February 7, 2023
На боковых кромках плоской пластины при глиссировании возникает перепад гидродинамического давления, следствием чего является образование брызговой пелены по бортам катера. Если давление по всей ширине днища постоянно, то обеспечивается наивысшая поддерживающая способность днища на единицу его смоченной поверхности. Однако если боковые кромки пластины скруглены, то более плавным становится и перепад гидродинамического давления у скул: на замывающихся водой скругленных участках теряется часть подъемной силы. Причем, чем больше радиус скругления, тем значительнее потери ее.
Из вышесказанного следует, что применение обводов со скругленной скулой для быстроходных глиссирующих катеров, особенно при ограниченной мощности двигателя, нецелесообразно. В то же время круглоскулые катера обладают рядом преимуществ по сравнению с корпусами, имеющими четко выраженную острую кромку по скуле. «Зализанный» круглоскулый корпус на волне получает уенее жесткие удары, отличается плавной качкой.
Круглоскулые обводы применяются для катеров, рассчитываемых на умеренные скорости — переходный режим при Fr/> = 1 —1,2. Корпус часто дополняется скуловым брызгоотбойником (рис. 23), уменьшающим замывание скуловых участков бортов. Иногда используются комбинированные обводы’ в носовой части, где особенно сильны ударные перегрузки при ходе на волнении, корпус выполняется по типу круглоскулого, в кормовой части, для того чтобы получить глиссирующую поверхность с достаточно высокими гидродинамическими характеристиками, имеется площадка днища с острой скулой (рис. 24).
|
Р, с — 23. Скуловой брьпгоотбой — Ник на круглоскулом пластмассовом корпусе. |
Корпуса с острой скулой помимо высокого гидродинамического качества при глиссировании имеют повышенную начальную остойчивость, большой объем внутренних помещений. Они могут быть изготовлены из листовых материалов (фанеры и металла) при использовании метода разворачивающихся на плоскость поверхностей для построения Теоретического чертежа.
КЗ
Рис. 25. Теоретический чертеж гоночной мотолодки «Леви-16» с обводами «глубокое V». Длина — 4,9 м; ширина— 1,5 м; масса корпуса — 220 кг; подвесной нотор —до 140 л. с; угол килеватости днища — 2S*. |
Появившийся в последние годы для океанских гонок тип глиссирующего корпуса с большой килеватостью днища и плавным переходом днища в борта (см., например, корпус мотолодки «Леви-16» итальянского конструктора Ренато Леви — рис. 25) можно лишь услоыю стнести к сстроскулыч. Роль острой боковой кромки, ограничивающей глиссирующий участок днища, выполняют здесь продольные геданы.