March 29, 2023
Недостатки серийной мотолодки «Казанка», в течение почти четверти века выпускающейся массовыми сериями, общеизвестны. Низкая остойчивость, большие ударные перегрузки при ходе даже на небольшой волне, приводящие к разрушению заклепочных соединений, сильное забрызгивание кокпита, недостаточный запас аварийной плавучести — вот основные претензии, которые предъявляли к этой лодке потребители.
С применением на лодке 20—25-сильных подвесных моторов эти недостатки усугубились.
Безопасность плавания при установке 25-сильного мотора удалось повысить путем установки герметичных бортовых наделок-булей в кормовой части лодки (см. рис. 64), значительно увеличивающих как статическую, так и динамическую остойчивость лодок.
Установка булей дала и побочный эффект: суммарный их объем полностью обеспечил необходимую плавучесть кормы в случае опрокидывания или заливания лодки волной. Лодка с булями способна держаться на ровный киль и даже поддерживать на плаву двух-трех человек. Освободившееся место внутри лодки после снятия герметичных воздушных ящиков, ранее обеспечивающих непотопляемость, смогло быть использовано для размещения дополнительных топливных бензобаков.
Появившись сначала на «Казанках» в качестве «рационализации» любителей, були затем были применены на выпускаемых промышленностью модификациях лодок «Южанка», «Казанкс.-МД», а также поставлялись в торговую сеть отдельно от лодок.
С той же целью, что и були, применяют герметичные наделки, представленные на рис. 135. Их закрепляют в верхней части бортов, что способствует увеличению высоты бортов. Эги наделки менее эффективны, чем були, но и они при входе мотолодки в волну на предельных углах крепа хорошо отражаю! брызги. Боковые съемные стекла из плекси — глася длиной i м создают дополнительную защиту от ветрл и брызг.
Рис. 135. Герметичные наделки нл верхней части борта и боковые съемные стекла из плексигласа на мотолодке «Казанка». |
Для того чтобы сохранялась возможность грести веслами, достаточно кормовую стойку боковых стекол установить в 100 мм перед уключинами.
Существуют конструкции легких полурубок, полностью закрывающих кокпит лодки спереди и с бортов и имеющих съемную крышу i-s
Рис. 136. Легкая рубка на «Казанке». |
Водоотталкивающей ткани или пластика (рис. 136). Стойки такол рубки могут быть изготовлены из двухмиллиметрового дюралюминия и угольников, верхнюю раму лучше всего сделать из трубы 22×2 мм, стекла — из оргстекла толщиной 5—6 мм. В матерчатой крыше рубки делают карманы, в которые вставляют деревянные или текстолитовые продольные планки, предотвращающие прогибание крыши. В кромки тента для плотного обтягивания его по периметру рубки вшивают резиновый шнур.
В случае кесбходимости, например при шлюзовании, тент может быть снят и рубка практически не затрудняет действий экипажа.
1 |
При ходе на волнении «Казанка», как и любая другая лодка с плоским днищем и низкой скулой вносу, подвергается удар ям и сильному
Рис. 137. Установка подводных крыльев на мото. юдк/ «Казанка» (конструкция А С. Чугунова). |
Забрызгиванию. Скорость и комфортабельность хода можнэ повысить лишь за счет установки подводных крыльев, один из вариан юв которых, осуществленный А. С. Чугуновым, показан на рис. 137, 138. Конструкция носового крыла из нержавеющей стали выпол 1ена откидыва-
|
Рю. 138. Носовое (а) и кормовое (б) подводные крылья в сборе.
I — стойка; 2 — наконечник; 3 — шарнирный подшипник; 4 — стойка коркового крыла; S *- гидроцилиндр; 6 шток-плунжер; 7 —.подмоторяая
Доска,
Ющейся. Для обеспечения необходимой жесткости крыло имезт две основные и две дополнительные стойки, профиль крыла — симметричный сегмент. Основные стойки — составные, нижняя часть обтекаем It о поперечного сечения изготовлена из листовой стали толщиной 6 мм, верхняя — из трубы. В верхние концы стоек вмонтированы шарнирные подшипники Ш17, позволяющие компенсировать погрешности, допущенные при изготовлении и монтаже стоек крыла и верхних опор.
Кормовое крыло имеет тот же профиль и также изготовлено из нержавеющей стали. Две боковые стойки вырезаны из листа толщиной 6 мм. К стойкам прикреплены гидроцилиндры, плунжеры которых являются направляющими для подъема кормового крыла. Цилиндры крепятся на шарнирах к транцу мотолодки, а концы плунжеров — к крылу. Стойки крыла скрепляются доской, на которую навешивается мотор. Гидроцилиндры одностороннего действия служат для подъема кормового крыла вместе с мотором в верхнее положение, например, при подходе лодки к берегу. Давление в гидросистеме создается с помощью ручного насоса. Для опускания крыльев в рабочее положение масло из гидроцилиндра перепускается через клапан в бачок системы (он имеет емкость около 1 л). В нижнем положении крыло стопорится с помощью пружинных фиксаторов, входящих в отверстия стоек. Фиксаторы правой и левой стоек крыла соединены между собой тросиком.
Подъем носового крыла осуществляется вручную. Общая масса крыльевого устройства составляет 34 кг. Если смириться с необходимостью поднимать 65 кг вручную (кормовое крыло вместе с мотором «Вихрь»), то можно обойтись и без гидроцилиндров, как это сделано на мотолодке «Прогресс» (см. с. 182).
Скорость мотолодки с мотором «Вихрь», имеющим штатный гребной винт с шагом 300 мм, при выходе на крылья составила 50 км/ч с двумя людьми на борту и 47 км/ч — с четырьмя. Лодка устойчиво идет на крыле при волнении высотой до 0,3 м. Но особенно заметный эффект дает использование подводных крыльев на лодках с моторами мощностью 10—12 л. с. С нагрузкой в четыре человека лодка выходит на крыло, причем скорость ее составляет около 40 км/ч (с одним водителем — 52 км/ч).