20 кг вместе с остальным снаряжением может оказаться чрезмерной нагрузкой. Большие возможности у туристской группы — ей по силам лодки массой 40 кг с дополнительным снаряжением, на­пример, с парусами и подвесным мотором.

Наиболее удобны для этих целей надувные лодки. Заводами рези­нотехнических изделий в Уфе и Ярославле разработано более десяти надувных лодок вместимостью от одного до десяти человек. В серийном производстве, правда, освоены только лодки маленьких размеров. Это одноместный «Ветерок», двухместные ЛГН-2, «Волна», «Уфимка», «Айгуль». Несмотря на небольшие размеры (одноместная 2×1,2 м. двухместные 2,2—2,6X1,2 у.) надувные лодки имеют хорошую грузо­подъемность (100 кг — одноместные, 200—250 кг — двухместные), при этом масса самой лодки составляет всего 5—7% полного водоизмеще­ния. Переноска упакованной лодки массой 12—15 кг доступна для любого туриста. В комплект некоторых лодок входит удобная легкая палатка, которую можно ставить ьак на лодке, так и на берегу — Пере­вернутая вверх дном лодка служит матрасом-

Скорость и особенно управляемость надувных лодок под веслами, однако, невысоки, поэтому в штормовую погоду удаляться от берега на них не рекомендуется — Впрочем, на нешироких акваториях эти ограничения несущественны, так как всегда есть возможность укрыться под любым берегом — Аварийная непотопляемость лодки обеспечена деле­нием надувной камеры па несколько автономных отсеков. При жела­нии на обычную гребную надувную лодку можно установить легкий подвесной могорчик или парусное вооружение-

Короткие и широкие, обладающие большой парусностью надувные лодки используют чаще для рыбной ловли или сплава по течению — Гораздо большие возможности для спортивного туризма предоставляют разборные байдарки с резинотканевой обшивкой — Передвигаясь на г. ес — лах, а иногда и под парусом, экипаж не связан необходимостью про­кладывать маршрут через пункты бензозаправки. Для байдарочников не существует ограничений, установленных для водномотормиков в связи с запрещением эксплуатировать моторы на ряде акваюрий. Не обладая высокой мореходностью, байдарки, благодаря своей порта­тивности, позволяют туристам миновать наиболее опасные места, пороги и шлюзы в обход по суше. Байдарки легки на ходу- достаточно вместительны и грузоподъемны — Дневной переход на веслах может составить 50 км при спокойной погоде.

Отечественная промышленность выпускает одно — и двухместные разборные байдарки — Двухместная «Салют-4,7» имеет массу 37 кг и упаковывается для перевозки в два пакета. Длина этой лодки* — 4,7 м, ширина — 0,9 м, высота до привального бруса — 0,28 м, грузо­подъемность — 260 кг.

По своей массе и габаритам в сложенном виде рачборные байдарки менее удобны для переноски, чем надувные лодки — Чаще всего их до­ставка в начальную точку маршрута осуществляется с помощью раз­личных транспортных средств.

К группе малых судов, перевозимых на транспортных средствах, может быть отнесен и разборный туристский швертбот «Мева», импор­тировавшийся в нашу страну в течение ряда лет и получивший широ­кую популярность. 6н имеет каркасную конструкцию с надувными бортами (рис. 105) и оснащается парусным вооружением типа шлюп

Лодки для смешанного туризма

С площадью парусов 6,4 ма. Длина корпуса — 3,5 м, ширина — 1,3 м, масса с полным снаряжением — 72 кг, допустимая грузоподъемность — 280 кг. Обычно эта лодка используется для путешествий под парусом в одиночку или вдвоем-

На «Меве» совершаются плавания в условиях, на которые она вряд ли рассчитана, например, по Азовскому морю и Онежскому озеру. С нагрузкой до 350 кг лодка > спешно преодолевает значительную волну, сохраняя управляемость и хороший ход под парусом.

К судам для смешанного туризма могут быть отнесены и надув­ные мотолодки, рассчитанные на установку подвесного мотора мощ­ностью до 40 л. с. Существенными узлами таких лодок являются щито­вые пайолы, кили и жесткие транцы, которые обеспечивают необхо­димую жесткость надувного корпуса для восприятия им упора греб­ного винта подвесного мотора. Это обусловливает значительную массу конструкции и ее габариты в подготовленном для перевозки виде. Например, масса четырехместной надувной лодки «Гриф» польского производства составляет 58 кг, упаковывается она в два пакета — один диаметром 0,4 м и длиной 1,2 м; другой с габаритами 0,9Х О,6Х 0,1 м. Кроме этого, отправляющимся в путешествие необходимо взять с собой громоздкий мотор, скажем, «Нептун» (масса 44 кг, габариты 1.09Х X0,82X0,36 м), две 20-литровые канистры с горючим, палатку, спаль­ные мешки, продовольствие. Доставка всего этого снаряжения может составить проблему даже для владельца автомобиля «Жигули», снаб­женного верхним багажником.

Надувными мотолодками охотно пользуются не только для про­гулок, но и для дальних спортивных плаваний, в различных экспеди­циях. Следует, однако, критически отнестись к оценке возможностей надувных лодок для путешествий. Одним из недостатков с этой точки зрения является малая полезная площадь кокпита. На «Грифе», напри­мер (рис. 106), при длине кокпита 2 м ширина между бортовыми балло­нами составляет всего 0,75 м. Единственное надувное сиденье располо­жено в районе миделя (его спинка фиксируется поперечной балкой — распоркой). Рулевой не может воспользоваться им, так как из-за от­сутствия дистанционного управления сидеть ему приходится у транца (либо прямо на пайоле, либо на одном из баллонов).

Наиболее подходящим местом для грузов можно считать про­странство под носовой палубой, но объем его явно недостаточен, поэтому вещи размещают в кокпите. На ходу даже при небольшой зыби они на­чинают перемещаться. Единственный выход из этого положения — упаковывать снаряжение в полиэтиленовые пакеты или брезентовые мешки, фиксируя их с помощью приклеенных к бортам ремней либо резиновых амортизаторов. Для этой лодки целесообразен экипаж из двух человек. Нормальная эксплуатация возможна с подвесным мото­ром мощностью 8—14 л. с.

В большей мере для смешанного туризма подходят надувные лодки, на которых не предусматривается установка механического двигателя. Получили популярность различного рода надувные плоты — катама­раны, понтоны, на которых путешествуют до 6—8 человек. Туристские лодки-понтоны, разработанные на Уфимском заводе РТИ, имеют по­лезную грузоподъемность более 1000 кг (ТЛП-10). Их размерения (3,7×2,4 м) позволяют не только разместить необходимые запасы, но и оборудовать спальные места (надувные матрасы в сочетании со спальными мешками). Модернизированный вариант надувного плота грузоподъемностью 600 кг (ТЛП-6) имеет более совершен-

Лодки для смешанного туризма

Рис. 106. Надувная мотолодка «Гриф».

Длина наибольшая — 3,3 м; ширина—1,4 м; диаметр надувных камер—*

0,325 м; длина кокпнта — 2,0 м; ширина кокпита — 0,75 м. / — надувные камеры; 2 — бортовые камеры-волнорезы; 3 — вклеенный деревянный транец; 4 — металлические подкосы для соединения жесткого пайола с транцем; 0— старн-кницз; 6 — ручки для переноски лодки; 7 — весло-гребок; 8 — поперечная ^распорка; 9 — жесткий пайол; 10 — привальный брус нэ губчатой резины; // Л— носовая палуба.

Ные обводы с приподнятыми кормовой и носовой оконечностями, обе­спечивающими лучшую всхожесть на волну и уменьшающими за- ливаемость. Этот плот комплектуется четырьмя разъемными веслами, рукоятки которых, дополненные надставками, служат стойками па­латки. Откинув бортовые полотнища палатки, можно работать веслами.

Лодки для смешанного туризма

Рис. 107. Складная дюралюминиевая мотолодка «Мечта».

Длина наибольшая — 3,14 м; ширина наибольшая — 1,11 м; высота борта —

0,47 м; масса со снаряжением без мотора — 49 кг. / — мягкая носовая палуба; 2 — пиллерс; 3 — банка; 4 — фанерная опора банки; & — баллон; 6 — замок для крепления банки; 7 — кница; 8 — жесткий 1ранец (для герметизации предусмотрен еще мягкий транец); 9 —. транцевая плита; 10 *— весло; // •*- крючок нижний; 12 — крючок верхний; 13 бор­товой киль.

Имеются два жестких сиденья, убрав которые нетрудно оборудовать спальные места. На испытаниях палатка довольно удачно использова­лась в качестве паруса.

Другой вид транспортабельных судов — складные и секционные лодки. По отношению собственной массы к полезной грузоподъемности они уступают надувным лодкам. Складная двухместная дюралюминие­вая лодка «Мечта» (рис. 107) при собственной массе около 50 кг рас­считана на нагрузку в пределах 200 кг. В сложенном виде лодка имеет

Габариты 1,16Х 1,07X0,18 м, в готовом к плаванию — 3,14Х 1,1 IX ХО.47 м. Непотопляеместь ее обеспечивается двумя надувными балло­нами, укладываемыми вдоль бортов. Использоваться эта лодка может на реках при волне высотой не более 0,3 м с подвесными моторами «Салют» или «Прибой». Скорость при полной нагрузке под «Салютом» — около 10 км/ч.

Секционные лодки имеют примерно те же характеристики, что и складные. Например, корпус секционной мотолодки «Романтика» (рис. 108) собирают на болтах из трех основных секций, каждая из которых в свою очередь может быть разобрана на части. Неразборные днищевые части корпуса кончаются переборками, их высота равна высоте корпуса до фланца, по которому осуществляется соединение с секциями верхней части борта. Два человека собирают лодку за 30— 40 мин. Лодка рассчитана на плавание под моторами «Прибой» и «Салют» двух человек. Размеры «Романтики» — 2,6Х 1,1X0,45 м, масса — 45 кг, полное водоизмещение — 260 кг. В разобранном виде лодка упаковы­вается в пакет размерами 1,16X0,92X0,37 м.

Складная лодка обладает лучшей управляемостью, более высокой скоростью на веслах, более высокой прочностью и долговечностью дюралевой или пластмассовой обшивки, чем надувная.

Складные и секционные лодки пользуются спросом — ежегодно их продают свыше 10 тысяч. Еще большее количество строят любители, что можно объяснить возможностью без особых трудностей получить судно, отвечающее индивидуальным вкусам, транспортабельное, не тре­бующее места на лодочной стоянке, а также стапеля и мастерской для постройки.

Нередко путешествия смешанного типа осуществляются с исполь­зованием в качестве транспортного средства легковых автомобилей. Существуют три основных вида транспортировки лодки в этом случае: на верхнем багажнике автомобиля, на специальном прицепе-трейлере и на колесах, прикрепляемых непосредственно к лодке Наибольшую свободу в выборе типа и размерений лодки предоставляет перевозка судна на трейлере — важно только, чтобы полная масса прицепа с гру­зом не превышала 60% массы снаряженного тягового автомобиля (подробно требования к конструкции прицепов — см. гл. V). Для пере­возки на трейлере практически пригодна любая из серийно выпускае­мых мотолодок или легкий швертбот, например типа «Креветка».

Идея преодолевать участки суши своим ходом или на буксире за автомобилем впервые была воплощена на серийном судне «Прогресс». В его проекте предусмотрено устройство для вытаскивания лодки из воды на берег и для буксировки за автомобилем. В корпусе по бортам и в носу приклепаны гнезда, в которые могут вставляться кронштейны колес и водило для буксировки. Широкого распространения лодки с этим устройством не получили. Однако интерес к этому устройству проявили многие любители водного туризма. Ими разработаны анало­гичные колесные варианты для целого ряда других популярных серий­ных моделей.

Представляет интерес специальная разработка лодки для вла­дельцев автомобилей—плавучая дача-амфибия «Дон» (рис. 109 и 110). При перевозке за автомобилем все оборудование укладывается в ком­пактный прицеп, снабженный парой колес с амортизированной под­веской и сцепным устройством. При необходимости прицеп превращается в уютный домик, а при спуске на влду он стыкуется с мотолодкой — катамараном длиной 2,95 м, образующим носовую оконечность. Обе

Лодки для смешанного туризма

Части могут эксплуатироваться на воде и как единое целое, и по от — дельнссти, причем катамаранный отсек с 30 сильным мотором разви­вает скорость более 50 км ч, он может бхксировать воднолыжника Общая житая площ<пь получающейся плавдачи—8 5 м3

Специфические требования, предъявтяеыые к лодкам дтя перевозки на верхнем багажнике автомобиля, заставляют выдел 1ть их в отдель­ную группу лодок-«картоп» (см ниже)

Наконец, еще один тип судна, специа1ьно предназначенный для «земноводных» путешествий — лодка амфибия Трудно, правда, пред-

Лодки для смешанного туризма

Рис. 109 Плавучая дача-амфибия «Дон» на дистанции гонок

Положить, что такие суда будут когдг-н к’удь строиться серийно. По крайней мере, до настоящего времени не блло даже попыток разра­ботать проект амфибии для промышленного производства her сведе’и! и о выпуске амфибий за рубежом Причина этого следующая совмещая В себе свойства автомобиля и судна, афибия значительно устпает по своим эксплуатационным характеристикам и тому и другому Можно отметить, что с развитием автомобичнзации нашей страны и iTepec к тодкам амфибиям снизился

Недостатки амфибии очевидны Рассмотрим, например кагер — амф? биго «Кристал!» (рис 111), оригинатьный проект которой разра­ботан Е Г Пономаревым Двигатетем служит автомобильный двига­тель М214 «Boira», который через раздаточную коробку приводит в действие водометный движитеяь и задние ведущие колеса Нетрудно убедиться что, несмотря на объявтенную вместимость в количестве четырех человек, лодка даже при путешествии вдвоем позволит взять с собой лишь минимальное снаряжение, так как много места займет

Лодки для смешанного туризма

Рис. 111. Ютер амфибия «Кристалл».

Длина — 5,1 м. тирана — 2,13 ы, полное водоизмещение — 900 кг, двигатель

М 21 А

Тяжелая механическая установка г. На воде колеса поднимают над ватер­линией или снимают — в первом случае ухудшается мореходность, во втором — уменьшается свободный объем в кокпите. На воде «Кри­сталл» может развивать скорость до 51 км/ч, по шоссе — до 42 км/ч, однако вряд ли можно рассчитывать на то, что он, хотя бы даже со зна­чительно меньшей скоростью, сможет преодолевать прибрежные топкие участки берегов.

TITLE

TITLE